Следующая новость
Предыдущая новость

Время ностальгии: Grand Theft Auto в душе каждого из нас

12.11.2017 22:52
Время ностальгии: Grand Theft Auto в душе каждого из нас

На этой неделе, а именно 8 ноября 2017 года, отметила своё 20-летие культовая серия экшенов, которую любит не только многочисленная школота и студенты, но и вполне уважаемые сэры, выросшие в девяностые годы. Игры этого сериала нельзя назвать иначе, как эпохальными, независимо от личного отношения к ним того или иного игрока — ведь за время своего существования Grand Theft Auto не только создала целый жанр, с каждым выпуском двигая его вперёд и задавая темп другим разработчикам, но сумела собрать и армию поклонников, и специальные отряды ненавистников. Стоит заметить, что правы и неправы обе стороны, как и практически в любом конфликте.
Обилие детей и подростков, пускающих под себя лужи от аббревиатуры GTA, создают нездоровый ажиотаж только из-за «виртуальной вседозволенности». Многие из нас были такими же, и подсели на GTA вовсе не из-за сюжета или диалогов. Кто-то перерос, а кто-то так и остался на уровне «сериал крут, потому что можно бабок стрелять, вместо перевода их через улицы». С другой стороны, ненавистники серии тоже заблуждаются, считая франшизу просто бессмысленным кормом для потенциальных преступников и гопоты, ведь в GTA немало социальной сатиры, да и преступная жизнь там не так чтобы превозносится. Любой отечественный сериал про уголовников или «романтичный блатняк» у водителя в маршрутке — куда большее зло, чем всё виртуальное насилие вместе взятое.
Но оставим лирику лирикам и перейдём к основной идее, ради который мы все здесь сегодня собрались: как мы познакомились с Grand Theft Auto и смогла ли эта серия стать для каждого из нас чем-то большим, нежели поваренная книга виртуального анархиста?
_________________________________________

На дворе зима 1998 года. Мы вместе с двумя друзьями-одноклассниками отправились по магазинам, чтобы потратить сэкономленные на обедах в школе денежки, купив какую-то новую игру. В то время компьютер был только у одного из нас, и зависали мы преимущественно в: «Балду», «Поле Чудес», многочисленные квесты — от «Гоблинов» и «Ларри» до «Кирандии» и «WET: The Sexy Empire», и оцифрованное с VHS порно с Кристофом Кларком, Драгицей, Сильвией Сейнт, Санни Маккей и прочими. Но этот поход существенно расширил наш игровой опыт, потому что в качестве трофеев из него мы принесли несколько популярных в то время дисков — 200 таких-то игр.

Из них я однозначно помню только один диск, который даже сейчас валяется у меня дома: «Выпуск 16: Игры на русском языке». Остальные два, кажется, были сборником «Стратегии» и «200 лучших игр», который года 3-4 назад ещё Илья Мэддисон обозревал в одном из роликов. Со стратегического диска мы познали Syndicate, который я к тому времени прошёл на SEGA, но компьютерная версия немного отличалась. Тогда же мы прониклись Colonization и Civilization, вернулись к ранее пройденным и удалённым Dangerous Dave — совершенно потрясающим двухмерным боевикам, прививавшим школоте того времени страх сгорбленных бабулек. Казалось, что у каждой под пальто есть нож, которым она вот-вот в тебя запустит.
Но настоящим откровением для нас стала игра Grand Theft Auto, на которую мы обратили внимание из-за любопытного названия — «Великий автоугонщик». Звучит же! В фантазии сразу вырисовывались фрагменты из сотен просмотренных боевиков, эпизоды со взломом и угоном автомобилей, сопровождающимся беспределом и последующими погонями. Сперва установленная игра отказалась запускаться, но в результате нехитрых манипуляций поддалась и… фантазии разбились о камни реальности. Вернее сказать, пиксели. Большие, улыбающиеся тебе с экрана. Однако, ещё через полчаса мы прониклись игрой и первую неделю она была для нас просто бессмысленным развлечением на предмет «стырить тачку и устроить переполох в городе», с перестрелками и переездом толпы монашек на полной скорости автобуса. Маленький анархо-атеистик в каждом из нас ликовал.

Позже мы переключились на другие игры, а вернувшись к GTA решили в ней разобраться. Устраивать бессмысленный беспредел надоело, да и диалоги с телефонными звонками намекали, что игра не так чтобы про это. Разобрались довольно быстро, после чего забыли про все остальные игры, а через год с горящими глазами устанавливали на новенький Windows 98 игру Grand Theft Auto 2. Она поразила нас не на шутку тем, насколько отличалась от оригинального произведения — изменился антураж, появились фракции, у которых нужно было зарабатывать уважение, графика стала футуристической и мрачной, полицейские стали настойчивее, да и миссии показались более интересными. Только спустя несколько лет, когда даже Grand Theft Auto III был пройден вдоль и поперек, я узнал о существовании наборов миссий London 1969 и London 1961, к которым с удовольствием вернулся и прошёл.
К третьей части сериала отношение у меня было двоякое. Казалось бы, что с переходом в полноценное 3D всё стало намного круче — здесь и более яркий сюжет, и более проработанные персонажи, да и всё происходящее куда реалистичнее. А какая крутая музыка! Тем более, что вскоре мы научились засовывать в игру собственные треклисты. Но душа отчётливо требовала «классический вид сверху», чертовски хотелось к нему вернуться. Но Rockstar Games были иного мнения, и я прекрасно их понимал — прогресс не стоит на месте, нужно двигаться вперёд и тянуть за собой игровую индустрию, показывая путь непросвещённым начинающим разработчикам. Несомненно, перед GTA III были другие подобные игры в трёхмерном исполнении, тот же Driver 2, появившийся годом раньше. Но произведение Rockstar показало высший класс в умелом объединении разрозненных наработок, и заставило их существовать в гармонии.
Дальнейшее развитие серии продолжило дело третьей части — Vice City, Liberty City Stories и Vice City Stories создавались без особых прорывов, но они увлекали сюжетом, персонажами и новыми заданиями. Появлялись новые локации, автомобили, вооружение, новые стимулы исследовать уже знакомые места. Именно на этих играх выросло новое поколение поклонников GTA. Новым прорывом стала не номерная часть, а GTA: San Andreas, которую сперва можно было принять за очередное «расширение». Но это было ошибочное впечатление.

Арт, чудесно отражающий антураж GTA 2. И неважно, что сейчас игра смотрится уже не так круто и эффектно,
как в 1999.
История Сиджея была пусть и очень специфичной, лично мне она не нравилась ни тогда, ни сейчас, но по части игрового процесса проект поражал. Разработчики подтянули рукопашные сражения, сделали более реалистичную анимацию движений для персонажей, добавили влияние поглощённых калорий на вес героя, позволили Сиджею посещать качалку, ходить к шлюхам и удирать от полицейских на велосипеде. В силу особенностей основного сюжета, эта игра осталась единственным релизом в серии, который я не прошёл до конца, но до сих пор я питаю огромное уважение к San Andreas за геймплейные фишки, и жажду увидеть их возвращение в шестой части.
После столь крутого развития в San Andreas, от четвёртой части мы ожидали настоящий вынос головы в соседнюю галактику, с нескорым возвращением. Но получился немного обломчик. Бесспорно, приключения Нико Белича развивались на просторах самого детального и живого города в серии, здесь были крутые модели машин, существенно выросший ганплей, своенравная физика, очень непривычная после предыдущих игр серии. Были новые яркие персонажи, да и антураж был мне более симпатичен, чем чёрное гетто с его неприятным для ушей говором из San Andreas. Однако, в Grand Theft Auto IV сильно огорчало упразднение интересных механик — спортзал, влияние еды на персонажа, проституция. Здесь были новые интересные фишки, но влюбиться в эту игру я не смог и до сих пор считаю её не оправдавшей ожидания. А вот дополнения мне очень понравились.

Нежданно-негаданно меня приятно удивила следующая разработка Rockstar, и я не про Red Dead Redemption — к этому сериалу мы вернёмся в другой раз, ближе к выходу второй части! Речь о Grand Theft Auto: Chinatown Wars. На тот момент у меня не было Nintendo DS, и я прошёл игру на эмуляторе консоли, а затем на PlayStation Portable. «Наконец-то GTA вернулась к виду сверху», — ликовала душа. Но я не могу сказать, что проникся этой игрой слишком ярко или глубоко. Да, она мне понравилась намного больше четвёртой части, увлекла в водоворот ностальгии. Вероятно, сказалось то, что я уже сильно привык видеть GTA в трёхмерном мире.
Наконец, заново влюбила меня в сериал Grand Theft Auto пятая его часть, вышедшая под закат PlayStation 3 и Xbox 360. Эта игра оказалась великолепной во всех отношениях и заставила купить её дважды. Ещё на PlayStation 4. Формально, я купил её на учётке товарища в складчину, но в ближайшую распродажу собираюсь приобрести в третий раз, уже на свой аккаунт, и добить платиновый кубок. В своём крайнем релизе Rockstar сумели показать масштабную и насыщенную историю трёх очень разных персонажей, каждый из которых получился запоминающимся и ярким. Считаю, что эту игру нужно ставить многим в пример, как одну из эталонных игр своего жанра. Как «Ведьмака» среди RPG, Velocity 2X среди космических сайд-скроллеров, Persona 5 среди JRPG, а Super Mario — среди платформеров.

Лично для меня Grand Theft Auto — это серия, которая во многом повлияла на мои игровые вкусы, существенно их расширив. Серия, что за оболочкой жестокости и бессмысленного насилия прячет интересные посылы, социальную сатиру и чёрный юмор. Мне искренне хочется, чтобы GTA продолжала жить и дарить радость игрокам разных поколений. В то же время, мне хочется, чтобы как можно больше игроков начали воспринимать её как нечто большее, нежели «боевик для школьников», которым она не является.

_________________________________________

«Там можно на тачках кататься по городу, а ещё стрелять и задания всякие делать!» - именно так мне впервые описывал GTA мой брат, пока диск наматывал обороты в дисководе, а полоска установки медленно ползла по экрану. Своего PC у меня не было до 5-го класса, так что дома спутником моих геймерских развлечение долгое время были различные пиратские вариации NES. А вот у братьев я с удовольствием играл на PC и к своим 9-ти годам уже успел пощупать всякие стратегии, аркады, гонки и шутеры. Чёткое понимание жанровых границ и полученный ранее игровой опыт вместе никак не могли нарисовать в моей голове большой открытый город, в котором можно не просто ездить на машинах, но ещё и стрелять по людям. Хм… как в жизни что ли? Делай что хочешь и иди куда хочешь? Но если в жизни в кого-то пострелять – посадят же! Брату я свои сомнения насчёт стрельбы выразил, и он меня тут же обескуражил. Да! Полиция приедет. Более того – будет бойня. Полоса установки тем временем приближалась к отметке 100%, а я всё никак не мог понять, что именно меня ждёт.

Как только я впервые взял в руки оружие, «арендовал» машину, выкинув её владельца из-за руля, и поехал искать проблем себе на пятую точку, я понял, что передо мной абсолютно уникальная игра с какой-то зашкаливающей свободой действий и реализмом. Город, люди, автомобили, возможность идти куда глаза глядят – это всё пьянило и одурманивало. Тогда я будто бы заново влюбился в игры. Надо ли говорить, что я не занимался заданиями? Я праздно шатался по городу и жадно обыскивал его закоулки, мечтая обнаружить что-нибудь интересное. Если смотреть на первую часть объективно сейчас – она была пустоватой, но это только потому что нам сейчас есть с чем сравнивать. Нормально провести анализ отличий с GTA II и обеими частями «Лондона» я не могу. В них, увы, я успел поиграть от силы пару часов, зато мне есть что сказать о GTA III, в которой я жил месяцами, ведь к её релизу у меня появился PC.
Встреча с этой игрой – судьба. Я не знал о её существовании, ведь класса этак до 7-го у меня попросту не было возможности читать игровые журналы. Она сама пришла ко мне. Ну… вернее не она, а мой одноклассник Миша, который купил диск, но его старенький компьютер не смог совладать с требованиями игры. Мой же относительно новенький системник с лёгкостью запустил это чудо и Мише ничего не оставалось, кроме как оставить диск мне. Тут-то мне и снесло крышу. Я даже примерно не могу сосчитать,сколько я в неё играл. Опять же за сюжетку я взялся не сразу. Катался и мочил мафиози и триад в первом городе, разминался с полицией, искал места, где можно прыгать с разгона, наводил контакты с представительницами древнейшей профессии и делал ещё тонну бесполезных, но крайне весёлых глупостей. Сюжетные задания помогли впоследствии открыть новые участки города и c каждым новым районом у игры словно открывалось второе дыхание.

Перестрелки стали круче, графика тоже, парк авто и возможности – просто восторг! Мне кажется именно благодаря GTA III я смог пощупать нормальный открытый мир, в котором не было скучно, который олицетворял собой эталон игр, дающих игроку возможность развлекать себя самому. Я по сей день всегда могу найти чем заняться в GTA V. Просто дайте мне контроллер и мне будет весело. За это я обожаю серию, ведь без преувеличений для меня релиз каждой новой части был событием, с которым связана масса забавных историй. Например, чтобы найти GTA Vice City и GTA San Andreas мы с другом отправлялись в настоящие квесты. Мы оббегали все в округе компьютерные клубы со своими жёсткими дисками, буквально мучили расспросами друзей и пытались нарыть денег на диск.
Помню, что после релиза GTA San Andreas в одном из клубов нам дали адрес человека, у которого были образы игры. Мы пришли к нему, а он запросил с нас 200 рублей. Денег у нас естественно не было. Расстроенные мы пошли шерстить по знакомым и оказалось, что наш общий друг всё-таки расстался с двумя сотнями, а нам в итоге игра досталась бесплатно. Но дальше – больше. В 2008 году, когда должна была выйти GTA IV я подстраивал отпуск под неё! А за пару месяцев до этого менял свой PC на более мощный. Ну, а GTA V – это первая предзаказанная мною игра. До этого я ни на что предзаказов не оформлял, более того, незадолго до этого у меня дома появилась PlaysStation 3. Случайность? Не думаю!
GTA – синоним качества и стабильности. Согласитесь, что запуская очередную игру, мы не сомневаемся, что она будет великолепной почти по всем фронтам. Если в первой игре сюжет представлял собой набор каких-то бессвязных заданий, то позднее начали появляться колоритные персонажи, а истории становились многослойней, радуя интригами и твистами. Разработчики всегда стремились обогатить серию разными возможностями. Одни получались бесполезными, но веселыми, как львиная доля фишек в San Andreas, другие превращались в приятные и полезные элементы геймплея, такие как опциональный смартфон и внутриигровой интернет. Это интерактив, максимально приближающий происходящее в игре к реальности. Даже торгующие телом дамы с каждой новой игрой вели себя всё реалистичней (без должного ракурса камеры – не оценить). Работа в такси, доставке еды, сторонние задания, стриптиз-клубы, магазины, покупка недвижимости, свидания, тусовки с друзьями и прочее, прочее, прочее. Я уже не говорю о том, сколько забавных ситуаций генерируют компьютерные болванчики (особенно блюстителя порядка).
Благодаря широкому спектру возможностей в GTA всегда хотелось видеть полноценный онлайн. Не игровые матчи, как в GTA IV, а нормальный город с другими игроками. Пятая часть помогла нам ощутить это невероятное удовольствие. Кстати, готовя этот текст, я узнал, что попытки состряпать сетевую GTA были в период между релизами второй и третьей частей. Проект носил название Grand Theft Auto: Online Crime World. Его отменили, но поскольку он планировался в двухмерном формате, да ещё и во времена, когда миром правили не беспроводные сети, а раненый «диалап», то может быть оно и к лучшему, верно?

Отдельный текст я мог бы написать про портативные GTA, но буду краток. Лучшая из миниатюрных игр серии - Grand Theft Auto: Chinatown Wars, причём в версии для Nintendo DS, там интерактив был на очень высоком уровне. С помощью стилуса в этой игре приходилось бить татухи, играть в лотерейки, готовить коктейли Молотова, собирать снайперские винтовки, вскрывать тачки и делать ещё добрую сотню простых действий, оформленных в формате мини-игр. Я пробовал разные версии, но поверьте, на двухэкранном чуде от Nintendo она игралась просто великолепно.
К чему я вспомнил про карманные консоли? Первое, что я хотел бы пожелать серии на её двадцатилетие – не забывать про портативный формат. Пока ещё хоть как-то живёт PS Vita, пока есть силы у 3DS и расцветает Switch – нам нужна портативная GTA. Большая, интересная и с тем размахом, который умеет делать Rockstar. Стоит ли говорить про GTA VI? Уверен, что я жду её не один, и в случае с этой игрой релиз – это лишь вопрос времени. Но мы ведь готовы подождать качественный блокбастер, верно?
_________________________________________

Во времена PS One мне в руки попался диск с теми самыми заветными буквами: GTA. На CD записали сразу две части. Время от времени я включал то первую часть, то вторую, проводил какое-то время в игре и выключал. Те игры меня не особо цепляли. Первая игра казалась совсем бесцельной. Знай себе гоняй по городу, убивай людей, скрывайся от полиции, буйствуй и прочее. Но мне очень нравился сам элемент гонки, погони, а вот перестрелки и прочие схватки вызывали лишь скуку. И, кстати, лишь недавно я узнал, что целью в игре было набрать 1 000 000 долларов. Тогда игрока переносили в следующий город. В юношеские годы дальше первого, как вы поняли, я не доходил.
Со второй частью дела обстояли чуть иначе. Здесь уже появились внятные миссии, которые можно было проходить в удобном порядке. Меня они, правда, как-то не зацепили, а от игры отталкивал еще и визуальный стиль. Я понимал, что вторая игра во всем лучше первой, но включал я чаще всего оригинальную GTA, где бесцельно катался по Либерти-Сити.
В какой-то момент одноклассник заявил мне, что поставил на свой компьютер GTA III и графика там: «Ну вот словно ты идешь и видишь, так реалистично!». Ему я не поверил ни тогда, ни когда запустил Vice City. В третью часть я не играл до сих пор, а после рассказа одноклассника, что это та же игра, что и прошлые GTA, только круче и с видом от третьего лица, я тоже не поверил. И не верил я вплоть до момента, когда уже у другого однокашника не увидел GTA: Vice City. Тогда я и поверил про полный переход в 3D, а попутно обалдел от произошедших изменений.
Одноклассник играл в Vice City способом, который мне до сих пор непонятен. Он вводил множество чит-кодов, вызывал танк, воевал с полицейскими, убивал всех, кого видел, погибал от пули и начинал все заново. Выглядело все это прикольно, но опять-таки бесцельно. И как же хорошо, что ту же Vice City я включил сам на PS2. Именно тогда я стал фанатом сериала, именно после визита в альтернативный Майами я с нетерпением жду каждой новой части GTA.
GTA: Vice City дала мне все то, что я, сам того не зная, искал в играх. Я окунулся в потрясающий сюжет, задания которого я проскочил запоем. Мне дали невиданную свободу, где я мог делать, что захочу. Я угонял машины, рассекал по городу, наслаждался закатами, искал коллекционные предметы и всегда находил, чем заняться даже не вступая в перестрелки с полицейскими. На PS2 меня напрягали тогда лишь несколько моментов: автоприцеливание, превращавшее перестрелки в некий фарс, и сохранение в строго заданных местах.

Приближалось время выхода GTA: San Andreas. В то время я покупал каждый выпуск журнала «Страна Игр» и высматривал до дыр все трейлеры с диска-приложения. И вот я обнаружил там трейлер GTA: San Andreas. Не знаю, сколько раз я его посмотрел, но мелодия из видеоролика легко вспоминается мной и сейчас. А вот тот факт, что главный герой станет чернокожим меня удивил не более чем факт, что главным героем в GTA IV будет серб. Да, сначала я немного напрягся, но дождался выхода игры и не испытывал уже никакого дискомфорта.
Диск с GTA: San Andreas я купил на сэкономленные средства, которые мне давали на обеды в школе. Я собрал в кучку те 120 рублей, отправился в магазин, а после побежал домой и утонул в игре. Сюжет вновь оказался необычайно крутым, но вот понять его мешало отсутствие локализации. Да, знаменитые «Охладите траханье» и «Потрачено» появились позже, вместе с ПК-релизом GTA: San Andreas.

Тот самый легендарный перевод.
Игра оказалась просто громадной. Вместо одного города — три, а поездка из одного в другой отнимала немало времени. Появились маленькие городишки, леса, вы могли угнать поезд, покататься на тракторе, полетать на джетпаке, на реактивном истребителе и прочем-прочем. Герой мог завести отношения с девушками, вы могли часами выбирать для героя новый прикид в местных магазинчиках или очередную татуировку в салоне. Еще здесь постоянно приходилось качаться. Делать это было необходимо как в тренажерном зале, так и совершая обычные действия а-ля The Elder Scrolls. Хочешь метко стрелять с узи да еще и с двух рук? Стреляй с микропулемета почаще. Хочешь прокачать выносливость? Почаще бегай. Хочешь не слетать с мотоцикла после столкновения? Гони на железном коне что есть мочи!
GTA: San Andreas стала самой огромной игрой серии. Она предоставила игроку такое количество возможностей, которые потом не предложат другие части. Здесь можно было действительно жить и наслаждаться пребыванием. В какой-то момент игра была убрана на полку, а я перебрался с PS2 на ПК, где и встретил GTA IV. И тут случилось страшное: мой комп игру банально не потянул. На минималках не прогружались даже все текстуры! Просто в экстренном порядке я поехал в магазин и купил себе дополнительную память в компьютер. Игра заработала на минималках, пускай и с тормозами. Когда же я прошел половину игры, то докупил еще и видеокарту, чтобы насладиться игрой более детально. Но знаете что? В этом абзаце я рассказал вам о самых ярких впечатлениях от игры. Все остальные у меня куда-то выветрились.

Все же, вот еще одно яркое воспоминание! Эти открывающие титры просто цепляли внимание и вводили в дикое напряжение. Так и хотелось узнать, кто все эти герои, и какая судьба их постигнет.
GTA IV была забавной, мрачноватой и реалистичной. Парочка воспоминаний о ней все же нашлась. Первое, это выбоины на дороге, о которые машина подпрыгивала, теряя управление. Второе, моя первая поездка на машине. Сев в первую тачку, я разогнался как следует, не справился с управлением, влетел в столб, и Нико вылетел через лобовое стекло. После этого пришлось привыкать к симуляторной модели управления, а разгоняться с осторожностью. С такой моделью управления погони становились настоящим напряженным испытанием, о которых я вспоминаю с трепетом и с желанием повторить.
От дополнений к GTA IV воспоминаний толковых тоже не осталось, поэтому перейду сразу к GTA V. Когда игра только вышла, я был готов волком выть от безысходности. На компьютерах игру выпустили очень не сразу, а PS3 или Xbox 360 на момент релиза у меня не было. Я ждал с нетерпением выхода консолей нового поколения и даже не подозревал, что затем GTA V выйдет и там. В какой-то момент я не выдержал и одолжил у одного друга PS3, а у другого диск с игрой. Не знаю, как я не стал прогуливать работу, но оторваться от игры было очень тяжело.

Сразу в глаза бросилась графика. Она не была такой крутой как в трейлерах, но картинка оказалась хорошей. Назвать ее отличной мне мешает низкая детализация окружения, все пыталось распасться на кубики. Вот только плохой игра от этого не становилась. По Лос-Сантосу я разъезжал с удовольствием, предпочитая играть за Франклина или Майкла. А вот когда мне попал под управление Тревор, у меня прямо руки опустились. Этот персонаж мне противен до глубины души. Наркоман, психопат, социопат, ставящий свое мнение превыше других. Да, он бывает местами забавным, но играть за него я старался как можно реже.
Крайне круто, что в пятой части использовали все наследие предыдущих. А еще наконец-то создали оболочку из внутренней жизни, как бы странно это не звучало. Случайные квесты и события, местные чудаки, пришельцы, призраки, бигфуты делают GTA V по-настоящему живой. Здесь хочется остаться как можно дольше, поэтому после прохождения игры на PS3, я прямо на старте приобрел для PS4. И прошел наполовину.
Крайне жаль, что для основы GTA V так и не выпустили никаких сюжетных обновлений. Разработчики сосредоточились на GTA Online, существование которой я просто не признаю. Поэтому напоследок переключусь на портативные устройства, ведь в знаменитую серию удобно играть и там. Liberty City Stories на PSP была приятной, вот только управление подкачало. Chinatown Wars вернулось к истокам серии, перевела камеру в небо, но добавила миссию и приятный сюжет. Рекомендую ознакомиться на PSP или телефоне. На iPad на удивление удобно оказалось играть и в GTA: Vice City. Каким-то немыслимым образом я смогу даже пройти ту самую миссию с самолетиком.
Как же хочется еще поделиться воспоминаниями о любимейшей серии игр. Однако, пора заканчивать. GTA для меня никогда не была тупым мочиловом. Эта игра с отличным сюжетом, погонями, ограблениями и миллионом мини-игр. Я старался не пропустить ни одной игры серии и часто подумываю, а не пора ли уже познакомиться с GTA III? Но боюсь в ней разочароваться, вдруг она не прошла испытание временем? Хотя, все остальные части серии его прошли и остались прекрасны. Это я заявляю с уверенностью.
_________________________________________

Как и многие геймеры, с серией Grand Theft Auto я познакомился ещё тогда, когда был учеником младшей школы. Впрочем, о существовании возрастных рейтингов в те времена никто из моих знакомых не знал, да и игры из разряда «мочи всех подряд» были нормой. Сейчас, спустя почти двадцать лет, я очень смутно помню, что происходило в первой Grand Theft Auto, но восторг от открытого мира забыть невозможно. Там можно было ездить по городу, сворачивать с улицы на улицу, менять машины, стрелять по полицейским и давить пешеходов – небывалая свобода по меркам 1998 года. Эта игра была единственной, которой удавалось конкурировать с Heroes of Might & Magic 2 в борьбе за наше с одноклассниками внимание. Было бы интересно поиграть в первую часть сейчас: уверен, что она сохранилась лучше большинства своих современников.
Следующим выпуском серии была Grand Theft Auto: London 1969, но я подозреваю, что в своё время мы с друзьями её недооценили. Странное дело: во времена, когда на рынках под видом настоящих сиквелов успешно продавали кучу созданных в том числе и российскими пиратами фанфиков, именно London 1969 воспринималась, как самодельная модификация, хотя с качеством у игры всё было в порядке. К сожалению, это независимое дополнение попало к нам в руки не вовремя и затерялось среди крупных хитов. Вот бы увидеть однажды ремейк! Британия на рубеже десятилетий должна быть чертовски интригующим и полных интересных особенностей местом. В качестве бонуса могли бы дать шанс замочить Джонни Лайдона и спасти британский рок. Ну или похоронить – зависит от точки зрения.

Моя любовь к Grand Theft Auto в те времена была столь велика, что GTA 2 стала первой игрой, какую я на подаренные в честь Дня Рождения деньги приобрёл для компьютера, который, как водится, родители купили мне для учёбы. Как ни странно, но это была даже лицензионная копия от издательства «Бука», хотя на тот момент я считал, что под таким дурацким названием скрываются очередные пираты вроде легендарного «Фаргуса». Несмотря на более совершенную графику, Grand Theft Auto 2 меня не впечатлила – визуальный стиль с уклоном в фантастику не пришёлся мне по душе. Подозреваю, что эту игру я так и не прошёл. Где-то на середине была заброшена и Grand Theft Auto 3, причём все три или четыре раза, что я пытался её пройти – даже несмотря на шокирующий PC-геймеров полностью трёхмерный открытый мир с симуляцией города. Это была выдающаяся игра, особенно по мнению тех, кто не видел Shenmue и Ocarina of Time, и именно в ней впервые в серии появились узнаваемые персонажи. Я до сих пор помню визуальные эффекты тормозных огней и постоянно хмурое небо Либерти-Сити.
Но самой любимой для меня Grand Theft Auto: Vice City – неоновые огни, атмосфера 80-х, Майами и характерная для тех времён музыка были круты, невероятно. Многие игровые механики из GTA 3 тут наконец-то довели до ума, тонкого юмора и пародий стало в несколько раз больше и абсолютно каждый кадр был узнаваем. Главный герой наконец-то стал личностью, в сюжете стало гораздо больше простенькой, но идеально подходящей для криминального боевика драмы. Подозреваю, что я прошёл Vice City раз пять, причём последние пару – с модификацией на чуть более современный саундтрек и автомобили: они вписались в атмосферу Майами даже лучше, чем оригинальный контент.
Я проходил Grand Theft Auto: Vice City столько раз ещё и потому, что в дальнейшем наши пути с серией разошлись. GTA: San Andreas неприятно притормаживала на моём ни разу не обновлённом со времён GTA 2 компьютере, да и перспектива слушать вместо музыки негритянские частушки меня не вдохновляла. Помимо того, новинка оказалась жутко перегруженной ненужными игровыми механиками, вроде еды и свиданий. Пройдя пару десятков миссий, я плюнул, и предпочёл больше о San Andreas не вспоминать. Как следствие, я и Grand Theft Auto V не стал покупать на старте, а после мне уже стало банально не до неё. Даже когда я одолжил диск для PlayStation 3, у нас с ним всё равно не сложилось: большую часть времени он пролежал на полке в пыли. Я наиграл всего часа два.
Что же до Grand Theft Auto IV, то она вызвала у меня смешанный набор впечатлений. С одной стороны, там много отсылок к культуре и обществу Восточной Европы, но с другой… До чего же там всё утилитарно, уныло. Лучше ещё раз в Vice City сыграть! Да и повышенное внимание к сценарию и реализму пошло новой Grand Theft Auto во вред: с серьёзным лицом отыгрывать такую роль в сюжете попросту невозможно. Это всё равно что в экшены по мотивам российских криминальных сериалов играть.
В ближайших планах у меня только одна игра из серии Grand Theft Auto – это Chinatown Wars, вышедшая давным-давно для портативной консоли DS. Зря я что ли картридж с лицензионной версией покупал? Будет интересно сейчас взглянуть на игру десятилетней давности, которая в немалой степени опирается на опыт, полученный в 90-х. Не знаю, насколько удачным будет этот эксперимент, но мне не жаль потратить время.

Сейчас мне нет особо дела до Grand Theft Auto, но, в отличие от многих других неинтересных мне брендов, к этому я всё равно испытываю нескончаемое уважение. Я видел, какие в этой серии первоклассные игры, и, судя по отзывам друзей и коллег, компании Rockstar снова и снова удаётся этот успех повторить. Такие примеры нужны индустрии.
_________________________________________

Grand Theft Auto. Игра явление, игра легенда. Серия, популярности которой нет равных. На первый взгляд эти слова кажутся сладкой и беспочвенной лестью подхалима, но все сведущие в теме знают, что это далеко не так. GTA — относительно современное мерило поколений игровых консолей. О ней знают даже те, кто далёк от видеоигр как явления, за что надо благодарить не только свободу, которую предоставляет серия на протяжении всего времени своего существования, но и бессчётное количество скандалов, в которых GTA успела поучаствовать. Правда сейчас мы поговорим не о людях с «Во всём виноваты игры» головного мозга, а о вещах более приземлённых. Я расскажу вам о том, как я встретил вашу GTA.

Моё знакомство с серией Grand Theft Auto состоялось в далёких нулевых, в жарком и неоновом Вайс-Сити. Да, хронологический порядок серии мной был успешно потерян, благо сюжетно части никак не связаны и я ничего особенного не упустил, вернувшись к предыдущим частям немного позднее. В те времена Vice City казалась чем-то недосягаемым, вершиной геймдева, в которой ты волен заниматься всем, что душе угодно. Можно было превратить игру в Carmageddon, давя пешеходов и подоспевших им на помощь стражей правопорядка, бесцельно бродить по улицам, сея хаос и разрушение, либо же быть примерным гражданином и аккуратно кататься по дорогам, иногда даже частично соблюдая ПДД. Она была этаким симулятором жизни, где игрок мог вести себя так, как ему было угодно. В то время для веселья нам даже не особо нужны были какие-то сюжетные задания, которые мы умудрялись игнорировать, проверяя эту песочницу на прочность. В последствии конечно всё это наскучивало, и мы снова возвращались к заданиям. Некоторые из них впоследствии стали культовыми и вспоминаются по сей день. Согласитесь, сейчас сложно найти человека, который не слышал бы о той самой миссии с радиоуправляемым вертолётиком. Хотя лично мне больше проблем доставил вертолёт значительно крупнее и из совсем другой части. Да, я сейчас о лётной школе в San-Andreas.
Говоря о GTA никак нельзя обойти стороной вопрос о читах. До сих пор вспоминаются слова товарища из детства, который хвастался знакомством с парнем, прошедшим «ГТАшку» без читов. Именно в этой игре секретные коды получили широкую популярность, часть из которых была вызубрена целым поколением детей и подростков лучше их домашних заданий. Да что там говорить, я и сам по непонятной мне причине помню несколько читов до сих пор и вспомню гораздо больше, если ещё хорошенько подумаю. Кто же не хочет сбросить с неба танк, который в игре добыть достаточно проблематично? Или получить полное безразличие назойливых копов? Это сейчас мало кто пользуется подобными хитростями, в том числе и я, но тогда это было чем-то особенным, тем, что добавляло в это дело толику безнаказанности, исследования и ещё большей свободы. С читами в ГТА у меня связано ещё одно небольшое воспоминание. Как-то в детстве я попал в больницу, где меня, конечно, навещала семья. В одно из таких посещений, дабы меня поддержать, брат принёс несколько листов с распечатанными на них кодами из нескольких частей GTA, которые мне просто не терпелось опробовать в деле. В то время, когда интернет был далеко не везде, а в регионах так и подавно, раздобыть целый листок с кодами было чем-то невероятным. По его рассказу я выяснил, что он приобрёл их за копейки в местном компьютерном клубе, коих тогда было пруд пруди практически в каждом районе нашего небольшого города. После этого я прямо отсчитывал дни до выписки, чтобы наконец попробовать ввести те самые заветные сочетания букв и посмотреть на деле, что же представляет из себя каждый из читов.

Опенинг GTA III. Навевает воспоминания, неправда ли?
Следом за Vice City дальнейшая судьба свела меня с GTA III, что хоть и является культовой, но произвела на меня уже куда меньшее впечатление. Вместе с ней я попробовал и первые две части игры, но, что не удивительно, меня они не особо зацепили. Портативные версии, за неимением самих портативок раньше, я и вовсе пропустил, иногда лишь наблюдая за игрой друзей. Затем я с головой погрузился в историю Си Джея, исследуя San-Andreas. Следить за тем, как серия развивалась, приближаясь к реальности было по-настоящему интересным опытом. Потом вышла GTA IV, с которой у меня отношения как-то не сложились, и которую я, к своему стыду, так и не прошёл. Её выход я в своё время пропустил, а после возвращения поиграл немного и как-то охладел. Но вот выход GTA V для меня стал целым событием. Играя в неё на старте, я чувствовал причастность к большому числу игроков, с кем можно было делиться впечатлениями и обсуждать отдельные моменты. Тот день мне запомнился неким праздником, ведь тогда я получил массу положительных эмоций. Теперь же, спустя время, нет возможности вернутся в такую огромную игру, ведь для этого придётся выделить большое количество времени, которого сейчас очень не хватает. А ведь в пятой части я прошёл только сюжетную кампанию, практически не касаясь побочных миссий. Как бы то ни было, я искренне благодарен Rockstar Games за то, что им удалось создать такую серию мирового уровня, которая преподнесла, и ещё преподнесёт множество увлекательных часов как лично мне, так и многим игрокам по всему земному шару.
_________________________________________

Источник

Последние новости