Сегодня я предлагаю повернуть виртуальный глобус и остановить взгляд на Чили – да, в этой латиноамериканской стране тоже делают игры. Студия Dual Effect совместно с командой Abstract Digital вдохновились классикой сурвайвал-хорроров от третьего лица и недавно выпустили Tormented Souls – концентрированную дозу ностальгии для фанатов жанра.
Статичная камера, пара выстрелов, отскок, перезарядка (можно прямо из инвентаря!) – монстр пал, а мы бежим в комнату сохранения, пересчитывая оставшиеся патроны и плёнку для записи прогресса. Подобный геймплей знаком каждому, кто прошёл через Раккун-Сити и Сайлент Хилл в золотую эпоху жанра. И спасибо чилийцам, никаких «симуляторов ходьбы и пряток» – в последнее время чаще анонсируют хорроры от третьего лица, и после ещё недавнего засилья низкокачественных подражателей P.T. мы это, чёрт возьми, заслужили!
Разумеется, Tormented Souls тоже во многом подражатель, но чаще всего это играет ужастику на пользу. Даже, когда ваша рука уже вот-вот потянется к лицу! Загрузочный экран с надписью This game contains scenes of explicit violence and gore (эта игра содержит сцены насилия), наивная сюжетная завязка и явно недорогая озвучка... Помните, интонации героев первого «резидента» 1996 года? «Потрясающий» диалог Джилл и Барри, нашедших кровь в столовой особняка и комично повторявших «что это?» (– What? What is this? – What is it? – Blood)? Нет, качество диалогов и озвучка в Tormented Souls в разы лучше того, что могли себе позволить Capcom в середине 90-х, но символичная преемственность ощущается – пускай и не всё здесь фишка, а не следствие ограниченности бюджета.
История Tormented Souls начинается с того, что главная героиня – Каролина Уокер – ни с того ни с сего срывается на остров Уинтерлейк. Нам дают понять, что ей небезразлична судьба двух пропавших близняшек, при этом особо не объясняя мотивации героини. На Уинтерлейке Каролина находит старую больницу в здании роскошного поместья и получает по голове… Очнувшись, девушка обнаруживает себя абсолютно голой (чего совершенно не ожидаешь в первые минуты!), лежащей в ванной и подключенной к какому-то не то медицинскому, не то научному оборудованию. Да ещё и кто-то успел удалить ей глаз! Вылезаем из ванной, одеваемся в милый, слегка фансервисный наряд в стиле героинь японской хоррор-серии Project Zero (Fatal Frame) и бежим исследовать особняк Спен.. Уайлдбергера.
Геймплей Tormented Souls тщательно следует традициям жанра, но, к чести разработчиков, его вполне осовременили. К примеру, управление достаточно отзывчиво, чтобы было нетрудно отскакивать из под-удара или оббегать противников, экономя патроны. Далее представьте: сперва в игре не было карты, которую можно было носить с собой (только стационарный план больницы на каждом этаже), но это удобство добавили с одним из свежих патчей. И разве только автоприцеливание не любит срабатывать на большом и среднедалёком расстоянии, но в этом нет особой проблемы.
Чудовища Уинтерлейка – бывшие пациенты и по совместительству жертвы научных экспериментов. Почти все они – уродцы со вживлёнными в тело хирургическими зажимами, с отсутствующими конечностями, на инвалидных креслах или скачущие с ещё вставленной в вены капельницей. Встречается и пара видов более серьёзных противников – вроде чудом сохранивших все конечности здоровяков, облучённых культистов (да, не обошлось без культа!) в ретро костюмах радиационной защиты и даже летающего бессмертного мутанта, изображающего преследователя а-ля призраки из Silent Hill 4: The Room. Разнообразие противников не большое, но и не маленькое, хотя их искусственный интеллект и оставляет желать лучшего. Но, учитывая нехватку патронов и лечебных предметов первые 2/3 игры, они прекрасно справляются со своей целью – заставить игрока поволноваться.
Оружия вроде и маловато, но вполне хватает на 11-14 часов прохождения – не в последнюю очередь из-того, что каждое действительно полезно в конкретной ситуации. В наличии гвоздомёт, дробовик, ломик для добивания лежачих врагов и экспериментальное электрическое копьё. Причём дробовик надо собрать из составных частей, а копьё придётся ещё поискать.
Кадры из игры получаются темноватыми, но в реальности с этим проблем нет. Плюс всегда найдётся кто-то, готовый подсветить ваш путь...
К арсеналу Каролины справедливо добавить и зажигалку, а также фонарик, который позже придёт ей на смену. Дело в том, что в Уинтерлейке много тёмных помещений, а блуждать во мраке Каролина не любит – наотрез отказывается сражаться и торопится двинуться рассудком с последующим экраном Game Over. Ситуацию осложняет и то, что одновременно взять в руки оружие и зажигалку не получится – сперва придётся найти стационарные свечи, зажечь их и сражаться у источника света. Это ограничение не даёт посетить некоторые комнаты до появления фонарика – удобно цепляющегося на одежду и позволяющего забыть о зажигалке (кроме решения отдельных головоломок).
Загадки в Tormented Souls хочется похвалить – их весьма много, и среди них встречаются как совсем простые, так и весьма умные и, главное, обычно имеющие понятное решение. Например, если вы не сообразите с первого раза, как открывать «замки-ребусы» вращающимся ключом, не стоит сразу подсматривать ответ – решение достаточно логично и элегантно, чтобы попытаться найти его самому. Вдобавок предметы можно и нужно осматривать со всех сторон, а иногда комбинировать друг с другом. Ну и по традиции доступ к большинству помещений первоначально недоступен из-за самых разных замков и других препятствий.
Интересно реализована и пара нестандартных механик. Первая – путешествия Каролины в другую реальность, для чего используются зеркала (привет, Silent Hill, The Medium и так далее). Другая механика более интересна – перемещения во времени с использованием VHS-кассет. Если зеркала обычно помогают попасть в недоступные в обычной реальности места или решить какую-то головоломку, видеокассеты работают более тонко. Предположим, нужен аккумулятор, но заряжаться он будет много часов, если не целые сутки, а этого времени у нас нет. Выход – отправиться в недавнее прошлое, поставить его на зарядку и забрать зарядившуюся батарею уже в настоящем. Кроме того, совмещение действий в двух временах позволяет скорректировать уже состоявшиеся события (в рамках сюжета) и выполнить условия для получения хорошей концовки (одной из трёх). Единственное, чего не хватает сценарию – хоть какого-то объяснения, как вообще мы путешествуем во времени или через зеркала! Но конкретно эта деталь, к сожалению, остаётся за кадром.
При этом изначально наивную завязку компенсирует пара неплохих сюжетных ходов и интересно написанные записки и дневники, позволяющие лучше разобраться в событиях игры. А одна из сцен ближе к финалу действительно удивляет своей неожиданностью. Что касается общего уровня сложности – он весьма средний. С одной стороны, на лицо ограниченность боеприпасов и сохранений, продолжающаяся, как было отмечено, 2/3 игры. С другой – стоит освоиться и научиться отскоку, вы уже будете чётко понимать: как себя вести с конкретным врагом, сколько патронов на него уйдёт и как минимизировать или вовсе не получить урон. И если у вас достаточный опыт в подобных играх, с этого момента прохождение перестанет бросать вам вызов. Но при этом не растеряет интереса из-за желания узнать, чем всё закончится!
Визуально игра смотрится на удивление хорошо. Работа с освещением и детализированность локаций заслуживают похвалы, как, пожалуй, и весьма милая моделька главной героини. Единственное, что не осилили разработчики - это движение губ персонажей в заставках на движке (между прочим, озвученных). Вдобавок имеющиеся пререндеренные ролики обладают такой олдскульной зернистостью, словно записывались лет 10 назад – будем считать это ещё одной аутентичной «фишкой игры»! Зато у игры неожиданно хороший звук и саундтрек – с явно вдохновлёнными другими хоррорами, но всё равно приятно звучащими и даже запоминающимися треками.
Наконец, русскоязычных игроков порадует наличие текстовой локализации – за исключением нескольких опечаток и неудачно переведённых понятий, весьма хорошей.
80 | Tormented Souls получилась в духе эталонных сурвайвал-хорроров золотой эпохи жанра – только с осовремененной графикой и более снисходительным к новичкам геймплеем. В наличии множество атрибутов за которые можно любить, презирать и по-доброму высмеивать классику – включая статичную камеру, ограниченные боеприпасы с сохранениями и местами простые, наивные диалоги. При этом фишка с путешествиями во времени реализована действительно интересно, хватает хороших загадок, а простенький поначалу сюжет к финалу складывается в интересную картину. Вывод прост: любителям жанра стоит обратить внимание на этот проект. |
Обзор написан по цифровой версии игры для PlayStation 5, предоставленной редакции издателем. Все снимки экрана, использующиеся в материале, сделаны непосредственно автором статьи на указанной платформе.
Читайте также
Последние новости