Человеческая память штука хрупкая и непостоянная: сколько раз мы забывали важную годовщину или подробности первого свидания… Зато какая-нибудь дурацкая песенка, услышанная в маршрутке, порой не вылетала из головы часами и даже днями. Но когда на тебя обрушивается несчастье, полагаться приходится только на этот непонятный, ненадёжный инструмент. Без устали прокручивать в голове все подробности трагедии, каждый раз гадая: «Где же я оплошал? Что сделал не так? Что пропустил?». Именно этим бесплодным, отчаянным попыткам исправить прошлое и посвящена Get Even.
Когда на суд безмолвных, тайных дум я вызываю голоса былого…
«Мы не осознаем важности происходящего с нами до тех пор, пока не станет слишком поздно», отметила как-то Агата Кристи — этот пассаж отлично описывает героев Get Even. Учёный Роберт Рэмзи узнал, что у него есть опасные и могущественные враги, только после того, как его единственную дочь похитили неизвестные. Наёмник Коул Блэк думал, что сможет спасти девушку — и понял, что его план провалился, лишь когда очнулся во дворе заброшенной психбольницы, с травмой головы и амнезией.
Но мир не без добрых людей: помочь Блэку вызывается некто под загадочным именем Рэд, не то главврач этой больницы, не то таинственный агент, испытывающий на солдате удачи новую технологию. Блэк хочет поскорее вернуться в настоящее, но Рэд, одержимый похищением Грейс Рэмзи, не отпустит его до тех пор, пока не докопается до истины. А потому обоим остаётся только раз за разом возвращаться к событиям того дня, пытаясь понять, что же произошло и где была допущена роковая ошибка.
В этом путешествии по волнам памяти им помогает устройство под названием «Пандора» — что-то вроде шлема виртуальной реальности, позволяющее не просто вспомнить, а заново пережить былое. В комплекте с ним идёт ультра-модный смартфон с функциями тепловизора, УФ-лампой (подсвечивать следы) и сканером ДНК, а также «Корнерган» — оружие со сгибающимся стволом, позволяющее стрелять из-за угла незамеченным. Но несмотря на эти фантастические элементы, сюжет игры более-менее реалистичен, а конфликт построен на старых как мир темах: любовь и семья, измена и предательство, злоба и жажда возмездия.
На Вильяма нашего Шекспира, конечно, авторы не замахиваются, прекрасно понимая, что грандиозная постановка с голливудскими звёздами им не по карману. Вместо этого Get Even похожа на советские экранизации классики британского детектива — Прибалтика изображает старую добрую Англию, декорации и костюмы кочуют из фильма в фильм, а фамильные драгоценности герцогини явно позаимствованы у мамы режиссера. Но актёры играют так хорошо, а сюжет до того захватывает, что сердиться на бедную картинку просто не получается.
Утраты все приходят мне на ум, и старой болью я болею снова…
Get Even с трудом поддается жанровой классификации. Вроде бы стелс-шутер — так заявляют сами авторы — но не совсем. Может, хоррор (психиатрическая клиника Литхёрст уместно смотрелась бы в каком-нибудь Silent Hill)? Близко, но не то. Симулятор ходьбы а-ля Gone Home? Похоже, конечно, но… нет, снова мимо. После безуспешных попыток однозначно причислить Get Even хоть к какому-нибудь типу игр, понимаешь, что это бесполезно. Её надо воспринимать не как представителя того или иного жанра, а как единое, цельное произведение. О людях, которые, зациклившись на ошибках прошлого, упускают собственное настоящее. О бегстве от собственных ошибок, о горе и отчаянии. О глупостях, которые мы творим, поддавшись им.
Тем более, что перестрелки и стелс в Get Even сделаны плохо — неожиданно плохо, если учесть, что основатели студии The Farm 51 известны прежде всего по шутеру Painkiller. Стрелять и прятаться одинаково неинтересно, и оба действия очень быстро превращаются в рутину. Даже «Корнерган» (явно вдохновлённый вполне реальным приспособлением под названием CornerShot) не спасает ситуацию и очень скоро приедается. К «симулятору ходьбы» тоже есть вопросы — в Gone Home и What Remains of Edith Finch ходишь по дому, битком набитому всякими интересными мелочами, а в Get Even то и дело попадаются полупустые коридоры, найти в которых нужный предмет не составляет особого труда.
Далеко не каждой студии удастся совладать с таким количеством игровых механик — но у The Farm 51, как правило, получается. Первые час-полтора, конечно, проводишь в некотором недоумении — что тут, всё-таки, делать-то? И как раз когда начинает казаться, будто Get Even вот-вот рассыпется на части, происходит маленькое чудо: сюжет набирает обороты, а все элементы начинают взаимодействовать друг с другом, словно детали одного механизма. Вот вы бродите по лечебнице Литхёрст: в тёмных коридорах на вас глазеют жуткие деревянные манекены, краска слоями сходит со стен, а доктора позабыли выпустить из палат пару-тройку пациентов из числа наиболее отмороженных. И прежде чем это макабрическое великолепие начнёт приедаться, вас отправляют в очередное воспоминание, чтобы не привыкали и не расслаблялись.
Такая теперь у Коула Блэка жизнь: то путешествие в прошлое, загадочное и туманное, то возвращение в настоящее — мрачные коридоры больницы, населённые манекенами и пациентами с причудливыми фамилиями (тут есть отсылки к известным местам, писателям, поэтам и так далее). Вот только… откуда в этом настоящем призрак Грейс? Почему герой то и дело натыкается на принадлежавшую ей игрушку? И чьи, чёрт возьми, воспоминания то и дело врываются в его собственные? С этой «Пандорой» явно не всё так просто. Да и сами Блэк и Рэд — вовсе не то, чем сначала кажутся.
И вновь плачу я дорогой ценой за то, за что платил уже однажды…
Как и положено в хорошем детективе, чем ближе герои Get Even подбираются к разгадке, тем сильнее становится напряжение — и эту атмосферу отлично поддерживает звук. Музыка идеально улавливает настроение каждой сцены — в коридорах психлечебницы нестройных хор пациентов подпевает расстроенному пианино, а в коридорах офиса, по которому крадётся Блэк, быстрый ритм электронной музыки напоминает учащённый от напряжения пульс.
От композитора не отстаёт звукорежиссёр. В одном из воспоминаний Блэку приходится действовать ночью, и основным ориентиром оказывается забытый кем-то мобильник — он не просто дребезжит на фоне, но сочетается с остальными звуками, становясь частью единого аудио-полотна. Точно так же стараются и актёры озвучки: им удаётся сделать в общем-то достаточно шаблонных персонажей (интеллигент, грубоватый наёмник, любовница-секретарша, нелюбимая жена и так далее) харизматичными и привлекательными.
Пожалуй, если к чему-то в Get Even и можно придраться, то к визуальной составляющей. Скажем, версия для Xbox One смотрится так себе — с мутными текстурами, страшненькой травой, а также небом, которое не впечатлило бы и в 1998-м. У игры более чем скромный бюджет, и это видно — здесь, например, почти нет лицевых анимаций, вместо которых используются просто статичные изображения людей. Но даже финансовые ограничения не мешают разработчикам создавать отличные сцены (прежде всего, в больнице).
Get Even, несмотря на все свои огрехи, достойна внимания — особенно в период летнего затишья. Это захватывающая история с интересной подачей, в которой геймплей и события действительно подстраиваются под выбор игрока. И прежде всего — это хорошо рассказанная драма о людях, которые, зациклившись на ошибках прошлого, упускают собственное настоящее. И о попытках — пусть и не всегда удачных — пережить утрату самого дорогого, собрать волю в кулак и продолжать идти вперёд — несмотря на потери и преграды.
Достоинства:
Недостатки:
Выходные данные
Источник
Читайте также
Последние новости