Следующая новость
Предыдущая новость

Обзор Dragon Quest XI S: Echoes of an Elusive Age — Definitive Edition

11.10.2019 17:11
Обзор Dragon Quest XI S: Echoes of an Elusive Age — Definitive Edition

Трудно представить, что всего год назад я скептически рассматривал страничку Dragon Quest XI в PlayStation Store, а сегодня с детским восторгом не могу оторваться от экрана, исследуя красочные земли Эрдреи уже на протяжении 60 часов. Дорогие друзья, на горизонте ожидается много текста, ведь сейчас я расскажу о лучшей jRPG этого поколения и о том, почему вам ни в коем случае нельзя пропускать последнюю номерную часть великой серии, особенно в версии для Nintendo Switch.
Но для начала я бы хотел напомнить, что Денис Стороняк уже успел достаточно подробно рассказать об оригинальной Dragon Quest XI аккурат к прошлогоднему релизу, так что в своем тексте я опущу некоторые необязательные детали и сконцентрируюсь на особенностях версии для Nintendo Switch, попутно расписав свои впечатления. Поехали.


С одиннадцатой номерной частью связана одна очень трогательная история: Сатору Ивата, предыдущий президент Nintendo, незадолго до своей кончины встречался с командой разработчиков Dragon Quest и попросил выпустить игру на тогда еще не анонсированную Nintendo NX, ныне известную как Switch. На тот момент команда даже не знала, как система будет в итоге называться, но Ивата-сан рассказал, что это консоль, на которой можно играть как дома, так и в дороге. К сожалению, Сатору Ивата умер 11 июля 2015 года, однако в том же месяце, 28 июля 2015, на конференции с анонсом Dragon Quest XI были озвучены три консоли, на которых новинка в итоге появится, среди них были PlayStation 4, Nintendo 3DS и Nintendo NX. Сам по себе анонс на консоль, о которой было известно ровным счетом ничего, вызвал немало шума и спекуляций, но обещание было дано, а значит, пути назад уже не было.
И вот, прошло уже три года, 27 сентября состоялся релиз Dragon Quest XI S: Echoes of an Elusive Age — Definitive Edition, а это значит, что обещание наконец выполнено. И, хотя Ивата-сан уже давно не с нами, он может покоиться с миром, ведь главная серия jRPG все-таки побывала на его детище, причем в самом полном своем издании.


Вообще релиз Dragon Quest XI получился каким-то чересчур поэтапным. Изначально игра вышла в Японии совсем без озвучки, позже для западного мира персонажи все-таки заговорили по-английски, а теперь для владельцев Switch и вовсе подготовили специальную японскую дорожку, появление которой на других платформах до сих пор под вопросом. С одной стороны, впечатляет, что разработчики на протяжении двух лет вносят правки в уже вышедшую игру, а с другой — что мешало изначально выпустить готовый проект на всех платформах без сегрегации контента? И дело не только в японской озвучке, которая, к слову, даже и не нужна, так как в Echoes of an Elusive Age собрано огромное количество культур, что прекрасно обыгрывается в диалектах каждого региона Эрдреи, нет. Версия для консоли Nintendo получила два крупных нововведения, существенно выделяющих ее на фоне оригинала: расширенный второй акт и оркестровый саундтрек. Пока что остановимся на первом.
История Dragon Quest XI S — это, в первую очередь, то, что заставило меня с детским восторгом погрузиться в этот полный уюта и романтики мир, приветствующий каждого встречного с распростертыми объятьями. Серия всегда славилась незамысловатым сценарием, постепенно выстраивающим все новые и новые слои, в итоге проводя игроков по захватывающему приключению с детально прописанными компаньонами. Но к одиннадцатой части Юдзи Хории подошел с большой долей иронии, что часто можно заметить в отыгрыше персонажами клишированных ситуаций в нестандартной манере. Я бы даже сказал, что существенная часть эмоций, которые игрок рискует испытать во время прохождения Dragon Quest XI, — заслуга верных друзей главного героя, которые постепенно раскрываются на протяжении всей истории, а также всевозможных жителей Эрдреи, которых наша компания встретит в своем путешествии. И даже раздражающий поначалу Сильвандо умудрился стать моим любимчиком, за которого хотелось переживать во время очень странного, но все-таки трогательного воссоединения с отцом.


Но Хории-сан посчитал, что взаимоотношения героев раскрыты в недостаточной мере, и ввел в игру дополнительные сцены для четырех компаньонов нашего протеже. Честно говоря, именно это нововведение доставило мне больше всего хлопот, так как расширенный сценарий становится доступен только в начале второго акта, до которого я добрался лишь спустя 56 часов. И я бы сказал, что это скорее стоило того, чем нет. Дело в том, что в начале второго акта, по определенному ряду причин, наша команда разбросана по всему миру и в наших интересах собрать их всех. Но чем же были заняты наши друзья все это время? На этот вопрос вы и получите ответ в небольших индивидуальных главах. Длительность каждой составляет примерно час, если не спешить и выполнять все дополнительные задачи. Не очень много, но содержательно и, ко всему прочему, мило. Это, тем не менее, не избавляет игру от одного значительного изъяна — недосказанности.

Это единственный существенный недостаток, который я выделил для себя за 60 с лишним часов, проведенных за Dragon Quest XI S — она мало объясняет. И опять же, в первую очередь это сказывается на сюжете. Сама история очень проста и понятна: некогда великое государство Дандрасиль подверглось атаке монстров. Чтобы спасти свое чадо, королева вместе с еще младенцем героем и юной принцессой подалась в бега, но чудовищные создания быстро настигли их, из-за чего малыш упал в реку и чудом спасся ценой своей семьи. Нашего героя подобрал и вырастил добродушный старичок и уже будучи 16-летним юношей он узнает о своем предназначении: он — реинкарнация Люминария, Героя Света, которому предначертано спасти мир от Повелителя Тьмы. Так и начинается наше путешествие, в котором нас предадут, потом спасут, а еще мы найдем верных и обаятельных друзей, отношения между которыми почти никак не раскрыты. Да, мы отправимся в грандиозное приключение, спасем множество жизней, сразимся с бесчисленными ордами врагов, а за все это время персонажи толком не будут переговариваться между собой, разве что напрямую с нами. И это грустно. Грустно оттого, что такие интересные и обаятельные люди почти не контактируют друг с другом. А ведь это именно люди, хорошо прописанные, слегка карикатурные, но вполне эмоциональные. Мне хотелось хотя бы редкого перекидывания парочкой фраз, но в игре и такого нет. Можно в любой момент открыть меню «Party Talk» и поболтать с командой, но это не то: там диалоги происходят напрямую между героем и задействованным сопартийцем.

Но буду откровенен, все, что касается мира, прописано на таком уровне, чтобы и раскрыть некоторые его детали, и не создать новых вопросов. В игре достаточно часто можно встретить книжные полки, на которых полно полезной литературы, проливающей свет на не всегда очевидные моменты, причем по объему она зачастую очень короткая, но достаточно информативная. А еще иногда вместо книг там можно найти рецепты новой брони, аксессуаров и вооружения, которые возможно создать в переносной портативной кузнице, из-за чего исследование мира Dragon Quest XI S не только увлекательно, но и полезно. Сам же процесс ковки выполнен в виде интуитивной мини-игры, так что при наличии нужного рецепта можно хорошенько сэкономить, либо улучшить имеющееся снаряжение, главное, чтобы хватало ресурсов.


Но недосказанность не ограничивается одним лишь сюжетом. Почему-то игра никак не объясняет, на что же влияют некоторые характеристики, вроде обаяния и проворства. Покопавшись в интернете, я узнал, что от первой зависит успешность накладываемых эффектов, а вторая напрямую влияет на шанс нанесения критического удара, что не совсем очевидно на первый взгляд, ведь об этом в игре нигде не написано. Это не мешает играть, так как при выборе ветки скиллов активного оружия вам в любом случае придется вкачивать нужные для нее характеристики, но почему при такой простой и доступной боевой системе мы имеем столь скудный на информацию пользовательский интерфейс? Те, кто давно знаком с Dragon Quest, прекрасно понимают, что дело не в лени, а в консерватизме команды разработчиков, и я бы очень хотел поругать их за это, но на сегодняшний день одиннадцатая номерная часть и без того совершила невозможное для серии: получилась такой масштабной и красивой, при этом ничуть не изменив своим стандартам. При всех недостатках в системе отображения характеристик и эффектов, она умудряется не путать игрока кривыми или лишними элементами, позволяя буквально с ходу приступить к прохождению. Никаких длительных туториалов или инструкций, лишь короткое пояснение, после которого вас отправляют в вольное плаванье, периодически обучая по пути. И это как легкая пощечина: в очередной раз приводит в чувства и напоминает, что ты здесь для того, чтобы играть и наслаждаться отлаженным процессом, комплексным миром и хорошей историей, а все заботы оставь где-то позади, сейчас ты нужен здесь и кроме тебя не справится никто.
Echoes of an Elusive Age выглядит и играется, как самая классическая jRPG в современной обертке: с детализированными модельками, красивыми эффектами и полноценными приемами. Версия для Nintendo Switch, очевидно, потеряла в детализации и четкости, но в док-станции вы этого почти не заметите, чего не скажешь о портативном режиме, и тут у меня уже претензия к Square Enix. Да, Switch изначально создан на базе мобильного железа, но гибрид способен выдавать красивую картинку, и он ее выдает, но только в стационаре. В портативе же разрешение заметно падает и включается обильный блюр. Выглядит это не так плохо, как звучит, но даже при таком уровне картинки игра умудряется тормозить. FPS периодически скачет между 20 и 30 кадрами, что не может не вызывать дискомфорт. И несмотря на преимущественно стабильную частоту, падения нередки. Это, пожалуй, моя единственная и главная претензия конкретно к версии для Switch. Халтурный ли порт? Да, халтурный. Но давайте сконцентрируемся на более позитивных моментах.

Животный мир Эрдреи наполнен просто восхитительными созданиями. Вы только посмотрите на эту корову метеоролога!

Как я уже написал ранее, Dragon Quest XI не утруждает игрока лишними элементами, она очень проста и понятна, но в Definitive Edition разработчики пошли еще дальше и ввели быстрое меню, чтобы некоторые комплексные действия можно было совершать «на ходу». Теперь, чтобы вызвать лошадь, не обязательно бежать через половину локации к специальному зазывному колокольчику — со вступлением Сильвандо в отряд героя мы получаем в свое распоряжение карманный колокольчик, так что лошадь можно вызвать в любой момент и в любом пригодном для этого месте. Но что более удобно и полезно, так это возможность использовать карманную кузню в любой момент. В оригинальной игре для этого приходилось искать костер и разбивать лагерь, после чего кузня становилась доступной для использования. Но несмотря на то, что это очень душевно и создавало атмосферу уюта, не всегда бывает удобно бежать из города к ближайшему лагерю, чтобы склепать себе новенькую броню.
Последнее по списку, но не по значению нововведение Definitive Edition — компаньоны, следующие за героем во время путешествия. В версии для PS4 и PC Люминарий одиноко передвигался от места к месту, показывая товарищей только во время боя, теперь же за ним постоянно бегает небольшой «паровоз» из трех или четырех сопартийцев, из-за чего чувство настоящего приключения только усиливается. И хотя они не всегда достаточно корректно отображаются за нашим молчаливым другом, команда теперь полным составом бороздит просторы Эрдреи с целью спасти мир от сил тьмы.
Вообще я бы хотел сделать небольшой акцент на главном герое. Этот раз не стал исключением в серии и в наших руках очередной безмолвный протагонист, разница лишь в том, что сценаристы и дизайнеры грамотно постарались и в этом длительном квесте невозможно не начать сопереживать ему и его окружению. В самом начале игры я не стал долго думать и вписал свое имя в графу с пустым полем, после чего просто сел играть. Я прошел вместе с ним путь от деревенского парнишки и до спасителя всего человечества. Я повстречал его первых друзей и потерял близких соратников, я испытал беспомощность и обрел с ним же надежду. Он перестал быть безликим персонажем без голоса и характера, став моим проводником в мир Эрдреи. Так работает магия Echoes of an Elusive Age. И именно это заставляет возвращаться в нее снова и снова.


И ты возвращаешься, и каждый сеанс превращается в концерт, ведь все композиции, звучащие в игре, мастерски сыграны Токийским симфоническим оркестром. Будь то мощные духовые этюды или кроткие сентиментальные зарисовки, слушать Dragon Quest XI — одно удовольствие. Не представляю, сколько денег было потрачено, чтобы уговорить выпустить оркестровый саундтрек за пределами Японии.
Дело в том, что вся музыка серии, как и ее культовая заглавная тема, писалась Коичи Сугиямой, одним из самых знаменитых и влиятельных композиторов Страны восходящего солнца, а также большим националистом, оправдывающим резню в Нанкине и остальные зверства империалистической Японии. И все бы ничего, но старичок охотно пользуется своим неоспоримым талантом и репутацией, что делает использование его работ очень дорогим удовольствием. И, казалось бы, куда хуже, но, маэстро, помимо всего прочего, активно мешает выпуску своих работ за пределы Японии, из-за чего до наших берегов все предыдущие части добирались с саундтреком исключительно в MIDI-формате. Даже оригинальная Dragon Quest XI. Но каким-то чудом Square Enix сделали невозможное и все-таки умудрились оставить оркестр для западных фанатов в версии для Switch. Оба варианта можно в любой момент проверить прямо во время игры. И, черт возьми, как же это прекрасно. Не будь Сугияма такой занозой, его бы однозначно полюбили не меньше Уэмацу, но имеем, что имеем. Я всем сердцем надеюсь, что до PlayStation 4 и PC новый контент все-таки доберется, потому что не будь в Definitive Edition оркестровой аранжировки, я бы не получил и половины той сказочной атмосферы, которую готова дарить Dragon Quest XI S.

Сценаристы хорошо постарались, в попытках разбавить атмосферу. История удачно чередует серьезные моменты с легким юмором, от чего невольно улыбаешься.
Но если говорить о том, что было в игре изначально, то сами локации и задания остались нетронутыми. Подземелья все такие же простые и ненавязчивые, а второстепенные квесты все еще милые и любопытные. Было забавно пойти по следу пропавшей газеты с неудачным любовным признанием одной ученицы академии для послушных дам, а в конце узнать, что оно предназначалось герою. При этом наша дама — вполне себе эксцентричный и самовлюбленный монстр-слизь. Такие дела. Но, как и было обещано, гибридная версия получила весь контент с 3DS, а это два десятка дополнительных эксклюзивных 2D-заданий, в которых мы спасаем миры всех номерных Dragon Quest. Было интересно посетить локации прошлых игр серии, но, откровенно говоря, такое оценят разве что верные фанаты, игравшие в предыдущие части. Новички вроде меня едва ли прочувствуют этот кусочек DQ XI.

Зато ничто не помешает им насладиться двухмерной версией Echoes of an Elusive age. Это полноценный порт Dragon Quest XI с Nintendo 3DS, которая была и остается эксклюзивом японского региона. То есть по факту, Definitive Edition включает сразу две игры. Если быть совсем честным, они даже отличаются в некоторых моментах, ведь повторить ландшафт 3D не всегда возможно в 2D и наоборот, так что какие-то локации в одной версии будут выглядеть иначе, чем в другой. Это же касается и квестов. Переключаться же между режимами можно у священника или алтаря, после чего система предложит входную точку для старта. То есть продолжить ровно с того же момента не получится. Плохо это или хорошо, решайте сами. Лично я для себя понял одно: если я пройду игру и захочу запустить классический Dragon Quest, я смогу сделать это в любое время, и это будет либо самое начало, либо любой другой интересный мне момент, ведь никто не ограничивает меня в выборе и это хорошо.
Из личных наблюдений хотелось бы отметить отсутствие привычной для серии системы профессий. От нее почему-то решили отказаться, взамен расширив сетку скиллов. Персонажи могут развивать одно из двух доступных видов вооружения и несколько веток пассивных умений, что создает простор для маневрирования и экспериментов. Как пример, Эрика можно собрать в полностью критический урон или урон по толпе, а Джейд специализируется на рукопашных атаках без оружия, копьях и когтях. Билды можно в любой момент сбросить у священников или алтарей, после чего заново влить очки в нужные вам ветки.

Dragon Quest XI S: Echoes of an Elusive Age — Definitive Edition — мой личный фаворит в этом году и лучшая jRPG поколения, наравне с Persona 5. И если последняя привнесла в жанр инновации и удобства, то DQ XI отполировала классические формулы до идеала, фактически задав новый стандарт для всех последующих jRPG. Это грандиозное, но в то же время личное и полное эмоций путешествие по красочной Эрдрее не оставит вас равнодушным, и вопреки всем недостаткам заставит испытать давно забытое чувство такого чистого и искреннего восторга, обычно свойственного детям. Великолепная оркестровая музыка, элементарный игровой процесс, захватывающий сюжет и харизматичные персонажи — что еще нужно для счастья?

Обзор написан по цифровой версии игры для Nintendo Switch, предоставленной редакции издателем.

Источник

Последние новости