Следующая новость
Предыдущая новость

Обзор DOOM (1993)

07.08.2019 14:11
Обзор DOOM (1993)

Внимание: редакция Stratege не сошла с ума, и автор этих строк не ликвидирует «хвосты», подготовив задержавшуюся на 25 лет рецензию для рубрики «Забытые игры». Временная петля, связавшая нас с началом 90-х, тоже не образовалась. Дело в том, что на консоли текущего поколения пришли сразу три первые игры серии Doom, и было невозможно оставить это незамеченным. Давайте же соблюдём хронологическую последовательность и начнём серию обзоров с 1-го «Дума», который нам довелось опробовать на PlayStation 4.
Готов поспорить, у многих была своя захватывающая история знакомства с Doom далёкого 1993 года. Я впервые попробовал легендарный шутер на PC году в 1994-м, но тогда у меня ещё не было своего собственного компьютера, зато вскоре появилась консоль Super Nintendo (SNES) и картридж с заветной игрой – да, Doom выходил даже здесь! Несмотря на низкую частоту кадров (слов таких я тогда не знал), вырезанные 5 уровней и другие технические упрощения, я исходил адский аналог Марса и оба его спутника вдоль и поперёк и, надо сказать, весьма комфортно играл в эту уникальную версию. Настолько хорошо, что запросто мог начать 3-й эпизод Inferno на уровне сложности «Ultra-Violence» (самом низком из доступных для старта прохождения сразу с 3-го эпизода в версии для SNES) и пройти его до конца.
Перейдём к свежему релизу для современных консолей. Соблюдём, пожалуй, формальности и на секунду представим, что впервые знакомимся с сюжетом игры. Могучая «Объединённая Аэрокосмическая Корпорация» (UAC) напортачила с изучением технологий телепортации на спутниках Марса – Фобос и Деймос и открыла врата в преисподнюю. Ад вырвался наружу вместе с демонами и ставшим одержимым персоналом UAC. Единственный, кто способен помешать дьявольским ордам – последний выживший морпех в радиусе сотен миллионов километров, так удачно оказавшийся под управлением игрока. А желающие глубже погрузиться в историю в своё время могли ознакомиться с буклетиком, поставлявшимся с некоторыми физическими изданиями (их сканы доступны в интернете), и обратить внимание на сюжетные тексты и статичные арты, демонстрировавшиеся после прохождения каждого из эпизодов игры.


Кому же может быть интересен выход Doom на PS4? Бесспорно, «Дум» – вещь уникальная и отлично прошедшая проверку временем. Вопреки тому, что в декабре 1-й части исполнится 26 лет, игра всё ещё является эталонным шутером от первого лица с отличным дизайном уровней и уникальной стилистикой. Однако в 1-й Doom, наверное, не поиграл лишь тот, кто совсем не жалует FPS, либо не жалует игры вообще. Остаётся небольшой шанс, что кто-то пропустил в своё время версию The Ultimate Doom 1995 года, добавившую 4-й эпизод «Thy Flesh Consumed» с девяткой новых уровней. Однако с тех пор именно последняя становилась основой большинства переизданий, и сложно удивить кого-то её существованием.
Те же, кто просто любит игру и готов возвращаться к ней снова и снова могут теперь делать это и на PS4. Для этого нужно всего одно – качественный порт, несущий нам аутентичный опыт. Или не настолько аутентичный, сколько удобный, но максимально близкий к тому, как это игралось в 1993 и 1995 годах? Что же, новый релиз можно рассматривать с двух позиций – обычного игрока, который любит Doom, и более придирчивого фаната-эстета, точно помнящего оригинальное соотношение сторон экрана (aspect ratio) и даже скорость проигрывания музыки. Первые должны будут остаться довольны, вторые же смогут найти из-за чего справедливо расстроиться. Лично я бы предложил занять промежуточную позицию по ожидания от порта – идеальный аутентичный опыт возможен только на оригинальной платформе того времени, то есть на мощном PC под управлением MS-DOS, но спорить излишне – кое-что отвечавшая за портирование студия Nerve могла сделать и лучше, и на этом мы остановимся отдельно.


Хочется сказать стыдливое «Ой», но я выжил
Во-первых, пресловутое соотношение сторон экрана. Оригинальный Doom был заточен под разрешение 320×200, частоту кадров 35fps и повсеместно используемые тогда мониторы с соотношением сторон 4:3. Порт отталкивается от исходных параметров и адаптирует их под современные широкоформатные мониторы, что приводит изображение к некоторому расплющиванию при масштабировании – к счастью, не уродующему игру.
Можно специально сравнить оригинальную картинку 1993 года и нынешний порт и заметить эту разницу…или же вообще не обратить на это никакого внимания и счастливо играть дальше! А вот оставленные по краям экрана пустые границы не заметить сложно. Они, действительно, стали меньше, чем в предыдущих официальных портах, но изображение так и не занимает весь экран. Далее – помните предмет «Light amplification visor», позволявший на время лучше видеть в полутёмных помещениях? Конкретно в 1-й игре что-то произошло с освещением и даже в ранее затемнённых локациях теперь светло как днём – следовательно, очки эти теперь бесполезны.


Doom – это не только сатанинские символы, кровища и расчленёнка, но и просто весёлый и динамичный для своего времени шутер. Посмотрите, как им весело!
Ещё одно отличие от первоисточника связано со скоростью проигрывания музыки – заразительный саундтрек от Бобби Принса звучит медленнее, чем мы могли привыкнуть. В целом, это не так критично, тогда как со звуком связан другой, более обидный, как мне кажется, недостаток. Все звуковые эффекты звучат более приглушённо и меньше выделяются при одновременном звучании. Проще всего обратить на это внимание можно во время прощупывания поверхностей на предмет секретов (хотя кто не знает всех секретов наизусть?) в ожидания заветного звука открывающейся стены – его можно попросту не услышать среди других одновременных эффектов и музыки.
Зато, как оказалось, играть на DualShock 4 очень удобно – это бесспорный плюс. Да и частота кадров и скорость игры абсолютно комфортны для того, чтобы задать ещё большего жара пылающим легионам ада. По крайней мере, это ключевое качество для любого уважающего себя шутера от первого лица и, по совместительству, важный критерий оценки качества порта.

Кстати, «friendly fire», он же «дружественный огонь», при кооперативном прохождении не отключаем
Если же вас всегда интересовала игра по сети – кооператив или Deathmatch, то, к сожалению, в данном порте доступен только мультиплеер за одной консолью. Ну и, конечно, вы уже могли слышать о необходимости иметь учётную запись Bethesda.net для того, чтобы запустить игру. Это возмутило многих игроков и Bethesda обещали исправить ситуацию патчем, но пока всё остаётся без изменений.
Желаете получить «платину» в Doom? Комплект трофеев относительно небольшой, и вам даже не придётся искать все секреты на уровнях! Единственная трудность может возникнуть c призом «Not So Bad», требующим пройти три первых эпизода на уровне сложности Nigtmare! (Кошмар). Хорошая новость – игра запоминает, какие уровни вы уже прошли, ключи остаются у вас после смерти, а игра с напарником (а то и с двумя или тремя) делает жизнь проще.

75 Doom для PlayStation 4 – всего лишь очередной порт легендарного шутера для консоли текущего поколения. Он неидеален и не обещает абсолютно ничего нового, но, говоря откровенно, большинство его недостатков бросаются в глаза лишь при их нарочном поиске и сопоставлении с оригиналом. Многие игроки просто не обратят на них внимания. Важнее другое: насколько вы успели изголодаться по Doom, что вам захочется загрузить игру в память ещё одной платформы? Причём цена вопроса в цифровом магазине PS Store весьма заманчива.
Обзор написан по цифровой версии игры для PlayStation 4, предоставленной редакции издателем. Все снимки экрана, использующиеся в материале, сделаны непосредственно автором статьи на указанной платформе.

Источник

Последние новости