Следующая новость
Предыдущая новость

Обзор ATOM RPG

11.10.2020 18:11
Обзор ATOM RPG

В сентябре на Nintendo Switch вышла игра ATOM RPG, разработанная интернациональной командой разработчиков из нашего региона — ATOM Team. На РС проект появился несколько лет назад и на сегодняшний день уже обзавёлся сиквелом «Трудоград», который также планируется к релизу на гибридной консоли Nintendo. Сегодня, имея за спиной уже два прохождения игры в разном стиле, я могу уверенно заявить: это одна из самых интересных и увлекательных Fallout-подобных игр среди вышедших со времён Fallout 2 и определённо одна из лучших инди-игр из нашего региона.
Начинается ATOM RPG с представления СССР в его альтернативном 1986 году, когда не только бабахнула ЧАЭС, а разразилась настоящая ядерная война между сверхдержавами. «Весь мир в труху!», — как грозился когда-то один известный прапор. Так и получилось, ядерные щиты не устояли, и пыль осела по всей территории страны, превратив её в Пустошь. Люди, впрочем, вымирать не собирались, и выжившие начали сбиваться в группы — где-то рождались банды беспредельщиков, там и сям появлялись поселения различного масштаба, со своим правительством. Где-то власть держали военные, где-то жизнь «крышевали» более-менее адекватные бандиты, в иных местах правили торговцы или вовсе мутанты.

Флора и фауна тоже не остались прежними. Мутировали растения, крысы, осы, пауки, волки и другие существа. Не только же людям отращивать хвосты, обретать способность нести яйца, шевелить щупальцами вместо пальцев и пускать зелёные ядовитые слюни! Организация «АТОМ» в мире игры — тайная правительственная структура, находящаяся в тени все последние 19 лет, прошедшие с войны. На дворе 2005 год, мы играем Кадетом «АТОМ», которому поручено следующее задание: отыскать пропавшую экспедицию, попутно разведав обстановку в окрестностях. Нам выдают оружие, базовую провизию и координаты поселений, с которых лучше начать поиски, а также контакт «информатора». После чего как в том анекдоте: «Ствол выдали — и крутись, как можешь».


Первые часы игры ты задаёшься вопросом: «Why we are here? Just to suffer?», а потом или выключаешь её, или смиряешься с виртуальным фактом: СССР — дело сложное, и жизнь вовсе не малина, особенно если отгремела ядерная война, заключённые разбежались, а военные кучкуются на небольших территориях, формируя укрепления. Бесплатных квартир и денег хоть отбавляй, да только первые не нужны, а вторые обесценены.
Игрок оказывается наедине с Пустошами, а вскоре — ещё и практически голым. Потому что в самом начале приключения кадета неминуемо ждёт встреча с группой деревенских бандюганов. Интересно, что победить их можно, но задача сия настолько сложна и опирается исключительно на удачу, подкрепляемую десятками сохранений-загрузок, что за это же время в нормальном прохождении можно экипировать бойца не хуже, да ещё и уровни прокачать. Методом проб и ошибок выяснилось, что начинать игру при условии «много лет не играл в Fallout 1-2» следует максимум на нормальной сложности, а лучше на лёгкой. Это поможет освоиться с механиками, понять, как работают те или иные виды оружия, разобраться с влиянием особенностей и характеристик на практике. Что, как известно, не всегда очевидно из их описания.

Распределение очков характеристик и навыков производится кнопками «-» и «+», которые заменяют стандартные «options» и «start». Это может показаться не самым очевидным, но весьма логичным решением.
От выбранной сложности в ATOM RPG зависит не только суровость Пустошей и её обитателей в боях с игроком, но и стиль игры. Если хочется хардкора, то следует выбирать высокую сложность, но на ней категорически не следует разбрасываться ресурсами и упускать возможности, вроде незаметного убийства какого-нибудь странного лесника ради его ВСС «Винторез» — если собственного скилла не хватит и нет желания вкачивать автоматическое оружие, этот ствол всё равно будет очень полезным ввиду его дороговизны. Мораль, этика и прочие рыцарские наклонности — это не про поход кадета «АТОМ» на высокой сложности, отнюдь. Здесь добродушные борцы за всё светлое вряд ли долго протянут.
Течение игры идёт в реальном времени, с рядом естественных потребностей и статусов персонажа. К счастью, среди них нет усталости или сна! Но присутствует голод, который легко утолить свеклой, тушёнкой, сгущёнкой, шашлыком, капустой, морковью, мясом и другими съедобными продуктами. Примечательно, что часть из них можно готовить на кострах, для этого нужно или найти такой на локации, или разбить лагерь на карте мира. Например, в котелке можно сварить мамалыгу, если в инвентаре есть кукуруза, подогреть консервированную тушёнку, заварить кофе или чай. Напитки ценны временным повышением характеристик (сила, выносливость), а еда — насыщением желудка.



Ряд напитков могут нанести вред. В магазинах можно приобрести алкоголь, его чрезмерное употребление обязательно приведёт к появлению негативной зависимости «алкоголизм», снять которую можно лишь в больничке за деньги. У кадетов-алкоголиков время от времени возникает похмелье, снижающее ряд характеристик. Употребление сильных медикаментов может развить наркотическую зависимость. Если много гулять по ядовитым зелёным растениям, видимым на локациях и на основной карте, герой надышится паров и отравится, а возле машин проходить следует с дополнительной осторожностью — металл радиоактивен.


Гуляя между локациями и общаясь с NPC, игроки будут узнавать больше деталей о мире ATOM RPG, а также смогут помогать нуждающимся. Или преступникам, тут уже как больше хочется. В подавляющем большинстве случаев игрок волен поступать с NPC на своё усмотрение. Атаковать можно кого угодно в любой момент, достаточно нажать кнопку «Y» и перейти в боевой режим, но стоит всегда быть готовым к последствиям — вся деревня или город тут же ополчится на кадета, если начать заварушку в открытую с неагрессивным персонажем. Поговорить можно со всеми встречными, разузнав о слухах и обстановке в окрестностях, а иногда получив предложение о работе. Нередко у одного квеста может быть несколько исходов, от которых зависит отношение работодателя и награда. В отдельных случаях можно переобуть берцы на лету и сыграть против своего нанимателя, поимев с этого выгоду. К примеру, в одном из квестов игрок получает возможность присоединиться к группе наёмников, которых в пылу боя можно перебить и собрать дюже ценный результат.
Сражения в ATOM RPG — классическая пошаговая тактика с разделением поля боя на квадраты. В начале игры можно выбрать в настройках режим отображения: свободный или изометрический. Во втором можно крутить камеру, но её углы будут фиксированы, что лично у меня вызвало дискомфорт уже спустя несколько сражений. Свободный понравился куда больше, позволяет лучше ориентироваться на местности. У кадета есть некоторое количество очков действий (ОД), определяемое как «5 + характеристика ловкости, разделённая на 2». Они определяют спектр доступных за ход действий в зависимости от имеющегося вооружения.


Всё оружие в игре имеет своё потребление очков действия. Начальные рукопашные атаки кулаками или первым кастетом «стоят» всего 2-3 ОД, это обычный и прицельный удар. Но чем лучше вооружение, будь оно рукопашным, огнестрельным или любым другим, тем больше ОД требуют проводимые с его помощью атаки. У автоматического пистолета М-712 на базе немецкого «Маузера» есть режим стрельбы очередью из четырёх патронов, он требует 6 ОД, тогда как обычный и прицельный выстрелы — 4-5 ОД соответственно. Перезарядка «скушает» 3 очка действия. Вот такая простейшая и интуитивная математика, на которой построены ходы не только игрока, но и NPC со всех сторон.
Какое оружие сможет использовать кадет и с каким успехом, зависит от его прокачки. Обилие навыков, очки развития которых получаются с каждым уровнем (их количество зависит от уровня интеллекта), позволяет сделать всесторонне развитого или узкоспециализированного, но чертовски эффективного бойца. Это решение лучше всего принять при создании кадета в начале игры, и формировать его перки. Так, выбрав особенность «Чёрный пояс», можно получить существенный прирост к рукопашным атакам и холодному оружию, но при этом существенно усложнить будущее взаимодействие персонажа с автоматическим и тяжёлым оружием. Есть вариант не выбирать перки вовсе, и тогда гибкость героя увеличится.

Помимо сражений и исследования в игре есть крафт — можно создавать оружие почти на все случаи жизни, от кастетов и перчаток до самопальных ружей и револьверов. Получаются они не столь крутыми и эффективными, как заводские, но всё равно упрощают жизнь в Пустошах. Для ремесленничества потребуются рецепты, их можно найти или купить, а также ингредиенты — металлолом, порох, провода, гвозди, прочее. Некоторые предметы позволяют временно улучшить показатели, поднять удачу, харизму, успех в ремесле, но они также часто и понижают другие характеристики и навыки. Например, выкурив папироску, можно добавить +8 к ремеслу на несколько внутриигровых минут, но понизить выносливость на 6 часов + потерять единицу здоровья. Выпив 6-8 бутылок алкоголя, можно повысить удачу и на рыбалке вытащить Золотую Рыбку, при этом заработав алкоголизм. Но последний легко и недорого вылечить, а Золотая Рыбка наградит +1 основной характеристикой перманентно. Что большая ценность в Пустошах, ведь характеристики не растут с уровнями.
Первое прохождение игры я сделал на лёгкой сложности, но остался недоволен стартовым выбором и пробежал по сюжету, не особо досконально изучая мир и полагаясь больше на соратников, которых можно заполучить в свою команду. Эти персонажи не всегда охотно присоединяются, некоторых приходится уламывать, в том числе проходя проверку характеристик удачи, харизмы, общения и других. Второй заход я сделал в режиме «Одинокий волк», то есть не принимая в команду никого из возможных NPC и наёмников, кроме упомянутого волкодава. Данное прохождение даже на нормальной сложности — сущий ад, если пытаться выполнить все квесты, связанные с устранением противников.

В частности, квестовая линия ОПГ «Смерть», куда игрок при желании может вступить, превращается в лотерею. Потому что противники всегда нападают в количестве 5-7 здоровых рыл, и игроку нужно либо основательно прокачаться, либо таки обратиться к помощи напарников, что приведёт к существенному понижению боевых способностей главного персонажа, если выбрана особенность «Одинокий волк». Ради которой сольное прохождение и затевается, собственно. В игре вообще довольно много сражений против обилия противников — десятки крыс и пауков, бандиты и охотники за рабами тоже всегда ходят четвёрками/шестёрками, волки бегают стаями и так далее. Поэтому, если решитесь идти в сольный бой, обязательно постарайтесь взять в команду собаку — наткнувшись на случайное событие с ней и хозяином, не спасайте последнего, но не дайте бандитам убить лохматого.
Здесь важно упомянуть одну фишку, которая неочевидна, хоть и логична примерно настолько же, как и распределение очков навыков кнопками «+» и «-» на Nintendo Switch: соратниками, включая пса Джульбарса, можно командовать. Я не сразу это понял и десятки раз бесился, когда волкодав и соратники из первого захода становились на линию огня или лезли в бой, когда не нужно. Например, когда я вмешивался в разборку двух банд, чтобы постоять и подождать, пока они перебьют друг друга, потом добить оставшихся и собрать много лута. Но внезапно решил попробовать кое-что, и удалось: на соратнике просто нужно зажать кнопку «А», и тогда всплывёт меню команд: «отступать», «держаться рядом», «атаковать цель» (с указанием оной) и далее. Эта находка оказалась настоящим золотом, упростившим времяпрепровождение на поле боя.


Техническое исполнение ATOM RPG на Nintendo Switch хорошее. Я проходил игру на Nintendo Switch Lite, где из неудобств можно отметить лишь обилие маленького текста и довольно долгие загрузки, в районе 30-40 секунд. Но переключившись на классическую Nintendo Switch и вставив консоль в док, обнаружил, что время загрузок выросло пропорционально улучшившейся графике. На Lite игра уменьшает детализацию окружения при высоко расположенной камере и увеличивает при её приближении. На Switch в доке детализация одинакова, и графика за счёт этого выглядит лучше. Но стоит ли это ещё примерно 20+ секунд загрузки? Я посчитал, что не стоит, потому что переходы между локациями и картой мира довольно частые.

90 ATOM RPG — захватывающее, искромётное и колоритное постапокалиптическое приключение на одном из клочков альтернативного СССР, захлебнувшегося ядерной пылью вместе со всем миром. В роли кадета из таинственной правительственной организации «АТОМ» игрокам предстоит исследовать внушительную территорию Пустошей, самостоятельно принимая судьбоносные решения — помогать и убивать, грабить и торговать, объединяться и предавать, выполнить свою миссию или поднять чёрный флаг смерти, присоединившись к жестокой группировке.
А ещё ATOM RPG — это первый настоящий «отечественный» Fallout, вобравший в себя оригинальные идеи и адаптировавший их под советское прошлое, со всеми его достоинствами, недостатками и особенностями. Игра не лишена недостатков и утраченных возможностей, но достоинства с лихвой их перекрывают.
Обзор написан по цифровой версии игры для Nintendo Switch, предоставленной редакции разработчиками.

Источник

Последние новости