Следующая новость
Предыдущая новость

Кросс-обзор Метро: Исход

15.02.2019 2:11
Кросс-обзор Метро: Исход

Меньше нескольких часов остаётся до выхода на PlayStation 4, Xbox One и персональных компьютерах долгожданной для многих поклонников жанра «постапокалипсис» игры – «Метро: Исход», основанной на популярной литературной вселенной Дмитрия Глуховского «Метро 2033». Важно и то, что свежую видеоигровую адаптацию мира Глуховского можно отнести к отдельному постапокалиптическому поджанру, зародившемуся и получившему наибольшую популярность на территории стран СНГ – со своим особым колоритом и даже шармом.
Почему же так вышло, что мы настолько сильно любим стилистику и атмосферу сюжетов, происходящих на фоне пережившего глобальную катастрофу мира, учитывая, что в реальности в этом не может быть ничего хорошего? Каковы бы ни были причины, но, возможно, есть что-то особенное и неуловимое в сознаниях людей, живущих на территориях бывшего СССР и до сих пор ощущающих его культурное, технологическое и военное наследие. Наконец, если бы не были «написаны» печальные страницы нашей истории, подобные аварии на Чернобыльской АЭС и другим техногенным катастрофам недавних десятилетий, и, как следствие, не появилась бы серия S.T.A.L.K.E.R., романтизировавшая деятельность тех, кто сталкерами себя и называет, был бы этот жанр так же популярен, как сейчас?
Но давайте же перейдём к виновнику нашего сегодняшнего обзора и отправимся на паровозе «Аврора» в путешествие по постапокалиптической России. Главному герою игры – Артёму, да, уверен, и нам всем не терпится наконец выбраться из-под тесных сводов московской подземки и собственными глазами увидеть результаты трудов студии 4A Games.
«Метро: Исход» можно с натяжкой считать сиквелом последней книги Дмитрия Глуховского – «Метро 2035», хотя множество событий литературного произведения, в угоду большей зрелищности и лучшей адаптации под формат игры, здесь подаётся немного иначе или же совершенно под другим углом. В любом случае, если вы не читали «Метро 2035», то знайте, что одно из главных откровений книги в игре происходит в самом начале сюжета. И да, мир действительно не весь погиб в огне ядерной катастрофы, а московское метро – не единственный оставшийся форпост цивилизации на Земле, а потому давняя мечта Артёма найти для себя и близких своё собственное место на поверхности – может сбыться. Но в книге у протагониста и его соратников не было поезда, а наличие собственной, работающей на силе угля и пара железнодорожной махины, согласитесь, многое меняет!
Действительно, наличие «Авроры» придаёт структуре сюжета подобие фильма путешествия или «роуд-муви» (road movie). Путь через пострадавшую от последней войны человечества Россию долог и тернист, а потому наша история охватывает не месяцы даже, а целый год, подразделяясь на получившие названия времён года главы: зиму, весну, лето и осень, снова перетекающую в самый снежный сезон. В славном походе к друзьям Артёма, до этого состоявшим только из братьев по Ордену и жены Ани, добавятся новые лица, а к локомотиву с паросиловой установкой – дополнительный вагон, железнодорожная цистерна и небольшая разведывательная дрезина. Находясь в пути, мы сможем пройтись по образовавшемуся составу, почитать журнал главного героя, побеседовать и иным способом взаимодействовать с друзьями, а, сделав одну из вынужденных или запланированных остановок, сойти с поезда в очередной игровой локации. Ведь для чего ещё затевалось это странствие?


Скорее всего вы реально запомните каждого из ваших товарищей по «Ордену» – у каждого из них будет своё собственное место в сюжете игры
Что касается главной сюжетной линии, она образует важнейший тандем со всей пёстрой компанией персонажей, нашедшей своё пристанище на «Авроре». А если подсчитать количество бойцов Ордена (или спартанцев, как они сами себя называют) вместе с присоединившимися к ним машинистом поезда Ермаком и ещё несколькими ключевыми фигурами этой истории, то получится целых 14 человек! И знаете, абсолютно каждый обладает запоминающимися чертами характера, собственной историей и ощущается реальным живым человеком. Можете себе это представить? Более того, все герои реагируют на происходящие в дороге события, вспоминают радости и печали путешествия. Лично я никогда не мог покинуть поезд, не пообщавшись с каждым из них – а некоторые важнейшие беседы достигали и десятка минут!
Сам же сюжет весьма неплох. Да, случаются моменты, когда от наивности и бестолковых действий нескольких персонажей рука сама тянется к лицу, но железнодорожное путешествие по России получилось действительно захватывающим и запоминающимся. Что же меня приятно удивило, так это постановка большинства сюжетных сцен. Некоторые из них, благодаря зрелищности и связанным с ними неожиданностями, я определённо буду вспоминать ещё долго.



Страшно, аж зимний холодок по коже!
Пострадавшие от радиации, но полностью не утратившие первоначального вида представители животного мира России или же более жуткие, до неузнаваемости изуродованные мутациями порождения постъядерных пустошей являются такими же важными действующими лицами вселенной Метро 2033, как и люди. Бестиарий игры «Метро: Исход» весьма интересен, но, кажется, ему немного не хватило разнообразия. Всё-таки разные условия и климатические зоны должны были породить куда больше пугающих существ, чем можно встретить в игре. Зато озвучка и внешний вид монстров на очень высоком уровне. Сопение, рычание и вой чудищ благодаря эффекту объёмного звука разносятся на многие метры вокруг, а ты вертишься волчком и пытаешься понять, откуда же ожидать атаки?
Особо же хотелось бы отметить крупнейших представителей местного зверинца: выросшего до китовых размеров сома и «хозяина леса» - медведя, с едва пробиваемой шкурой даже на среднем уровне сложности. А отдельный приз достаётся совершенно безумному сообществу каннибалов!Они хоть и люди, но знакомство с ними способно оставить незабываемые эмоции!

Как вы, вероятно, помните, разработчики не обещали нам глобальный открытый мир как таковой, а решили ограничиться действительно крупными картами игровых уровней с большой свободой их прохождения и исследования. В результате 4A Games смогли реализовать задуманное, по крайней мере, частично. Так три самых заметных региона игры – затопленная деревенька у берегов Волги, пустынное побережье Каспийского моря и изолированная таёжная долина, будут действительно весьма обширными, однако вместе с ними нам будут встречаться и более линейные, «коридорные» этапы игры. Чем наполнен этот «полуоткрытый» мир и каков стимул его исследовать, помимо движения по основной сюжетной линии? На этот вопрос можно ответить по-разному, в зависимости от ваших предпочтений и стиля игры, я же поделюсь своим собственным опытом.
Самой проработанной с точки зрения контента и самой большой из трёх крупных локаций мне показалась «Волга». Возможно, в случае с ней энтузиазм и фантазия разработчиков были на подъёме или же впоследствии было решено меньше грузить игрока побочными исследованиями, но именно здесь произошли две мои самые необычные игровые находки за более чем 25-часовое доскональное изучение мира «Метро: Исход». Например, на территории крохотной больницы, где местный доктор пытался облегчить страдания умиравших от радиации людей, произошла встреча с самым настоящим привидением! Пройдясь по заваленным костями комнатушкам и прочитав эмоционально тяжёлый дневник врача, я уже собирался уходить, когда вдруг внезапно услышал стоны и плач, радиационный фон подскочил, как безумный, а я нос к носу столкнулся с прозрачной бестелесной фигурой!

Адмирал – очень колоритный персонаж. В конец спятил и целыми днями напролёт беседует и пьёт чай со своими мёртвыми товарищами...
В другой раз спасённый из лап бандитов служитель культа Царь-рыбы, поклоняющегося тому самому сому-переростку, поделился местонахождением домика, где я мог бы найти нечто полезное. Пробравшись, наконец, в тайное помещение в сердце неприметного на первый взгляд жилища, я обнаружил «мёртвое» тело на операционном столе, с вживлённым в живот электрическим устройством неизвестного назначения. Этот «монстр доктора Франкенштейна» ничем бы не отличался от обычного полуразложившегося трупа, если бы слабые электрические импульсы не заставляли его тело двигаться. Самое обидное, что поблизости так и не удалось обнаружить ни одной записки, которая могла бы пролить свет на смысл происходящего.
Оба упомянутых побочных происшествия не имеют никакой сюжетной нагрузки и полностью опциональны – даже чтобы найти их, придётся постараться. Другое дело, что большая часть остальных ваших находок во время свободного исследования мира будет ограничиваться многочисленными деталями для крафта, а также логовами представителей местной фауны и не менее отбитых бандитов всех мастей. Наконец, где-то посреди окружающих Артёма руин мёртвой цивилизации неплохо запрятаны собирательные предметы (дневники, записки и открытки) и апгрейды для его экипировки.

В остальном же исследование больших пространств игровой карты может стать для вас реальной рутиной, но мне кажется, что это типичная особенность любого «открытого мира». Хотя именно упомянутые выше неожиданные маленькие события и встречи являются лучшей наградой при свободном исследовании окружающих просторов. Возможно, в ближайшее время внимательные игроки смогут обнаружить и другие подобные интересные мелочи и «пасхалки»!



Промчимся с весенним ветерком!
Разработчики решили немного разнообразить наши суровые будни выжившего и добавили в игру сразу несколько транспортных средств для быстрого (относительно) перемещения по отдельным локациям. К нашим услугам: лодка с байдарочным веслом, дизельная дрезина и прокачанная по последней пацанской моде каспийских пустошей УАЗ-452-«буханка», с большим бараньим черепом на крыше.
Удобство двухкнопочного управления уазиком или другими транспортными средствами вовсе не стремится доказывать, что перед нами серьёзный симулятор, но для того, чтобы сбить парочку мутантов или добраться по воде до иначе недостижимых регионов карты подобных удобств нам хватит с лихвой.

А ещё многочисленные противники-люди постоянно что-то обсуждают. Казалось бы, что в этом особенного, и сколько раз мы это уже видели в других играх в виде бессмысленного фонового трёпа врагов? Видимо, ребята из 4A Games посчитали иначе и решили потратить немало времени на то, чтобы снабдить недругов Артёма целыми диалогами о последних событиях из их жизни и даже размышлениями о последних действиях нашего героя. Все эти реплики легко пропустить, немедленно вступив в бой, но именно они, вместе с уже упомянутыми дневниками, а также беседами с соратниками протагониста весьма значительно расширяют общий сюжет и наши знания об окружающем мире, делая его по-настоящему живым.
Стоит отдельно упомянуть о системе кармы. Проявляет она себя на первый взгляд просто – незаметно подкравшись к противнику-человеку, вы сможете зарезать его ножом или нелетально оглушить. Такая же возможность будет доступна и в случае с решившими сдаться врагами. Однако убийство безоружного на секунду окрасит экран в красный цвет, а другие противники смогут при случае упомянуть ваши «зверства» в своих репликах. Но главная суть в том, что игра припасла для нас парочку небольших развилок, влияющих на судьбу нескольких членов экипажа «Авроры». Причём условия, при которых все останутся живы и здоровы, складываются не только лишь из вашей кармы в глазах противника, но и из некоторых других, на первый взгляд совсем не очевидных моментов.

И так, на ходу, на лету и на бегу заканчивается почти каждая глава! Хорошо ещё, что в этот раз все герои остались живы!
Теперь-то я точно понимаю, что мне не надо было поддаваться соблазну вершить правосудие над сдавшимися в плен культистами секты гигантского сома-мутанта, тогда бы мы уехали с Волги без потерь. Однако, например, условия сохранения целостности команды на уровне «Каспий» гораздо сложнее и как-то связаны с освобождением местных рабов, в чём мне при первом прохождении разобраться не удалось. Но как бы не обидно было потерять боевых товарищей, отрадно, что разработчики предусмотрели оба варианта развития событий и прописали реакции оставшихся в живых персонажей для многих последующих диалогов – даже спустя несколько глав после печальных событий! Кроме того, «Метро: Исход» предлагает две финальные концовки, так что, как видите, потенциал для реиграбельности у игры имеется.
Геймплейно «Метро: Исход» достаточно классический шутер в духе предыдущих игр серии – Метро 2033 и Метро 2033: Луч надежды, но с большим упором на элементы выживания. Это ощущение складывается как из правильно подобранного под ваш игровой навык уровня сложности, так и благодаря ключевым элементам игрового процесса: радиационному фону поверхности и необходимости следить за фильтрами своего противогаза, отличающимся повадкам разнообразных противников и некоторым другим угрозам негостеприимной поверхности постъядерной России, а также системе загрязнения оружия.

Боеприпасы и количество аптечек, разумеется, не безграничны, но система крафтинга позволяет снабжать себя необходимым минимумом средств для выживания почти в любых условиях – были бы только лом, да химия, всего два необходимых для этого ресурса. А на разместившихся на игровых картах верстаках можно и вовсе изготовить абсолютно любые доступные предметы и амуницию.
Хороша ли шутерная составляющая или она так и не ушла далеко от своих предшественниц? Действительно, движения Артёма порой кажутся не такими проворными, как хотелось бы, но стрельба из большинства доступного оружия не вызывает каких-либо серьёзных нареканий. Что же касается возможности навесить на своё вооружение разнообразные модификации и модули, то здесь мы получаем реальную возможность сделать своё прохождение максимально удобным: коллиматорные и оптические прицелы, увеличенные магазины и разные виды стволов, а также другие полезные апгрейды позволяют почувствовать себя в своей тарелке во время любой заварушки! Только не забывайте свинчивать их с подбираемых вражеских стволов.



Зададим им летнего жару!
«Метро: Исход» – не в последнюю очередь шутер, а потому оружия тут должно быть много. И хотя в ходе первых часов игры может показаться, что абсолютно вся Россия пользуется одинаковыми револьверами и пистолетами «Ублюдок», уже очень скоро к ним присоединятся вездесущие «Калаши» и более современные скорострельные «Бульдоги», несколько видов дробовиков, пулемёт Гатлинга, использующая калибр 7.62 винтовка «Вентиль» и бесшумный арбалет «Хельсинг». А самое главное, что вы можете навесить снайперский прицел на автомат или поставить глушитель на дробовик![/CENTER]

Скрытное прохождение или «стелс» игрой весьма поощряется, но в то же время является одной из её слабых сторон. Вроде бы в нашем распоряжении и отвлекающие противников жестяные банки (очень бесполезные), и метательные ножи, и даже возможность использовать глушители или тихий арбалет, но всё это легко сводится на нет, когда обладающие глазами на попе недруги начинают видеть вас, находясь за стеной, да ещё и, скажем, этажом ниже. Я немного утрирую, но нечто подобное здесь не редкость. К счастью, эти же противники порой могут не видеть Артёма почти в упор – так что можно считать это моральной компенсацией.

Было бы нечестно не коснуться встречающихся в игре багов и ошибок. В моём случае они почему-то преимущественно сфокусировались на транспортных средствах. Во-первых, однажды я попросту не смог выйти из дрезины, чтобы переключить стрелочный перевод на рельсах. Предыдущее сохранение не помогло, зато спас слепой поиск места вдоль путей, где мне всё-таки удалось покинуть злополучный транспорт. А следующий случай произошёл уже тогда, когда Артём получил в пользование УАЗ-452, в миру «буханку». Я слегка замешкался и не сел за руль сразу после получения ключей, а потом…эта опция и вовсе перестала быть активной. К счастью, уже позже по сюжету «буханку» переместили поближе, и проблема решилась сама собой.
Однако случился со мной и вовсе чертовски опасный баг на уровне «Каспий», когда боец «Спарты» Дамир произнёс свою сюжетную реплику ещё до того, как должен был помочь Артёму залезть в пещеру. В новую локацию попасть я уже не мог, но у меня ещё оставалось нормальное сохранение за некоторое время до злополучного момента. В итоге я отделался лёгким испугом, но уже не раз слышал, как другим приходилось начинать заново целые главы из-за подобных ошибок. Остаётся надеяться, что первое же обновление исправит такие досадные проблемы. Что же касается забавной Ragdoll-физики у трупов врагов...где мы только этого не видели? Думаю, пока это явление просто неискоренимо!


Графическая часть выдаёт нам отличную кинематографичную картинку, которой сложно не любоваться. Здесь и потрясающая по своей красоте смена времени суток, обилие дополнительных эффектов и множество тщательно отрисованных мелочей. Неидеальны, правда, и весьма комичны многие жесты персонажей во время диалогов, а также их лицевая мимика. И это при, в целом, отличных модельках самих персонажей! Одна данный просчёт с лихвой покрывается всеми другими достоинствами картинки, хоть и способен обратить на себя внимание взыскательных игроков.
Звук и саундтрек выполнены на твёрдую «пятёрку», но, как мне кажется, у нас с вами должно быть особое отношение именно к озвучке персонажей. Всё-таки перед нами герои вселенной «Метро 2033», живущие в России и говорящие по-русски. К счастью, озвучка не подкачала. Разве что подарившая голос Ане актриса дубляжа, по-моему, немного не доигрывала, а её эмоции, по крайней мере в начале игры, выглядели весьма фальшиво.



Осень человечества и закат цивилизации
Постапокалиптический жанр почти невозможен без правильной, гнетущей и подчас философской атмосферы. К счастью, в «Метро: Исход» атмосфера весьма эталонная. Как это достигается? Не в последнюю очередь благодаря вниманию разработчиков ко всём тем же мелочам. Привычные нам с вами виды, пусть и не без небольших культурных ляпов, способны вызвать куда более сильные впечатления, чем картины незнакомых или и вовсе вымышленных стран и городов.
Если же вы любили атмосферу Метро 2033 и Метро 2033: Луч надежды и боитесь, что с выходом на поверхность, она могла сильно пострадать, для вас в игре найдутся и более привычные подземные туннели, бункеры и другие замкнутые, вызывающие клаустрофобию пространства. Тут даже можно будет ненадолго посетить метро Москвы и Новосибирска, а потому родные тюбинги никуда полностью не исчезнут!

Думаю, у любого проекта в жанре «постапокалипсис» должна быть хоть какая-то мораль. И на самом деле, часто эта мораль одинакова: в условиях катастрофы глобальных масштабов и краха привычного общества многие люди способны вернуться к своей животной сущности и вконец оскотиниваются, теряя все остатки свои человечности. Это не зависит от нации, пола или возраста – просто человек ближе к животному, чем мы привыкли об этом думать. К счастью, это актуально не для всех, и есть и те, кто остаётся людьми в любой ситуации. Хочется сказать, что студии 4A Gamesудалось показать и тех и других. Что же касается главных героев и их истории, то её очень хочется увидеть до конца, особенно посреди волнующего потрясающего путешествия, развернувшегося на просторах постъядерной России в Метро: Исход.
85 Метро: Исход способна стать глотком свежего постъядерного воздуха для всех ценителей жанра «постапокалипсис», истосковавшихся по масштабным играм данной тематики. Проект студии 4A Games вовсе не лишён недостатков и даже некоторых досадных багов, но их общая совокупность не способна перевесить чашу весов на которой расположились отличная постановка множества сцен, красивая кинематографичная картинка, запоминающиеся персонажи и, самое главное, живая атмосфера упадка и запустения, свойственные лучшим представителям жанра. Смело снимайте противогазы и выбирайтесь на давно заждавшуюся нас поверхность Земли – нас ждёт больше путешествие, финал которого определят только наши собственные поступки и решения!
Обзор написан по цифровой версии игры для PlayStation 4, предоставленной редакции издателем. Все снимки экрана, использующиеся в материале, сделаны непосредственно автором статьи на указанной платформе.

Источник

Последние новости