Red Dead Redemption 2, вне сомнений, одна из самых громких, успешных и лучших игр этого года. Для меня лично, как поклонника вестернов и антуража Дикого Запада, возможно, даже лучшая, несмотря на существование таких великолепных релизов, как God of War, Dragon Quest XI: Echoes of an Elusive Age и несколько Yakuza. От атмосферы последних я балдею ещё больше, чем от любого Запада, но они во многом проигрывают произведению Rockstar Games.
Но несмотря на всю любовь, которую получают приключения Артура Моргана, есть в игре и свои недостатки, той или иной степени влияния на комфорт игрока. С некоторыми из них я смирился. А именно: перегруженное управление, отсутствие быстрого перемещения, пропажа предметов после смерти или загрузки с последней контрольной точки, вопреки тому, что она создана после их получения. Но один игровой аспект клевал меня до финальных титров, и к его выкрутасам я привыкнуть не смог, как ни пытался. Имя ему — система чести.
А я бы её назвал просто бессовестной системой. Этакая честь, но без совести.
Но давайте сперва посмотрим на то, как задумали эту систему разработчики: в начале игры у героя нейтральная честь. Совершая различные действия, он увеличивает или уменьшает этот показатель, направляя честь в позитивное или негативное русло. Например, если оказать помощь случайному нуждающемуся, здороваться с прохожими, спонсировать развитие лагеря бандитов, допрашивать людей вместо убийства и вышибать оружие из рук соперников на дуэлях — честь повысится. Но если убивать невинных и законников, заниматься грабежами, убивать домашних животных и скот, отыгрывать роль виртуального цыгана и заниматься прочими бесчинствами — честь будет уходить в негативный закат. Причём гораздо быстрее, чем расти от хороших дел.
Простая истина, озвученная ещё Уильямом Шекспиром и воспетая британской группой Iron Maiden:
Дела людей, порочные и злые
переживают их и часто также
то доброе, что сделали они
С костями их в могилу погребают
(The evil that men do lives after them
The good is oft interrèd with their bones)
Звучит просто, не так ли? Но на деле всё это работает не совсем так, и мало общего имеет с понятием «честь». Почему? Давайте теперь разберёмся, что же такое честь. Я не стану изобретать колесо и процитирую:
1. Словарь В.И. Даля: «Честь — ж. внутреннее нравственное достоинство человека, доблесть, честность, благородство души и чистая совесть. Также: условное, светское, житейское благородство, нередко ложное, мнимое».
2. Викисловарь: «моральное, профессиональное, социальное и т. п. достоинство, вызывающее уважение к самому себе или со стороны окружающих».
3. Викицитатник: «Честь — комплексное этическое и социальное понятие, связанное с оценкой таких качеств личности, как верность, справедливость, правдивость, благородство, достоинство и др.»
4. Архимандрит Платон (цитата из Википедии): «Честь — это внутреннее, данное самому себе право оценивать себя и своё существование в категориях самоуважения. Объективными факторами, дающими право на честь, являются целомудрие и благородство. Целомудрие — идеальная аксиологическая норма природного состояния. Благородство — идеальная аксиологическая норма личностного состояния».
Как видим, все источники, иногда немного разными словами, но говорят одно и то же. Кроме архимандрита Платона, который развил это понятие и перевёл его в религиозную плоскость. А теперь переведём все четыре цитаты в плоскость событий Red Dead Redemption 2 и посмотрим, когда игра считает Артура бесчестным, а когда совершенно не парится его внутренним миром и состоянием.
Пример: я вёз пленника на лошади и врезался в другую на встречных курсах, причём кобыла-препятствие настолько пострадала, что начала попросту сдыхать прямо посреди дороги, едва не придавив слетевшего пленника. Я пошёл поднимать засранца в верёвках и в этот момент игра врезала мне минус в честь. За что? Скорее всего за то, что я выбрал поднять человека вместо воскрешения несчастной лошади, которую я подлечил сразу после того, как забросил пленника на круп моей кобылы. За это мне никаких плюсов не накинуло. Адекватно? Ни в коем случае.
Следующий пример: в болотах подстрелил несколько уток и оленя, последнего смертельно, но не наповал. Пока шёл его добивать, расстояние было приличным, бедолага стёк кровью, а я получил минус в честь. После чего откровенно захотелось дать дизайнеру системы в челюсть. Спустя десяток минут, всё на тех же болотах, я обнаружил чей-то труп, совершенно обычного человека. Обыскав его карманы, я вновь схлопотал минус. Игра просто-напросто не поощряет обыск недельных трупов посреди мест, где дьявол говорит «спокойной ночи». Очень далёких от цивилизации, да.
Вообще примеров странной потери чести у меня было очень много, после некоторых я пробовал перезапустить игру с контрольной точки и терял некоторые предметы. Например, оружие. В одном из квестов мы становимся свидетелями дуэли двух старых проходимцев, трупы которых потом тоже нельзя обыскивать, коли уж честь дорога. При этом совершенно непонятно, какое отношение обыск случайных трупов имеет отношение к чести. Вот сидит мужик у костра, который открывает по вам огонь в случае приближения и игнорирования его угроз. Вы стреляете ему промеж глаз — игра воспринимает это нормально. Но стоит вам его обыскать и падение чести обеспечено.
Это всё могло бы не вызывать диссонанса, будь разработчики строже и внимательнее к разработанной системе, а также к игрокам. Потому что совершенно неясно, почему одни действия вызывают падение чести, а другие, гораздо более бесчестные с точки зрения благородства и прочих личностных качеств, вменяемых значению «честь», никак не влияют на героя. Например, убийство убегающих и безоружных бандитов, или убийство/обыск трупов стражей порядка во время сюжетных миссий. Но стоит вам убить и обыскать законника в обычном путешествии, как честь немножко посыплется.
Когда я пытался разобраться, почему система чести в Red Dead Redemption 2 работает настолько нелогично, влияет на окружающий мир и почему-то называется не кармой, не репутацией, то получил ответ в стиле: «Ну это же личностная характеристика». Действительно, честь — это личностная характеристика. Но это никак не оправдывает кривой работы системы, выглядящей свежим фурункулом на теле игры, к которой подошли с огромной любовью и вниманием. К большинству аспектов. Но честь, увы, не попала в список фаворитов и её сделали просто как пятую ногу для кобылы.
Немного пищи по теме для «много букв, не осилил»:
Словом, примеров очень много. Кто-то может сказать: «Чувак, ну ты просто цепляешься к условностям», и будет совершенно неправ. Система, существенно влияющая на окружение героя, которая работает неадекватно и заставляет игрока, желающего отыграть роль хорошего, вести себя совершенно неадекватно и десять раз перестраховываться перед каждым действием, боясь, что шаг вправо или влево понизит честь, работает неправильно.
А что вы думаете на этот счёт, и какие казусы в работе системы чести наблюдали за проведённое в Red Dead Redemption 2 время?
Читайте также
Последние новости