Следующая новость
Предыдущая новость

Байки из крипты: Обзор Graveyard Keeper

26.07.2019 0:41
Байки из крипты: Обзор Graveyard Keeper

Игры позволяют нам проживать чужие жизни, осваивать новые профессии и получать невозможный в реальности опыт. При этом необязательно каждый раз становиться очередным героем и человеком высоких моральных устоев. Признайтесь, вы ведь всегда хотели стать смотрителем кладбища? Шучу. Сомневаюсь, что это работа мечты для многих, но создатели менеджера уличного бойца Punch Club из питерской студии Lazy Bear Games предложили настолько оригинальный взгляд на мрачное ремесло, что не поддаться искушению сложно. Graveyard Keeper – забавная, циничная, увлекательная и…наполненная гриндом игра, положительные стороны которой запросто перевешивают геймплейную рутину. К тому же, недавно вышедшая консольная версия лишена самых заметных недостатков первоначального релиза на PC.
Graveyard Keeper сложно однозначно причислить к одному жанру – это одновременно и менеджер и немного RPG в одном флаконе. Полноценный сюжет тоже имеется, причём его завязка весьма неожиданна. Главного героя сбивает машина, после чего он приходит в себя в странном месте. На вопрос, как вернуться домой, оказавшая поблизости мрачная фигура в шляпе отвечает: «Ты теперь хранитель кладбища. Иди и копай…откопай сперва Герри!». Кто такой Герри и где мы? В чистилище? Сразу не разберёшься! Зато скоро становится ясно, что герой оказался в Средневековье, а Герри – говорящий череп с амнезией, готовый помочь освоиться на новом месте.


Череп Герри прямолинеен и за словом в карман не полезет. У него и кармана-то нет!
Кладбище встречает игрока во всём своём мрачном «великолепии» – запущенное и давно не используемое. Что же, за работу! Уже имеющиеся могилы следует привести в нормальный вид, вновь усопших желательно забальзамировать (состояние тел имеет огромное значение), а стоящую тут же часовню неплохо бы открыть для еженедельных проповедей. Всё это поможет поднять престиж погоста и церквушки и позволит продвинуться по сюжету, а, главное, получать доход с новых захоронений и пожертвования с прихожан. Проповеди так же будут приносить вам «веру» – вторую после денег ценную валюту в игре.
В Graveyard Keeper достаточно много персонажей, с которыми будут связаны целые цепочки квестов. Так хозяин ближайшей гостиницы заплатит за принесённые свидетельства о захоронении (вы теперь хранитель кладбища, помните?) и даже согласится покупать у вас мясо, но только при наличии разрешающей вести подобный бизнес королевской печати. Мол, хочу быть уверен, что это не мертвечина. Скажу сразу, скотоводством в Graveyard Keeper заняться не получится, а потому источник мяса у вас будет именно тот, о котором вы подозревали – но никто не говорит, что оно не может быть свежим! Печать, в свою очередь, можно приобрести официально или заполучить поддельную у бандита по кличке Змей, выполнив его задания. Кстати, некоторые другие квесты тоже будут иметь альтернативные пути решения.

У каждого персонажа есть шкала доверия, растущая после выполнения квестов и напрямую влияющая на доступные варианты взаимодействия с данным NPC
Главная цель – вернуться домой, но игра почти не ведёт за руку и не подсказывает, как это сделать. В этом кроется важная особенность Graveyard Keeper, способная разочаровать отдельных игроков. Можно потратить множество часов, пытаясь добиться продвижения в каком-то квесте, и лишь потом понять, что эффективнее было сперва сконцентрировать усилия на другом направлении, значительно облегчив решение первоначального задания в будущем.
Игра предоставляет широкие возможности по строительству и созданию полезных в средневековом хозяйстве предметов. В этих целях в меню персонажа расположились целых 6 разделов технологий, вроде алхимии, теологии, фермерства и металлообработки. Скрывающиеся за ними исследования позволят мастерить необходимые для работы верстаки и другие объекты, создавать расходные материалы для деятельности кладбища и церкви, а основным ресурсом для изучения таких ноу-хау станут особые сферы – красные, зелёные и синие. Кстати, именно в них и содержится гринд-составляющая игры.


Все сферы можно получить за соответствующую деятельность. Так красные шарики полагаются за физическую активность и изготовление предметов, увязанных с грубым трудом – рубкой дров, обработкой камня и так далее. Зелёные связаны с сельским хозяйством, а синие – с алхимией, написанием книг и другими интеллектуальными занятиями. Не хватает каких-то сфер на изучение новой технологии? Тут два пути – регулярно заниматься деятельностью, которая будет за раз приносить значительное количество именно этих шариков, либо тупо гриндить их в небольших, но гарантированных количествах, прибегая к монотонным, но более простым занятиям. Логично, что второй вариант более скучный и времязатратный, но, в целом, за прошедшее с момента релиза на PC время игра стала более сбалансированной, а все положительные изменения уже включены в консольные версии.
В Graveyard Keeper сложно просто взять и сразу добиться какой-то цели – на пути к ней обязательно возникнут побочные задания и дополнительные препятствия. Например, чтобы поднять престиж кладбища, понадобится создавать более красивые и сложные в изготовлении надгробия и ограды, а также прибегать к бальзамированию тел. Здесь не обойтись без алхимического стола 2-го уровня, для создания которого понадобятся стеклянные колбы, сложные деревянные детали и так далее. Надо ли говорить, что такие компоненты создаются при использовании продвинутых технологий и ресурсов, добыча которых, в свою очередь, потребует освоения соответствующих методик и инструментов. И так во всём. Интересно? Да. Заморочено? Весьма!


Двор активного хранителя кладбища. Даже есть лифт для доставки товаров на склад местного торговца
Наш протагонист также имеет шкалу здоровья и энергии. Здоровье понадобится для сражений с монстрами, а вот выносливость тратится почти на любое действие – каждый взмах лопатой, изготовление самого маленького гвоздя или работу на собственном огороде. Как только энергия достигнет нулевой отметки, надо будет лечь поспать или выпить восстанавливающее силы зелье. Ещё герой может заполучить разнообразные «перки», позволяющих освоить новые действия или же заниматься привычными занятиями более эффективно. Причём некоторые перки положены в качестве награды за квесты, тогда как иные предстоит выучить на вкладке «технологий».
Сражения с монстрами были упомянуты не случайно. Дело в том, что под церковью раскинулось уходящее вниз на 15 уровней подземелье. Разве что Диабло там не водится, но вот иных чудищ там предостаточно, и чем глубже, тем они опаснее. Разумеется, для успешной экспедиции вглубь катакомб понадобится оружие и доспехи – несколько их разновидностей тоже можно разработать и изготовить самостоятельно. Наградой за проявленную смелость станет продвижение по сюжету и возможность заполучить дополнительные ресурсы и детали для крафта. Кстати, можно даже умереть в бою или от ловушек, но никаких последствий, кроме мгновенной телепортации в ваше жилище, это не несёт.


Окружающие земли можно исследовать не только вглубь, но и вширь. Вокруг погоста и домика хранителя кладбища раскинулся компактный, но изобилующий точками интереса мир. На болоте живёт ведьма, а в северных предгорьях можно устроиться в хижине в лесу (похоже на отсылку к одноимённому фильму и франшизе «Зловещие мертвецы») и осваивать месторождения камня, угля и гранита. Чуть дальше на восток находится охраняемый инквизицией загадочный портал и военный форт. Кроме того, ближе к побережью расположилась деревенька с таверной и лавками ремесленников, а к югу нашлось место для более крупного города. В общем, есть где разгуляться, но все эти локации не станут доступны сразу.
Интересно, что в Graveyard Keeper достаточно много различных неочевидных механик и побочных занятий. Рыбалка, создание и украшение альтернативной тёмной церкви в подвале под обычной часовней, написание книг для получения значительного количества синих сфер и так далее. Наконец, большинство персонажей, с которыми можно взаимодействовать, становятся доступны только в определённые дни недели, так что при планировании своего графика надо частенько посматривать на игровые часы.

Игра изобилует юмором в диалогах и во многих игровых ситуациях. Да и как иначе касаться темы смерти и похоронной тематики, как не в подобном несерьёзном ключе? Так глава местной инквизиции посетует, что раньше на сожжения ведьм приходили целыми семьями, как на праздник, а теперь силком никого не затащишь. Что с этим делать? Может, хранитель поможет с обеспечением жителей хлебом и зрелищами? Для начала хватит палатки, где зрители смогут купить себе питьё и закуски – то есть пиво и бургеры (самое средневековое блюдо!) Пиво надо будет сварить, ну а откуда берётся мясо вы, думаю, помните!
Пиксель-арт Graveyard Keeper крайне приятен глазу, а обилие деталей и мелочей побуждает подолгу изучать локации и игровые объекты. Музыкальное сопровождение так же приятно удивляет своим качеством – что главная тема в меню, слегка отдающая творчеством Дэнни Элфмана, что фоновые композиции во время непосредственного геймплея. Разве что звуки при диалогах с некоторыми персонажами могут показаться надоедливыми и раздражающими. Наконец, наличие русского языка в игре от соотечественников кажется очевидным, и к русской версии никаких нареканий нет.

80 Graveyard Keeper – отличная возможность оказаться в шкуре средневекового хранителя кладбища. Пройдя путь от релиза на PC до выхода на консолях, детище питерской студии Lazy Bear Games смогло побороть большинство недостатков и теперь наиболее комфортно для знакомства. Проект всё так же не пытается вести нас за руку, и от того, насколько грамотно вы организуете работу погоста, и будет зависеть длина вашего прохождения, а также наличие или отсутствие утомительного гринда, но это сложно записать в явные недостатки. К тому же, несмотря на рутинный процесс сбора ресурсов, постепенно открывающиеся занятия и новые геймплейные возможности способны поддерживать интерес вплоть до самого финала. Да и так сложно не проникнуться циничным юмором игры, не влюбиться в очаровательный пиксель-арт и приятное музыкальное сопровождение!
Обзор написан по цифровой версии игры для PlayStation 4, предоставленной редакции издателем. Все снимки экрана, использующиеся в материале, сделаны непосредственно автором статьи на указанной платформе.

Источник

Последние новости