Следующая новость
Предыдущая новость

[Забытые игры] Снова в школу: обзор Detention

22.01.2019 7:51
[Забытые игры] Снова в школу: обзор Detention

Если вы когда-то успешно открыли для себя мир азиатских хорроров – японских, корейских, китайских, тайских или других стран этого региона, то прекрасно знаете, насколько отличается само понимание ужаса в этих культурах от западного. Наибольшую известность заслужили японские хорроры, о чём красноречиво свидетельствует появление американских ремейков таких фильмов, как, например, «Звонок» и «Проклятье». Видеоигры немного отстают от кино, но в последние годы и здесь можно наблюдать осторожное движение азиатских ужастиков в сторону западного игрока, причём не только японских, которых больше всего, но и корейских (White Day: A Labyrinth Named School), тайских (Home Sweet Home), а теперь и тайваньских. Да, на тихоокеанском острове Тайвань тоже делают игры, и молодая студия Red Candle Games выпустила в 2017 году свой крупный дебютный проект в жанре хоррор, получивший англоязычное название Detention, о котором я сегодня вам и расскажу.
Оригинальное название «返校» на китайском (официальный язык на Тайване) дословно переводится как «возвращение в школу», что безошибочно свидетельствует о месте действия игры. Западное же название Detention (заключение) тоже не лишено смысла и намекает на более мрачные аспекты сюжета, а после прохождения способно обрести и дополнительный глубинный психологический подтекст.


Итак, всё действие игры действительно происходит в обычном тайваньском учебном заведении примерно в 60-е годы прошлого века. Стоит сразу упомянуть, что историю Тайваня омрачает достаточно продолжительный период с 1947 по 1987 годы, именуемый «Белым террором. В это время у власти находилось авторитарное правительство, отметившееся жестоким преследованием и подавлением любой оппозиции. Несложно догадаться, сколько невинных людей попало под кровавый маховик репрессий из-за всеобщего недоверия, частых доносов и беспочвенных подозрений. К сожалению, школьники и студенты также нередко становились мишенью правительства, причём не только за реальное участие в протестах и подпольных обществах, но и просто за свойственную возрасту большую гибкость взглядов, а потому выбор места действия игры и такой неспокойной эпохи легко стали подходящим фоном для интересной и трагичной истории.
Главной героиней Detention является школьница старших классов по имени Рэй. В прологе истории она знакомится с другим учеником – парнем по имени Вэй. Судя по всему, они единственные учащиеся, кто по какой-то причине не покинул школу после объявления о надвигающемся Тайфуне. К сожалению, единственный мост, по которому можно выбраться с территории школы, уже затоплен, а потому ребята принимают решение переждать буйство стихии в классной комнате Вэя. Но что-то тут не так, и с этого момента события будут развиваться по нарастающей, а грань между реальностью и кошмаром будет становиться всё более хрупкой и тонкой.

Скажу вам сразу, Detention – это история про угрызения совести и призраков прошлого, как фигуральных, существующих только в неспокойном сознании мучимого чувством вины человека, так и более реальных – насколько вообще потусторонние сущности могут быть реальны. Так единственное, что помнил Вэй перед тем, как заснуть на последнем занятии перед началом Тайфуна, был визит инструктора Бая, бесцеремонно прервавшего урок, чтобы допросить учительницу о неком списке запрещённой литературы. Всё это неслучайно, и впоследствии в памяти Рэй также всплывёт множество картин, свидетельствующих о том, что в школе произошло что-то нехорошее, а что именно – окончательно станет ясно только ближе к эпилогу.
Игровой процесс строится на исследовании школы и её окрестностей, а также сборе предметов, комбинировании их и использовании в нужных местах, что ближе всего к механике «point-and-click» приключений. Разумеется, не обошлось здесь и без определённого числа загадок и поиска подсказок для их решения. Именно поэтому у Рэй есть блокнот, куда она помещает все найденные записки, вырезки из газет и другую полезную информацию. А отдельная вкладка «подсказки» и вовсе будет незаменима при решении местных головоломок, которые тут хоть и не особо тяжёлые, зато весьма логичные и последовательные. Разве что музыкальная загадка может кому-то показаться сложной, но куда же без неё в уважающем себя хорроре, правда?


Про Detention нельзя сказать, что игра является сурвайвал хоррором, но тут всё-таки есть враги, неправильные действия при взаимодействии с которыми приведут к смерти главной героини. Это несколько видов духов, образы которых основываются на традиционной тайваньской культуре и даже городских легендах. Называются они Lingered (задержавшиеся, оставшиеся) и представляют собой духов людей, умерших неестественной смертью, а потому оставшихся неподалёку в виде мстительных призраков. Механизм взаимодействия с ними очень интересен и прямо сквозит местными поверьями: например, чтобы отвлечь один из видов «задержавшихся», можно сделать им подношение в виде риса, что связано с соответствующими погребальными буддистскими обычаями.
Другим интересным действием, доступным Рэй, является возможность задержать дыхание. Да-да, это тоже необходимо, что спастись при встрече с врагами! Более того, некоторые призраки требуют не дышать, когда проходишь мимо, а при встрече с другими надо, наоборот, замереть и отвернуться, при этом всё так же не дыша. А советы о том, как себя вести при контактах с духами, можно будет заранее обнаружить неподалёку и заботливо поместить в свою тетрадь с подсказами.
Игра предлагает две концовки, каждая из которых обязательно расставит все точки над «и», но только одна из них, даже несмотря на постоянно нарастающие трагизм и безысходность истории Рэй и её школы, всё-таки позволит небольшому лучику надежды осветить в остальном мрачную историю.
Атмосфера игры под стать сюжетному повествованию и, учитывая, как тщательно тайваньская студия подошла к труду над своей игрой, иного ожидать от качественного азиатского хоррора было бы нельзя. Вы помните, чем ещё популярна серия Silent Hill, помимо потрясающей музыки Акиры Ямаоки, увлекательного игрового процесса и непревзойдённого дизайна обитателей тёмной стороны «тихого городка у озера Толука»? На ум приходит потрясающая атмосфера тревоги и дискомфорта, создаваемые мастерским сочетанием звуковых и визуальных эффектов, используемых графических фильтров и так далее. Разумеется, Silent Hill – не единственный пример подобной работы игровых дизайнеров, просто он один из самых популярных и широко известных на Западе. В случае с Detention студия Red Candle Games безошибочно прибегла к богатым наработкам того арсенала средств, который доступен современным и классическим азиатским ужасам, а потому заслуживает нашей похвалы.

Знакомьтесь, Хейбай Вучанг или «Чёрное и белое непостоянство» – китайские божества, ответственные за сопровождение духов умерших в загробный мир
Однако, если японские ужастики и сама культура Страны восходящего солнца массовому игроку более-менее известны, то данный проект предлагает посмотреть на жанр хоррора через призму китайской и, в частности, тайваньской культуры – с теми особенностями образа жизни и быта островного государства, элементы которых неизбежно обыгрываются во многих сценах, которыми пытаются напугать нас разработчики. Это и флешбеки героини, связанные с взаимоотношениями её отца и матери, и напряжённая атмосфера жизни при жестоком авторитарном правительстве и, наконец, отдельные эпизоды, связанные с суевериями, религиозными обрядами, а также традиционной и современной культурой острова. Да и когда вы ещё послушаете популярную тайваньскую музыку 60-х годов?
Графический стиль игры стоит отдельного упоминания. Все фоны, а также интерьеры школы и других локаций выполнены с вниманием к деталям и мелочам. Что касается моделек персонажей, то анимацию их движений можно было бы смело назвать дёрганой и не особо естественной, но здесь разработчики пошли на некоторую хитрость, которая мне кажется достаточно оправданной. Дело в том, что на протяжении всей игры вы частенько будет наблюдать бумажные самолётики – при самых разных обстоятельствах. Порой они будут присутствовать в кадре в роли важной сюжетной аллегории, смысл которой раскроется ближе к финалу и, например, будут падать с неба вместо проливного дождя. Иногда же это, наоборот, будет настоящий бумажный самолётик, сложенный из какой-то записки. Вот и модельки персонажей немного напоминают вырезанные из бумаги фигурки, отсюда, кстати, и господствующая кругом монохромная цветовая гамма, словно вся игра была нарисована простым карандашом.


В Detention множество тревожных сцен, а здоровая порция безумия тем более ещё не навредила ни одному качественному хоррору
Звук и музыка тесно переплетаются с уже отмеченной выше сильной, но одновременно с этим тяжёлой и достаточно депрессивной атмосферой, а потому про них нет смысла много говорить отдельно. Я лишь только упомяну, что в проекте нет озвученных диалогов и фраз (кроме монолога Рэй в одном из эпилогов), но от этого игра нисколько не страдает и всё так же способна донести весь свой эмоциональный заряд посредством субтитров.
Завершая сегодняшний рассказ о дебютном хорроре тайваньской студии Red Candle Games, мне хотелось бы упомянуть, что в настоящий момент разработчики заняты новым ужастиком, который получил англоязычное название Devotion. Будет интересно, что у них получится на этот раз, учитывая, что данная игра будет с видом от первого лица, ведь если результат окажется успешным, новая работа тайваньцев в жанре сможет выйти на ещё более высокий уровень.

Автор рисунка – SIBYL
80 Detention являет собой пример качественного азиатского хоррора, которому не чуждо исследование психологических аспектов страха человеческой натуры, вместо использования скримеров и других более простых средств. Это мрачная и трагичная история о том, что любой сиюминутный порыв может привезти к череде непоправимых последствий, которые могут давать о себе знать ещё на протяжении целых десятилетий. Добротный сюжет, оригинальный визуальный ряд и музыкальное сопровождение делают знакомство с историей тайваньской школьницы Рэй запоминающимся опытом, а потому мне хотелось бы порекомендовать игру всем, кто тяготеет к жанру ужасов и азиатским его представителям, в частности.
Обзор написан по цифровой версии игры для PlayStation 4. Все снимки экрана, использующиеся в материале, сделаны непосредственно автором статьи на указанной платформе.

Источник

Последние новости