Десять лет назад украинская компания GSC Game World выпустила игру S.T.A.L.K.E.R., ставшую в итоге одной из популярнейших и успешных на постсоветском пространстве. Но сейчас уже мало кто помнит, что первый проект по «Сталкеру» был сделан еще советскими программистами в 1991 году. В интернете почти невозможно найти информацию об этом, а авторы и участники тех событий не любят давать интервью.
Все началось в 1990 году, когда во время очередной зарубежной командировки советской делегации была продемонстрирована самая современная на тот момент компьютерная игра Prince of Persia. Красочная графика, плавные анимации и увлекательный игровой процесс произвели неизгладимое впечатление на партийных деятелей, среди которых оказался и один из заместителей председателя Госкино СССР.
По возвращению в Союз было издано распоряжение «наладить производство развлекательных и игровых программ для ЭВМ на основе творческого и культурного наследия советской кинопромышленности». Стоит заметить, что расчет изначально делался именно на иностранную аудиторию, т. к. учитывался положительный опыт внешнеторговой организации «Электроноргтехника». Более известная как ELORG, она с 1988 года занималась продажей лицензий зарубежным компаниям на производство игр под маркой «Тетрис».
Исходя из поставленной задачи, в качестве основы для первой игры решили взять эпопею Сергея Бондарчука «Война и мир», как одну из самых известных и популярных за рубежом советских лент (премия «Оскар» в 1969-м). Хотя достаточно быстро стало ясно, что это неудачная идея. Опыта в разработке было еще мало, а материал для адаптации оказался очень сложным.Бондарчук потратил шесть лет на съемки, тогда как игру требовалось сделать за 1-2 года. Но альтернатива нашлась — отмеченный призом Каннского кинофестиваля фильм Андрея Тарковского«Сталкер». Выбору «Сталкера» как первоисточника способствовал тот факт, что после смерти режиссера в 1986 году его кинокартины больше не находились под запретом в СССР.
Для создания игр был сформирован «Отдел разработки перспективного ПО», куда приглашались в основном сотрудники ВЦ АН СССР. Именно в стенах этого учреждения в 1984 году родился «Тетрис».
Из-за недостатка информации сложно судить о трудностях, с которыми столкнулись начинающие игровые разработчики. Но можно точно утверждать, что концепция была инновационной для своего времени. Игрок управлял не одним, а сразу тремя персонажами — по очереди. Сталкер, Писатель и Ученый — как в фильме. Главная особенность заключалась в том, что каждый персонаж обладал уникальными способностями и умениями, отсутствовавшими у остальных героев. Например, Сталкер мог кидать гайки для обнаружения опасных зон и невидимых ловушек, у Писателя был пистолет, а Ученому достался рюкзак для хранения и переноски найденных предметов. Уровни строились таким образом, чтобы игроку приходилось комбинировать способности персонажей. Невозможно было пройти уровень только одним членом команды. Игра всегда требовала логического мышления и умения правильно выстроить взаимоотношения.
К концу 1991-го разработка вышла на финальную стадию. Но тут случилось неожиданное. В декабре того же года Советский Союз официально и окончательно прекратил свое существование. В атмосфере всеобщей неопределенности и надвигающегося хаоса создание игр оказалось маловажной задачей. Финансирование прекратилось, и отдел был фактически распущен. Используя открывшиеся возможности, несколько человек, работавших над «Сталкером», в 1992 году эмигрировали в США.
Интересный факт: в 1993 году американская компания Silicon & Synapse выпустила проект The Lost Vikings, в которой игрок управлял и выстраивал взаимодействие между тремя викингами, наделенными уникальными умениями.
На сегодняшний день исходный код и вся информация о «Сталкере» считаются утерянными. Возможно, в подвале какого-нибудь НИИ на стареньком, потерявшемся под слоем пыли компьютере еще сохранилась последняя копия этой некогда легендарной игры…
Читайте также
Последние новости