Следующая новость
Предыдущая новость

"За что так не любят Bioware?" Часть вторая

В первой части мы рассмотрели вопрос нелюбви игроков к персонажам Bioware с нетрадиционной ориентацией. Во второй (и последней) же вспомним о старых хитах студии, как Mass Effect 2 стала лучшей игрой современности, а ещё ужасный Dragon Age II и скандал с концовками Mass Effect 3.

Раньше трава была зеленее. Или нет?

Да, любят говорить, что Bioware совсем разучились делать игры и скатились. И нередко упоминают при этом старые хиты этой студии. Что первым приходит на ум? Конечно же Baldur’s Gate!

Высокие оценки, два миллиона проданных копий (и это в 1998 году!) и всемирная любовь - определённо хит! Различные дополнения и вторая часть только закрепили за этой серией успех. Впрочем, переиздания и новое дополнение к первой части были встречены прохладно - игроки надеялись на что-то большее.

Что ещё вспоминается из стареньких игр? Neverwinter Nights, вышедшая в 2002 году. Вновь высокие оценки и любовь игроков. Только вот в основном русскоязычные обозреватели ставили игре девятки - англоязычные же не гнушались поставить даже семь из десяти.

И, конечно же, Star Wars: Knights of the Old Republic - триумф разработчиков. Серия настолько полюбилась всем, что фанаты всё ещё надеются на появление третьей части. Мечтать не запретишь!

Пожалуй, именно эти игры вам сунет под нос любой критик сегодняшних проектов студии. Да, это действительно хиты того времени. Неужели Bioware с тех далёких времён "скатились" как разработчики? Давайте проверим!

Новое поколение игр

Mass Effect стала небольшим экспериментом для разработчиков, здесь они отступили от некоторых элементов РПГ ради экшена- тут есть укрытия, попытки засадить из снайперской винтовки противнику хедшот и прочее-прочее. Но было немало и ролевых элементов - чего стоит одна только система Герой/Отступник.

Игру ждал настоящий успех, а затем превращение в полноценную трилогию.

Дальше была Dragon Age: Origins. Визг восхищения был слышен на всю планету. Она была хороша во всём, а русскоязычным игрокам не помешала даже косячная локализация. Официальный аддон Awakening тоже был принят на ура, многие тут же затосковали по тем временам, когда разработчики игр клепали не мелкие DLC, а полноценные дополнения. Впрочем, к Dragon Age: Origins было выпущено так же семь сюжетных DLC (DLC только с предметами даже не считаем). Только встречены были они прохладны из-за того, что ничего особенного из себя не представляли. Лишь Каменная Пленница имела успех из-за колоритного персонажа - Шейлы.

А затем случился Mass Effect 2. Впервые за несколько лет Bioware решили не отдавать свою серию в чужие руки, а самостоятельно разработать сиквел. Геймплей серьёзно доработали - это касалось как экшен, так и РПГ элементов. Очень долго ходили слухи, что Шепарда убьют, а нам дадут поиграть за нового героя. Что ж, капитану действительно пришлось умереть, чтобы воскреснуть и продолжить свой поход против Жнецов.

IGN присвоила игре первое место среди сотни лучших игр современности. А в 2014 году сайт WatchMojo признал вторую часть серии лучшей игрой когда-либо изданной Electronic Arts. Даже персонажи отдельно от игры получили своё признание. Одна только Миранда Лоусон попала в целый список топов: «11 лучших задниц в компьютерных играх», «25 самых симпатичных цыпочек в играх», «50 самых горячих персонажей», «Самые горячие вымышленные женщины».

Первый сиквел новой серии позволил сделать вселенную Mass Effect не только популярной и любимой всеми, но даже сделал капитана Шепарда культовым персонажем в игровой индустрии.

Затем настало время сиквела серии Dragon Age. И да, вот тут как раз что-то пошло не так.

Ещё задолго до релиза на скриншотах игры мы могли увидеть пустоватые и плохо сделанные локации. Но разработчики решили немного изменить визуальный стиль серии, даже Порождений Тьмы тотально переработали. Зато нам обещали интересную подачу сюжета - персонаж-рассказчик поведал бы историю Защитника Киркволла персонажу-слушателю. И, разумеется, рассказчик иногда мог приврать или приукрасить события, так что слушателю пришлось бы одёргивать его и затем мы видели уже реальную историю. Звучало интересно. Какая разница как игра выглядит, если она обещает нам обалденный сюжет?

Различные игровые издания приняли игру хорошо, редко кто ставил оценку ниже восьми из десяти. А вот игроки обрушились на игру и студию настоящим цунами критики. Ругали всё, начиная от плохо сделанных и постоянно повторяющихся локаций (нет, ну действительно приходилось бродить несколько раз по одной и той же пещере, городским улицам и т.п.) до самого конца. Уникальная форма подачи сюжета в итоге никак не используется - Варрик приукрашивает события лишь в самом начале и своём личном квесте. Но чёрт с ней подачей, сюжет игры просто ужасен - сценаристы частенько забывали о простой логике, когда прописывали действия того или иного персонажа.

Сильнее всего пострадала нелинейность сюжета. В первой части, к примеру, мы могли как доблестно погибнуть в бою с Архидемоном, так и стать королём Ферелдена! Во второй игре у нас как правило всего два выбора - мы за магов или храмовников. Но на самом деле выбора у нас всё равно нет. Прекрасный пример этому есть уже в первом акте игры: нам дают задание разобраться с сбежавшими магами, которых конвоировали в Киркволл. Игрок может помочь магам сбежать или же сдать их храмовникам. Только независимо от выбора этих магов всё равно поймают, а их предводительница будет вам мстить ближе к концу. Про "эпический" финал, когда мы при выборе любой из двух фракций обязательно сначала убиваем главу магов Орсино, а затем главу храмовников Мередит, лучше просто промолчать.

При этом ситуация с DLC лишь ухудшала ситуацию. Нам давали даже не небольшие сюжетные дополнения, а DLC с предметами! Целые два набора со снаряжением для всех классов, по 250 рублей каждый. Создавалось впечатление, что ЕА решила просто как следует распотрошить кошельки игроков, да и только.

Затем Bioware смогли частично реабилитироваться, были выпущены два крупных сюжетных DLC - Наследие и Клеймо Убийцы. Новые персонажи и локации, интересные сюжеты, во втором DLC нам давали даже на время нового компаньона. Но игру это не спасло, к тому же разработчики отказались от третьего сюжетного DLC. Dragon Age II действительно просто плохая игра и худшая из всех, что когда-либо сделали Bioware.

Потом вышла Mass Effect 3. И тут хейт поднялся такой, что Dragon Age II даже не снился! Игроки ругали даже не саму игру, а её концовки - практически идентичные и сводящие на нет все решения игрока. Особенно было обидно тем, кто с помощью переноса сохранений прошёл своим героем все три части игры. Волна ненависти не стихла даже спустя пару месяцев после выхода игры. Появилась куча теорий о финале игры, многие предрекали DLC с "истинной концовкой" и т.п. В итоге разработчики были вынуждены выпустить специальное бесплатное DLC Extended Cut, которое не только лучше раскрывало концовки, но и даже добавляла одну новую. Дополнение не стало панацеей, но в итоге скандал с концовками потихоньку утих. Хотя даже сейчас любой игрок с удовольствием припомнит Bioware этот случай.

В остальном же игра была принята на ура. Если не считать концовок, то к синглу вообще не было никаких претензий. Возмущения вызвало то, что на самую "идеальную" концовку не выбраться без игры в мультиплеер. Но с одним из патчей студия исправила ситуацию, так что игра в мультиплеер перестала быть обязательной для получения лучшей концовки.

Сам же мультиплеер пришёлся игрокам по душе. Немаловажную роль в этом сыграли пять бесплатных DLC с новым контентом, которые постепенно выпускались для мультиплеера. Затем разработчики начали запускать различные ивенты, что помогло загнать ещё больше людей в мультиплеер. И это всё не смотря даже на то, что был представлен всего один(!) игровой режим.

DLC же для сингла имели переменный успех. То предлагают паки с новым оружием, то с новым внешним видом наших компаньонов. За немаленькие такие деньги, между прочем! Дополнение с Явиком было буквально вырезано из игры и продавалось отдельно. Произошёл немалый скандал, когда обнаружилось, что оно и так присутствует на дисках с игрой и загружается с основной игрой - просто если вы не купили его, то оно не активируется. Сюжетные DLC Левиафан и Омега тоже были встречены прохладно, при этом именно от второго ожидали чего-то интересного. Однако уже "прощальное" дополнение, Цитадель, игроки полюбили сразу же. Особый восторг вызвало то, что в нём появлялись герои из первой и второй части, что не стали компаньонами в третьей.

В итоге мы получили хорошую игру, которая стала жертвой завышенных ожиданий, неоднозначных концовок и того, что Dragon Age II, выпущенная перед ней, тоже была встречена с негативом. Ваш покорный слуга и сам в итоге бурлил на форумах из-за концовок, но спустя время я вынужден был признать - в остальном игра получилась хорошей, а на мультиплеер было убито почти сотня часов. Нельзя назвать Mass Effect 3 плохой игрой, она вполне заслуженно получила высокие оценки от критиков. Просто у неё оказался один сильный недостаток, который испортил к ней отношение игроков. И всё.

Настал черёд третьего спорного проекта - Dragon Age: Inquisition.

Забавная ситуация - критики на ура приняли игру, многие назвали её РПГ года. Даже некоторые фанаты признали, что по сравнению с Dragon Age II у третьей игры заметный прогресс к лучшему. Но многие восприняли игру негативно - ведь они ожидали что-то уровня Dragon Age: Origins.

Dragon Age: Inquisition решила поиграть с большими локациями и множеством мелких заданий на ней. Можно было наткнуться как на интересное дополнительное задание, так и на мелочь вроде "собери N-ое количество эльфийского корня". Именно за это её и ругали игроки - большие пустые локации с кучей банальных квестов.

Но позволю заметить, что именно эта часть игры была выполнена в лучших традициях первой части Mass Effect, которую нынешние "фанаты" Bioware (кавычки и курсив тут неспроста, да) превозносят как лучшую игру студии. Там было более чем полно второстепенных планет на которые мы могли приземлиться и изучать большие территории. Всё это делалось, чтобы выполнить типичные квесты вроде "зачистить" базу пиратов, что нападают на колонии". Игра вообще полна заданий, которые берёшь, к примеру, на Цитадели, летишь на какую-то планету, высаживаешься, зачищаешь базу неприятелей (или делаешь ещё что-то), после чего летишь обратно и сдаёшь квест. Иногда первый и последний элемент заменены на "внезапный" звонок от генерала Хакета. Про собирательство различных предметов я вовсе молчу: тут вам и инопланетные артефакты, и диски с информацией, и т.п. Немудрено, что большинство любителей старых игр Bioware оказались довольны этой частью - всё как в старые добрые времена.

При этом у игры есть сильный сюжет. В концовках Mass Effect 3 разработчики обрубили все концы, иногда не дав ответы на некоторые сюжетные линии. Dragon Age: Inquisition поступает иначе с первых же кадров. Для начала в сюжете главные роли зачастую играют персонажи из первых двух игр: Варрик, Касандра, Лелиана и т.д. Хоук вообще крепко связан с одним из главных квестов и даже недолго потусит в крепости Инквизитора. Герой Ферелдена в игре не появится, но в ставке командования будет целое задание по его поиску. И в итоге мы узнаем, что у героя первой игры своих забот полно - он занят поисками лекарства от Зова, бича Стражей, так что некогда ему заниматься проблемами Ферелдена и Орлея. Ещё игра не забывает о книгах во вселенной Dragon Age - наш компаньон Коул сам герой одной из последних книг, так ещё в ставке командования можно будет получить задание связанное с его друзьями оттуда. Подобные задания могут быть связаны и с другими героями прошлых игр, например с Зевраном. Проработанность мелочей и лора вселенной - что может быть ещё лучше?

А благодаря DLC Чужак разработчики умело сводят концы с концами. Инквизитор и его соратники получают свои концовки, так что Bioware могут смело в следующей части использовать новых героев без типичных вопросов "а где мой любимый герой пропадает?". Опыт Mass Effect 3 показал как стоит заканчивать игры, чтобы фанаты оказались довольны. В результате мы получили интересный эпилог где расписаны дальнейшие судьбы героев игры.

Относительно других элементов игры, в том числе геймплея, особых претензий не было. Хотя не все приняли на ура то, что лечащих заклинаний в игре больше нет, а мультиплеер быстро затих и не завоевал народной любви. Кроме Чужака было выпущено ещё два сюжетных DLC - Челюсти Гаккона и Нисхождение. Они оказались крайне объёмными и интересными, публика оказалась довольна.

Игровые издания приняли игру хорошо, но что с рядовыми игроками? Средний балл игры на метакрике основанный на трёх основных версиях (РС, Xbox One, PS4) равен 6,7 из 10. Да, далековато до 9 баллов Dragon Age: Origins, но это уже не 4,5, которые получила Dragon Age II. Получается, что разработчики исправились и вступили на путь исправления. И не забываем, что Dragon Age: Inquisition завоевала высокие оценки от различных изданий, а некоторые назвали её РПГ года. Вот вам и "противоречивый" проект.

Выводы

А вывод прост - Bioware за всю историю студии выпустила всего одну(!) откровенно плохую игру. Не смотря на скандал с Mass Effect 3 и неоднозначную критику игроков в сторону Dragon Age: Inquisition, эти игры получились хорошими и получили высокие оценки заслужено.

Mass Effect 3 ругали исключительно из-за концовок, они оказались единственной реальной претензией к игре! Все остальные элементы игры, в том числе и мультиплеер, игроки приняли на ура.

Dragon Age: Inquisition пускай и не достигла уровня Dragon Age: Origins, но вернула надежду в серию. И опять же - неспроста многие называют её РПГ года.

Про более ранние проекты и говорить нечего - хиты все как на подбор.

Вот и получается, что Bioware умеет и делает хорошие РПГ. И хейт в этом направлении ещё более бессмыслен, чем ненависть к персонажам с нетрадиционной ориентацией в их играх.

А что же с Андромедой?

Игра ещё не вышла, а уже все решили, что выйдет ничего хорошего.

Самое забавное, что наконец-то начали выпускать различные ролики: инструктажи, геймплей, а теперь и сюжетный ролик подоспел. Но люди всё ещё бегают на сайты и форумы, чтобы под каждым новым трейлером показать гифку из первого трейлера с кривым отбиранием оружия у НПС. То есть, за всё это время и несколько выпущенных роликов они нашли единственный реальный минус и сделали из него культ "паршивости Mass Effect: Andromeda". Люди, что с вами не так?!

Слышатся претензии, мол до релиза осталось всего пара месяцев, а пиара нет. Пиар-компания началась в начале этого года и сейчас только набирает обороты - появились сюжетные ролики, показывают персонажей, что скрывали до этого. Верное решение, особенно если учитывать, что на прошлый год хватало крупных проектов, которые массово пиарили.

Ещё уже под первой частью услышал два интересных довода, почему Андромеда фуфло: ушли старые разработчики, а ещё игра выглядит как попытка выдоить кошельки фанатов. И такие мнения бытуют, да.

Различные именитые художники всегда уходят из своих студий, это процесс повсеместный. Одни просто устают от работы, другие уходят на более прибыльное и интересное местечко, другие же вообще фрилансеры, которых пригласили конкретно на те или иные проекты, поэтому после окончания своей работы они уходят. И может быть уход первых лиц компании был бы страшным делом, будь Андромеда не перезапуском, а продолжением истории Шепарда. Но это и есть перезапуск - как раз нужна свежая кровь с новыми идеями, чтобы получилось что-то реально новое. Ибо не раз слышал, что Bioware ничего нового придумать не может, всё у них примерно по одной и той же схеме в играх. Тогда уходу старичков вы должны только радоваться - они уходят вместе с этим надоевшим вам подходом к структуре игр.

И да, только на 2010 год численность сотрудников студии была примерно 800 человек. В последннее время ушло где-то меньше десятка людей, пускай они и занимали определённые высокие должности. Но ей богу, осталось ещё семь с лишним сотен человек, которые трудились в том числе и над такими хитами как Mass Effect 2 и Dragon Age: Origins. И навряд ли все эти люди РАЗОМ разучились делать хорошие игры.

Ну а поводу доения кошельков... Разработчики сделали лёгкий перезапуск серии. Они не стали менять историю, оставили неприкосновенной игровую вселенную, просто поменяли место действия и главных героев. Подобное вообще норма, последний DOOM тоже мягкий перезапуск серии - всё самое важное на месте, просто добавили классный саундтрек, красивую графику и сюжет.

И хочу заверить - с куда большего количества игроков можно было бы поиметь денег ничего толком не делая, объявив, что четвёртый Mass Effect не перезапуск серии, а новая игра про Шепарда. И вот тогда фанаты толпами побежали бы предзаказывать игру. Но вместо этого разработчики делают реально что-то новое.

Как понять, что игра хороша и её определённо стоит брать? Стоит дождаться рецензий, посмотреть на реакцию игроков и их мнения. Рьяные фанаты всё равно возьмут предзаказ или купят в первый же день, так что мнений будет предостаточно. А разработчики и ЕА идут к нам на встречу - уже 16 марта, за пять дней до выхода, подписчикам EA Access, что предзакажут игру на Xbox One, получат 10 часовой доступ к синглу и мультиплееру игры. Соответственно, за пять дней до выхода будет реальный материал из релизной версии игры по которому можно будет судить - брать или не брать.

Послесловие

Но хейт продолжается. Бессмысленный и беспощадный. Это уже не мнения "фанатов" этих игр, а хейт ради хейта. И единственный совет, что могу вам дать - не обращайте внимание. У вас будет более чем достаточно много возможностей узнать хороша ли новая игра Bioware ещё до её релиза.

Источник


30 ЛУЧШИХ ММО ИГР

Последние новости