Следующая новость
Предыдущая новость

Время настоящих больших RPG прошло?

Время настоящих больших RPG прошло?

Все нижеизложенное является плодом воспаленного сознания пожившего и поехавшего ролеплейщика, которого не стоит воспринимать всерьез. Разве что только разработчикам, если их нелегкая сюда занесет...

Помню, как не так давно (хотя, кого я обманываю, все же очень давно) я играл в Gothic 2, TES 3: Morrowind, Neverwinter Nights, погружаясь в эти масштабные, проработанные и такие живые виртуальные миры, в которых порой голова кружилась от размаха, от ветвящихся диалогов и историй, от колоритных персонажей и событий, в которых участвовал и которые помню до сих пор. И все это в полноценном трехмерном окружении. Многие тут же скажут, что вот, мол, в Fallout 1-2 все это тоже было, причем еще больше свободы, еще больше возможностей… Но мне, как игроку, который 2D-эпоху пропустил в силу неимения ПК, те игры были уже неким пережитком прошлого.

Я понимал, что в тех 2D играх все было намного более проработанным, подробным и открытым, но я верил в будущее, в котором жанр 3D RPG преодолеет этот технологический барьер, когда приходится тратить больше сил на визуальную часть игры, а на нарратив, истории, диалоги сил уже остается не так много. Ведь игровые движки развиваются, новые технологии становятся доступнее и проще. И я верил, что со временем 3D RPG станут не только красивыми, но и такими же проработанными, как их изометрические «прародители».
И вот шло время, вышла Gothic 3, которая «порадовала» ужасной технической реализацией; TES 4: Oblivion щеголял красотами и масштабами, но заметно поубавил в ролевой составляющей, сделавшись проще и «попсовее», потом Fallout был превращен в «Oblivion с пушками». А я все ждал чего-то нового, больше и лучше.
И дождался.

The Witcher и Dragon Age: Origins. Никому не известные поляки, от которых никто ничего не ждал, напомнили игропрому, что жанр больших нелинейных RPG с серьезным сюжетом и цепляющими историями жив-здоров. Bioware также, тряхнув стариной, выкатили новый дивный мир, щеголяющий фирменным вниманием к деталям, живыми персонажами, эпичным сюжетом и все той же старой доброй нелинейностью. Даже Bethesda, видимо, поняв, что просто красивая и масштабная игра это еще не совсем та RPG, которую ждут игроки, отдали Fallout студии Obsidian Intertainment, которые показали, что можно сделать и большую, и настоящую RPG в полноценном 3D. Также стоит отметить Mass Effect, который возродил интерес к космосу и Sci-Fi в RPG жанре после долгого застоя со времен Star Wars: KotOR. Лично мне этот жанр не так уж интересен, но размах планирующейся трилогии впечатлял.

Создатели Mass Effect отличились еще и тем, что изобрели колесо, которое остальные игроделы посчитали главной причиной успеха ME и стали пихать его в свои игры, но это уже совсем другая история.

Были и другие, менее заметные и не такие легендарные студии, которые все же делали свои RPG, выделяющиеся каждая по-своему: серии Fable, Drakensang, Divinity...

И вот что-то вдруг пошло как-то не так. Отцы-основатели Bioware покидают студию и серия DA скатывается в линейный экшн со все менее выразительными персонажами, которые все больше начинают “выпендриваться” и вести себя эксцентрично, но от этого становиться еще скучнее на них смотреть, ME бросается из крайности в крайность, Pyrannia Bytes в муках рождает неплохую Risen, но уже не в силах повторить то, что им удавалось в Gothic (или это просто было то же самое и поэтому было уже неинтересно?) и с каждой новой частью серия затухает… Новая часть “древних свитков” порождает целое поколение геймеров, которые уже ждут Skyrim 2 и не видят ничего плохого в автолевелинге, от которого все плевались еще совсем недавно, а “свитки” окончательно стали театром, отыгрывающим сценки для развлечения игрока, наподобие Call of Duty, в котором игрок и драконов убивает в одиночку, и вампиром может побыть, а потом, как ни в чем не бывало, заявиться к оборотням, ведь если его не пустить, он не увидит таких интересных квестов, которые ему оборотни приготовили!

И вот, на фоне этого своеобразного RPG-кризиса появляется Divinity: Original Sin – RPG в стиле старых изометрических ролевок. Игроки в эйфории, жанр настоящих RPG возрождается! Вслед за D:OS начинает катиться волна таких же, играющих на ностальгии игроков, продуктов: всплывают из небытия Black Isle с их Wasteland 2, вот уже Obsidian делают Tyranny, а Black Isle – духовного наследника Planescape: Tornment, в Стиме появляется пачка новых изометрических Fallout'ов… Всюду высокие оценки и всеобщее одобрение.

А я вот сижу, смотрю на это все, и думаю: как мы до этого докатились? Игры, которым мы сейчас раздаем “10 из 10”, ничем не отличаются от тех первых “динозавров” жанра (не хочу умилять достоинств тех игр, просто это наиболее емкое слово, описывающие те игры в нынешних реалиях), когда сделать полноценный трехмерный мир было просто нереально сложно (да и вообще невозможно). Поэтому разработчики и были вынуждены писать тонны текста ради описания окружения и действий на простенькой 2D полянке, по которой бегала фигурка персонажа.

И сейчас, в век, когда при должном усилии и таланте разработчики вроде как могут изобразить прекрасные и детализированные миры, с качественной анимацией и масштабами локаций (ведь могут же, DA:O, The Witcher, Deus Ex: HR и другие прекрасные 3D-ролевки это нам доказали), но мы почему-то сегодня вынуждены выбирать из двух видов RPG: проработанную, интересную, с ветвящимся сюжетом, по хорошему хардкорную RPG в старомодной изометрии или красивую, детализированную и динамичную экшн-RPG с кое-как вымученным сюжетом и скудной RPG-составляющей.

Сегодняшний всеобщий хейт Андромеды многие списывают на то, что, мол, просто это сейчас модно – ругать и поливать грязью разработчиков, особенно Bioware. Но вспомните времена, когда вышла отвратительно собранная Gothic 3, в которую просто невозможно было играть из-за неимоверного количества багов. Но в нее играли, ругали за баги, но играли и спорили, что же лучше, Готика или Обливион, обсуждая в основном не баги и боевую систему, а сценарий, нелинейность или просто интересность квестов, атмосферу…

А что сейчас? Многие играют в Fallout 4 и не понимают, за что его хейтят остальные, вроде и боевка динамичная, и куча занятий, и сюжет в общем-то есть… А те, кто хейтят, не понимают, как можно играть в игру, которая превратилась в пародию на саму себя, напрочь лишившись всех характерных для серии черт, таких как нелинейность, масштабы опустошенных земель, мрачная атмосфера, нарратив…

А ведь производительность тех же Obsidian, которые клепают годные изометрические истории с завидной скоростью, дает понять нам, что есть еще порох в пороховницах. Казалось бы, дайте им денег и время и они родят новую легендарную RPG... Но... В глазах издателя другая картина: недо-RPG последних лет подвергаются жесткой критике, а на настоящую RPG нужно еще больше денег. Вот и получается замкнутый круг.

Не хотел добавлять сюда Ведьмака, но “из песни слов не выкинешь”. Великий и ужасный Ведьмак 3 в современной RPG-среде стоит неким особняком. Тоже далеко не идеальная игра, но на фоне всех этих потрепанных издателями некогда великих серий, The Witcher 3 все таки умудрился сохранить то, что потеряли остальные – с должным вниманием проработанная история, интересные и неоднозначные персонажи, создание ощущения причастности к событиям игры методом грамотно выстроенных диалогов и возможности выбора. И все это в большом и красивом трехмерном пространстве.

И вот что интересно: стоит ли еще ждать новых больших, серьезных и по-настоящему живых виртуальных миров, или Ведьмак 3 останется “последней настоящей RPG в 3D”? И сколько еще времени пройдет до того, как спадет всеобщий хайп вокруг “олдскулльных” изометрических RPG и их создатели начнут делать все то же, но в современной обертке?

И нужен ли вообще игрокам RPG жанр в AAA-сегменте, или RPG в итоге останется лишь в виде обрезков, приклеенных к экшенам с RPG-элементами, которые созданы исключительно для спинномозгового веселья без сопереживаний и моральных дилемм?

Если ты дочитал до сюда, то я восхищен твоим терпением и выдержкой!


30 ЛУЧШИХ ММО ИГР

Последние новости