Следующая новость
Предыдущая новость

Восторг сквозь боль и слёзы: Впечатления от релизной версии ELEX

18.10.2017 4:09
Восторг сквозь боль и слёзы: Впечатления от релизной версии ELEX

Не читайте этот текст...
Если вы помните «Готику» и всё то, что было в ней прекрасно, неважно, первая или вторая часть приходит вам на ум. Если вы много лет ждали, пока на рынке появится проект, способный подарить тот же дикий контраст эмоций: боли от неуклюжести происходящего и восторга от потрясающей атмосферы неведомого приключения, возрадуйтесь. Сегодня такая игра вышла — ELEX. Правда, в ином сеттинге. Здесь нет того мрачного средневекового антуража, хотя в некоторых областях видны потуги создать именно уголки для «олдскульных фанатов» — чего стоит только фракция берсерков, городишко которой, Голиет, вполне однозначно напоминает Старый лагерь, со всей его социальной иерархией и преданностью традициям, и руины крепостей средневекового происхождения. Рядом с которыми вполне себе могут стоять проржавевшие «Лады Калины» и «Кадиллаки», а неподалёку — будка сторожа, будто перед воротами старого аттракциона.
Самой современной фракцией кажутся альбы, главный бич планеты — люди, накачивающие себя элексом, ценой чего становятся их эмоции. Как говорит главный герой: «Альбы научились отделять эмоции и чувства», на что один из берсерков тут же реагирует — «Именно, словно роботы, машины смерти». Есть в игре фракция с явной отсылкой к «Безумному Максу». Её члены называют себя изгоями и живут лишь по одному правилу: «Выживает сильнейший». Они готовы убивать даже своих соратников, почувствовав выгоду или слабину. Не менее интересной выглядит фракция клириков — не менее очевидная отсылка к «Братству стали» из Fallout. Это технократы, жаждущие сохранить и развить технологии.

Дурацкие ассоциации
Вот такой причудливый мир предлагает игрокам ELEX. Во время игры, у меня неоднократно возникали чувства, будто я попал в «Приграничье» Павла Корнева, хотя явных предпосылок для таких ассоциаций тут нет. Ни вечной зимы, ни границы миров, ни антуража в духе советской глубинки. Однако, именно с ней они возникли — в мире с огнестрельным и энергетическим оружием, есть фракция, что предпочитает исключительно средневековый образ жизни и развивает магию. Есть военизированная фракция, жаждущая получить власть и совершающая рейдерские налёты на другие территории. Есть свои патрульные и егеря. Есть масса возможностей умереть, убить других, совершать нелегальные сделки и извлекать личную выгоду на каждом шагу. Жаль, нет «Сестёр холода», но и без них переживём. Словом, если бы в ELEX можно было создать своего персонажа, я бы назвал его Льдом.

Любимое лакомство в Piranha Bytes.
Больно, горько, но чертовски вкусно
Путешествие в ELEX вызывает насыщенные и сильные эмоции, радикально противоположенные друг дружке. Когда начинаешь играть, не можешь отделаться от мысли, что перед тобой морально и технически устаревший проект, место которому примерно в 2013 году. В лучшем случае. Смотришь на анимацию, особенно при прыжках и использовании джетпака, на смешное сцепление ног персонажа с разными поверхностями, и мыслями уносишься в 2005 год к волкам, лапы которых двигались так, будто на них наложены вечные шины, и в 2009 год — подобным образом двигался Геральт во второй части «Ведьмака». А ещё двигаются герои игр от Spiders. Мир, несмотря на своё классное оформление, также пестрит моделями, объектами и текстурами начала текущего поколения, обёрнутыми в умелую работу дизайнеров — эта часть команды Piranha Bytes всё время существования студии выполняет толь оленей Санты. Ох, а ещё кадровая частота здесь любит присесть, прилечь и позаниматься другими упражнениями. К счастью, не очень сильно, но кадров до 20 падения встречаются.

Но всё это меркнет, если вы так долго ждали возможности отправиться в виртуальный мир, где сможете сделать практически всё, что взбредёт в голову. Конечно, в рамках технических возможностей игры. Здесь нет современных упрощений из ролевых игр, когда игрок может, инициировав тот или иной диалог, дать заднюю и обдумать своё решение. Нет! Поздняк метаться, принимай решение, которое невозможно будет изменить. Отменили диалог? Окей, он больше не появится. Это работает не со всеми ситуациями, но с очень многими, и именно они сильно играют на моральных ценностях игрока. Вот подошли вы к случайному пареньку в поселении, а он говорит: «Услышал я тут, что ты обзавёлся хорошим оружием. Но ты же знаешь, что в нашем лагере техника запрещена. Я могу тебе помочь избавиться от этой обузы, причём ты даже заработаешь». Перед этим другой персонаж ставит нас перед фактом: «Если кто-то узнает, что у тебя есть такое оружие, то казнят и тебя, и всех, кто с тобой говорил, и не просёк о товаре».
Перманентные решения
Мы можем согласиться на предложение барыги и слить ему оружие, но чем это будет чревато? Он явно работает на враждебную фракцию, потому что его мировоззрение несколько не совпадает с идеалами его родного поселения. Но и бросать всё он не хочет, ведь здесь его дом, друзья, работа. Может это подстава? Стоит согласиться, и поселение станет для нас закрытым городом за частоколом. А может нет? Или же другая ситуация, когда охранник просит у вас взятку за то, что окажет некую помощь, замолвив словечко перед старейшиной. Он выглядит и ведёт себя, как мразь, но может быть именно его голоса персонажу не хватит, чтобы получить повышение? Выбрав нейтральный и мирный отказ, я было подумал, что можно будет вернуться и дать ему взятку. Но нет. Вернулся часов через шесть, и диалог с двумя сотнями кристаллов не появился.

Самогон, бесполезные аптечки, полёты во сне и наяву — всем этим наполнена игра. Встретить двух гопников,
сточить о них топор и умереть от одного пропущенного удара, неожидано получить в голову из плазменной пушки робота, притаившегося в кустах, нарваться на могучий экипированный отряд альбов во время выполнения первого же квеста. Вот, что такое ELEX. Как можно встретить десять неубиваемых противников в радиусе километра от места начала игры? Это Got... ELEX, друзья. Просто Gotelex. Даже в Risen был более лояльный баланс. Вернее, он там хотя бы был...

Готовьтесь носить полные карманы необходимых вещей. Честное слово, Стивен Кинг — путешественник во времени. Он писал «Необходимые вещи» после того, как побывал в будущем и поиграл в RPG начала нулевых.
По форуле которых до сих пор работает Piranha Bytes.
Но оставим диалоги! Они занимают много времени, но куда больше его съедает приключенческая часть игры — путешествие и исследование мира, наполненного опасностями. Матерясь и проклиная неуклюжую боевую систему с ощутимым инпут-лагом, ты пробиваешься через каждого кабанчика и крысу, словно это чёрные рыцари в Dark Souls, а то и вовсе всадники апокалипсиса. А всё потому, что в игре совершенно отсутствует баланс. О нём забыли при разработке. Все враги, от крысы, до могучих троллей и вооружённых плазменным оружием альбов, опасны для вас. Всегда. Я не умирал так часто, даже когда впервые проходил Demon’s Souls, и я не помню такой игры в открытом мире, где я бы так много и осторожно крался по кустам, чтобы не спугнуть какую-нибудь ящерицу. А то однажды спугнули и получил поток пламени прямо в морду. Пошёл другой дорогой, и меня убил мутировавший пёс, силой удара похожий на советскую «шишигу», груженную цементом.
Когда ты проглотил и ещё добавки просишь
За часы игры я свыкся с её недостатками, принял их, и продолжаю играть, получая искреннее удовольствие. Конечно, ELEX не перестаёт раздражать, но это чувство настолько сильно входит в резонанс с восторженными эмоциями, что создаётся некий уникальный вакуум, хорошо знакомый любому, кто помнит и любит «Готику». Есть в этом какой-то шарм, присущий Piranha Bytes, который недоступен даже таким великолепным фэнтезийным RPG, как «Ведьмаки», и который удерживает тебя у экрана, не даёт встать и выключить консоль. Это прекрасное чувство, я готов это повторять и в очередной раз подчеркну — игра создана для фанатов «Готики». Для тех, кто готов закрывать глаза на баги и неуклюжесть, на отстойный искусственный интеллект и скелетную анимацию десятилетней давности, ради неповторимой атмосферы приключения и виртуальной свободы, где ваш персонаж — это вы сам, попавший в условные рамки. Просто таких игр уже не делают.

Привычное положение дел героя игры.
Попробую резюмировать всё вышесказанное следующим образом:
Соскучились по виртуальному миру, который засасывает глубоко и профессионально, словно Сильвия Сейнт? Миру, где вам машет ручкой анимация 2009 года и баги с приветом из «Готики 2», потому что разработчики те же? Где можно быть последним меркантильным ублюдком, лгать, убивать, сношать гусей и ждать ответного гудка, просто because you can? Миру, в котором каждый шорох может таить опасность похлеще, чем команда гопников на русском сервере DayZ? В котором ничто не истинно и всё действительно дозволено, а каждое решение героя является окончательном, даже если оно вовсе не принято? Миру, где чёртова крыса может быть опаснее голема просто потому, что она сожрала весь баланс на завтрак? Где невероятные приключения ждут за каждым углом, и вам хочется идти им навстречу, несмотря на проседающий fps и две сотни смертей в час? Где вы нажимаете кнопку быстрого сохранения чаще, чем бьётся ваше сердце, а все ячейки обычных сохранений заполняются за одну игровую сессию? Что же, поздравляю, ELEX для вас. И однозначно для меня.
А ещё игра переведена на русский язык.

Источник

Последние новости