Следующая новость
Предыдущая новость

Вечно молодые: зачем и во что играть пенсионерам

Нашли много научных подтверждений тому, что в видеоигры полезно играть в любом возрасте, и составили план-минимум для желающих приобщиться к прекрасному.Мы уже писали, как видеоигры помогают справиться со старческой деменцией и найти смысл жизни. В пользу видеоигр высказалась даже Елена Малышева в передаче «Жить здорово». Голос разума всё чаще и громче перебивает ропот недовольных, и продвинутые пенсионеры постепенно отвоёвывают геймпады у детей и внуков. 

По данным The Entertainment Software Association (ESA), в 1999 году лишь 9% игроков были пенсионерами. А уже в 2016 году количество пожилых пользователей увеличилось до 26%, причём они обогнали людей среднего возраста (18%) и наступают на пятки подросткам (27%) и игрокам 18-35 лет (29%). Этот скачок побудил провести более детальное исследование совместно с AARP Research.

В марте 2016 года было опрошено почти 3000 человек старше пятидесяти. Выяснилось, что каждый четвёртый из них играет в видеоигры. И чем старше становятся игроки, тем чаще они интересуются интерактивными развлечениями: в возрасте 50-59 лет к консолям, планшетам и компьютерам обращаются 37% игроков, а после шестидесяти — уже 43%. При этом пенсионеры назвали главной причиной удовольствие: 26% оценили увлечение как чрезвычайно важное, а 52% — как очень важное.

Зарядка для ума

Положительное влияние видеоигр на пенсионеров учёные отметили ещё в 80-х годах прошлого века. Исследователи обнаружили, что аркады улучшают внимательность, позитивно воздействуют на зрительно-моторную координацию движений и повышают скорость принятия решений. А такие элементы игры, как правила, цели и система наград, мотивируют игрока и ускоряют его прогресс.

Позднее появился термин «видеоигровой тренинг», основная суть которого, впрочем, известна со времён первых игр, в которых человек обучался искусству войны, получал профессиональные навыки и так далее. В последние годы тренинги сфокусировались на улучшении здоровья и интеллектуальных способностей человека, замедляющих старение.

Видеоигры с некоторыми допущениями копируют игры реальные. Онлайн-версия покера, например, лишена присущих игре социальных сигналов. В то же время многочисленные контакты с людьми по всему миру в World of Warcraft помогают социализации пожилых людей.

Рада, что я здесь [в WoW] не одна. Вместе мы можем поддержать друг друга.

Участница эксперимента

Разделение игрового опыта с партнёром снижает порог вхождения в игру. Другие игроки не только способствовали социальной интеграции, но и помогали друг другу, мотивировали двигаться вперёд.

Группа пенсионеров, игравшая в стратегию Rise of Nations, показала более высокие результаты в тестах на многозадачность, логическое мышление, кратковременную и зрительную памяти, чем их не играющие сверстники.

Шутер Medal of Honor тренирует навыки ситуативного планирования, улучшает реакцию, мелкую моторику и согласованность движений правой и левой рук.

Однако экшен-игры и RTS могут быть крайне сложными в освоении, а неизбежные неудачи — демотивировать. Неудовлетворённость собой делает терапию менее эффективной.

В то же время в простых играх (пасьянс, маджонг, пазлы, три-в-ряд) предъявляемые когнитивные требования значительно ниже. Получив задание сыграть 60 часов в любую игру, пенсионеры в среднем потратили 56 часов на простые игры и лишь 22 часа на экшен и RTS.

Таким образом, высокий порог вхождения зачастую отвращает пожилых игроков. Однако вызов, брошенный в сложных играх, даёт большую физическую нагрузку и сильнее стимулирует интеллектуальную деятельность.

Наперегонки с деменцией

Гонка NeuroRacer была разработана специально для тренировки когнитивных способностей пожилых людей. Создатель Адам Гезели, учёный-невролог из Университета Калифорнии в Сан-Франциско, сфокусировался на борьбе с рассеянным вниманием и возрастным ухудшением кратковременной памяти.

Гонки мультизадачны. С одной стороны, они вынуждают быть внимательным, тренируя зрение. С другой, стимулируют принятие быстрых решений при угрозе столкновения с препятствием. По мере прогресса игрока гонка усложняется, предлагая выбирать скоростной режим.

Я надеюсь, что Neuroracer приблизит день, когда терапевтические видеоигры будут создавать специально и применять повсеместно.

Адам Гезели

Ранее считалось, что возрастные изменения необратимы, однако в в ходе исследований выяснилось, что мозг человека намного более гибкий.

Группа пенсионеров в возрасте 60-85 лет, игравшая 12 часов в месяц, в тестах справлялась не только лучше своих сверстников, но и обошла группу 20-летних, ни разу не игравших в Neuroracer. «Нам удалось показать, как изменяется активность в префронтальной коре головного мозга, связанной с когнитивными способностями человека, — сообщает Гезели, — Наибольший прирост активности был замечен у тех испытуемых, кто показал устойчивый прогресс в игре».

Виртуальный антидепрессант

Энн Маклафлин, Цзин Фэн и Лаура Уитлок из Государственного университета Северной Каролины в статье «Видеоигровые тренинги» отмечают, что механизмы деменции запускаются в результате комплексного воздействия физических, психологических и социальных проблем. Однако такие проекты, как Dance Dance Revolution, социализируют, побуждают игрока выполнять физические упражнения и получать удовольствие, что в результате приводит к общему улучшению состояния.

На пользу идут любые фитнес-игры. Эдит Трейнор, жительница дома престарелых в штате Орегон, в свои 94 года вновь играет в боулинг, хотя не держала в руках настоящий шар последние семьдесят лет. В этом ей, как и многим другим пенсионерам, помогает Nintendo Wii.

Сотрудники Школы медицины Сан-Диего при Калифорнийском университете использовали «экзергеймы» (exergames) — видеоигры, сочетающие в себе физическую активность, — как способ борьбы со скрытой депрессией у пожилых людей.

Участники исследования в возрасте 63-94 лет играли в Nintendo Wii Sports трижды в неделю по 35 минут. Поначалу пенсионеры переживали, что не справятся, но позднее отметили, что видеоигры — приятное занятие.

Результаты показали, что большинство участников почувствовали улучшение душевного состояния и качества жизни в целом, а депрессивные симптомы трети из испытуемых сократились более, чем в половину.

Специалисты Отделения психологии Государственного университета Северной Каролины и Центра изучения интерактивных медиа в Институте технологий Джорджии, обратив внимание на социально-эмоциональные различия между играющими и не играющими пенсионерами, пришли к похожим выводам.

В тестах приняли участие 140 человек. Средний возраст испытуемых составил 77 лет. Пенсионеры разделились на три группы. Заядлые игроки обращались к играм минимум раз в неделю и чаще. «Редкие» играли от случая к случаю, пару раз в месяц и меньше. Не-игроки вообще не сталкивались с видеоиграми.

Распределение социально-эмоционального многообразия по группам

Исследования показали преимущества пожилых игроков по сравнению с не-игроками. Было доказано, что видеоигры не только улучшают когнитивные функции, но и способствуют повышению общего уровня благополучия и счастья, снижают уровень депрессии и эмоциональной неудовлетворённости.

Психолог и нейробиолог Хелена Вестерберг из Каролинского института в Стокгольме сопоставила когнитивные способности 45 молодых людей (средний возраст — 25 лет) и 55 пенсионеров (в среднем — 65 лет). Учёный обнаружила, что пять недель тренировок уровняли показатели кратковременной памяти, внимательности и времени реакции.

Видеоигры заставляют постоянно совершенствоваться. Их преимущество в том, что они подстраивают уровень сложности под игрока, а пользователи чувствуют обратную связь, подсчитывая очки и видя конкретные результаты.

Хелена Вестербрег, психолог и нейробиолог

Руководство к действию

Боб де Шаттер, профессор прикладного геймдизайна в Институте изучения интерактивных медиа в Университете Майями, заметил определённую закономерность, которой можно руководствоваться, приобщая старшее поколение к видеоиграм.

Пенсионеры отдают предпочтение видеоиграм, которые бросают вызов интеллектуальным способностям и фокусируются на сложных историях. При этом излишне кровавые и сексуализированные проекты популярностью не пользуются. Впрочем, как и молодёжь, пожилые люди выбирают игры самых разных жанров.

Сайт Masters of Healthcare опубликовал сотню лучших игр и порталов для пожилых. В перечень вошли Brain Age для Nintendo DS, Zuma, Civilization, Age of Empires, The Legend of Zelda, Super Mario Brothers, Guild Wars.

Очевидно, что знакомство бабушек и дедушек с видеоиграми стоит начать не с Resident Evil и Counter-Strike, а с симуляторов ходьбы и интерактивных историй в духе The Vanishing of Ethan Carter и Firewatch.

Задача номер один — научить пользоваться геймпадом или клавиатурой. Из головоломок подойдут Portal, The Witness и The Talos Principle. Обратиться можно и к полумедитативным платформерам «Человеколось», Gravity Ghost и Unravel. В 2017 году, кстати, выйдет потенциально приятная The Gardens Between.

The Gardens Between — приключенческая игра-головоломка, в которой лучшие друзья попадают в сюрреалистический мир таинственных садов, наполненный воспоминаниями. Загадки строятся вокруг объектов из прошлого, а сама игра обещает рассказать трогательную историю о дружбе и взрослении, о том, что стоит забыть, а что, наоборот, пронести через всю жизнь.

На мобильных платформах, кроме растиражированных Cut the Rope и Bejeweled, можно обратить внимание на минималистичные Atomas, Brain it On!, «Петля». Или вообще отправиться с бабушкой на прогулку, запустив Pokemon Go, — почему бы и нет?

В копилку простых к освоению добавьте классические квесты вроде Syberia и Broken Sword. Познакомьте родных с Papers, Please! и Beholder, а также вспомните серии Worms, The Sims, Heroes of Might & Magic, Need for Speed, а также спортивные симуляторы.

На самом деле приобщить пожилых родственников к интерактивным развлечениям можно с помощью любой игры. Главное, учитывайте интересы ваших пенсионеров, их вкусы и взгляды на жизнь. Ну и обязательно сыграйте вместе, тогда впечатления точно будут положительными.

Источник


30 ЛУЧШИХ ММО ИГР

Последние новости