Следующая новость
Предыдущая новость

Упадок ПК-гейминга и нерадужные перспективы. Субъективный взгляд

Добро пожаловать в пятьдесят шестой блог моей рубрики "Субъективный взгляд". Сегодня поговорим о наболевшем - о ПК-гейминге и о тех тенденциях, что сложились в течении последних лет.

Для начала скажу, что мой многолетний геймерский опыт строился и живёт в сфере ПК, как игровой платформы. Лично для меня ПК-гейминг является единственной дверью в игровой мир, да и не только. Для меня ПК - это хобби, так как я очень люблю иметь дело с этим благом технического прогресса - в целом, это весьма полезно в жизни. Да и вообще, я из разряда тех людей, что готовы продать почку ходить в рваных штанах и питаться полуфабрикатами ради приобретения новых комплектующих для своего железного гроба.

Ещё во времена седьмого поколения я был ярым сторонником ПК-гейминга - нет, не из тех, кто слагал целые баллады о дрейкфейсе и мыльном кинце, а просто патриотом своей платформы, здраво оценивающим её преимущества.

Но постепенно всё это начало умериваться со временем, Сначала я перешёл с клавиатуры и мыши на геймпад, который я уже в течении пяти лет я использую в качестве приоритетного игрового контроллера, потом ожидание многих проектов, которые на ПК выходили с задержкой. А начиная с 2015-го года, у меня началась серьёзная переоценка отношения к игровой платформе, что подтолкнуло меня к сегодняшним мыслям об упадке ПК-гейминга и его сомнительных перспективах.

Итак, почему же я разочаровываюсь в ПК, как игровой платформе? На это есть целый ряд весомых причин, которые я подробно изложу ниже.

Для начала, стоит поговорить об эксклюзивах. Конечно, сейчас с количеством ПК-эксклизивов всё в порядке, особенно если верить рекламным графикам NVIDIA, правдоподобность которых легко подтверждается посещением магазина Steam, а конкретно раздела "Инди". Но в том и дело, что дело в количестве, а не качестве. Нормальных ААА-тайтлов эксклюзивно на ПК сейчас практически нет.

А теперь давайте вернёмся в нулевые годы, когда трава была зеленее, а многие здешние пользователи только родились у ПК была весьма серьёзная конкурентная база в плане игр. Если вспомнить сколько же игр выходило в качестве игр на ПК в качестве эксклюзивов или же с приоритетом для этой платформы - можно собрать весьма большой список культовых игр, а некоторые даже совершили революцию в жанре.

Первое, что приходит в голову - серия S.T.A.L.K.E.R. (в этом месяце десятилетний юбилей - так что обязательно ждите ностальгический "Субъективный взгляд" от вашего покорного слуги-фанбоя), ставшая культовой; Crysis, который перевернул с ног на голову понятие графики в видеоиграх, застолбив за собой гордое звание эталона, будучи превзойдённым консолями лишь в 2013-ом году; огромное количество замечательных RTS, среди которых великие Warcraft и Warhammer 40000: Dawn of War, Command&Conquer; различные симуляторы, вроде The Sims, SimCity; гениальные творения Valve и ещё много-много игр, которые навсегда запали нам в душу (ах, на какую ностальгию полобило, пока это писал).

Как видим, сравнивать ПК-гейминг раньше и сейчас - это небо и земля. Увы, сейчас уже намного меньше таких проектов в целом, а что уже о ПК говорить... я думаю, даже самым фанатичным ПК-сектантам будет трудно со мной поспорить, пуская скупую ностальгическую слезу. Я думаю дальше на этом моменте не стоит заострять внимание, так как можно развести сопли на несколько блогов.

Напоследок по поводу этого я обязан сказать, что в этом году все самые лучшие игры обходят стороной ПК. Например, Horizon: Zero Dawn, анонсированный в прошлом году The Last of Us: Part II. И я уже молчу о Red Dead Redemption 2, который выйдет лишь на PlayStation 4 и Xbox One. Тем временем, ПК-гейминг довольствуется кривой мультиплатформой и пишет петиции. Хотя, возможно, RDR2 выйдет и на ПК, но уж точно не в 2017-ом.

Ещё одним моментом, который заставляет меня разочаровываться в ПК-гейминге - это крайне слабая эволюция графики в играх, что, возможно, прямо связано с предыдущим пунктом и вытекает из того, что никто не делает игры с приоритетом для ПК. Ещё десять лет назад можно были наблюдать развитие компьютерной графики, что полностью оправдывало необходимость апгрейда своего железного коня.

Можно назвать целый ряд ПК-игр, которые в прошлом десятилетии совершили графическую революцию. Это и DOOM 3, Half-Life 2 с эпизодами, и пресловутые S.T.A.L.K.E.R. c Crysis и многие другие. Вы сами прекрасно знаете и вряд ли сможете оспорить то, что графической революции нынче нет.

А самое главное - игры на ПК выглядели во истину лучше, чем на консолях (о современной ситуации я уже писал в блоге "Малая разница в графике между ПК и консолями. Субъективный взгляд", вызвавшем неплохой эмоциональный резонанс среди сектантов). Конечно, отчасти на это повлияла ситуация с долгим сроком жизни игровых платформ прошлого поколения относительно позапрошлого, некоторые проблемы с осванмем архитектуры Cell, да и среди ПК-комплектующих и игр произошло немало революций - будь то переход с одноядерных на многоядерные процессоры, появление революционной серии видеокарт GeForce 8, которая похоронила PlayStation 3 сразу после выхода в 2006-ом, появление DirectX 10 и DirectX 11, что подкреплялось играми, которые реализовавали потенциал всей этой аппаратной и программной каши.

Ощутимое развитие графики наблюдалось вплоть до 2013-го года, когда разрыв в графике между ПК, Х360 и PS3 достиг своего апогея. Точку поставил Crysis 3, который, на мой взгляд, поставил точку в споре, оставаясь эталоном графики уже пятый год, тягаясь разве что с играми на движке Frostbite.

Я ещё до выхода текущего поколения консолей предрекал, что с выходом PlayStation 4 и Xbox One, графика на консолях выйдет на уровень ПК 2013-го года - так оно и вышло. Но я даже не подозревал, что на этом всё и остановится. Вспомните, как отличались игры на ПК и консолях до 2013-го года и посмотрите, как они отличаются сейчас - разница лишь во фреймрейте и разрешении, в картинке же минимальная разница. И при этом, оптимизация ПК-версий игр, начиная с 2015-го года по большей части просто отвратительная. Мы имеем многократно возросшие требования к графической подсистеме, оперативной и видеопамяти. Скоро грядут проблемы и в процессорной сфере - шесть лет застоя и актуальности Intel Sandy Bridge подходят к концу, на носу новые процессоры AMD Ryzen (которые, как оказалось, не оправдали ожидания геймеров), а так же шестиядерные Coffee Lake от Intel.

А ведь ничего не продаёт новое "железо" геймерам лучше, чем плохая оптимизация в играх. Пусть графика не развивается пятый год, но для той же картинки уже мало видеокарты 2013-го года, а некоторые игры и с более отсталой картинкой не способны обеспечить стабильные 60 FPS в Full HD даже на ПК с топовой видеокартой на архитектуре Pascal. А оперативной памяти уже надо не четыре, а минимум восемь, видеопамяти нужно не два, а более четырёх гигабайт. В то же время, эталон графики в 2013-ом году потреблял полтора гигабайта RAM и два гигабайта VRAM.

Не секрет, что рынок ПК последние годы испытывает снижение продаж в целом (что неудивительно - для офиса и интернета и Core 2 Duo c древней видеокартой достаточно), а вот игровые ПК продаются хорошо. А потому производителям комплектующих нужно давить на этот сегмент - в этом помогают как маркетинговые фишки, как 4K и VR, которые просто многократно увеличивают нагрузку на графический процессор, так и игровые технологии от AMD и NVIDIA, которые всё же иногда заметно влияют на игровой экспириенс (NVIDIA PhysX/HairWorks), но и требуют видеокарту актуальной серии.

Но вот что больше всего игроков мотивирует к покупке новых комплектующих - так это умышленная оптимизация лишь под актуальное поколение "железа", да и то не факт, что можно получить высокий уровень производительности на топовом ПК даже в мейнстримных разрешениях, не говоря уже о всяких 4K Ultra HD или режиме виртуальной реальности. Трудно судить, что в этом виновно: банальная халатность, бездарность и наплевательское отношение к платформе или же умышленный сговор с корпорациями, занимающимся созданием новых видеокарт.

На мой взгляд, здесь уместны оба варианта: с одной стороны, вся прибыль идёт с консолей, ПК же занимает маргинальную позицию среди продаж ААА-игр - а потому лезть из кожи вон программистам не обязательно, достаточно хорошо доработать версии для PlayStation 4 и Xbox One. С другой стороны, в этот момент всё же можно заработать на ПК-версии, заключив контракт с влиятельной в сфере ПК-гейминга корпорацией, которая с радостью инвестирует пару-тройку миллионов единиц твёрдой международной валюты в добавление своих программных наработок в известную игру, которая будет зиять на рекламных промоушенах и будет продавать видеокарты. А в совсем уж идеальной ситуации, эта же корпорация с радостью закупит несколько тысяч цифровых копий оптом, дабы подарить покупателям своих материнских плат, видеокарт и прочего заветный вкладыш с кодом активации.

Но самое обидное заключается в том, что нет логической связи между графикой и системными требованиями: многие игры с отличной картинкой оптимизированы более менее нормально и даже отлично, зато полно проектов с посредственной картинкой, которые не обеспечивают нормальный уровень производительности вне зависимости от от мощности. То-есть, вы сами понимаете, что нет никакой мотивации в апгрейде в виде улучшения графики паралельно с увеличением производительности графических процессоров. Сейчас весь смысл апгрейда сводится к императивному "хочешь играть - делай апгрейд" вместо логичного "сделай апгрейд и получи гораздо лучший уровень графики, чем три года назад". Менять видеокарту нужно, что бы игра не тормозила (тормозила меньше) и выдавала графику не сильно отличимую от консолей, на которых всё это нормально работает уже много лет без необходимости аппаратных изменений.

Покупать видеокарту 2016-го года, чтобы нормально шли игры с графикой 2013-го года, потому что видеокарта тех лет уже не тянет - логика и мотивация просто железные.

Ещё одной проблемой ПК-гейминга является низкий онлайн в играх, которые популярны на консолях. Скажем, на прошлых выходных, когда в Steam у Call of Duty: Infinite Warfare были "Бесплатные выходные", количество одновременно играющих составляло в районе двух-пяти тысяч, что просто смехотворно на фоне PS4 и ХО, на которых онлайн достигает несколько сотен тысяч. И это пока игра актуальна - что будет через год?

Можно сколько угодно рассуждать о Call of Duty и том, как его не любят многие люди пубертатного возраста с тонким вкусом, который сводится к банальному предпочтению другой популярной серии мультиплеерных шутеров, но подобная ситуация наблюдается везде: скажем, ещё недавно онлайн устаревшего Battlefield 3 на мёртвой и не актуальной PlayStation 3 ощутимо обходил ПК-версию актуального на тот момент Battlefield 4. Что уже говорить о всяких Titanfall и Star Wars: Battlefront.

Проблема вытекает из низких продаж на ПК и это вызывает цепную реакцию, делая покупку игры в целом нерациональной. Ведь зачем покупать игру, в которую играет мало людей, а через полгода она вообще станет вообще мёртвой? А там, глядишь, вообще сервера отключат, потому как нет никакого смысла платить аренду за работу неиспользуемого оборудования. На мой взгляд, это ещё один серьёзный минус.

Но всё же, ради справедливости, стоит сказать, что у ПК есть и плюсы, которые даже в бочке минусов, являются весомыми. ПК является двигателем прогресса, хоть уже не в графическом, но точно в техническом плане. На ПК есть целые сферы, присущие именно этой платформе. ПК стал первой платформой, которая перевернула рынок или, отказавшись от физических носителей и перейдя на цифровую дистрибуцию. Помимо этого, ПК - открытая платформа, взрастившая целое поколение профессионалов игровой индустрии - и продолжает, ведь каждый развивающийся талант может сделать свою инди-игру, заработать и открыть новые перспективы. А что уже говорить об играх в СНГ, которые отдаются игрокам практически задаром в два-три раза ниже себестоимости.

В целом, это моё подробное мнение, которое сложилось за много лет опыта в ПК-гейминге. Было много хорошего, но сейчас всё больше плохого. В данный момент от перехода на консоль меня удерживает лишь то, что, к превеликому сожалению, я являюсь обитателем СНГ - и тому же благодаря, покупаю игры по цене намного ниже консольных версий. Но если смотреть в будущее, при условии, что цены на игры будут равны на всех платформах и пиратство будет ограничено - ПК, как игровая платформа, не имеет перспектив даже в СНГ. И в таком случае, даже убеждённые сектанты, подумают, стоит ли переплата за комплектующие в несколько раз ради получения той же мультиплатформы, с той же графикой, только без оптимизации.

Засим откланиваюсь,
Ваш нелюбимый пекарь-коллаборационист, warp 37


30 ЛУЧШИХ ММО ИГР

Последние новости