18-летний Алексей Секерин учится на втором курсе факультета физики, математики и информатики Курского госуниверситета. С конца прошлого года он разрабатывает уникальную компьютерную игру о Великой Отечественной войне. Ее главные герои – курские подпольщики.
Алексей родом из Курска, с детства увлекается компьютерами и историей, в школьные годы становился призером областных предметных олимпиад. Если до вуза лишь решал учебные задачки по программированию, тем самым готовясь к поступлению в КГУ, то уже в университете вплотную занялся этим направлением.
– В начале учебного года преподаватели сказали, что на втором курсе нас ждет курсовая работа и стоит заранее подумать о ней, – рассказывает Алексей. – И как-то мне приснилась компьютерная игра о партизанах. Я подумал: а почему бы не реализовать идею? Это могло бы стать не только курсовой, но и интересным проектом.
Тема оказалась близка: прадед Николай Алексеевич Секерин воевал в составе партизанского отряда. Ранее в курских архивах курянин собирал информацию о родственнике, параллельно открыл для себя новые факты о курянах-партизанах.
– Если взять стандартный учебник по истории Курского края, то в нем о партизанском движении написано всего семь страниц. Это очень мало, – поясняет Секерин. – Книгу издали в 90-е годы, тогда многие данные не были известны широкому кругу. Уже позже, в 2000 году, с этой темой работал доктор исторических наук, профессор ЮЗГУ Владимир Коровин.
Собранный Алексеем материал послужил основой для двухмерной стратегии «Партизаны: освободители в тылу врага». Написана она на языке программирования C++. По словам Секерина, это не только увлекательная игра, где можно попробовать себя в роли командира партизанского отряда, но и полноценное интерактивное учебное пособие, которое заинтересует преподавателей, школьников и студентов. Здесь нет отсебятины: только исторические факты, документы и агитплакаты, настоящие населенные пункты Курской области, ландшафт, реальные личности (к примеру, первый секретарь курского обкома Доронин, начальник местного НКВД Аксенов).
Поднимать моральный дух победами
События в игре начинаются 16 ноября 1941 года. К этому времени Курск был оставлен, часть губернии, в которую тогда входили территории Белгородской и Орловской областей, оккупирована немцами. Местный обком партии перебазирован в Старый Оскол, издано Постановление об активизации партизанского движения. В отличие от ряда белгородских отрядов, которые взаимодействовали с действующей армией, курские партизаны полагались на собственные силы. А они были минимальны: в ноябре 41-го на всю область всего-то 868 подпольщиков. Реальная цифра, она и отражена в игре. С таким количеством человек придется действовать игроку на старте. По мере прохождения стратегии соединения пополняются новобранцами, но чтобы это стало возможным, необходимо развивать определенные навыки партизан, вести подрывную работу в тылу, агитировать среди мирного населения. В идеале игру можно осилить за сутки. Финиш – 2 сентября 1943 года: день полного освобождения Курской области от немецко-фашистских захватчиков.
Но прежде два «игровых» года. На старте все начинается с малого – сформировать партизанский штаб. Позже можно приступить к обучению бойцов, получить радиоприемник или станцию, открыть госпиталь для раненых, а потом построить аэродром.
– Очень многое зависит от морального духа. Он влияет на результативность проведения диверсий, – говорит Алексей Секерин. – Если моральный дух падает, то немцы более успешно ведут карательные операции против мирного населения, плюс начинают дезертировать партизаны. Чтобы этого не произошло, нужно заниматься агитацией, проявлять боевую активность. Как итог: диверсия прошла успешно, и в отряде сразу подъем настроения. То же касается и политинформации среди местных: после нее сразу прирост бойцов.
На помощь спешит Ковпак
Но чем больше людей, тем больше требуется оружия. Когда его количество меньше количества партизан в отряде, игрок получает штраф, его подопечные не так охотно идут на выполнение заданий, а то и попросту проваливают их. Впрочем, таких ситуаций можно избежать, попросив, к примеру, командование о помощи либо перебросив вооружение из другого соединения. А уж когда на руках достаточно револьверов, винтовок, а то и пулемет есть – можно бить фашистов. Но прежде разведка, после которой игроку открывается карта местности с нанесенными наблюдательными постами противника, огневыми точками, техникой, штабами. За каждую уничтоженную цель предусмотрено определенное количество «очков влияния». Но бросать партизан в бой абы как нельзя. Нужно учитывать не только количество людей, расположение объектов врага, но и местность. К примеру, атаковать лучше из леса, чем из оврага.
В случае победы игровые очки добавляют, поражение снижает рейтинг. В какой-то момент он может стать так низок, что придет директива из Центра: отстранены от исполнения обязанностей, явиться к командованию. В условиях военного времени такая весточка сулила тюремный срок, а иногда и расстрел. В игре же – game over. Оттянуть его можно, например, вызвав на помощь отряды знаменитого украинского партизана, дважды Героя Советского Союза Сидора Ковпака.
– Реальный факт, что в 41–42 годах он совершал рейд по Курской области и хорошо отзывался о партизанах Хомутовского отряда. К февралю 1942 года хомутовцы имели четыре пушки, большое количество боеприпасов, их было 800 человек. Освободили практически половину района, но немцы бросили на них четыре тысячи венгров, плюс полицаев и представителей Русской освободительной народной армии. Тогда было решено выдвинуться в брянские леса, где они пробыли до сентября 42-го. В дальнейшем выделился другой отряд, он вернулся в родные места и действовал вплоть до освобождения Курской области.
На исполнение мечты нужен грант
Проект «Партизаны: освободители в тылу врага» держится на энтузиазме. Алексей Секерин занимается всем, начиная от написания кода и заканчивая прорисовкой карт. Существенную помощь оказывают друзья, которые тестируют игру, ищут слабые места.
– Проект уникальный, по партизанскому движению ничего подобного не делали, – говорит наш собеседник. – Ему могли бы дать ход. Самое простое – договориться с учебными заведениями Курской и Белгородской областей. Но внедрить – недешевое дело.
Алексей подал заявку на участие во Всероссийском молодежном образовательном форуме «Территория смыслов». Возможно, там по достоинству оценят детище курянина и он выиграет грант на реализацию проекта.
Читайте также
Последние новости