Следующая новость
Предыдущая новость

"Стэнли был разочарован тем, что не понял зрителей": почему Кубрик изменил итоговую версию "Сияния"

Стэнли был разочарован тем, что не понял зрителей: почему Кубрик изменил итоговую версию Сияния

В 1980 году в прокат вышла картина Стэнли Кубрика «Сияние» и, как и другие работы режиссёра, фильм был окружён множеством фанатских теорий. Продюсер Ян Харлан (Jan Harlan) и сценаристка Дайан Джонсон рассказали порталу Entertainment Weekly о процессе работы над экранизацией и том, чем её финальная версия отличалась от первоначальной задумки создателей.

По словам Харлана, Кубрик не хотел снимать фильмы ужасов поскольку сам не верил в паранормальные явления. Когда Warner Bros. предложили ему снимать фильм по мотивам популярного произведения Стивена Кинга, режиссёр согласился, но лишь при условии, что ему предоставят полный контроль над сюжетом.

Стэнли не был заинтересован в хоррорах. Он не верил в призраков. Когда Warner Bros. пригласили его в проект, он сказал, что примет их предложение только если ему разрешат свободно править сюжет. Стивен Кинг [впоследствии раскритиковавший экранизацию — DTF] был доволен подобным раскладом и вопрос со съёмками был решён.

Ян Харлан, продюсер «Сияния»

Кубрик сразу же решил, что концовка фильма будет отличаться от книжной версии. В оригинальном произведении Джек Торренс погибает при взрыве отеля «Оверлук», но режиссёр считал, что подобный финал будет слишком банален. Также в сценарий не вошла большая часть диалогов с участием жены Джека.

Мы изменили концовку почти целиком, потому что Кубрик считал, что заканчивать всё взрывом — клише. Он считал, что можно сделать более метафоричный и визуально интересный финал. Помимо этого мы обсудили множество книжных диалогов. По ходу съёмок из сценария исчезла внушительная часть разговоров, особенно это касалось Венди.

Дайан Джонсон, сценаристка «Сияния»

Роль Венди Торренс исполнила американская актриса Шелли Дюваль

Помимо этого, Кубрик считал необходимым, чтобы в картине погиб один из положительных героев, в то время как в оригинале эта участь постигла только Джека. В определённый момент режиссёр рассматривал вариант со смертью Дэнни — ребёнка супругов Торренс.

Кубрик считал, что кто-то должен умереть, потому что это фильм ужасов. Так что мы сидели и детально продумывали возможную смерть каждого из героев.

Тема ребёнка, который боится своего отца, была особенно близка Кубрику. Он сказал, что может представить след от мела, вроде того, которым обводят тела, но в итоге оказался слишком добросердечен для такого финала.

Дайан Джонсон, сценаристка «Сияния»

В итоге, съёмочная группа решила, что от руки Торренса-старшего погибнет шеф-повар «Оверлука» Дик Хэллоран. Однако существовал вариант сценария, в котором Венди убивает Джека и место злодея занимает именно сотрудник гостиницы.

Мы всегда принимали во внимание силу отеля. Нам казалось, что он воздействовал на Дика достаточно, чтобы пошатнуть его рассудок. Идея о том, что он сойдёт с ума, вернувшись в «Оверлук», и, как и Джек, превратится в монстра, казалась нам привлекательной.

Дайан Джонсон, сценаристка «Сияния»

По словам Джонсон, лабиринт, в котором в концовке замерзает сумасшедший Торренс, появился вместо кустарниковых скульптур животных, присутствовавших в романе Кинга. Также сценаристка рассказала об идеях, которые были у режиссёра ещё до завершения работы над сценарием.

Кубрику казалось, что животные будут выглядеть слишком мило. Тогда ему пришла в голову идея лабиринта. Финальное фото Джека, в свою очередь, было в сценарии с самого начала.

Несмотря на то, что Кубрик не хотел, чтобы смерть Хэллорана была кровавой, он не отказался от момента с лифтом, полным крови. Эта сцена была готова ещё во время работ над сценарием, но в остальном мы не хотели проливать много крови.

Дайан Джонсон, сценаристка «Сияния»

При этом Кубрика не волновало, получится ли его фильм простым для понимания. Из-за того, что сценарий картины писался прямо во время съёмок, вопросы о происходящем возникали даже у их участников.

Многие члены съёмочной группы просили Кубрика объяснить происходящее, на что он отвечал: «Мне нечего объяснять. Я сам ничего не понимаю. Это фильм о привидениях!». Мы много спорили из-за золотого бального зала, большой приёмной или огромных окон, которые попросту не могли поместиться в отеле, который мы показали. На всё это Стэнли отвечал: «Это фильм о призраках! Забудьте!»

Ян Харлан, продюсер «Сияния»

Харлан отметил, что впоследствии многие фанаты картины стали искать скрытые смыслы там, где их не было. Некоторые теории поклонников кажутся продюсеру «Сияния» оскорбительными.

Многие думают, что Кубрик не мог снять фильм без глубокого посыла и из-за этого вокруг «Сияния» появилось множество теорий. Особенно популярны они стали после смерти Стэнли. Я нахожу оскорбительным тот факт, что кто-то считает это картиной о Холокосте. Считать, что Кубрик снял бы такое лёгкое кино про одну из самых больших трагедий в истории человечества — оскорбление. Остальные теории были безобидными и строились вокруг ошибок в хронологическом порядке.

Ян Харлан, продюсер «Сияния»

Джонсон рассказала, что итоговый вариант картины показался Warner Bros. слишком длинным и поэтому студия попросила Кубрика сократить хронометраж. В результате из картины пропала сцена, которую сценаристка считала ключевой.

В один момент Джек берёт в руки записную книжку отеля, для того, чтобы использовать её в своём романе и оказывается во власти «Оверлука». Записная книжка выступала в роли отравленного яблока, как у Кинга, так и в нашем сценарии.

Дайан Джонсон, сценаристка «Сияния»

Также студия попросила вырезать сцену из госпиталя, в который попадают мать и сын, пережившие события в гостинице. Их посещает менеджер «Оверлука» Стюарт Улман и сообщает о том, что полиция не нашла доказательств паранормальных явлений, случившихся в отеле. После этого Улман даёт Торренсу-младшему мячик, который тот видел в «Оверлуке».

По мнению Кубрика, данная сцена была нужна для того, чтобы публика поняла, что с героями всё в порядке, но зрители, и без того сбитые с толку, не оценили задумку режиссёра.

Мячик, как и фото Джека относится к необъяснимому. Он делает Умана призраком. Подобная недосказанность повредила картине. Это сейчас многие считают «Сияние» лучшим фильмом ужасов в истории. Когда он вышел, от него требовали ясности и чёткой концовки. Критикам не понравилась сцена в госпитале, и тогда в Warner Bros. предложили её убрать. Стэнли особо не упрямился, но при этом он был разочарован тем, что не понял зрителей.

Ян Харлан, продюсер «Сияния»

Съёмки сцены в госпитале. Слева в пальто — Барри Нельсон в роли Стюарта Улмана

Джонсон заявила, что в отличие от сцены с Улманом, концовка со старинной фотографией Торренса-старшего имела своё объяснение, пусть и не совсем рациональное.

Идея заключалась в том, что сущность, захватившая Джека, всегда была в отеле. Джек стал его детищем. Реального объяснения этому нет, здесь работает магия. Думаю, оставь мы сцену с записной книжкой, всё было бы понятнее.

Дайаг Джонсон, сценаристка «Сияния»

По словам Харлана, режиссёр лично проследил за тем, чтобы все сцены, вырезанные по желанию студии, были уничтожены. Это было связано с тем, что Кубрик не хотел, чтобы фильм перемонтировал кто-то другой, а сам создатель картины не собирался возвращаться к работе над ней ещё раз.

Стэнли хотел быть уверенным в том, что никто не выпустит другую версию фильма. Весь материал, который не пригодился на съёмках, был уничтожен. Он также знал, что больше не будет возвращаться к картине. Кубрик был из тех, кто жил настоящим и не оглядывался.

Ян Харлан, продюсер «Сияния»

Фотография 1921 из отеля «Оверлук». В центре — Джек Торренс, роль которого исполнил Джек Николсон

Подставка для записной книжки до сих пор хранится в музее Кубрика при Лондонском университет искусств. Сцена в госпитале, в свою очередь существует в виде нескольких фотографий, сделанных дочерью режиссёра Вивиан в день съёмок.

Несмотря на неоднозначный приём критиков и слабый старт в прокате «Сияние» заработало 44 миллиона долларов, при бюджете в 19 миллионов, и получило ещё больше денег с продаж на домашних носителях. Впоследствии картина была признана классикой кинематографа и вошла сразу в несколько почётных списков Американской академии киноискусства.

Источник


30 ЛУЧШИХ ММО ИГР

Последние новости