Следующая новость
Предыдущая новость

Ретроспектива серии Red Faction: «Volition, THQ, Grundig и все-все-все»

03.07.2018 11:46
Ретроспектива серии Red Faction: «Volition, THQ, Grundig и все-все-все»

Так уж получилось, что в команде я оказался чуть ли единственный, кому было интересно и приятно рассказать о Red Faction. Представилась отличная возможность поделиться всеми личными впечатлениями и подготовить заодно аудиторию к релизу ремастера Guerrilla. Но, если честно, намного больше хочется полноценный ремейк первой части. Почему так? А вот сейчас и узнаем. Приготовьтесь, Красные бригады приведут вас к свободе!
Шел 2001 год. Мониторы все еще пузатые, PS2 – в самом расцвете сил. Десятилетнего меня привели в один из тех самых магазинов, в котором торговали благородные флибустьеры. Полки ломились от новинок с «авторским переводов», а на моих глазах продавцы ковыряли Final Fantasy 9. Мало чего поняв на экране, я выбрал игру, о которой хотя бы слышал – Red Faction. Родителей пришлось уговаривать, чтобы купить что-то на двух дисках, т.к. по тем временем это было и достаточно дорого, и в принципе удивительно для неподготовленного человека. Мол, зачем покупать такую, возьми подешевле. Но я отстоял свое! И не пожалел.

На тот момент в небольшом Саранске мало кто обладал достаточно мощным PC, чтобы не беспокоиться о настройках графики. Черт, да даже монитора у некоторых не было, мне его заменял телевизор Grundig с таким суровым разрешением, что приходилось прицел дорисовывать в центре экрана самому каким-нибудь смывающимся фломастером. Но это все, скорее, просто сопутствующие приятные воспоминания о Red Faction, которые красочно подчеркивают ценность игры лично для меня.
Volition, набив руку на космических симуляторах, разразилась в лице Red Faction если не хитом того времени, то приличным фантастическим боевиком, который смог собрать свою небольшую армию фанатов. Спустя 17 лет определить секрет успеха очень просто – это сильнейшая атмосфера загадочности. Простое восстание шахтеров на Марсе перерастает в изучение секретных лабораторий, где ничего предугадать не получается, далее – в полномасштабную войну одного героя с наемниками. Заранее практически невозможно угадать, куда тебя закинет.

Именно первая часть подарила героев, которых в серии самоцитировали на протяжении долгих лет. Это харизматичный ученый Капек («Тапок» среди тех, кто был моего возраста в 2001 году), безжалостная наемница Масако, глава «Красных бригад» Эос и технарь-предатель Хендрикс (не Джими). А главный герой Паркер? Безликим он получился, излишне туповатым и импульсивным. Просто неинтересный. Я хочу задать вопрос тем, кто играл во все четыре номерные части. Вы можете вспомнить, чтобы, например, в четвертой цитировали третью? Или в третьей вторую? Нет, всегда только первая, и в основном Капек. Еще бы, ведь с ним связан один из самых атмосферных моментов игры!

Да, Red Faction была наивная, но, все же, серьезная. Все эти комично умирающие от каждого чиха шахтеры не портили атмосферу, которая скрупулезно создавалась с каждым новым и неожиданным уровнем. Финал с детским кодом для бомбы лучше не вспоминать. А вот список оружия я могу перечислить полностью даже сейчас. Начиная с простой электронной дубинки и заканчивая аналогом BFG. Примечательно, что к бластерным «пиу пиу» ничего не скатилось. У каждой пушки был свой характер, разброс, и крайне смачные (уж простите) звуковые эффекты. Страдал разве что баланс – до сих пор не понимаю, как от попадания ракетой в нос кто-то мог выжить. Зато если нацепить C4 врагу на спину, сразу начиналась паника.
Движок Geo Mod на основе Havok был широко разрекламирован в стиле «разрушайте все, что можно». На самом деле, разрушалось только то, что позволяли. Можно было вырыть себе нору, в избранных местах при помощи взрывчатки нужно было обходить закрытые двери. Но и только. Это приятное дополнение, однако о полноценной разрушаемости всего и вся стоило забыть как минимум до выхода Guerrilla. По крайней мере, стекла бились так, что ахали все. Разработчики даже организовали специальную демонстрацию Geo Mod под названием Glasshouse. Вот вам куча взрывчатки, вот куча стекол и бесконечная толща породы вокруг. До сих пор интересно, можно ли было прокопать тоннель до жестких ограничений? У меня терпения никогда не хватало.

Разговор о Red Faction считаю неполноценным без сравнения озвучек. «Фаргус» выдал такую качественную работу, что иногда даже современные профессиональные студии проигрывают. Я вот до сих пор не понимаю, как можно Red Faction перевести как «Красная фракция». Ужасно звучит! Kudos вообще превратил фразу в «красную стрелу»… Но это, скорее, юмористический перевод, воспринимать творчество этих ребят без хихиканья не получается. Да и вообще, если честно, пройдя игру в оригинале, я начал скучать по «Фаргусу»…
Минутка памяти. Перед тем, как перейти к разговору о «феноменальной» второй части, нужно подвести некую черту. Весьма неожиданную, наверное. Red Faction вышла сначала на PS2, и только потом на PC. Но это совершенно не ощущалось. Управление было удобным, прицеливание – адекватным, интерфейс вообще словно исконно «компьютерным». О консольных корнях можно было только догадываться.
Как бы то ни было, THQ посчитала Red Faction успехом, и в 2002 году выходит вторая часть. Простите уж, что снова возвращаюсь к первой, но сейчас это необходимо. Во-первых, систему прицеливания убили наповал. Мало того, что сразу заметен упор на горизонтальное маневрирование, так еще и скорость поворота камеры по умолчанию выше по оси X. Во-вторых, все пушки стали словно нарочно косыми, прицел – огромным.

Но грехи Red Faction 2 лежат намного глубже. Это вульгарное, бессмысленное супергеройское приключение с ворохом ненужной, но модной в то время мишуры. Вот вам куча дурацких секретов, вот вам блеклая галерея и даже четыре разные концовки. Внутри, в деталях, все еще хуже. Geo Mod свели до уровня пережитка прошлого. Теперь это больше не основная фишка, а технология, которая досталась в наследство, но больше никому не нужна. Прикрутим просто так, чтобы было.

Пафосная комедия начиналась с первого ролика. Не знаю, кто их режиссировал, но выглядели они отвратительно. Пара секунд на вступление и вот мы уже с могучим автоматом в стиле Рэмбо разрушаем все вокруг, десятками убивая профессиональных охранников. А где вступление? Куда вы подевали атмосферу неизведанного? Ну, ладно, может, есть что-то взамен? Не надейтесь. Молчаливый главный герой по кличке Элиас косит всех направо и налево, постоянно разрывая взрывчаткой врагов на мелкие кусочки. То есть буквально, от врагов остаются лишь кровавые ошметки.
Как все это Volition объясняет? Разработку Капека по нанотехнологичной прокачке людей украли, потом украли еще раз. В итоге у каждой достаточно могущественной политической силы на Земле есть супернаноультрадабстеп солдаты. Главный герой – участник повстанческого движения (опять «Красные бригады»), которое стремится уничтожить тоталитарный режим. Предательство есть в самом начале, потом еще раз ближе к финалу. Все так или иначе сводится к отстрелу сотен врагов и будничным, утомительным ковыряниям боссов. Я не знаю, зачем, но роль техники в игре свелась к минимуму. В первой части даже дробилка на гусеницах казалась могучим танком (не говоря уже о секции, когда под управление давали настоящий танк).
В 2004 году я сильно пожалел, что предпочел Sacred этой бездушной поделке. Игру, конечно, прошел, но просто другого выбора не было. С тех пор Volition успела выпустить неплохую (в принципе) The Punisher, но позже окончательно решила удариться в сортирный юмор вместе с серией Saints Raw. К счастью, со временем в студии поняли, что смеяться над самим собой и пафосом куда лучше, чем делать пафос бессмысленный в надежде на пустоголовую аудиторию.
Но перед доведением этой формулы до удовлетворительного результата Volition выпустила Red Faction: Guerrilla. На мой скромный взгляд, это самая неоднозначная часть серии... в хорошем смысле. Позже поймете, почему.

Разработчики решили положиться на свои собственные оригинальные идеи. Встречайте Geo Mod 2, краеугольный камень Guerrilla. Упор сделали на разрушение зданий. Каждое – КАЖДОЕ – можно снести до основания хоть кувалдой, хоть ракетами. Видимо, ради этих целей место действия перенесли из шахт на поверхность Марса, а камеру поместили за плечо героя. Тут же легко догадаться, что Guerrilla посадили на рельсы Grand Theft Auto со всеми вытекающими. Согласно сюжетной предыстории, войска Силы обороны Земли , освободившие Красную планету в первой части, сами установили жестокий режим и продолжили эксплуатировать бедных шахтеров.
Все мы знаем, как Rockstar подходит к дизайну открытого мира. Верить в него заставляют множество незаметных на первый взгляд мелочей. В Guerrilla есть только одноцветный, однотипный Марс, скучающие NPC и транспорт. Вот последнее игру на фоне остальных клонов GTA выделяет. Чего только стоит робот, которого запросто можно приспособить открывать огромные консервные банки. Но больше ничего не было. Ни сюжетные, ни побочные задания не могут заставить остаться в таком скучном мире. Я прекрасно помню, насколько быстро мне надоело все это.
Разрушать Марс действительно интересно, по крайней мере, на первых порах. Иногда просто хочется взять кувалду и пойти напролом через здание, а потом через следующее. И так на протяжении часа. Может, двух. В 2009 году, когда вышла Guerrilla, такие радости дорогого стоили. В буквальном смысле, потому что падения зданий сопровождались безумными тормозами, а избавиться от них позволяли либо мощный PC, либо Xbox 360, либо PS3.

Иногда встречались интересные миссии, но связаны они были в основном с транспортом. Вот и посмотрите, за что получается хвалить Guerrilla. За оригинальные идеи, заложенные разработчиками еще в 2001 году. Но об этом мы поговорим подробнее в обзоре переиздания. Так или иначе, все, что пыталась копировать Volition, получалось неудачно, вплоть до мелочей. Red Faction 2, которая, судя по всем, копирует Soldier of Fortune, исключение – она плоха вообще во всем.
Red Faction: Armageddon в 2011 году поставила неутешительный финал в развитии серии. Рискну предположить, что продюсеры THQ снова погнались за модными тенденциями и поставили задачу состряпать свой аналог Dead Space.

Страшно, естественно не было. Чаще было скучно. Действие снова переместили под землю, разрушаемость «прокачали», вручив герою «восстанавливающее» устройство. В отличие от Guerrilla, веселья в этом не было, а умение возвращать конструкции в первозданный вид мало когда по-настоящему пригождалось за исключением моментов, определенных сюжетом и жестким геймдизайном. О сюжете говорить вообще не хочется – задел Dead Space кое-как натянули на все эти басни о Красных бригадах и далеком будущем Марса. Вот постановка роликов не подкачала, их было интересно смотреть и даже стыда за Volition не было. По крайней мере, по этой части. Хорошо, что оставили транспорт. Он стал другим, даже в какой-то мере интереснее.
Но этого уже было слишком мало. Жанр хорроров, которым прикидывалась Armageddon, вообще достаточно рискованный в плане финансовых затрат, а тут еще и игра скучной получилась. Последствия оказались неутешительными – Armageddon сильно ударила по благосостоянию THQ, и в 2012 году компания объявила о банкротстве. Позже руководители издательства признались, что Guerrilla тоже оказалась коммерческим провалом, хоть и продалась тиражом в миллион копий.

Я лишь хочу, чтобы история продолжилась после Guerrilla Re-Mars-tered. Раз уж есть переиздание, может, у Deed Silver найдутся деньги и на полноценный ремейк первой части? Критики же говорят сами за себя! Пусть игра в чем-то копирует легендарную Half-Life, делает она это максимально качественно. Ведь фанаты до сих пор помнят Red Faction и поддерживают сервер с фанатским патчем под современные системы.
Кто еще хочет вернуться на «планету загадок и приключений»?

Источник

Последние новости