Следующая новость
Предыдущая новость

Проклятье планшета: обзор Nobunaga's Ambition: Taishi

29.06.2018 11:08
Проклятье планшета: обзор Nobunaga's Ambition: Taishi

Серия стратегических игр Nobunaga’s Ambition выходит с древних времён, и вполне может быть, что вы слышали о ней ещё в 90-х, когда в СНГ правила Sega. Не исключено, что кому-то даже попал в руки картридж с диковинкой, но я не из их числа и лет на десять-пятнадцать вообще думать забыл об «Амбициях Нобунаги», сосредоточив своё внимание на классических стратегиях для PC. Nobunaga’s Ambition выходила, в том числе, и на персональных компьютерах, но не в России, так что свой интерес к пошаговым завоеваниям и глобальным компаниям я утолял при помощи игр от Firaxis и Paradox. Когда же все звёзды сошлись, и я наконец-то добрался до японской стратегической серии, то столкнулся с едва ли не самым экспериментальным из пятнадцати выпусков – Nobunaga's Ambition: Taishi. О ней и поговорим.
Если вы хотя бы краем глаза видели геймплей Total War и Europe Universalis, то наверняка представляете, чего ждать и от Nobunaga’s Ambition – это стратегия про управление не одним поселением, но государством из целого ряда провинций, а на поле боя сходится не двадцать юнитов, а огромные армии. В этой японской игре нужно заниматься как внутренней, так и внешней политикой, развивать города, распределять между ними чиновников, спонсировать земледельцев, искать новые рынки, заключать союзы между династиями и, конечно же, воевать. Поскольку серия Nobunaga’s Ambition принадлежит издательству Koei Tecmo, подход к периоду Сэнгоку тут соответствующий – настолько же внимательный и детальный, как в Samurai Warriors, только с гораздо более строгим, хоть и все ещё очень оригинальным графическим стилем. Как и положено выбранной эпохой, Япония в игре поделена между десятками кланов, которым служат тысячи офицеров – и всё это сплетено в безумный клубок союзов, интриг, вассалитета и родственных связей. Всем поклонникам Samurai Warriors и Сэнгоку стоит попробовать Nobunaga’s Ambition хотя бы однажды, независимо от отношения к жанру стратегий. Это не просто игры, а настоящее фанатское счастье. Впрочем, счастье тоже может быть разным…

Картинки такие, что хоть постеры из них делай: смотреть – одно удовольствие
Как бы нам обустроить Японию
Nobunaga's Ambition: Taishi – игра пошаговая, и каждый ход делится на две фазы: сперва вы отдаёте приказы, а потом наблюдаете за их исполнением и последствиями почти без возможности на что-либо повлиять. Ради удобства все действия собраны в общем меню, которое поделено на разделы: торговля и хозяйство, управление вооружёнными силами, дипломатия и так далее. Одно из нововведений – возможность передать каждый род деятельности какому-нибудь из офицеров, чтобы Taishi сама играла в себя. К счастью, заниматься подобным не заставляют. Теоретически, я могу представить, что кому-то не по душе возня с экономикой, но конкретно в Nobunaga's Ambition: Taishi и без того маловато занятий, так что не проще ли удалить вообще всю игру и не мучить себя? Впрочем, как позже выяснилось, подобное нововведение тут неспроста...
Одно из наиболее частых занятий в Nobunaga's Ambition: Taishi – это торговля: пока позволяет бюджет, есть смысл каждый ход инвестировать как в собственные торговые центры, так и в чужие, постепенно расширяя географию за счёт соглашений с соседями. Схема проста: чем больше доля на рынке, тем выше прибыль, и чем сильнее конкуренция, тем более крупным становится оборот. Кроме того, из расположенных на вашей земле торговых центров можно прогнать всех соперников и устроить там монополию, но это оправдано только в тех случаях, когда расти рынку уже дальше некуда и от конкуренции один вред. Торговля в Nobunaga's Ambition: Taishi – основной источник доходов. Кроме того, необходимо хоть и не каждый ход, но всё-таки тратиться на инфраструктуру: так вы сможете повлиять на плодородие и доходность земель, максимальное число рекрутов и приспособленность провинций для обороны. Например, можно создать небольшое водохранилище, чтобы район меньше страдал от муссонов и засух, или соорудить баррикады, усложняющие жизнь коннице и крупным армиям. На отдельные кнопки вынесено строительство и улучшения замка: пока он под вашим контролем, противник не сможет присоединить окрестные земли. Кроме того, крепости нужны, чтобы формировать в них отряды, и чем равномерней они распределены по вашим провинциям, тем легче вести оборону. В начале каждого времени года – то есть, раз в три хода – можно провести особые работы в сельском хозяйстве, а также одобрить проекты советников. Последнее, впрочем, выполняется чуть ли не автоматически: просто выбирайте те, которые дают больше бонусов и позволяют приблизиться к получению новых умений – разница между хорошими идеями и посредственными почти всегда очевидна.

Я уже немного запутался в толкованиях истории: был Ода Нобунага деспотом, спасителем или ещё кем
Поскольку японские острова поделены между десятками разных кланов и напоминают лоскутное одеяло, дипломатия в игре очень важна, пусть и тоже обходится без изысков. Основной инструмент влияния на соседей – посланники с золотом, которые живут в чужих землях месяц-другой и за это время успевают улучшить их отношение к вам. Как только наладилась дружба, можно подписать соглашение о торговле, чтобы открыть рынки друг для друга, а также провести переговоры с более конкретными целями, организовав альянс или даже заключив династический брак, предполагающий вечный союз. Помимо того, с добрыми соседями можно и торговать напрямую: обменивать продовольствие на золото, а также покупать лошадей и мушкеты по выгодным ценам. Мне нередко приходилось продавать накопленные запасы риса, чтобы на полученные деньги содержать профессиональную армию. В то же время, военная помощь от союзников невелика: обычно они присылают лишь немного ресурсов и оружия, делая этакий жест доброй воли, а сами в боях не участвуют. Мне доводилось видеть, как моим врагам приходили на помощь их друзья, хотя сам я такой чести ни разу не удостоился. У товарищей по альянсу можно арендовать армию, но этим способом вряд ли получится заполучить серьёзные силы, и они быстро сгинут в бою, ведь лично командовать таким отрядом в битве нельзя. Тем не менее союзы полезны: так вы уменьшаете число потенциальных врагов. Кроме того, если ваш клан значительно превосходит в силе товарища по альянсу, его можно сделать вассалом, а спустя несколько лет так и вовсе – присоединить мирным путём.

Отныне у каждого лидера есть достоинства и недостатки, часть которых изначально закрыта. Вот так инновация!
Тут нет мирного времени, есть только подготовка к войне
Nobunaga's Ambition: Taishi предусматривает несколько кампаний с разными стартовыми датами, но принципиальных отличий нет – меняется лишь сила кланов и принадлежность провинций. Пока вы играете, крупные феодалы неустанно подчиняют себе более мелких, Япония объединяется на глазах. Тем же предстоит заняться и вам, иначе вы будете съедены крупной рыбой. По сути, вся партия в эту игру – погоня за новыми землями и ресурсами, чтобы опередить по росту соседей. Все, с кем у вас нет династических браков – ваши враги, а единственный способ выжить в Nobunaga's Ambition: Taishi – как можно быстрее поглотить все окрестные мелкие кланы, прежде чем началась настоящая бойня. Дождаться чужой кровопролитной войны и напасть на выжившего – тоже хороший план, но если у вас мало сил, то соседи скорее предпочтут воевать с вами, а не друг с другом. Интересная особенность этой игры ещё в том, что агрессор и завоеватель не получают каких-либо дипломатических штрафов или осуждения со стороны других кланов (разве что портит отношения с союзниками своей жертвы), а также может возобновить войну чуть ли не через месяц после подписания мира. Такое пренебрежительное отношение кланов и вообще всей игры к договорам и союзам обусловлено тем, что все войны тут – полуофициальные. Формально-то все до единого феодалы-даймё подчиняются императору, который правит, якобы, единой Японией.

Боевые действия в Nobunaga's Ambition: Taishi устроены хоть и просто, но не без странностей: так, например, вы не можете вывести войска из своих замков, пока не объявили войну. В результате первый месяц конфликта уходит просто на то, чтобы собрать ополченцев и наёмников со всех земель, создав одну или несколько армий. Затем вся эта орава идёт в земли врага, где на протяжении пары ходов осаждает какой-нибудь замок. Если провизии и времени мало, то возможен и штурм, хотя он дорого вам обойдётся. За всем этим игрок наблюдает исключительно с высоты, без прямого участия. Повлиять на успех можно лишь правильным выбором офицеров. Гораздо более интересной война становится в случае встречи двух армий, и тогда Nobunaga's Ambition: Taishi напоминает уже не столько примитивный аналог Europe Universalis, сколько упрощённую версию Total War. Сражения разделены на ходы: сперва вы решаете, какому из десятка отрядов, куда переместить и в какую сторону повернуться, а затем наблюдаете за последствиями. Местоположение противника примерно известно, но стоит опасаться засад и ни в коем случае не позволять ему взять вашу армию в клещи. Впрочем, никто не мешает и вам самим взять врага в окружение. Напав на чужой отряд с фланга или зажав его между вашими, вы сразу же увеличите его потери в несколько раз, а также повлияете на боевой дух – это отличный способ хотя бы временно вывести из боя численно превосходящие отряды противника. Выиграть же битву можно двумя разными способами: чисто физически разгромить враждебного лидера либо победить «по очкам» – уничтожая отряды в стычках и удерживая контрольные точки. Раз на раз не приходится, но погоня за чужим военачальником – это вариант скорее для маленьких армий, у которых минимум шансов в битве формата «стенка на стенку».

Часть побеждённых казню, одного отпущу, а пару наиболее талантливых возьму к себе в офицеры
Каждым отряд управляет какой-нибудь офицер, так что важно помнить об их параметрах и способностях: порой они могут впасть в ярость посреди боя или воодушевить всю вашу армию. Командующие сами предлагают применить особые умения в начале хода, но стоит учитывать, что и цель они выбирают без вашей помощи. Возглавляющий воинов с мушкетами юный Ода Нобунага выстрелит именно по тем, по кому хочет, а если вы предпочитаете иную цель, то извольте ограничиться обычной атакой. Кроме того, перед стартом битвы можно выбрать общую тактику. Если поставить цель уничтожить вражеского лидера, то один из отрядов станет «коммандос» и как только отыщет свою цель, сразу же ломанётся к ней, игнорируя прочих противников и потери, но получив также бонус к атаке. Влияние игрока на ход битвы значительно: мне удавалось побеждать в два с половиной раза превосходящие силы противника и дело было не только в уровне моих офицеров и ставке на профессиональную (пожирающую деньги с бешеной скоростью) армию – решения, тактика и манёвры также были очень важны. В то же время, после десяти или двадцати сражений становится ясно, что ничего нового в них уже больше не будет, никогда, до самого финала игры. Ну разве что какой-нибудь офицер с экзотическими умениями попадётся.
Эх, раз, ещё раз и ещё много-много раз
Nobunaga's Ambition: Taishi поначалу кажется не игрой, а мечтой: хочется провести в ней целое лето и победить за каждый из ключевых кланов. Эх, как я был наивен... К сожалению, и это выясняется достаточно быстро, тут почти нет вариативности и глубины. Чуть ли не каждый ход в инвестируете в какой-нибудь рынок, вкладываете остатки в инфраструктуру и копите ресурсы для грядущей войны. Затем ваш клан нападает на самого слабого из соседей, воюет до истощения казны и в результате слегка увеличивает территорию, а вместе с ней и свой потенциал. Так продолжает вплоть до финала: ни декорации, ни суть не меняются. Сравните это с той же Sid Meier's Civilization, где каждая вторая новая технология привносит дополнительный игровой элемент, а то и целый набор различных механик. Ну ладно, это не совсем честный бой, но даже в сериях Total War и Europe Universalis по ходу партии геймплей меняется куда значительней, нежели в Taishi. Что же касается глубины, то она у новой Nobunaga's Ambition есть, но не идёт особо на пользу. Вы можете изучать характеристики земель и офицеров, затрачивая полчаса на один ход, но получите ли вы удовольствие? Поскольку сама игра плохо объясняет причинно-следственные связи, сокращения и значения символов, я в какой-то момент открыл официальное руководство и основательно его разобрал. Это было не самое скучное чтиво, но оно почти не повлияло на мой стиль игры: когда не видно явных последствий от хорошо продуманных действий, не хочется и заморачиваться.

Сделать сколь-либо зрелищный и красивый скриншот сражения почти невозможно
Чем больше я играл в Nobunaga's Ambition: Taishi, тем большее сомневался в своей способности оценить эту игру. Она оказалась совсем не такой, как я себе представлял и почему-то значительно упрощённой в сравнении с тем, как наш главный редактор описывал в обзоре предыдущую часть - Nobunaga's Ambition: Sphere of Influence. Обнаружив, что в новой игре исчезли морские сражения, а также была значительно ухудшена графика, я понял, что проблема не только во мне. Когда же выяснилось, что Taishi вышла в одинаковом виде не только на PlayStation 4 и PC, но также ещё и на планшетах, картина стала ясна. Похоже, что игру действительно упростили, дабы привлечь к ней новую аудиторию – пользователей мобильных устройств. И если сравнивать Nobunaga's Ambition: Taishi с другими стратегиями для планшетов, то она уже не кажется столь однообразной. Впрочем, мне от этого как-то не легче, и я действительно разочарован, так как ожидал игру более высокого уровня и строил далеко идущие планы.
70 С фанатами Сэнгоку всё ясно: для них обязательна к изучению каждая Nobunaga's Ambition, тем более что новые игры выходят нечасто. Но если вы хотите впервые познакомиться с серией при помощи Taishi, то должен предупредить: у этой идеи есть как достоинства, так и недостатки. Вы наверняка сумеете освоить новинку, даже если прежде почти не играли в стратегии, но вряд ли сможете её полюбить. Что же касается поклонников жанра, то они и вовсе сочтут Nobunaga's Ambitions Taishi устаревшей, поверхностной и монотонной. Главное – не делать выводы о всей серии по одной лишь этой игре.
Обзор написан по цифровой версии игры для PC, предоставленной редакции издателем. Все скриншоты, использующиеся в материале, сделаны непосредственно автором статьи на указанной платформе. Настройки графики выставлены на максимум.

Источник

Последние новости