Следующая новость
Предыдущая новость

Прогулки по Хребтам Безумия: Обзор Conarium

28.02.2019 21:45
Прогулки по Хребтам Безумия: Обзор Conarium

Литературное наследие Говарда Филлипса Лавкрафта не ограничивается произведениями, центральной фигурой которых является осьминогоподобное божество Ктулху, и, к счастью, встречаются в наше время игровые разработчики, черпающие своё вдохновение и в, откровенно говоря, менее заезженных историях писателя. О существовании других интересных работ маэстро решила напомнить нам турецкая студия Zoetrope Interactive со своим приключенческим хоррором Conarium, наконец перебравшимся с персональных компьютеров на PlayStation 4 и Xbox One. Кстати, для разработчиков это уже третья игра, вдохновлённая творчеством Лавкрафта – две другие Darkness Within: In Pursuit of Loath Nolder и Darkness Within 2: The Dark Lineage.

Так что же означает таинственное слово «Conarium» и почему в имени игры не наблюдается очередной отсылки к «Великому спящему»? Оказывается, конариум является устаревшим названием для эпифиза – эндокринной железы в одной из областей мозга. Во время нашего сна эпифиз вырабатывает естественный психоделик Диметилтриптамин, вызывающий изменённое состояние сознания. Поэтому неудивительно, что вокруг железы сложились целые метафизические теории, а французский философ, физик и математик Рене Декарт даже назвал конариум «вместилищем души». Скажу сразу, что название игры неслучайно совпадает с упомянутой железой, а её сюжет немало вдохновлён как повестью Лавкрафта «Хребты безумия», так и даже «Циклом снов» – серией произведений писателя, общей чертой которых является тема сновидений, со свойственной ей атмосферной возвышенного и запредельного.
«Цикл снов» – достаточно непростая «почва» для хорошего сюжета, так как с ним очень просто запутаться самому и ещё проще запутать игрока. Однако, по моему мнению, разработчики из Zoetrope Interactive неплохо справились с установлением оптимального баланса между путешествиями сознания с одной стороны и сюжетными и стилистическими заимствованиями из других, более классических тем Лавкрафта, связанных с Великими Древними и старыми как сама Вселенная, чуждыми человеку цивилизациями. Так свойственная Лавкрафту недосказанность также пронизывает всё повествование, хотя её, наверное, получилось и слишком много, что особенно ощущается в двух доступных концовках – чересчур коротких и слишком открытых для трактования произошедшего.
Что касается «Хребтов безумия», то от повести проекту достался стартовый сеттинг – антарктическая исследовательская база, где в одиночестве приходит в себя главный герой по имени Фрэнк Гилман, а также некоторые последующие локации и отсылки к отдельным названиям, чудовищам и персонажам из первоисточника. Дальнейшие приключения позволят протагонисту побывать как в руинах поселений космической расы Старцев в Антарктиде, так и среди развалин города рептилоидной расы в аравийской пустыне Руб-эль-Хали, где происходило действие некоторых других произведений Лавкрафта. Кроме того, камео в игре удостоились и сами существа, рождённые фантазией знаменитого писателя – как появляющиеся лично и даже охотящиеся за главным героем во плоти, так и в виде различных статуэток и других изображений.
Наконец, особенно внимательные почитатели творчества Лавкрафта не без удовольствия отметят, что отдельные сцены ссылаются на такие произведения, как «Шепчущий во тьме», «За гранью времён» и другие, а внешний вид и дизайн встречаемых существ и объектов легко узнаваем и соответствует общепринятым о них представлениям. Если же вы всегда хотели услышать, как в реальности звучит «Текели-ли», то у вас появится такая возможность во время бегства от того, кто обычно ассоциируется с этими звуками.

Жанрово игра является тем, что нередко называют «симулятором ходьбы», но, должен отметить, – это очень хороший представитель жанра. Помимо значительного упора на исследование игровых локаций, поиски подсказок и дневников, геймплей также строится на использовании разнообразных предметов и решении не самых элементарных загадок. Единственное, о чём мне сразу хотелось бы вас предупредить – это то, что Conarium не терпит рассеянности и недостаточной внимательности! Несколько раз мне приходилось проводить немало времени в поисках логики для решения очередной головоломки, когда на самом деле я всего лишь пропустил подсказку или неочевидный интерактивный объект в одной из предыдущих комнат.

К сожалению, топор можно использовать только для колки льда и разрушения повреждённых стен. А как многообещающе держит его в руках протагонист!
С одной стороны, продолжительность игры не особо большая, но, если вдумчиво исследовать каждую локацию и стараться самостоятельно разгадывать все загадки, то проведённое за Conarium время не покажется излишне скоротечным. Не говоря уже о том, что разработчики доверху напичкали локации собирательными предметами и записками самых разных категорий, а в инвентаре и журнале главного героя даже найдутся отдельные вкладки с интересными находками и секретами.
В раздел находок порой попадают весьма любопытные предметы, являющиеся отсылками к творчеству Лавкрафта, а секретами могут служить особо важные для понимания сюжета знания (тут сразу вспоминается чтение запретных книг из прошлогодней Call of Cthulhu oт Cyanide Studio). Наконец, тут даже есть самые настоящие потайные помещения, попасть в которые можно, предварительно разрушив подозрительную стену подобием альпинистского топорика. Всё-таки что-то такое есть в поисках старых добрых секретных комнат, отдаёт Wolfenstein 3D и Doom и вызывает приятное чувство удовлетворения! А вот топор, к сожалению, имеет только практическое применение при устранении естественных преград на пути персонажа – никакого боевого использования ему не видать!

Один из немногих эпизодов игры, где можно погибнуть – через секунду меня схватит ожившая мумия!
Думая о монстрах, пришедших в игру из творчества Говарда Лавкрафта, ожидаешь, как минимум, «пряток по шкафам» и, как максимум, полноценных сражений с представителями «Мифов Ктулху». Ни того ни другого в Conarium нет, хотя за спасение от давно уже надоевших пряток чуть ли не в каждом современном хорроре я разработчикам благодарен. Дело в том, что в проекте всего несколько экшен сцен, где необходимо убегать от противников, и делать это приходится очень быстро – тут уже не до пряток! А ещё в одном эпизоде нашлось место достаточно любопытно реализованному погружению на небольшой субмарине – даже с возможностью разбить обзорное стекло и захлебнуться.
Графическую сторону, если отнестись к ней максимально критично, следовало бы назвать самой слабой стороной Conarium. Однако разработчики не меньше нас в курсе недостатков визуальной части, а потому постарались не давать игроку значительных поводов обращать внимание на графику. В итоге картинка хоть и намекает на технический уровень проектов отнюдь не 2019 года, в целом не режет глаз и совсем не вредит атмосфере. Монстры и интерактивные объекты всё же выглядят весьма неплохо, и только изредка встречаемые модели человеческих персонажей демонстрируют то, насколько тяжело давалось их создание студии Zoetrope Interactive. Именно поэтому почти всех людей вы увидите либо со спины или издалека, либо и вовсе в виде трупов или в близком к тому состоянию.

Экспонаты тайной частной галереи получились крутыми и по-хорошему зловещими
Что действительно обидно, так это то, что большая часть игры происходит в непосредственной близости от тех самых Хребтов Безумия – исполинской горной гряды, согласно Лавкрафту находящейся в сердце Антарктиды, а мы можем их наблюдать только на редких древних барельефах, да на современных картах нашей экспедиции. Понятно, что сделано это было, скорее всего, из-за всё той же неуверенности разработчиков в графике своего проекта, но менее обидно от несостоявшейся встречи с легендарной местом не становится!
Суммируя впечатления от знакомства с игрой, сложно отрицать, что в конечном итоге мы имеем множество штрихов, деталей и отсылок, пропитанных той атмосферой Лавкрафта, которой в случае с Conarium, можно сказать, даже больше, чем в большинстве среднестатистических проектов по мотивам творчества писателя. Не вышло только атмосферы медленно надвигающегося тягучего ужаса и неотвратимости судьбы той песчинки на фоне бескрайнего Космоса, которой, согласно установленной маэстро традиции, должен являться протагонист истории. Наше приключение больше напоминает приятную экскурсию по густо напичканным аутентичными деталями локациям, чем медленное погружение в пучины безумия.
Весьма скоро привыкаешь к тому, что даже скрипы и шорохи на полярной станции и среди руин внеземных цивилизаций – всего лишь фоновые звуки, и даже такие дешёвые трюки, как резко выпрыгивающие в камеру объекты и существа – немногочисленны и до безобразия тщательно заскриптованы. Заметно также, в каком активном творческом поиске находились разработчики, разбавляя геймплей различными идеями и наработками, что нередко приводит к тому, что мы можем столкнуться с какой-либо любопытной геймплейной находкой всего один раз за прохождение – какой бы удачной она ни была!
Будьте также готовы к тому, что с выпадением нескольких трофеев на PS4 в настоящий момент, судя по всему, наблюдаются какие-то ошибки. Думаю, статистика по количеству получивших платиновый приз игроков подтверждает мои опасения – 0% от общего числа игравших. Остаётся надеяться, что существующую проблему исправят в ближайшем обновлении.
Звук и музыкальное сопровождение находятся на достойном уровне, включая даже те звуковые эффекты, которые мы слышим в игровом меню – все они очень удачно работают на создание нужного настроения. Отдельного же упоминания заслуживает текстовый перевод на русский язык. Большую часть находимых записок и дневников можно смело положить рядом с качественными переводами произведений Лавкрафта, чтобы отметить в наличие в них привычной лексики и тех фирменных литературных приёмов, которыми изобилуют его работы. Видимо, переводчики были людьми неравнодушными, а, возможно, и вовсе фанатами творчества писателя. Кстати, орфографических и пунктуационных ошибок наблюдается почти рекордный для локализаций минимум.

70 Несмотря на имеющиеся недостатки, Conarium можно смело порекомендовать всем поклонникам творчества Лавкрафта, а в особенности тем, для кого важнее всего обилие отсылок к литературному наследию писателя и верная духу автора история. Любители хороших «симуляторов ходьбы» также должны будут остаться довольными проектом Zoetrope Interactive – для них припасено большое количество интересных, постепенно открывающихся фрагментов сюжета, любопытных, отнюдь не элементарных загадок и даже настоящих, требующих вашей внимательности секретов. Всё это, разумеется, актуально, если вас не отпугнёт не особо прогрессивная графическая сторона проекта. А вот других игроков вряд ли чем-то сможет порадовать или удивить Conarium, однако и сами разработчики едва ли рассчитывали на широкую аудиторию для своего детища.

Обзор написан по цифровой версии игры для PlayStation 4. Все снимки экрана, использующиеся в материале, сделаны непосредственно автором статьи на указанной платформе.

Источник

Последние новости