Следующая новость
Предыдущая новость

Про мутантов и людей: Кросс-обзор Mutant Year Zero: Road to Eden

20.12.2018 21:41
Про мутантов и людей: Кросс-обзор Mutant Year Zero: Road to Eden

Игровые предпочтения каждого из нас так же индивидуальны, как и пристрастия в еде и напитках. Нет, конечно же, есть и множество мейнстримовых проектов и игровых блокбастеров, которые стремятся захватить внимание если не всех, то многих, но это не влияет на общую картину. И если кто-то любит ураганные экшены и скоростные перестрелки в реальном времени, то другие геймеры могут предпочитать пошаговые сражения с более неторопливым игровым процессом. Если вы относитесь к последним, предлагаю поближе познакомиться с тактической ролевой игрой Mutant Year Zero: Road to Eden от шведской студии The Bearded Ladies Consulting.
У меня складывается впечатление, что в последнее время стали чаще выходить проекты в стилистике пост-апокалипсиса. Релизы некоторых уже состоялись, другие вот-вот станут доступны в ближайшие месяцы, да и Mutant Year Zero: Road to Eden как раз является их представителем.


Атмосфера и дизайн Мутанта стремятся сразу же заинтриговать игрока, а в какой-то момент к ним подключается и история проекта. Действие происходит в пост-апокалиптической Швеции около 2270-х годов. Известно, что весь наш мир постигла какая-то одна или даже сразу несколько катастроф – ядерная война, загадочная эпидемия «красной чумы», а возможно и какие-то другие напасти. Что именно и в каком порядке? Никто не помнит. Из-за чего это случилось и как жили люди до конца света? А этого никто не знает.
Изначально мы знаем только, что существует всего один «островок» цивилизации – Ковчег, а все обширные земли вокруг него называются «Зоной» и представляют собой бесконечные руины городов и другие останки человеческой цивилизации вроде разрушенных заводов, уходящих в никуда железнодорожных путей, ржавеющих остовов поездов, кораблей и автомобилей и так далее. В Ковчеге живут люди, а в Зоне многочисленные агрессивные племена гулов (ghouls) или упырей, а также некоторые одичавшие животные. Забавно и то, что гулы называют отгородившихся от них людей мутантами, намекая на то, что в их глазах человек – урод и вырожденец. В целях выживания население Ковчега отправляло за высокие стены своих самых храбрых и хорошо обученных воинов – сталкеров, чтобы те приносили из пустошей оружие, припасы, ещё функционирующую технику и бесценный для местных «Самоделкиных» металлолом.

Одними из самых умелых исследователей Зоны были антропоморфные существа Дакс и Бормин, выглядящие как научившиеся ходить на задних лапах и говорить утка и кабан – иными словами, настоящие мутанты. Получив задание найти пропавшего шефа сталкеров по имени Хэммон, эта парочка и становится первыми персонажами, которые попадут под контроль игрока, и к которым вы скорее всего очень сильно привыкнете. Кто они и откуда взялись? Возможно, где-то в Зоне удастся найти ответ и на этот вопрос.

Мир игры и настольное прошлое
«Сталкеры», «Зона»…создатели Mutant Year Zero: Road to Eden определённо черпали вдохновение из разных проектов и даже литературных произведений на постапокалиптическую тематику. Быть может, и фантастическая повесть братьев Стругацких «Пикник на обочине» или же знаменитая игровая франшиза S.T.A.L.K.E.R. как-то повлияли на становление проекта.
Если же смотреть глобальнее – мир игры очень неплохо прописан и населён разнообразными существами и даже полноценными сторонами и фракциями нового общества, и в этом нет ничего удивительного, ведь основывается он на серии шведских настольных игр и их дополнений, действие которых происходит в той же вселенной: Mutant 1984 года и её переиздания 2014 года – Mutant Year Zero.
Именно из этих настолок, а ещё из связанных с ними книжек, в видеоигровую адаптацию попали антропоморфные мутанты, необычные роботы и племена яростных гулов с возглавляющими их вождями, секта судного дня «Нова» и одно из последних убежищ человечества – «Ковчег».
Наконец, и сами ролевая и боевая системы также достались Мутанту от его настольного родственника.

На самом деле, антропоморфных существ вроде Дакса и Бормина в игре раз, два и обчёлся. Но можете мне поверить, этой парочки, а ещё присоединяющейся к ним позже лисы Фэрроу, с лихвой хватает на то, чтобы создать калейдоскоп ярких впечатлений от знакомства со шведским постапокалиптическим проектом. Мне кажется, эти пушистые ребята имеют полное право войти в число самых ярких и запоминающихся игровых персонажей последних лет. Так, заходя в новую локацию или находя что-то интересное, ваши персонажи склонны комментировать и обсуждать то, что они видят. И вроде бы нельзя сказать, что каждый диалог – шедевр, а сюжет блещет огромным количеством неожиданных поворотов и интриг, но харизма героев и их внешний вид всё остальное помещают на второй план. Кстати, я забыл упомянуть, что всего игровых персонажей 5, но одновременно взять с собой в приключение можно только троих, зато менять состав группы можно в любой момент, кроме сражений. Оставшиеся два героя почти не отличаются от людей, хоть и формально тоже обладают мутациями – это мужчина по имени Магнус и девушка Сельма. Но с ними не так весело, как с уже названными пушистыми и мохнатыми персонажами.


Задание: найди спрятавшихся на картинке утку и лису
Исследование Зоны происходит в реальном времени. Вы выбираете одного из трёх членов вашей группы и свободно перемещаете его по текущей локации, а остальные герои будут автоматически следовать за вами или же останутся на месте, если предварительно разделили отряд. Надо сказать, что локации получились достаточно интересными и, в целом, разнообразными, хоть и обилие буйной растительности и неких мутировавших мощных стволов с колючками порой напрягает. Спокойное положение вещей будет сохраняться вплоть до встречи с вашими противниками, что позволит вам либо устроить «засаду» – то есть скрытно атаковать врагов и иметь все преимущества внезапного удара, или же вступить в традиционное для серии пошаговое сражение уже тогда, когда враг нападёт первым.
Боевая система встречает нас почти что стандартным для жанра набором возможностей и некоторых условностей. Как говорится, всё это уже было в Симпсонах, тьфу, то есть, в серии XCOM. Конкретно в Mutant Year Zero каждый персонаж имеет по два очка действия, которые можно потратить на передвижение или бег, стрельбу или бросок гранаты/коктейля Молотова, перезарядку оружия, использование аптечки или активацию режима «Наблюдение» (Overwatch), а также применение богатого спектра доступных вашим бойцам умений, которые здесь называются «мутациями».


Два очка действия – это очень мало, поэтому, планировать свои ходы приходится вдумчиво, внимательно следя за окружающей обстановкой и прогнозируя дальнейшие действия противника. Поэтому очень часто приходится выбирать: переместиться на новую более выгодную позицию, не сделав в этот ход ни выстрела, либо перезарядить мощную винтовку и атаковать противника, но оказаться в окружении и получить серьёзные ранения.
Привычной для пошаговых тактик является и наличие расчёта шансов на попадание, выражаемых в процентных величинах, равных 25%, 50%, 75% и 100% успеха. Сразу отвечу на возможный вопрос: да, атака при 100%-ной вероятности успеха всегда попадает в цель, больше никаких промахов в упор, как у некоторых. Сам же шанс на попадание зависит от весьма большого количества факторов, а именно: расстояния до цели и наличия укрытия, дальнобойности оружия и рельефа местности (попасть с возвышенности всегда проще), а также использования дополнительных способностей персонажей. Очень похожим образом рассчитываются и критические повреждениями, только влияют на них немного другие факторы, вроде внезапной атаки спрятавшегося бойца, соответствующих мутаций, бонусов от предметов или установленных на оружие улучшений. Стоит отметить, что к концу игры противники станут настолько толстокожими, что без знаний, как регулярно наносить критический урон, в таких боях вам придётся очень не сладко.


Mutant Year Zero: Road to Eden принято называть ролевой игрой, тем более большая часть её техник основывается на почти одноимённой настолке. А если речь идёт о RPG, то мы ожидаем, что персонажи будут обладать числовыми характеристиками, получать опыт, новые уровни и умения. В данном проект всё это есть, и вышла эта система достаточно сбалансированной – не перегруженной «горой» механик и цифр, но в то же время достаточно глубокой и интересной. Так характеристики каждого персонажа представлены следующими атрибутами – «Здоровье», «Движение», «Броня» и «Бросок» (дальность метания гранат). Убийство врагов приносит опыт, причём равное его количество получает каждый активный член команды, но получение новых уровней само по себе не улучшает атрибутов бойцов. За это отвечает ваше снаряжение, а также умения-мутации, которые можно «покупать» на получаемые с каждым новым «левел-апом» очки мутаций.
Мутации подразделяются на три вида: «Небольшие», «Серьёзные» и «Пассивные», причём одновременно можно взять по одной каждого вида. Правда, перед каждым боем их можно менять, поэтому есть смысл заранее проводить разведку и формировать набор подходящих умений. Каждая мутация, кроме пассивных, которые действуют постоянно, должна «перезаряжаться» после каждого использования, для чего требуется вывести из строя какое-то количество противников.
Локации, в свою очередь, часто предлагают большое количество укрытий (низких и высоких), а также многоуровневую планировку, позволяющую использовать преимущества более высоких позиций при стрельбе. Кстати, большая часть укрытий и даже стен иногда попадающихся зданий и их руин – разрушаемы. К сожалению, такого «праздника» тотального уничтожения окружающего пространства, какой был в игре Операция «Silent Storm», здесь не предвидится, но определённую тактическую пользу извлечь из этого можно. А ещё одна из мутаций кабана Бормина (Кабаний гон) позволяет очень эффектно разбежаться и, ломая на бегу стены и другие барьеры, впечататься во врага, отбросив его на пару метров вперёд. Это же умение можно использовать и для того, чтобы сбросить недруга с верхнего этажа – тогда он не только будет оглушён, но и получит урон от падения.
Не могу не вернуться ещё раз к режиму «Наблюдения» (Overwatch), позволяющего персонажу контролировать пространство вокруг себя и выстрелить в первого противника, кто хотя бы шелохнётся в зоне его ответственности. Ничего не напоминает? Эта механика, частенько даже не меняя своего названия, успела уже побывать в немалом числе пошаговых тактик. Но, наверное, именно в Mutant Year Zero: Road to Eden она получила самую бесполезную реализацию. Всё просто: из тех 10 раз, что я пытался воспользоваться «Наблюдением», поразить врага удалось от силы раза 2. Дело в том, что оппоненты часто начинают движение за пределами эффективного радиуса поражения вашего оружия (достаточно небольшого в Мутанте), а потому пули попросту летят в «молоко».

Для перемещения между локациями используется глобальная карта мира, наглядно демонстрирующая все маршруты и переходы. Развилок на карте немного и большую часть прохождения вы будете последовательно и достаточно линейно перемещаться из одного региона в другой, не боясь случайных событий и нападений во время путешествия. Однако некоторое количество побочных заданий и необязательных локаций здесь всё-таки имеется, а общее количество мест, которые вы сможете посетить, достигает 25. Кроме того, стоит хоть одной ногой ступить в новую локацию, как на карте мира появится её название, и вы сможете перенестись в неё из любого места, но сначала это место надо хоть раз посетить.

Исследование Зоны в спокойно обстановке позволяет вам собирать ценный лом (местная валюта), детали оружия (нужны для улучшений ваших стволов), а также дополнительное снаряжение и новые виды оружия и брони. Хотелось ещё отметить, что достаточно неплохое разнообразие предметов (некоторые вообще существуют только в одном экземпляре) и, в целом, ощущающаяся ограниченность таких ресурсов, как аптечки и гранаты (даже при их возможной покупке в магазине), сдобренные пропитавшей всё атмосферой упадка и разрухи, лично мне навевают воспоминания о другой игре, известной в России сразу под двумя названиями – «Горький 17» и «Горький 18», а на Западе именующейся Odium. И хотя в этой пошаговой тактике от польской студии Metropolis Software не произошло общемировой катастрофы, урбанистические картины запустения, по моему мнению, обладают там похожее послевкусие.

Занимательный постапокалипсис
Mutant Year Zero: Road to Eden пропитана неплохой долей юмора, основывающегося на картине мира существ, родившихся после гибели высокотехнологичной цивилизации и, как следствие, совершенно не знакомых с большинством технологий, удобств и достижений прошлого.
Так, обнаруживая очередной «артефакт» древности (iPod, козырёк для игры в покер, снаряжение пожарного и так далее), Дак, Бормин, лиса Фэрроу и другие ваши возможные спутники, со свойственной им почти детской непосредственностью строят множество догадок относительно применения обсуждаемого сокровища.
Как итог – каждая подобная находка приводит к чертовски интересным и смешным комментариям наших героев.

Абсолютно в любой момент (кроме сражения) вы можете вернуться в «Ковчег», где к вашим услугам всегда открыты магазин, ремонтная мастерская и бар. А ещё можно посетить домик Старейшины, который периодически может порадовать вас наставлениями и дополнительной информацией о Зоне. Содержащие доходные заведения персонажи достаточно колориты и, помимо забавных и часто колких комментариев в ваш адрес, предоставляют полезные для сталкеров услуги. Так в магазине Иридии можно закупиться, аптечками, гранатами и обмундированием, а также дополнительным оружием и устанавливаемыми на него улучшениями – были бы только деньги, то есть ценный лом. В баре можно обменять найденные в Зоне «артефакты» (не до конца раздолбанная техника и прочие сокровища мёртвой цивилизации) на дополнительные апгрейды для всей группы, вроде увеличения урона от гранат или огнестрельного оружия. Наконец, в мастерской можно проапгрейдить ваши стволы, установить на них прицелы и другие дополнительные модули или же разобрать ненужные пушки для получения дополнительного лома.


Есть ли у проекта какие-то проблемы? Бесспорно, они имеются и, не обладай игра потрясающей атмосферой и запоминающимися героями, её изъяны перетягивали бы на себя гораздо больше внимания. Говоря откровенно, геймплей и оптимизация всё ещё требуют доработки. Например, во время использования некоторых умений, вроде уже упоминавшегося «Кабаньего гона» Бормина, случается сильная потеря кадровой частоты, а после загрузки звук ещё несколько секунд подвисает. Смена отображения уровней и этажей локации порой может глючить и не позволять сразу выбрать нужное отображение, а некоторые элементы интерфейса могут внезапно становиться неактивными. Звучит пугающе, но загрузка предыдущего сохранения готова спасти вас в любой из данных ситуаций, а сохраняться можно в любой момент (кроме режима дополнительной сложности «Железный мутант»).
С достаточно большой периодичностью для проекта выходят исправления и, наверное, по чуть-чуть выправляют ситуацию, но, похоже, до окончания этой работы ещё далеко. И вот тут мы подходим к самому интересному: этой игре хочется простить многое. Такое бывает не часто, но это именно такой случай – недостатки почти не влияют на желание играть дальше, и в обществе антропоморфных мутантов хочется провести как можно больше времени, а боевая система, несмотря на некоторые недоработки, получилась интересной и способной надолго увлечь игрока.


Игровая сложность весьма высока даже на среднем уровне, а уж если на старте включить режим «Железный мутант», то и вовсе мало не покажется!
Если же говорить непосредственно о графическом исполнении Mutant Year Zero: Road to Eden, то я уже, наверное, дал понять, что дизайн персонажей и врагов, а также общий стиль проекта заслуживают самой искренней похвалы. И этот тот самый пример, когда игра с небольшим бюджетом способна пленить тебя не идеальной графикой и картинкой, а работой художников и дизайнеров.
Звуковое сопровождение, на мой взгляд, получилось очень качественным. Музыкальные темы исследования Зоны отлично передают атмосферу загадочности и угрозы, а те треки, что играют во время сражений, задают уже несколько иное, уместное для конкретной ситуации настроение. Гулы говорят атмосферными «двойными» голосами, кстати, напоминающими одержимых врагов-шибито из японской хоррор-серии Siren (Forbidden Siren), сектанты «Новы» стремятся «залезть» в мозг и заразить ваш разум своими проповедями, а Даксу и Бормину просто достались классные интонации от озвучивающих их актёров. Немного переигрывает Фэрроу, но это заметно только во время боёв, когда, в целом, спокойная лисица с британским акцентом становится очень агрессивной и выдаёт длиннющие тирады, но это мелочь. Наконец, проект имеет текстовый перевод на русский язык, который достаточно хорош и позволяет сполна насладиться как сюжетом, так и юмором, ожидающим вас в некоторых диалогах и в описаниях находимых предметов.
80 Mutant Year Zero: Road to Eden родилась на свет неотполированной жемчужиной, которая даже в таком, не лишённом изъянов виде, способна привлечь к себе пристальное внимание интересующихся жанром игроков. Но даже нуждающиеся в доработке техническая оптимизация и некоторые аспекты боевой системы запросто отойдут на второй план, если позволить себе проникнуться атмосферой здешнего мира и харизмой тех персонажей, которых подарила нам студия The Bearded Ladies Consulting. Кроме того, и сама боевая система достаточно интересна и многогранна, чтобы спокойно увлечь вас на десятки часов напряжённых пошаговых сражений. В конечном итоге детище шведских разработчиков совершенно не получается строго ругать, ведь это всё мелочи перед говорящими уткой, кабаном и лисой, и тем багажом других достоинств, что к ним прилагаются!
Обзор написан по цифровой версии игры для PlayStation 4, предоставленной редакции издателем. Все снимки экрана, использующиеся в материале, сделаны непосредственно автором статьи на указанной платформе.

Источник

Последние новости