Следующая новость
Предыдущая новость

PlayStation как народная консоль постсоветского пространства

20.11.2020 22:11
PlayStation как народная консоль постсоветского пространства

Современным игрокам в некоторой степени повезло. Для них консольный игровой рынок за последние 10 с копейками лет сделал всё, чтобы барьеры ощущались минимально и находились только в экономическом секторе. На полках в магазинах обилие самых разных игровых систем, от забытых всех игровыми богами в остальном мире до суперсовременных, только поступивших в продажу. Но несмотря на широкий выбор, есть один бренд, который ассоциируется с консольными играми у массового потребителя на постсоветском пространстве гораздо чаще и больше, чем все остальные. И нередко даже у далёкого от игр человека. Само собой, речь о PlayStation.
19 ноября 2020 года на рынок вышла PlayStation 5 — новейшая консоль компании Sony, с революционным контроллером и современным железом на борту. Давайте предадимся лёгкой ностальгии и вспомним, при каких обстоятельствах оригинальная PlayStation покоряла наш рынок, и как данный бренд обрёл своё «народное» значение. Это очень легко объяснить, если верить в теорию морфогенетического поля человека, выдвинутую Рупертом Шелдрейком. Но мы не будем искать лёгких путей и разбивать столпы ностальгии недоказанными естественной наукой теориями! Всё было куда проще и называлось «сарафанным радио».

Реклама PlayStation в Европе в 1995 году.
Немного предыстории
С появлением PlayStation на японском рынке связана целая драма. Изначально компания Sony не планировала выпускать собственную консоль, а задумала коллаборацию с Nintendo. Ещë в 1988 году был подписан контракт на совместную разработку этими японскими корпорациями дополнительного дискового привода, расширяющего функционал игровой приставки Super NES, в наших краях существовавшей в очень ограниченных количествах. Продвинул проект Кэн Кутараги, один из инженеров Sony, питавший интерес к видеоиграм. Руководство было не в восторге, но после длительных уговоров и самостоятельной разработки чипа SPC700, в свободное время и втайне от начальства, Кутараги-сан сумел достичь своего. Помог ему в этом тогдашний исполнительный директор Sony, Норио Ога.
Однако вскоре Ога-сану и Кутараги-сану пришлось столкнуться с обстоятельствами, ставшими одновременно и провалом, и необходимой искрой, давшей жизнь консоли PlayStation. Компания Nintendo совершила одну из величайших своих ошибок в истории: публично, не предупреждая партнёра, разорвала контракт на разработку CD-привода Play Station с Sony, и объявила о заключении контракта с Philips. Это было сделано во время крупной международной выставки электроники CES 1991 и стало почвой для настоящего скандала. Не только между Sony и Nintendo, а в рамках всего японского бизнеса, очень строгого и консервативного по сей день. Одна крупная компания публично унизила другую и заключила договор с западным конкурентом — такое даже в голову элите японского бизнеса не приходило.
Но Кэн Кутараги не собирался останавливаться и прощать такое поведение вчерашнего партнëра. Справедливости ради стоить отметить, что несколько консолей SNES-CD всë же вышли, но результат показался Sony неудовлетворительным, и все контакты с Nintendo были оборваны. В 1992 году, воодушевлëнный свободой и подогреваемой жаждой уделать сегодняшнего конкурента, Кэн Кутараги предложил Норио Ога создать консоль нового поколения. «16-битные системы себя изживают, время открывать дорогу для нового железа, способного работать с трëхмерной графикой и высокими скоростями еë обработки» — заявил он. На этот раз Ога-сан был не столь расположен к подчинëнному, но следующий аргумент его убедил: «Вы хотите просто спустить на тормозах пережитый на CES 1991 позор? Если наш проект станет успешным, это будет лучшая месть».
Сегодня об этом знают, наверное, все интересующиеся историей видеоигр. Но лишний раз напомнить не мешает. К тому же, с этого и началась официальная разработка консоли, через несколько лет завоевавшей мировой рынок.

Заветная коробочка. В начале 00-х годов в магазины стали поступать финальные ревизии, PlayStation One или PlayStation X, как их ещё называли. Маленькие и аккуратные.
Наши реалии прошлого
В Россию, Украину и другие страны бывшего СССР консоль PlayStation вышла с заметным опозданием. Первые экземпляры системы начали появляться примерно под конец 1995 года, или даже в 1996-м. Некоторое время приставка оставалась лишь слухом, потом — некой недостижимой мечтой. Жители крупных городов, само собой, получили возможность приобщиться к видеоигровому прогрессу раньше регионов, но лишь под конец лихих 90-х PlayStation перестала быть экзотикой.
До этого момента под телевизорами в среднестатистических домах были в основном 16-битные консоли, которые даже не рассматривались в качестве конкурентов 32-битной дисковой новинке. Последняя была способна воспроизводить трëхмерную графику, показывать потрясающие сюжетные ролики, вываливать на игрока современные спецэффекты, без проблем сохранять прогресс в прохождениях и, крутой бонус — проигрывать мультимедийные форматы. Среди моих знакомых меломанов есть те, для кого именно PlayStation стала проводником в мир AudioCD ввиду дороговизны бытовых CD-проигрывателей.

Диски от популярной RGR Studio. Благодаря этой компании многие игроки смогли проходить игры с не самым плохим русским переводом. Хотя, если сравнивать его с сегодняшними, то количество отсебятины и ошибок было значительно большим.
Но независимо от города и страны постсоветского мира, где бы вы ни жили, именно PlayStation в конце 90-х ассоциировалась со словосочетанием «мечта любого мальчишки». Не китайские воздушки, не машинки, комиксы, форма с именами футболистов и прочее, а игровая приставка с дисками, дарующая возможность погрузиться в потрясающие миры. Наш рынок очень сильно отличался от западного в те годы. Переживая бесконечный кризис, предприниматели создали и начали уверенно развивать нишу видеоигрового пиратства. Как минимум до начала-середины периода цикла жизни PlayStation 2 за пределами крупных городов люди понятия не имели, что все эти годы потребляли, тратили деньги на несертифицированные игры, произведëнные подпольными группами и компаниями, находящимися в серой экономической зоне.



Игры со знаком Kudos часто не предвещали ничего хорошего своим владельцам. За приятной ценой, привлекательными сборниками и сомнительным дизайном полиграфии, скрывался отвратительный перевод и баги, разработчиками не предусмотренные и всему остальному миру неведомые.
Я убеждён, что именно эта особенность национального игрового рынка конца ХХ и начала ХХI века — один из ключевых факторов, способствовавших развитию популярности бренда PlayStation в России и странах СНГ. Мы не знали, что такое «региональная блокировка», на продаваемых в регионе консолях работали все выпущенные для них игры, а дефицит исчез как таковой, ведь кто угодно мог «нарезать» себе болванку. Но появились и свои хитрые проблемы, обусловленные природой происхождения местных дисков. Одна из основных — частая потребность в наличии специального NTSC>PAL конвертера сигнала для игр из США и Японии. Иначе они могли некорректно работать: в чёрно-белых цветах, в зелёных тонах или вовсе не отображаться. В дополнение к конвертированию сигнала устройство позволяло подключить приставку PlayStation через аналоговый вход, проще говоря — антенну телевизора. Ведь многие ТВ в постсоветских квартирах были лишены SCART или A/V-входов («тюльпанов»).
Другая проблема портила жизнь игрокам существеннее, чем несовместимость форматов PAL и NTSC в отечественных телевизорах, они-то легко исправлялись конвертером. Отечественные мастера локализации редко, но допускали фатальные для прохождения ошибки, обойти которые было или очень сложно, или попросту невозможно. Например, культовую Silent Hill с русским переводом на PlayStation сложно пройти из-за плохой локализации текстовых загадок. В некоторых играх из-за перевода возникали ошибки, приводившие к зависанию игры или сбою ключевых триггеров, отвечающих за продвижение по сюжету.

Ковровая ностальгия
Сказанное выше релевантно для всего постсоветского пространства — везде были плюс-минус одинаковые увлечения, просто в разные уголки стран СНГ они приходили раньше или позже. Теперь же пришло время для субъективной и ностальгической реальности прошлого, ведь путь к PlayStation у каждого был свой собственный. Знакомство с консолями семейства и погружение в её уникальные франшизы проходило при разных обстоятельствах, а для кого-то с PlayStation зародилась любовь к видеоиграм, как явлению. С этого момента я кратко расскажу свою историю, воспоминания и наблюдения со времён становления PlayStation как народной консоли в России и СНГ, а вас призываю делать то же самое в комментариях!
Для меня первым опытом знакомства с PlayStation стало посещение обменного пункта, где можно было за доплату поменять имеющиеся игры на новые, причём для любой консоли на рынке. В некоторых обменниках позволялось даже менять игры для одних приставок на игры для других, с дополнительной доплатой или при каких-то особенных условиях. Например, при мне меняли 2 картриджа для SEGA на один диск для PlayStation. Более того, если игра для PlayStation занимала 2-4 диска, то желающий её взять должен был отдать эквивалентное число компактов. То есть за культовую Final Fantasy VII на трёх дисках требовалось отдать три однодисковые игры и доплатить за саму процедуру обмена.

Типичное место продажи дисков. Иногда точки располагались в списанных военных кунгах от машин радиосвязи.
Однажды, зайдя в такой обменник, я увидел, как продавец играет в невероятно крутые по графике и звуку гонки. Иронично, что в тот момент я пришёл именно в поисках гоночной аркады для своей 16-битной приставки. То был конец декабря 1999 года, а играл продавец в великолепную новинку, до сих пор занимающую особое место на моей полке гоночной ностальгии — Gran Turismo 2. С этого момента мысли о PlayStation не покидали меня, но возможности самостоятельно купить такую дорогостоящую приставку не было. Но я всё равно нашёл решение проблемы!

Сегодня этой графикой никого не удивить, но в 1999-2000 годах от её крутости глаза из орбит выкатывались с такой силой, что Маска от зависти на галстуке бы повесился...
PlayStation была дорогой, но мы выживали как могли
Примерно в то же время начали открываться небольшие игровые залы. В западном мире, как мы знали из фильмов, вроде «Терминатор 2», и журналов, были популярны аркадные автоматы. В наших краях эти машины тоже были, но в гораздо меньшем количестве. Вероятно, слишком дорого было их покупать и содержать. Да и не очень выгодно, учитывая привязку к одной конкретной игре у каждого «аркадного кабинета». Но наши «кулибины» нашли выход, и здесь им помогла как раз PlayStation — ещё один пунктик в корзину «народности» консоли. Взяв за основу конструкцию аркадного автомата, мастера начали создавать такого рода «кабинеты» со встроенным телевизором, полкой и креплениями для контроллеров.

Такие вещи существуют до сих пор, на похожей конструкции проходил пресс-ивент игры «Жизнь после» в окрестностях Праги.
Внутрь таких кабинетов устанавливали PlayStation, а на специальные штыри крепили контроллеры, чтобы никому не пришло в голову спереть дорогостоящего «рогача». Вначале это были простые PlayStation Controller, а затем появились Dual-Analog Controller и DualShock. Итогом становился «аркадный кабинет» с консолью внутри, где при желании игрока могли поменять игру на доступную из списка. Оплата проводилась в специальной кассе. В зависимости от крутости заведения и мастеров, работающих в нём, игровые автоматы могли работать на ручном и жетонном питании. «Ручное?» — спросит кто-то. О да. Это когда по залу ходил ответственный человек, хлопал тебя по плечу и говорит: «Доплачивать будешь?». Иногда можно было не успеть доплатить, потому что за тобой уже занята очередь.
Были игровые залы и попроще, где просто стояли тумбочки с телевизорами, а в них консоли, на виду. Как правило, в таких заведениях работало больше людей, они внимательнее следили за состоянием дел в зале. В детстве я посещал несколько таких заведений на постоянной основе. Они стали для меня вратами в настоящий рай, ведь заплатить сколько-то рублей за час-другой игры всегда было проще, чем копить на собственную приставку. К тому же игровые клубы открывали ещё один важный элемент — социальный. Мы знакомились с другими игроками, соревновались в Quake 2 и Gran Turismo 2, делились найденными секретами в Dino Crisis и Resident Evil, а ещё без устали противостояли друг другу в Red Alert и Warcraft II. Продвинутые клубы настраивали LAN-сеть для максимального вовлечения.

Это фото сделано за много лет до появления PlayStation в наших краях, но полностью передаёт суть первых игровых клубов с консолями. Это позже и в больших городах начали облагораживать их, ставить автоматы/холодильники с газировкой, бутербродами и прочим.
Другим решением по получению необходимой дозы игры на PlayStation было посещение друзей, которым повезло больше, и консоль у них была дома. Такие друзья и одноклассники были, наверное, у всех школьников 90-х и начала 00-х годов. Смешно, но пусть я никогда не владел собственной оригинальной PlayStation, дисков в ящике стола лежало несколько десятков, честно купленных с отложенных и подаренных на праздники денег. Они являлись своего рода «талонами» на бесплатную игру у друга. Я брал диск с условной Ridge Racer, Koudelka или Hogs of War, шёл к другу, и мы играли вместе. Такие похождения ещё сильнее погрузили меня в миры, доступные в те времена только на PlayStation. Однако окончательно связать свою игровую жизнь с этим брендом, как основным, я решил спустя несколько лет.
Шёл уже 2004 год, я закончил школу и поступил на первый курс политехнического университета. Стопка дисков PlayStation к тому времени выросла до пары сотен, и все они были пройдены на «компьютере для учёбы». PlayStation 2 уверенно набрала обороты и продавалась почти в каждом магазине с играми. Глядя на неё, я понимал, что хочу такую прелесть домой. И вскоре удача повернулась ко мне передом — один из друзей сообщил, что к ним на работу в магазин нужен продавец, и я подхожу под все требования. Ещё через месяц я на три с лишним года попал за прилавок, где прохождение, изучение и реклама игр для PlayStation сопровождали меня 6-7 дней в неделю.

Как и все остальные фото в статье, эта взята из открытых источников. Мой магазин был скромнее и являлся точкой в рамках большого супермаркета из дюжины залов и нескольких этажей. Со стеклянными кубами-витринами. А диски для PlayStation в основном стояли в длинных картонных коробках.
Эпоха без железного занавеса
В США, Европе и Японии компания Sony вела ожесточённую консольную войну за позиции PlayStation на рынке, вгрызаясь в каждую новую возможность. Там были сильные конкуренты, также жаждущие продвигать свою продукцию. Забавно, что в наших краях бренд PlayStation завоевал свои высокие позиции в конце 90-х и начале 00-х годов вообще без какой-либо борьбы и вмешательства платформодержателя. Всё сделали сами люди. Кто-то получал выгоду, занимаясь модификацией консолей и штамповкой дисков, созданием иногда хороших, в большинстве своём машинных и слабых локализаций. А кто-то всё делал добровольно просто потому, что именно PlayStation дарила эмоции, недоступные в то время на других приставках.
Сегодняшний рынок игровых консолей в России и странах СНГ существенно изменился. Уже три поколения мы знаем цену официальных релизов, понимаем разницу между сертифицированной и поддельной продукцией. Сегодня мы можем позволить себе купить игры за границей или в магазине через дорогу, не боясь столкнуться с чёрно-белым или зелёным изображением. Проблемы, возникающие в играх, теперь легко исправляют заплатками, тогда как на PlayStation и PlayStation 2 критические баги ставили крест на проектах, а иногда становились и причиной банкротства разработчиков. Но несмотря на все эти изменения, консоли PlayStation продолжают оставаться «народными». С ними ассоциируется консольная индустрия, эксклюзивные игры высочайшего качества и любимые франшизы, вызывающие ностальгический отклик.

Красавицы из того времени, когда бездисковая дистрибуция современных игр казалась чем-то невозможны, а картриджи — прошлым веком. Причём последнего мнения придерживались не столько потребители, сколько разработчики видеоигр и издатели. Ярчайший пример: культовая Final Fantasy VII стала эксклюзивом PlayStation именно из-за CD-формата.
Сможет ли PlayStation 5 сохранить этот статус и укрепить его ещё больше, как удалось PlayStation 4? Наверняка покажет только время, но сейчас есть все предпосылки к росту популярности системы в будущем. Предварительные заказы на PlayStation 5 — базовую модель с Ultra HD Blu-Ray приводом и Digital издание — разобраны как горячие пирожки зимой, а интерес игроков крайне высок.

Источник

Последние новости