Следующая новость
Предыдущая новость

Пермский край. Обзор The Mooseman

15.08.2018 11:29
Пермский край. Обзор The Mooseman

Ен, создатель всего сущего, и семеро его сыновей отправились охотиться на огромного божественного лося. Загнали его на самую вершину мира и поразили стрелой. Правда, не учли охотники, что на рогах этого лося располагается само солнце – вечный огонь Шонди. Свалился лось с ног, и Шонди покатился вниз, в нижний мир, откуда светить не смог. Замерзают люди в среднем мире, страдают духи на его вершине – нет больше солнца, нет больше тепла и жизни. Делать нечего – бросают сыновья Ена (те самые человеколоси) жребий, кто пойдет за Шонди в обитель мрака и злых духов и вознесет его обратно к облакам. Пройдет день – огонь вновь укатиться в нижний мир, сыновья вновь кинут жребий и вновь один из них отправится в путь за Шонди. Такая вот солярная концепция была у коми-пермяков, чьей культуре и мифам посвящен российский проект The Mooseman.

Как я уже отмечал ранее в одном из еженедельных дайджестов, выход The Mooseman на приставках – это историческое достижение для отечественного провинциального (!) игростроения. Подобно человеколосю, The Mooseman выбрался из нижнего мира видеогейминга, называемого в народе Steam, и вознесся в мир верхний, консольный. И теперь с мифологией коми-пермяков может ознакомиться огромное количество игроков по всему миру. Не поймите меня неправильно, я совсем не являюсь PC-ненавистником, но давайте посмотрим правде в глаза: выпустить игру в Steam (где выходит, по сути, всё, что угодно, а потом теряется в терабайтах других независимых проектов) и выпустить ее на приставках – это несравнимые по сложности вещи. Дело не в портировании – дело в качестве. Такую проверку качеством The Mooseman прошёл (абсолютно заслуженно), добился консольного релиза и не остается ничего другого, кроме как поздравить студию Мортёшка с этим успехом. Эскимосы из Never Alone были. Тараумара из Mulaka – тоже. Теперь есть коми-пермяки, и это здорово.
При работе над The Mooseman студия, которая состоит всего из двух человек, тесно сотрудничала с пермскими фольклорными и краеведческими центрами, поэтому за достоверность переноса сказаний на видеоигровые рельсы переживать не приходится. И поэтому Человеколося нужно рассматривать, в первую очередь, как образовательный проект. Роль коллектиблс здесь играют оцифрованные артефакты, выполненные в пермском зверином стиле, саундтрек записан при участии народного хора, большие куски текста о персонажах, местах и событиях открываются в процессе прохождения, а уникальный визуальный стиль создает великолепную, таинственную, местами пугающую атмосферу – вряд ли парму (тайгу) можно было изобразить лучше.

Идеально подобран и сам миф, на котором строится сюжет The Mooseman – путешествие потомка Ена, так сказать, to hell and back, сквозь все три мира коми-пермяцких сказаний. Благодаря этому приему, разработчикам удается познакомить и столкнуть игрока с большим количеством мифологических персонажей, стражами этих миров, которые очень не любят, когда кто-либо пересекает их границы. Медведь Ош, щука Вакуль, леший Ворса и так далее. Они исполняют роль боссов, с тем лишь отличием, что сражаться наш герой не умеет. А вот перехитрить духов, защититься от их атак или попросту убежать – это пожалуйста.
По большому счёту, The Mooseman – это двухмерный симулятор ходьбы с некоторыми элементами квестов и головоломистых платформеров типа Limbo. Наш герой не умеет ничего, кроме как передвигаться и менять видение мира с реального на сюрреальный, где балом правят духи всех мастей. На смене реального и альтернативного видения построено большинство головоломок и испытаний. Как пересечь болото? Посмотри на мир иначе и увидишь, что сквозь трясину тянутся духи – по ним и пройдешь. Приём далеко не новый, но по-прежнему вполне рабочий. Чуть позже, когда человеколось добудет Шонди, персонаж сможет зажигать свет в своем посохе. Огонь пригодится для отражения атак духов, которые так и норовят спикировать герою прямо на рога, и также необходим для решения пазлов.

Кстати о головоломках. Их никак нельзя назвать трудными или многоступенчатыми, но они впечатляют и запоминаются. Дело тут сугубо в подходе – до решения зачастую доходишь на уровне интуиции, и объяснить это на словах довольно трудно – нужно пробовать самому. Другой блок пазлов не удивит креативностью опытного геймера, но поразит исполнением. Например, вращаешь части картинки, дабы получить нужную комбинацию, с помощью открывающихся клювов гигантских птиц, которые, к тому же, издают резкий, режущий звук. Зачёт.
Но легкость и интуитивность касается только тех головоломок, что встречаются по сюжету. А вот те, что необходимы для получения некоторых артефактов, практически невыполнимы без гайдов и часто привязаны к быстрому нажатию комбинации кнопок на контроллере в определенных местах игры. При этом другая половина коллектиблс лежит, что называется, на поверхности. Сбор всех артефактов равняется платиновому трофею, но я крайне не рекомендую впервые проходить The Mooseman по «мануалу» — по понятной причине.
Несмотря на то, что игра ну очень короткая (ее можно одолеть за полтора-два часа, никуда не торопясь) и не наскучила бы в любом случае, разработчики постарались как можно больше разнообразить игровой процесс интересными геймплейными вставками. Например, мы берем на себя роль самого Ена, который с луком в руках топает по снегу, отстреливает волков и выслеживает лося с Шонди на рогах – эта вставка подается в виде флэшбека. Или же летим на птице прямиком в верхний мир в попытке сбежать от бьющего молниями стража и уклоняемся от всевозможных препятствий – совсем как в некоторых уровнях из Battletoads.

Малую продолжительность The Mooseman можно посчитать относительным минусом, но вот вам недостатки игры – технические. Первый из них коснется только русскоязычных геймеров – в главном меню выбрать язык повествования нельзя (есть, кстати говоря, коми-пермяцкий, для тех, кто хочет максимально аутентичного прохождения), только из меню паузы. Я так по незнанке сначала всю игру на английском прошёл. Второй – иногда игра начинает жутко тормозить в этих самых меню, что откровенно мешает навигации по артефактам и текстам мифов. На экране также можно наблюдать курсор мыши – наследие PC-прошлого. Сенсорной панелью джойстика можно этот курсор перемещать, но подтверждать выбор нажатием на эту же панель нельзя – только кнопкой действия на джойстике. Получилось что-то вроде ни вашим, ни нашим. А главная техническая проблема вот в чём: нажатие кнопки действия в меню ВЛИЯЕТ на внутриигровое действие, к этой кнопке привязанное – в данном случае, к смене мира. Описываю ситуацию: посреди пропасти есть артефакт, подходишь к нему с помощью призрачной платформы, поднимаешь предмет, заходишь в меню почитать-посмотреть, выходишь из меню, мир переключается, призрачная платформа под героем исчезает, и он летит прямо в пропасть. И начинаешь эпизод заново. Проблема очевидна и с ней сталкиваешься регулярно, и очень странно, что при тестировании игры (как минимум, на Playstation 4) никто не обратил на данную недоработку внимание.


80 The Mooseman – это очень ценный образовательный проект. Пройдя игру, вы не заимеете степень магистра культурологии народов севера, но получите достаточно полное представление о мифологических воззрениях коми-пермяков. Геймеру наверняка придутся по вкусу замечательный визуальный стиль новинки, душевный саундтрек и креативные, хотя и не очень сложные, головоломки. И пусть вас не пугает малая продолжительность проекта – вы получите от The Mooseman гораздо больше впечатлений, чем от среднестатистического похода в кино за эти же деньги. Единственный минус проекта – технические шероховатости, приобретенные при портировании игры с PC

Источник

Последние новости