Homo Sapiens — вид капризный и придирчивый. Казалось бы, до чего только не дошёл прогресс, на что только не способна игровая индустрия: и тонны графония, и VR, и огромные открытые миры. А мы не хотим захватывающих новинок и красивых картинок. Нам подавай что-нибудь старенькое, затёртое до дыр и с пикселями, которые так и норовят выколоть глаза — но зато своё, родное, и любимое. Но можно ли вернуться на десять-двадцать лет назад и перепройти Fallout, StarCraft и Doom? Можно, и без особых трудностей: понадобятся только ноутбук, интернет, прямые руки и любовь к олдскулу.
Золотая эра
Ох уж эта человеческая натура… Нам только дай повод пустить скупую слезу по старым-добрым временам, когда солнце было выше, трава ярче, а небо зеленее. Вот смотрите: самый дорогой автомобиль на планете — старушка Ferrari 250 GTO, не супер-старая, не штучной работы, но она ровно из той эпохи, когда тачки делали «с душой», в меру редкая и безумно крутая.
У вас может быть денег хоть на 10 современных суперкаров, но 250 GTO останется 250 GTO, а обладать ею — бесценно. То же самое и с играми на PC. Новый Battlefield 1 способен сколь угодно поражать крутым графонием, а VR — необычностью происходящего, но у каждого из нас будет своя «золотая эра», с любимыми игрушками. Какой бы мощной не была начинка ноутбука, каким бы слоем спецэффектов не снабдили разработчики сэндвич из геймплея и сюжета, иногда хочется запустить любимое и неповторимое старьё, да вспомнить молодость. Этим и займёмся.
Дела давно минувших дней
В чём прелесть PC как платформы? Ну, кроме очевидных вариантов «мышь и клавиатура» и «60 FPS» у нас есть ещё один козырь: ретро. На консолях с этим не всё гладко — аппаратная совместимость с играми от прошлого поколения в ранних сериях может спасти какое-то время (так было с PS1 → PS2 и PS2 → PS3), но более поздние издания могут и потерять такую фичу. А переиздания не всегда выходят, да и заплатить придётся ещё раз. На PC такого нет: даже на новой OС зачастую достаточно прямых рук, магии гугла, да пары крепких выражений.
Нынешнее поколение (2017-2007)
Из недавних игр сложно назвать хоть одну, которая не запустится на современном железе с актуальными патчами от разработчиков.
GTA IV? Ну, графика на сегодняшний день выглядит так себе, да и с Games For Windows Live придётся повозиться — Microsoft закрыла старый мультиплеерный сервис и онлайн-регистрацию, и потребуется найти пункт в меню, где создаётся офлайн-профиль. Впрочем, это единственный косяк — так-то GTA IV безо всяких костылей запустится и позволит вновь попасть в шкуру иммигранта из восточной Европы, поехавшего по зову непутёвого братца покорять Америку. Niko, my cousin!
Первая Dark Souls не так давно пережила «второе рождение». Разработчики внедрили патч, отвязывающий её от GFWL и передали управление мультиплеерными сессиями на сторону Steam. Лёгкий фикс на поддержку высокого разрешения и 60 FPS, геймпад, и вот вы снова перед вратами великого Анор Лондо. Маршрут помните?
Всякие Need For Speed, Battlefield, Call of Duty и прочие Counter-Strike из недалёкого прошлого либо запускаются «как есть», либо требуют минимальных вмешательств. Где-то патч для мультиплеера или прививка от обращения к уже умершим технологиям, где-то — просто режим совместимости Windows решает проблемы современных операционок.
Прошлое десятилетие (2007-1997)
Пожалуй, одно из самых насыщенных в плане развития 3D-графики десятилетий — это примерно с 1997 до 2007 года. От первопроходцев, полноценно использующих трёхмерный мир, эстафета перешла к настоящим легендам, которые во многом определили каноны жанра и развитие индустрии. Конец 90-х и начало нулевых поливали шедеврами словно из рога изобилия. StarCraft, ставший основой киберспорта.
Half-Life, про которую можно ничего более и не рассказывать. И, конечно, её наследие в лице Counter-Strike.
К вашим услугам GTA III, первая 3D-игра в серии, подарившая нам бандитский беспредел со свободным миром, Max Payne с его крышесносным сюжетом (с запуском придётся помучиться), Painkiller с зубодробительным «мясным» геймплеем, разрушаемым окружением, потрясающими боссами и активным применением физических расчётов.
Need for Speed Underground сегодня выглядит чуть ли не хуже, чем какие-нибудь мобильные гонки на Android’е, но вот тёплых чувств дарит куда больше. К слову, NFS:U2 и MostWanted, особенно локализованные, работают значительно хуже (вылеты, бесконечная загрузка, повреждение сейвов и куча костылей), а вот Carbon — как часы.
На «семёрке» и Windows 8/8.1 проблемы с запуском первого StarCraft точно были: то цвета уезжали, то курсор позиционировался неправильно, то не пускало в онлайн. Виноватыми назначали кого угодно — от создателей SC до несчастных программистов Microsoft. Шаманские ритуалы для запуска любимой стратегии были, а вот помогали они далеко не всем. К счастью, в Windows 10 исправили очень многое: отчасти это заслуга Microsoft, кое-что наколдовали и производители железа с драйверами. В результате игра, сделавшая корейский скилл настоящим интернет-мемом, запускается без проблем. Если вам послышится звук работающего CD-ROM’а видеовставках — не удивляйтесь, вы не одиноки в слуховых галлюцинациях. Особенности темпоральных перемещений плохо влияют на разум. К слову, летом 2017 Blizzard обещала HD-ремейк (движок будет всё тот же, псевдо-трёхмерный, а не от второго «старика»), с поддержкой разрешений до 4k и работой на современных операционках без каких-либо костылей.
Львиная доля хитов того времени запускается в Windows 10 без проблем: выставляете режим совместимости с Windows 7/XP и вперёд. Кодили тогда прямыми руками и поддерживали ими же. В ряде случаев приходится устанавливать модифицированные шрифты, так как в наше время Unicode применяется всё чаще, а с локальными кодировками случается «Опаньки», особенно если игра была локализована с использованием вполне определённых приспособлений.
Warcraft 3 создавался уже на более современных технологиях и просто работает: спасибо Blizzard, не забывают классику. Да, графика не фонтан, но мы-то здесь ради воспоминаний и геймплея.
Кроме того, существуют патчи, реализующие поддержку широкоэкранного режима — незачем стеснять себя рамками «квадратного» разрешения, даёшь нормальный угол обзора! Впрочем, даже в 2001 году некоторые разработчики уже писали код нормально, и никакие костыли не нужны: посмотрите на Morrowind. Нужное разрешение задаётся параметрами к ярлыку, а на Windows 10 всё работает без каких-либо изменений.
Ну а кое-какую классику никакими патчами не улучшишь: чтобы всё достойно работало даже на сравнительно слабом железе, приходилось писать настолько зависимый от конкретных параметров движок, что на некоторых графических константах завязано просто феноменальное количество фич.
Впрочем, подобные игрища мы любим за геймплей и ностальгию по бессонным ночам и зарубам в компьютерных клубах. Только вспомните, с каким упорством мы находили то, что нынешнее поколение беззастенчиво гуглит и читает на википедиях. Слабаки!
Серия Red Alert всегда была полна похабного юморка, странной техники, временных парадоксов и забористых мультиплеерных баталий. Третья часть может нравиться, может не нравиться, но является полноценной наследницей жанра и запускается без проблем. Единственное, что вам потребуется — эмулятор локальной сети для кооператива с друзьями, да фикс русской озвучки для войск альянса. Battlecruiser opera… тьфу, то есть Kirov Reporting!
Беда-беда, огорченье
Больше всего проблем доставляют не самые популярные игрушки начала-середины нулевых. То ли культура кодинга упала, то ли просто настали «чёрные времена», и разработчики выжимали все соки из DX8, стремясь захватить сегмент «старых» на тот момент видеокарт. То, что шло уже на DX9, иногда было написано также коряво: тормоза преследовали продукты на релизе, с патчами и после завершения поддержки — и проблема была не в технике, а в криворуких авторах. Использование недокументированных возможностей Windows XP и различных графических библиотек, жёсткая привязка к различным технологиям, применявшимся в видеокартах тех времён, legacy-костыли и различные велосипеды мешают запуску на современных машинах.
Сюда же можно отнести и эпоху увлечения DRM-системами типа StarForce, которые привязывались к физическому носителю, портили людям жизнь, нервы, а иногда и железо. «Вылечить от жадности» в цифровую эпоху удалось не всё — где разработчик разорился или бессовестно забил на интересы аудитории, а где сумасшедшую «невзламываемую» защиту так и не вскрыли.
За примером далеко ходить не придётся: «Демиурги 2» в русскоязычной версии так и не получили патч, убирающий злосчастный StarForce, а англоязычное издание (Etherlords 2), лишенное этого безобразия, точно также, как и русская версия, не умеет в многоядерность и высокие разрешения. Только 800х600 или 1024х768, которые расползаются на широкоэкранном мониторе. Оконный же режим оставляет вас с маленькой форточкой, в которой приходится ломать глаза. Так что либо искать старый монитор, да ещё и с цифровым входом, либо страдать как есть.
Тёмные времена
Запуск винтажа времён 98-й «Винды» и ранее сопряжён с целым рядом трудностей. Совсем махровое «ретро» легко скормить DosBOX’у: специальной среде исполнения, которая обеспечивает соответствующий слой совместимости. Список работающих в таком виде игр впечатляет. Многое с PS1 (и кое-что с PS2) без проблем запускается через соответствующие эмуляторы. Потихоньку развивается Xenia GIT — тоже эмулятор, но для Xbox 360. Два года назад он умел «конвертировать» в PC-совместимые только самое простенькое, а сегодня вполне успешно переваривает и некоторые трёхмерки. Знаменитый консольный эксклюзив Red Dead Redemption уже запускается — правда, на очень низких FPS, но и эту проблему разработчики обещают решить в скором времени. Ну а современному железу будет хватать «лошадей» на любые потребности эмуляторов.
Запас мощности
С запуском хитов прошлых лет всё более-менее понятно: где патч, где просто режим совместимости, и вот вы чувствуете себя на 10-15 лет моложе, пусть и на пару коротких часов. Но у нас под капотом одна из лучших видеокарт современности, 64 гига «оперативки» и мощный четырёхъядерник, грех не использовать такое богатство на полную катушку. Для большого числа старых игрушек фанатское сообщество давно выпустило патчи с текстурами высокой чёткости, обновлёнными моделями, а в ряде случаев и с новыми шейдерами — если разработчики грамотно написали движок, то и «апгрейд» он переносит сравнительно неплохо. К вашим услугам увеличенная дальность прорисовки, современная вода с отражениями, симпатичные погодные условия, новые локации, предметы, да куча всего. Главное — не переусердствовать и найти ту тонкую грань, где моды улучшают пользовательский опыт и не разрушают то, за чем вы пришли: дух «старой школы».
Краткое пособие путешественника во времени
Чтобы отправиться в миры популярные, много усилий прилагать не потребуется. Последняя версия, запуск от имени администратора, режим совместимости с Windows 7 или Windows XP, изредка — комьюнити-патч, и вы на коне. Проверить любимый хит прошлого на совместимость с широкими экранами и высокими разрешениями (а также на наличие соответствующего патча) можно через базу WSGF.
Проблемы с вылетами или внезапными ускорениями / замедлениями зачастую происходят из-за того, что игра не умеет общаться с многоядерными процессорами. Можно создать специальный ярлык, запускающий её через командную строку с привязкой к одному ядру, а можно назначить это самое ядро через диспетчер задач (оба варианта описаны здесь).
Игры, в которых сохранение привязано к Games for Windows Live, к сожалению, лишены поддержки мультиплеера компанией Microsoft: старый сервис просто-напросто убили, и если разработчики не написали соответствующий патч, то всё, что вам остаётся — оффлайн или локальная сеть. В первом случае вам понадобится создать локальную учётную запись GFWL, она работает без проблем. Просто следуйте инструкциям. С «локалкой» поможет старый-добрый Hamachi.
Источник
ТОП НОВОСТЕЙ ИГРОВОЙ ИНДУСТРИИ
Читайте также
Последние новости