Следующая новость
Предыдущая новость

Очень тихий шторм: Обзор Phantom Doctrine

14.08.2018 22:26
Очень тихий шторм: Обзор Phantom Doctrine

Наверное, можно смело сказать, что деятельность спецслужб неотрывно следует за международными отношениями почти с тех самых пор, как в мире состоялись самые первые контакты между двумя племенами, затем двумя народами, а в последствии и странами. И немалое число людей увидит в работе разведчика что-то романтичное и притягательное, но профессия эта очень опасна, а стоящая над ней система безжалостна — как к чужим, так и к своим, и люди для неё всего лишь механизмы и шестерёнки, которыми можно пожертвовать ради достижения высших далеко идущих целей. Совсем другое дело, когда к миру подковёрных шпионских интриг можно абсолютно безопасно прикоснуться, находясь в безопасности своего дома. И предлагает нам это сделать пошаговая стратегическая игра от польских разработчиков CreativeForge Games, получившая название Phantom Doctrine.

Действие Phantom Doctrine происходит в начале 80-х годов 20 века на фоне последнего активного витка «Холодной войны» — периода глобального противостояния между СССР, США и их союзниками, а игрокам предоставляется возможность побывать в самой гуще некоторых самых знаковых событий той эпохи, показанных как через призму имеющих реальное подтверждение конспирологических теорий, так и полностью выдуманных сценаристами проекта событий. Причём в самом начале прохождения предлагается сделать выбор — будет ли ваш персонаж агентом ЦРУ или сотрудником КГБ, и для каждой из сторон предусмотрена самостоятельная сюжетная кампания, позволяющая по своему взглянуть на весь сюжет. В игровом меню можно также заметить пока ещё недоступную третью сторону глобального противостояния, которую можно будет разблокировать позднее.


Phantom Doctrine часто сравнивают с серий тактических пошаговых игр XCOM, но насколько справедливо такое сравнение? Геймплейно проект от польской команды CreativeForge Games состоит из системы глобального управления международной агентурной сетью, менеджмента головной базы вашей шпионской организации, а также непосредственно тактических операций по всему миру, предстающих в виде пошаговых миссий, которые можно пройти как скрытно, так и вступая в жаркие перестрелки с противником. Остановимся на каждом элементе по отдельности.
«Пылающая» «Холодная война»
Число выходящих в последние годы представителей жанра пошаговых тактик или TBT (Turn-based tactics) нельзя назвать очень многочисленным, поэтому, неудивительно, что фанаты таких игр с интересом следят за выходом каждого подобного проекта.
После создания своего виртуального альтер эго, предполагающего не только выбор лояльности КГБ или ЦРУ, но и выбор пола и внешности в простеньком редакторе, игрок становится свидетелем завязки основного сюжета, на фоне которой демонстрируются пока ещё не известные персонажи, внезапно звучит множество позывных агентов, названий проектов и организаций. Готов поспорить, что сделано это нарочно, чтобы продемонстрировать игроку запутанность мира международных интриг и противостояния спецслужб, а также то, что вы — всего лишь песчинка в этом мире. И в этом вы убедитесь ещё не раз!
Немного забегая вперёд, скажу, что уже достаточно скоро ваш герой и его подчинённые смогут выйти на совершенно новый уровень работы, оказавшись вне юрисдикции вышестоящих разведывательных структур той или иной страны. Вот тогда-то и начнётся игра по-крупному, ставки в которой окажутся очень и очень высоки. Кто же является врагом? Соперничающие с вашей страной государства? Их разведывательные структуры? Не те и не другие. Главным врагом окажется некая тайная сила, дёргающая за нужные ниточки из-за кулис мировой политики и оплетающая своими щупальцами все международные структуры и институты власти. Некоторое время её будут называть просто «Заговор», а впоследствии раскроется её истинное имя. Самое забавное. что никакой тайны из этого названия не делается, и разглядеть его можно буквально в самом начале игры.


После такого введения начинается первое сюжетное задание и игрок может наконец-то перевести дух, оказавшись в более-менее комфортной и привычной для любителя пошаговых тактик среде. Каждая миссия начинается с этапа «Проникновения», или скрытного внедрения в зону проведения операции. Ваш персонаж и другие находящиеся под вашим контролем агенты, также как и враги и оказавшиеся неподалёку гражданские лица, по очереди перемещаются по игровой карте, передавая ход друг другу. Учитывая ориентированность мира игры на деятельность спецслужб, цели миссий весьма ожидаемы: похищение секретных досье и чертежей, захват и устранение важных персонажей, саботаж вражеских объектов и так далее. И чем больше вы будете играть, тем больше у вас будет появляться возможностей сделать это максимально тихо и не поднимая тревогу. Изучение маршрутов движения охранников, использование отмычек, переодетых агентов, отключение систем видеонаблюдения, разведка местности перед операцией, дистанционное наблюдение, рукопашный бой и использование глушителей — всё это позволяет пройти почти каждую миссию, ни разу не вступив в бой с противником.

Подготовка к проникновению на территорию посольства США
Но вот вы где-то что-то упустили: то ли ваших агентов заметил чересчур бдительный охранник, то ли обычный прохожий обнаружил неспрятанное вовремя тело часового и поднимается тревога. Готовьтесь почувствовать, что такое — оказаться раскрытым агентом на вражеской территории! Горячие фазы сражений представляют собой классический взгляд на пошаговую тактику с элементами RPG. И ваши и вражеские персонажи обладают такими основными параметрами, как число единиц здоровья, очков действия и движения. А при более внимательном рассмотрении ролевая система проекта в первое время способна смутить ещё большим большим количеством параметров: кровообращение, органы чувств, дыхание и моторика. Кроме того, каждый персонаж может использовать доступные ему умения и технические средства, вроде аптечек, инъекций стимулятора, на время повышающего дальность хода, или портативного лазера, блики от которого нарушают способность врага вести прицельную стрельбу. Наконец, отправляя оперативников в логово врага, каждого необходимо вооружить, в соответствии с его навыками владения огнестрельным оружием, и по возможности выдать ему защитное снаряжение, представленное бронежилетами и более тяжёлыми комплектами брони разных видов. Также в ходе выполнения заданий можно получить помощь от заранее размещённой по периметру локации группы поддержки, в арсенал которой со временем войдёт поддержка снайперским огнём, использование дымовых шашек, работа наводчика со специальной оптической аппаратурой и даже эвакуация группы на вертолёте. Самыми же зрелищными и одновременно эффективными способами достижения превосходства в бою являются такие особые действия, как «Дозор» и «Прорыв».
«Дозор» позволяет персонажам игрока поместить под прицел выбранного оружия определённую зону ответственности. Если же в течение своего хода силы противника попытаются пересечь контролируемое оперативниками игрока пространство, время эффектно замедлится и враг окажется под весьма прицельным огнём. Кстати, данное действие доступно и вашим оппонентам.

«Прорыв», наоборот, представляет собой штурм вашими бойцами занятого противником помещения, с активным подавлением и уничтожением живой силы противника. Для проведения «Прорыва» понадобится двое и более агентов, находящихся поблизости от выбранной комнаты или объекта. Интересно, что данное действие подавляет установленный «Дозор», а при использовании в тандеме с дистанционной разведкой позволяет подавить даже хорошо окопавшиеся и превосходящие по огневой мощи силы врага.

Но и оппоненты в свою очередь имеют доступ к нескольким действенным, недоступным вашим агентам средствам. Во-первых, с того самого момента, как будет поднята тревога, вверху экрана появится таймер, отсчитывающий ходы до прибытия подкрепления. Как только появится вооружённая поддержка таймер будет запущен снова, и по истечении отведённого времени...к охоте за вашей группой присоединятся дополнительные силы! А, может быть, на этот раз к веселью подключится и зависший над районом вертолёт...или внезапно появившийся реактивный истребитель!
Боевая система Phantom Doctrine предлагает большое разнообразие доступных игроку действий, а прохождение каждой миссии можно сравнить со своеобразной шахматной партией. Каждое задание можно пройти в зависимости от своих предпочтений и доступных в конкретный момент персонажей и технических средств, а каждая карта обычно имеет по несколько путей подхода к цели. Хочу также сразу ответить на возможные вопросы фанатов серии XCOM по поводу расчёта шанса на попадание по цели. У каждого персонажа имеется показатель внимания, который расходуется на проведение некоторых действий, а также на уклонение от вражеских выстрелов, как полное, так и частичное, позволяющее немного снизить полученный урон. Как только данная величина достигает нулевой отметки — избежать попадания персонаж уже не сможет. Наконец, выстрел, сделанный в Phantom Doctrine в упор, всегда достигает цели.

И хотя проекту не достались от своих предшественников такие причуды, как возможность промазать в упор, найдётся в Phantom Doctrine и своя экзотика, вроде ведения противником стрельбы сквозь всю игровую карту — была бы при этом только свободна линия обзора! И это не выглядело бы так абсурдно, если бы вражеские агенты не получали возможность вести прицельный огонь по вашим разведчикам, например, находясь по диаметрально противоположную сторону достаточно большого здания, простреливая по прямой линии все находящиеся внутри стеклянные перегородки и окна. Некоторым упущение выглядит также и отсутствие хотя бы лёгкой разрушаемости окружающего пространства. А то получается, что даже крупнокалиберные пулемёты и запускаемые вертолётами неуправляемые авиационные ракеты не способны отставить хоть какие-либо следы своего применения.
Рутина, расследования и бумажная работа

Успешно завершается первая миссия, и мы попадаем в глобальное игровое меню, откуда предлагается управлять своей собственной, тщательно создаваемой агентурной сетью. Продвижение по сюжету осуществляется бгадаря появлению на карте мира точек с сюжетными миссиями. Некоторые задания будет представлять собой всё то же проникновение на вражеские объекты и выполнение поставленных целей. Другие же будут ограничиваться происходящими без нашего участия событиями, ход которым необходимо дать, прибыв в определённую место на карте мира. Но проект не мог бы претендовать на симулятор работы шпионской сети, если бы нам не приходилось заниматься перехватом фотоснимков, секретных документов и файлов, а чаще их фрагментов, поиском в них ключевых фраз и последующей дешифровкой кажущихся на первый взгляд абсолютной бессмыслицей текстов. Так все поступающие в ваш аналитический отдел отрывки вражеских донесений и другие полученные материалы размещаются на особой доске «Расследований». В каждом документе содержатся ключевые слова (позывные агентов, названия секретных проектов, явок и конспиративных квартир), которые необходимо сверять с другими файлами на предмет соответствий, соединяя их булавками с нитками. Чем-то подобным занимаются детективы, пытающиеся поймать маньяка и обозначающие цветными нитками ареал его преступлений. И если вас всегда завораживала такая деятельность — добро пожаловать в Phantom Doctrine!


Сердце и мозг всей вашей деятельности представляет собой секретное убежище, находящееся в одном из крупных городов мира. В каком? Это игрок волен решать сам, так как штаб-квартира разведывательной организации достаточно мобильна — были бы только средства на её передислокацию. Враг же изо всех сил будет искать вашу базу, а о эффективности его поисков будет свидетельствовать шкала «угрозы», находящаяся в правом верхнем углу экрана. Как только её величина станет критической, можно быть уверенным, что вас обнаружили и вскоре на ваше убежище будет произведено нападение, результатом которого обязательно станут потери денежных средств и личного состава.

Шпионский магнат
Штаб-квартира вашей сети в Phantom Doctrine обладает просто колоссальным арсеналом возможностей. Вот полный список доступных с самого начала или открываемых в ходе прохождения комнат и различных функциональных пристроек: жилые помещения, пункт связи, цех изготовления подделок, лазарет, мастерская, аналитический центр, центр физической подготовки и даже особая лаборатория MK Ultra. Именно на базе ваши агенты смогут залечивать свои раны после возвращения с не вполне удачных для них заданий. Здесь вы сможете занять некоторых ваших оперативников в мастерских по изготовлению фальшивых банкнот, являющихся единственным стабильным средством получения дохода в мире игры. Иные ваши агенты смогут заняться прослушкой сигналов, позволяющих перехватить очередные фрагменты секретных документов, контакты торговцев новыми видами оружия или полезные технологии, позволяющие расширить арсенал технических средств или улучшений для ваших вооружений.
Лаборатория «MK Ultra» заслуживает отдельного внимания, так как она совмещает в себе тюрьму для пленённых вражеских оперативников, помещения для допросов и лаборатории по «промыванию» мозгов и перевербовке агентов. В случае с функционалом этого помещением разработчики из CreativeForge Games постарались реализовать максимальное количество фактов и самых смелых домыслов о деятельности реальных спецслужб. Стирание памяти, вживление «маячков», использование различных технологий контроля над сознанием, с тем, чтобы в будущем использовать обработанного шпиона как «спящего» в сердце вражеской организации агента, а быть может просто зашить в такого «крота» взрывчатку и одним махом уничтожить одну из баз противника. Не могу сказать, что абсолютно каждое из доступных действий вам захочется использовать больше одного раза, но предположу, что при игре на самом высоком уровне сложности подобные трюкам можно будет найти и более широкое применение, для изменения баланса сил в нашу пользу.


После описания потрясающих воображение возможностей по обработке вражеских шпионов следует вспомнить обещания разработчиков создать в Phantom Doctrine неповторимую атмосферу паранойи и недоверия, свойственную работе спецслужб, когда любой оперативник может оказаться двойным агентом, способным в любой момент нанести болезненный удар в спину. Действительно, в определённый момент о каждом персонаже могут «всплыть» какие-либо подробности его биографии, или же он может просто стать центром небольшого события. Например, однажды оказалось, что один мой оперативник когда-то работал на западные спецслужбы во время событий Исламской революции в Иране в 1979 году. Мне предлагалось установить за агентом слежку, поговорить с ним с глазу на глаз или же уволить его из организации. Каждый из этих вариантов мог привести к дополнительному развитию событий и новым вариантам действий, а в конечном итоге как к удачному, так и к негативному финалу данной истории. Агент мог оказаться реальным «кротом» ЦРУ или того хуже — «Заговора» и предпринять попытку к бегству, а мог оказаться кардинально изменившим свои идеалы человеком, который за оказанное вами доверие станет ещё более предан делу вашей сети и даже получит особую отметку «лояльный» в своём профиле персонажа (даёт небольшой бонус в некоторых игровых ситуациях). Для других персонажей может и вовсе начаться что-то вроде побочного задания, когда ваш агент будет жаловаться на частые головные боли или же попросит помочь вызволить старых боевых товарищей, обнаруженных в забытом лагере для военнопленных. И как на это реагировать — решать вам.
Но что же с возможностью врага перевербовывать ваших агентов, которые могут вернуться с очередного задания уже не настолько преданными идеалам вашей организации? Признаюсь, мне, кроме некоторых заранее запланированных поворотами сюжета предательств, свидетелем подобных сюрпризов стать не довелось. Может быть, потому что все направляемые мной на задания агенты в той или иной момент получили отметку о лояльности и, поэтому, не могли быть подвергнуты обработке. Считать ли примером подобного предательства эпизод с сообщением о подозрительной деятельности моего агента? Не могу сказать, так как мне заранее удалось пресечь его действия и дальнейшего продолжения они не получили. А может быть всё гораздо проще, и данные возможности так и остались не до конца реализованными планами и обещаниями разработчиков.

Зато в перерывах между прохождением сюжетных миссий и попыток ещё на один шаг приблизиться к раскрытию тайн «Заговора» игроку предстоит заниматься и определённой рутинной деятельностью, которая, говоря откровенно, является одним из самых раздражающих геймплейным элементов Phantom Doctrine. Посудите сами: периодически, а вернее — с раздражающей регулярностью, на карте мира буду появляться точки «подозрительной активности». Сообщения об их возникновении ни в коем случае нельзя оставлять без ответа. Почему? Да потому что данная информация может оказаться как ложной тревогой, так и свидетельством того, что «Заговор» проводит в том или ином районе свою операцию.


Деятельность врага заключается как в поисках вашей базы, так и в устранении ваших информаторов, которые время от времени снабжают игрока новыми фрагментами секретных данных, информацией о технологиях и доступных для найма агентах. Чтобы сорвать вражескую деятельность, необходимо направить в место её проведения своих агентов. А чтобы агенты успели туда добраться, следует иметь оперативников по всему миру. Да и что уж говорить, по началу будет совсем непросто. Будет сказываться ограниченность средств и, что самое главное, нехватка агентов. Не успели вовремя сорвать планы соперников? Получите штрафные баллы к показателю «угрозы» и приближающееся раскрытие местоположения вашего штаба.
Со временем вы также сможете обнаруживать крупные убежища врага, являющиеся центрами всех его операций в регионе. Кроме того, соседство вашей собственной штаб-квартиры с таким вражьим логовом очень негативно сказывается на уровне вашего дохода, а также ещё больше ускоряет рост уровня «угрозы». Хотите ликвидировать вражеский комплекс? Собирайте боевую группу и отправляйтесь в путь — вам предстоит сделать всё то же самое, что и в ходе сюжетной миссии, вплоть до возможной предварительной разведки и необходимости последующей эвакуации. А теперь представьте, сколько времени может занять вдумчивая ликвидация всех часовых, отключение систем видеонаблюдения и последующая эвакуация сквозь прибывающие подкрепления противника. Но вот вы уничтожили вражеский штаб, перевели дух, занялись дешифровкой записей секретных передач, запустили таймер...и через какое-то количество ходов получаете сообщение о том, что обнаружена новая база «Заговора». И так всю игру...И вроде бы и думаешь, что надоело раз за разом снова носиться по карте и «давить» вражеские ячейки, но так хочется расшифровать ещё одно секретное досье, так хочется пройти ещё одну сюжетную миссию...и прощаешь игре всё!


Оперативники заняли позиции в режиме «Дозор» и ожидают эвакуации
Помимо способного увлечь на десятки часов одиночного прохождения и открываемого впоследствии расширенного режима, являющегося своеобразным вариантом «New Game Plus», Phantom Doctrine предлагает отдельный многопользовательский режим игры по сети. Пока я занимался подготовкой обзора, я периодически заходил в игровое лобби, но желающих поиграть там так ни разу и не встретил. Доступные настройки и информация от разработчиков свидетельствуют о том, что данный режим позволяет двум игрокам выбирать карту и набирать себе группу бойцов, количество которых ограничено заранее определённым количеством очков. Интересно пофантазировать, каким бы вышел многопользовательский режим если бы он предусматривал не ограниченное границами одной локации противостояние двух игроков на тактическом уровне, а глобальную «шахматную партию» двух разведывательных организаций, имеющих на своём вооружении примерно те же средства и возможности, что и один игрок в ходе одиночной кампании.

Отдельного упоминания заслуживает визуальная составляющая и вся стилистика проекта в целом. Phantom Doctrine можно назвать очень стильным «трибьютом» 80-м годам 20-го века — немного идеализированным и по-киношному пафосным, но в то же время пропитанным духом шпионских историй и даже с небольшой примесью нуара. Первое, что ты делаешь, оказавшись в новой игровой локации — тщательно рассматриваешь каждый её уголок. И делаешь это не только для того, чтобы приметить расположение видеокамер и возможные пути подхода к цели, а в первую очередь для того, чтобы полюбоваться вывесками магазинов и припаркованными автомобилями тех времён, или же расположившейся на военной базе грозной бронетехникой и стоящими в ангарах истребителями. Не обошлось здесь, конечно же, и без исторических и культурных ляпов, особенно последних. Как вам явно темнокожие гражданские лица в форме гостиничных служащих, вышедшие покурить на улицу...Владивостока? Или что сказать на то, что некий трёхэтажный жилой дом будет выглядеть абсолютно одинаково и в Москве, и...в Кабуле (Афганистан). Хорошо хоть на улицах афганской столицы будут прохаживаться весьма характерно выглядящие афганские военные и, возможно...всё те же темнокожие прохожие. А ещё во время, наверное, почти всех несюжетных миссий в игре идёт дождь. Но что поделать — уж это-то как раз весьма «нуарно», не правда ли? К счастью, на данные огрехи абсолютно прекращаешь обращать внимание, когда проходишь сюжетные задания, места действия которых обычно уникальны и исключительно интересны для их всестороннего изучения.


Вот это я понимаю советские бакалеи и универмаги!
Музыкальное сопровождение ненавязчиво и просто-напросто будет развлекать игрока напоминающими о шпионских интригах мелодиями. Тема скрытного проникновения на вражескую территорию в любой момент будет готова смениться тревожными нотками, свидетельствующими о том, что вас обнаружили — ничего особенного, но в то же время каждая мелодия написана со вкусом и всегда будет к месту.
А перед тем как сказать несколько слов об озвучке и звуковых эффектах, обязательно стоит упомянуть наличие в игре достаточно хорошего перевода на русский язык. Количество криво выглядящих фраз и опечаток весьма незначительно и совершенно не мешает пониманию перипетий сюжета и описаний самых сложных игровых механик. Дополнительным плюсом является то, что главные русские персонажи в сюжетной линии за агента КГБ действительно говорят голосами русских актёров, причём делают это внятно и связно. И всего один персонаж, являющийся представителем одного из северных народов СССР, говорит с по-смешному бредовым акцентом, передающим привет из американских боевиков 90-х. И самое интересное, что в игре по сути нет «клюквы». Более того, даже являющийся одним из важных действующих лиц всего повествования глава СССР (председатель Президиума Верховного Совета СССР) Ю.В. Андропов представлен как положительный, патриотично настроенный персонаж. Ну а комментарий главного героя на тему того, как ему удалось заполучить данные во владивостокском отделении милиции, купив одному из милиционеров торт «Птичье молоко», в моих глазах претендует на звание весьма жизненной шутки. Возвращаясь же именно к звуковым эффектам и озвучке, хочется сказать, что и здесь разработчики не подкачали. Голоса персонажей подобраны хорошо, а выстрелы и взрывы звучат именно так, какими и ожидал их услышать.
80
Демонстрируя ряд весьма раздражающих геймплейных решений, Phantom Doctrine способна надолго затянуть в себя игрока богатыми возможностями по созданию и управлению своей собственной шпионской сетью времён последнего «горячего» этапа «Холодной войны» 80-х годов 20 века, а также интересно реализованным процессом дешифровки секретных документов и донесений, по сути дела, представляющим собой отдельную мини-игру. Добавьте к этому увлекательные операции по проникновению на вражеские объекты, предоставляющие вам выбор: ликвидировать всё живое или тихо и методично выполнить свои цели без единого выстрела, и вы получите достаточно точную картину того, чем является Phantom Doctrine. Благодаря высокой реиграбельности и большому количеству контента, игре можно простить многое и смело рекомендовать её всем любителям пошаговых тактических игр. Да и не часто в последнее время выходят представители данного жанра, особенно, такого масштаба.
Обзор написан по цифровой версии игры для PlayStation 4, предоставленной редакции издателем. Все снимки экрана, использующиеся в материале, сделаны непосредственно автором статьи на указанной платформе.

Источник

Последние новости