Следующая новость
Предыдущая новость

Обзор Valkyria Chronicles 4

25.09.2018 4:18
Обзор Valkyria Chronicles 4

Для разработчиков серии Valkyria Chronicles четвёртая часть стала особенной. Это не только долгожданное для игроков возвращение к корням, но и юбилейный проект, своеобразный подарок компании SEGA поклонникам франшизы на её 10-летие. И пятый полноценный проект, если считать ответвление Azure Revolution и не считать Valkyria Chronicles Duel для браузеров и мобильных устройств. Так какой же получилась новая игра? Об этом рассказываю в обзоре, старательно делая вид, что вторая часть лишь пробегала мимо, а третьей вовсе не существовало.
На самом деле вторая набегала более 250 часов на моей PlayStation Portable, и примерно столько же отняла третья, сперва на японском, а потом и с фанатским переводом. Однако новая игра с ними совершенно не связана, а построена на фундаменте оригинальной Valkyria Chronicles. Поэтому и такое отношение.

Батальонная разведка, мы без дел скучаем редко…
(с) группа «Каскад»
Оригинальная Valkyria Chronicles рассказывала нам об отряде ополчения государства Галлия, защищающем свою родину от вторгшихся на её территорию войск Империи. Кованый сапог восточных оккупантов пошёл на запад, чтобы заграбастать все запасы рагнита — ценной кристаллической породы, местного источника энергии — ведь на её территории его залежи истощились. Впрочем, на самом деле у верхушки Империи, амбициозного принца Максимиллиана, была другая цель — найти сокровища валькирийцев, древней расы, почитаемой во всей Европе.

Вместе с Седьмым отрядом Велкина Гюнтера мы прошли два десятка глав и разбили наступательные силы Макса, одержав ошеломительную победу. И довольно непростую, стоит заметить! Valkyria Chronicles 4 не перечёркивает этих достижений, а рассказывает нам о параллельных событиях, которые развивались на другом фронте. Наши главные герои — бойцы диверсионно-разведывательного отряда «Е», отправленные командованием на сложнейшее задание: прорвать оборону Империи и взять штурмом столицу агрессора. Казавшаяся непростой, но вполне реальной операция на деле оказалась настоящей суицидальной миссией, когда на поле боя появились «козырные карты» Империи — мощный танковый батальон с одержимым лидером и члены экспериментального отряда Х-О. Иные из них не уступают самой Сельварии Блес!

Но и наши бойцы не лыком шиты. Несмотря на все трудности, способность капитана отряда Клода Уоллеса чувствовать погоду, боевые навыки его соратников, надёжная броня и тактические способности игроков могут привести отряд «Е» к желанной победе. А может и к восстановлению мира на континенте! Который, как знают игравшие в Valkyria Chronicles II, будет не очень долгим…

Специальным войскам — специальные средства!
В отличие от ополченцев из Valkyria Chronicles, диверсанты отряда «Е» оснащаются из резервов своей армии, причём по последнему слову. Всё-таки основной ударный отряд! Тем более, что они герои уже четвёртой номерной части, и будет банально неинтересно оставить игроков без основательных нововведений. Но сперва поговорим о новшествах не основательных, зато ценных и полезных.
Как и герой Велкина, Клод Уоллес — командир танкового экипажа, и львиную долю игрового времени проводит, глядя на поле боя из командирской башенки боевой машины под названием «Хафен». Танк прозвали в честь родного города Клода и нескольких других членов отряда. Машина ничем особо не примечательна — обычный средний танк с базовым вооружением в виде основного калибра и курсового пулемёта. Но при помощи механика-водителя Майлса, молотка, всем известной матери и прогресса по сюжету, его можно улучшить, укрепить и существенно расширить арсенал. Танк — основная силовая единица брони. Но не единственная!

Позже по сюжету у игроков появится другой танк, также всесторонне улучшаемый. От «Хафена» он будет отличаться возможностью установки дополнительного узкопрофильного вооружения: стволов под снаряды против определённого типа врагов и огнемёта. Но есть в игре броня покруче танка — это APV. Бронетранспортёр, стало быть. Эта шайтан-коробка приглянулась и запала мне в душу ещё в Valkyria Chronicles II, и вот почему: как и любой уважающий себя БТР, «Кактус» умеет возить бойцов. Сперва двух, потом трёх и более!

Помните миссии в Valkyria Chronicles, когда вы прокачивали Алисию или другого скаута приказами, укрепляя защиту и уклонение, а затем неслись под шквальным огнём к вражеской базе, добегая до цели с десятком НР? Забудьте. В Valkyria Chronicles 4 можно упаковать бойцов в «коробочку» и подбросить их поближе к базе, совершенно невредимыми. Однако, здесь тоже следует быть осторожным: самозарядные противотанковые орудия и мины никто не отменял! БТР выдерживает попадания обычных пуль, получая очень маленький урон, но «профильное» оружие разберёт его почти мгновенно, вместе со всеми бойцами в десантном отсеке.
Так что броня — не панацея и не защита от всех бед. Но одно её присутствие на поле боя существенно расширяет тактический потенциал для игрока. А начиная примерно с середины игры, его расширит появление ещё одной мощной боевой единицы — могучего корабля-ледокола, который будет оказывать нам поддержку. Корабль, «Центурион», умеет раскрывать положение противников на выбранном участке карты, экстренно возвращать эвакуировавшуюся технику на поле боя, и оказывать огневую поддержку корабельным калибром. Все эти возможности, кроме радара, нужно прокачать.

Мы под Колпином скопом стоим.
Артиллерия бьет по своим.
Это наша разведка, наверно,
Ориентир указала неверно.
Стих А. Межирова
Но разве одной техникой едины диверсионно-разведывательные войска? Нет! Vlakyria Chronicles 4 вводит новый боевой класс — миномётчик, он же гренадёр. Вместе с упомянутыми выше единицами техники, появление этого класса расширяет тактические возможности игроков до высот, невиданных в оригинальной Valkyria Chronicles. Примерно, как высота, на которую взлетает снаряд из миномёта, способный поражать и пехоту, и бронетехнику противника, в зависимости от используемых мин.

Миномётчик в игре — юнит не шибко манёвреный, но, подобно снайперу, бесценный на грамотной подготовленной позиции. Важная особенность этого класса — возможность вести беглый огонь по наступающим противникам, нанося не только урон, но и накладывая различные эффекты. Например, если снарядить Райли бронебойными снарядами с эффектом понижения АР, то в случае попадания она останавливает продвижение единицы бронетехники. Что невероятно ценно во многих миссиях, особенно высокоуровневых стычках против элитных отрядов Империи и «парагонов».
А помните танк Максимилиана из Valkyria Chronicles? Попадать в его уязвимые места можно было только сверху. Тогда приходилось использовать гранаты, метательные или запускаемые со стволов винтовок скаутов. Теперь с подобной техникой, а она в игре есть, гораздо приятнее бороться при поддержке миномётов! Важно помнить: чтобы миномёт прикрывал от наступления врага, нужно его раскладывать в конце хода, а не усаживать бойца-миномётчика в траву или укрытие. В таком положении они не работают по целям.

Единственное, касающееся игровых классов, что меня огорчает — окончательно выброшенная систему прокачки классов из Valkyria Chronicles II… Но в какой-то мере её компенсирует развитие бойцов до элитных и «парагонов», а также прокачка нескольких веток вооружения.


Вся эта игра — всесторонний Level Up по сравнению с оригиналом!
Путь к победе: делегирование командирских полномочий!
В Valkyria Chronicles 4 разработчики представили несколько новых механик, которые вносят разнообразие в бой, в том числе расширяя тактические горизонты. Вновь и ещё дальше. Одним из таких является делегирование командирских полномочий Клода его младшему командирскому составу. Смысл вот в чём: получивший командные полномочия боец может вести за собой ещё двух соратников, используя только собственные очки действия! На пальцах: можно командиром-скаутом переместить гранатомётчика и снайпера на расстояние, которое они даже за 2-3 хода не преодолеют. При этом не тратя их АР! Круто? Не то слово.

Сразу после открытия этой функции, право взять на себя командование будет только у лидеров — Раза, Райли и Кай. Однако, позже появится новый лидер, а также игра позволит назначить одного лидера самостоятельно, из числа бойцов, которые получили повышение в звании до капрала.
Повышение звания обычных бойцов работает так: за каждые двадцать использований в бою персонаж получает новое звание. Чтобы повысить бойца до капрала, его нужно задействовать в сражении сорок раз. Именно задействовать, а не просто выставить на поле! При этом его боевые заслуги, такие как ликвидация противников и захват базы, работают как некий коэффициент, уменьшая количество требуемых активаций воина.

Ваша смерть не будет напрасной!
Помните, как теряли бойцов своего отряда из-за собственных неосторожных действий, либо хитрости, проявленной противником? И как они валялись, просто ожидая прибытия медика-эвакуатора? В Valkyria Chronicles 4 чаще всего будет повторяться такая же картина. Но иногда смерть соратника может быть не напрасной! Вторая интересная механика, внедрённая разработчиками, называется «Последний рывок».
Когда боец отряда гибнет, с некой долей вероятности от может не смириться с таким печальным положением дел, и показать завидную силу воли. На несколько секунд у игрока появится выбор из трёх доступных вариантов:

  • Воодушевить — герой складывает сотни, но при этом воодушевляет ближнего соратника, повышая одну или несколько характеристик, а также добавляет СР в общий пул командных очков. SP, требуемые для делегирования командирских полномочий, увы, таким образом не восполняются.
  • Контратаковать — боец открывает огонь по противнику, который свалил его.
  • Подняться — воин поднимается и совершает один последний ход, в конце которого падает и послушно ждёт помощь медика.


Если игрок не успевает выбрать один из вариантов за отведённое время, автоматически срабатывает воодушевление. Примечательно, что павший персонаж и дальше будет доступен для эвакуации на протяжении нескольких ходов. Их количество зависит от погодных условий. Например, зимой бойцы мёрзнут быстрее, двигаются на меньшее расстояние и, конечно же, меньше ждут медика. Но при любой погоде боец умрёт, и вернуть его можно будет только после прохождения сюжета, если солдат противника окажется рядом быстрее медика.

Война. Война иногда изменяется.
Вы же не рассчитываете, получив столько новых фишек, в том числе кажущихся явным преимуществом для игрока, с лёгкостью прорваться через заслоны противников? Если рассчитывайте, выбросьте эти скверные мысли. Valkyria Chronicles 4 симметрично усложнилась: противники тоже могут вести за собой по несколько соратников, расставлять миномётные расчёты и всячески портить жизнь игроку. Могут и будут.
Вообще искусственный интеллект в этой части мне понравился больше, чем во всех предыдущих. Огорчило лишь ограничение в два хода на юнит, наложенное на всех противников. Но это проблема всей серии, существующая в угоду балансу. В остальном же противники поумнели, научились даже устраивать засады и, при достаточной неосторожности или недальновидности игрока, даже засаживать. Также они умеют использовать крутое новшество — элементы окружения на карте, вроде взрывоопасных бочек. Когда в них попадает пуля или рядом взрывается граната, то на прилегающей территории разгорается пламя. Пылающее топливо смертельно опасно для бойцов, но не является преградой для бронетехники.

Здесь могла быть глупая шутка про запекание бойцов в проезжающей через пламя «коробочке».  
Но чаще нет…
В остальном по игровому процессу перед нами классическая Valkyria Chronicles, наполненная сюжетными заданиями, роликами и дополнительными боевыми стычками. Что стоит отметить, так это существенно возросшее количество сценок на лист сюжетной книги. В оригинальной Valkyria Chronicles их было гораздо меньше. Новая игра больше углубляется в подробности разворачивающегося конфликта и сосредотачивает внимание на отдельных персонажах. Между некоторыми главами появляются антракты, рассказывающие о прошлом главных героев, а при достижении отдельными персонажами капральских погонов, открываются дополнительные сценарии с их участием.
«Истории отрядов» рассказывают о тройках героев. Они зависят от звания одного из этой тройки, а также от их совместного участия в боях. Как определять кого с кем лучше выпускать на поле боя, чтобы разблокировать истории отрядов? По предпочтениям. Почти у всех солдат есть свои «любимчики» в рамках отряда. Если же поле «Likes» в их профилях пусто, значит нужные бойцы ещё не присоединились к отряду «Е». На протяжении всей истории случаются пополнения, а несколько бойцов присоединяются только при выполнении определённых условий. Например, после убийства 250 противников, или спасения раненого бойца с поля боя.

Акварельные войны
Визитный акварельный фильтр Valkyria Chronicles возвращается в лучшем виде! В целом графика кажется оставшейся на том же уровне, но игра выглядит красивее за счёт большей детализации всего происходящего, от моделей персонажей до окружения. Карты сражений довольно небольшие, но при этом хорошо проработанные и позволяют проходить их разными способами. В том числе нагло эксплуатируя систему приказов, накачивая скаутов «Demolition» и «Defense» усилениями, а затем уничтожая танки из обычных винтовок. В этом плане ничего не поменялось с первой игры.

Техническое исполнение игры исключительно радует. Превосходная производительность, приятная картинка и быстрые загрузки. А ещё оставшаяся из прошлых частей открытая система «сохранений/загрузок». С её помощью вы можете сохраняться перед каждым ходом, как в XCOM, например, и пробовать разные тактики, практически ничем не рискуя. Особенно этот метод вам пригодится для получения «А»-ранга во всех битвах, который требует платиновый кубок. Но использовать его при прохождении сюжета не советую. Конечно, убитых бойцов терять обидно, но вы их сможете «выкупить» в «постгейме»!
О, и ещё важный момент для охотников за трофеями: Valkyria Chronicles 4 самая либеральная часть серии. Она не блокирует сюжетные миссии после их прохождения. Вы можете переигрывать их сколько угодно раз. Не получилось пройти на «А»-ранг с первого раза? Прокачайтесь, разработайте новое вооружение, усильте танк и бронемашину, а затем возвращайтесь и разнесите врагов! Ни один из трофеев в игре нельзя упустить из рук. Все они получаются в одном прохождении.

Итоги битвы
90 Valkyria Chronicles 4 — это отличная тактика, долгожданное возвращение к истокам серии на домашних консолях, и очень яркая антивоенная открытка. Здесь множество сюжетных и дополнительных заданий, каждое из которых станет испытанием ваших тактических и стратегических способностей, а также реакции, ведь управление бойцами и техникой происходит в реальном времени, а противник может оказаться за любым углом! На данный момент перед нами лучшая часть серии.

Источник

Последние новости