В последние недели я медленно, но уверенно проходил The Legend of Heroes: Trails of Cold Steel IV на консоли PlayStation 4, получив бонусы за наличие системных данных из трёх предыдущих игр. Это заключительная часть ветки «Холодной стали», которая продолжает события своей предшественницы — The Legend of Heroes: Trails of Cold Steel III, и вбирает в себя все её игровые новшества, реализованные с переходом на системы ещё текущего поколения, подходящего к завершению своего цикла. Как и эта ветка.
Помимо системных данных из прошлых частей, можно подгрузить чистое сохранение из Trails of Cold Steel III, получив ряд бонусов, в зависимости от следующих показателей на сохранении: уровня персонажей, инструкторского ранга и репутации школы. Чем выше — тем лучше награда.
Я долго думал, как стоит подать этот обзор, чтобы и обойтись без серьёзных спойлеров, и быть достаточно информативным для новичков, не знакомых с франшизой The Legend of Heroes вовсе. Думая над этим, я пришёл вот к какому любопытному выводу, и рекомендую воспользоваться им всем, кто любит с головой погружаться в огромные, насыщенные подробностями и сюжетными линиями истории: проходите все четыре части Trails of Cold Steel, а желательно перед этим ознакомьтесь с тремя Trails in the Sky, подряд. Так и только так вы сможете сохранить эмоциональное вовлечение.
Почему я советую так сделать? Хотя бы потому, что за прошедший год я сам успел забыть часть деталей из третьей части и смотрел на отдельные фрагменты Trails of Cold Steel IV с глазами кота под валерьянкой. Из всех Trails подряд, без перерыва, я проходил только две первые in the Sky и of Cold Steel. И эти прохождения были потрясающе эмоциональными, чего не сказать о последующих — к третьим «Небесам» я не притрагивался, хоть и купил, а между «Сталью» были существенные пропасти.
Итак, события The Legend of Heroes: Trails of Cold Steel развиваются вскоре после завершения третьей части и начинаются с весьма острой точки — сообщения о похоронах нескольких персонажей, с которыми игроки могли познакомиться ещё в Trails in the Sky, и проникнуться сильнейшей симпатией. В сложившейся ситуации официальные власти Империи винят Республику Кальвард, якобы шпион которой и совершил вероломный теракт. Теперь мир стоит на пороге новой войны, которая должна или прострелить дырки над «ё», или камня на камне не оставить — всеобщая мобилизация охватывает города и веси, под ружьё становятся все мужчины от 19 до 45 лет, а множество дивизий региональных армий переходят под имперское командование.
Игроков ведут по нескольким городам, где показывают разговоры между знакомыми, узнаваемыми и не очень персонажами, так или иначе реагирующими на события вокруг грядущей войны с Кальвардом. Когда же управление переходит игроку, он оказывается в самой гуще событий и вовсе не в актуальном начале приключения. Подобно Trails of Cold Steel и Trails of Cold Steel III, изучение карты, перемещения по локации и боевой системы происходит «in medias res», то есть в середине дела. После такого вступления игра откатывает события назад, после чего плавно, и уже планомерно знакомя игрока с показанными в «прологе» персонажами, подводит опять к этим же событиям.
Вначале мы берём на себя управление сводным отрядом брейсеров и SSS — героями Trails in the Sky и Zero/Ao no Kiseki, которые пытаются пробраться на башню и добыть важные сведения, проливающие свет на мрачные события настоящего. После этого пролог отбрасывает игрока на несколько недель и помещает в знакомую атмосферу Седьмого Класса — под управление вновь попадают Юна, Курт и Алтина в качестве основных героев, сопровождаемые сменяемыми соратниками: Рэнди, Фи, Сарой и другими. На их плечи падает непростой груз: вернуть потерянную за недели сна форму, найти друзей и попытаться не допустить гибели мира, к которой его пытается вести один безумный, но чертовски могущественный и харизматичный канцлер.
По части игрового процесса, Trails of Cold Steel IV отличается от своей предшественницы лишь совершенствованием задействованных механик, и не предлагает ничего кардинально нового, но располагает парой-тройкой хороших доработок, в целом положительно влияющих на игровой процесс. Разработчики довели до ума механику «Brave Order», позволив команде накапливать до семи «Brave Points» (ВР). Учитывая, что эти очки тратятся и на команды, и на две разные «линк-атаки» (с партнёром и всей группой), а накапливаются медленно, увеличение пула позволило более свободно пользоваться ВР.
Изменили в новой игре и предназначение «Сундуков испытаний», которые игрок может открыть только с присутствием в команде определённых персонажей. Теперь за их прохождение можно усилить определённые команды, сделав их значительно эффективнее. Если играть на низкой или нормальной сложности, то «Brave Orders» сложно оценить по достоинству — они будут слегка облегчать некоторые бои с боссами, коих в мире игры развелось как никогда много (включая несколько опциональных во встречаемых по пути руинах), но не будут крайне необходимы. А вот на высокой и кошмарной сложностях без команд и разумного использования ВР просто не обойтись — они повышают базовые характеристики персонажей, увеличивают урон и шанс критических ударов, могут защитить от смертельных приёмов врага, и многое другое.
Если игрок хочет просто пробежаться по сюжету, для этого есть очень низкая сложность. Но и тут не стоит совсем уж расслабляться — «press x to win» нет ни на одной из сложностей в игре. За количеством здоровья, энергии и очков специальных искусств (крафтов, СР) следить необходимо, и своевременно поправлять ситуацию, при необходимости. Помимо классического для JRPG стихийного урона и слабостей/иммунитета к нему у определённых врагов, в Trails of Cold Steel IV, как повелось ещё с первой части, есть система физических слабостей. Одни враги более уязвимы к рубящему урону, другие к дробящему или проникающему. Персонажи тоже разделены по типу наносимого урона, в зависимости от их вооружения. А Юна, например, уникальная и вооружена огнестрельными дубинками. Она способна переключаться между режимами атаки и наносить дробящий или проникающий урон.
В Trails of Cold Steel I и II битвы с применением огромных человекоподобных роботов были редчайшим явлением, но к четвёртой части успели стать едва ли не повседневностью. Здесь сражений с «Панцер Зольдатами» довольно немало, и в них присутствует интересные элементы. Так, для «Зольдов» можно крафтить собственные ЕХ-орбы — содержащие в себе дополнительные характеристики сферы, подобные обычным, используемым в «Аркус II». Ветеранам объяснять не нужно, а для новичков: в Trails у героев есть особые устройства, в ячейки которых помещаются силовые сферы, наделяющие своих хозяев магией и бонусами. Также в бою «Панцеров» принимают участие соратники, оказывающие магическую поддержку.
Есть чем в игре заняться и помимо битв. Исследуя мир, игроки будут находить опциональные подземелья-руины, смогут порыбачить в специально отведённых для этого местах, готовить еду из собранных или купленных ингредиентов, а также играть в карты со встреченными оппонентами. Карточная игра «Vintage Masters» возвращается! Собрав колоду из 20 карт, можно вызывать отдельных персонажей на поединок, как в Final Fantasy IX, и устраивать напряжённые баталии. Для любителей испытаний есть высокая сложность. Новой мини-игрой стала местная разновидность «Puyo-Puyo» — «Pom! Pom! Party!», доступная начиная примерно с середины первого акта.
Технически и визуально Trails of Cold Steel IV не шагнула вперёд по сравнению с Trails of Cold Steel III — графика и детализация мира остались на том же уровне, анимация продолжает передавать привет из прошлого поколения, хоть в общем картинка выглядит достаточно современной, чтобы не вызывать отторжения. Производительность безупречна, равно как и основные игровые механики. К недостаткам можно отнести проседания в темпе повествования, ощутимые особенно во втором акте и середине игры, а также обилие гринда на высоких сложностях.
С другой стороны, для желающих познать лишь сюжет и прилагать минимальные усилия к победе в боях, есть и свои настройки. Плюс отлично работает механика ускорения процесса — бои и перемещение становятся в 2-4 раза быстрее. Здорово экономит время в этой ~40-часовом приключении (если не делать все сторонние задачи, так-то под 80 часов прохождение растянуть можно). Приятнейшим аспектом игры осталась музыка, пусть она и не сильно изменилась за годы присутствия серии на рынке. А вот английская озвучка местами проседает, но я проходил с ней ради извлечения большей пользы.
Подходя к финалу хочется отметить, что The Legend of Heroes — это серия, сродни высокому фэнтези в литературе, вроде «Властелина колец» и «Песни льда и пламени», погружаться в которые нужно постепенно, стараясь не упускать деталей, иначе сведение всех линий воедино и развязка не сработают так, как задумано сценаристами. Сам я тоже не владею полной картиной, потому что из девяти игр прошёл лишь шесть. Для меня Ллойд, Эли и другие персонажи из Ao no Kiseki и Zero no Kiseki были фактически незнакомцами, о которых я что-то читал и слышал. Отсутствие эмоциональной связи с ними, обретаемой при прохождении тех игр, однозначно негативно сказалось на вовлечении в сюжет.
Остаётся надеяться, что компания NIS America порадует нас локализацией HD-переизданий Ao и Zero no Kiseki для PlayStation 4, и будет повод пройти все Trails подряд. Заодно выбив платиновые кубки в «Холодной стали II-IV». Все они требуют по два прохождения, в том числе на высочайшей сложности.
90 The Legend of Heroes: Trails of Cold Steel IV — эпическое завершение огромной саги, состоящей из девяти игр, две из которых пока официально недоступны на западном рынке. Чтобы вкусить все её соки, игрокам необходимо ознакомиться со всеми предыдущими играми, события которых развиваются на континенте Земурия. И уже этот факт не позволяет рекомендовать проект всем поклонникам JRPG, хотя по структуре и механикам — это практически совершенная представительница жанра: в меру современная и классическая одновременно, с хорошей графикой, запоминающимися персонажами, глубоко проработанным лором и массой интереснейших диалогов.
Обзор написан по цифровой версии игры для PlayStation 4, предоставленной редакции издателем.
Читайте также
Последние новости