Прогресс не стоит на месте, и любая игровая серия, имеющая планы на дальнейшее развитие, должна предлагать игроку что-то новое. Смене можно подвергнуть декорации, время года, главных героев и место действия игры, кардинально перестроить механики или даже преобразить жанр. Условие у подобных изменений лишь одно — они должны вписываться в рамки игровой вселенной и не выбиваться за её пределы.
Оригинальная The Caligula Effect хоть и имела неоспоримые плюсы в виде ярких главных персонажей и оригинальной боевой системы, получила довольно прохладные оценки от игроков и запоминалась именно благодаря своим недостаткам. Тонны бесполезных NPC и однообразие побочных заданий, рутина повествования и полное отсутствие наполнения игрового мира. Разработчики продолжения должны были учесть совершенные ими ошибки, но, к сожалению, The Caligula Effect 2 так и не смогла полностью избавиться от всех огрехов оригинала. Впрочем, обо всем по порядку.
Действие сиквела, являющегося прямым продолжением оригинала, разворачивается в Повторе (Redo) — мире, свободном от сожаления и невзгод. Люди, живущие в нём, ходят на работу и учебу, болеют и влюбляются. Но всё это лишь иллюзия, которую поддерживает чарующее пение музыкантов Облигато. Таким этот мир создал виртуальный айдол Сожаление (Regret), погрузив в него реальных людей, уставших от своих проблем и хлопот. Забыл он лишь о том, что человек остаётся человеком, и сильное душевное потрясение оказалось способно прорвать границы цифровой тюрьмы. Вместе с освобождением памяти к пробудившимся возвращались и воспоминания о реальном мире, которые раньше казались только снами.
Главный герой игры вновь оказывается одним из тех, кто сохранил в себе осколки своей личности. Его эффектом Катарсиса оказалась Хи(χ), проникшая в Повтор тайком от создателя мира. Она такой же идол как и он, только движет ею прямо противоположная идея — идея разрушения этого искусственного мира. Причина проста — Мю (μ), создательница первого виртуального мира, является её матерью. Инцидент с созданием Мёбиуса стал для всего мира бельмом, после которого ответственность за любое подобное происшествие будет в первую очередь падать именно на запятнавшую себя Мю. Хи, не желая давать общественности повода, решает самолично решить эту проблему и избавить мир от повторения ошибок, однажды совершенных своей непутевой матерью.
Те, кто играл в оригинал, сразу приметят, что сценарий сиквела несколько вторичен, ведь он повторяет многие сюжетные ходы оригинала. Он не всегда гладок и однороден по наполнению, а бывают и моменты, когда игра будто бы не понимает, чем именно она хочет быть. Исповедь персонажа и серьезные разговоры об иллюзорности мира сменяются школьным фестивалем и радостными конкурсами. Персонажи путаются даже в том, что именно хотят в определенный момент — напряженная погоня за одним из членов Облигато в момент оборачивается чаепитием, сопровождаемым непринужденными разговорами. Сказать, что подобные моменты рушат и без того не самое лучшее повествование — не сказать ничего.
Куда лучше обстоят дела с проработкой героев, причем это относится не только к членам воссозданного клуба «Хочу домой», состоящего из пробужденных Хи школьников, но и к музыкантам Облигато. Каждый из этих персонажей — отдельная и глубокая личность, имеющая свои стремления и уникальные черты. Но куда примечательнее наблюдать не за их показными эмоциями, а за раскрытием истинного характера персонажа, его страхов и желаний. Сокрытие возраста и выбор профессии не по нраву, травмы детства и несбыточные мечты. Осознание того, кем является человек за пределами виртуального мира, а также проецирование его личности на искусственного персонажа и является самой ценной частью игры.
Определенный восторг поначалу вызывает и боевая система, являющаяся одновременно пошаговой и выполненной в реальном времени. Все способности персонажей зависят от времени исполнения и действия. Распределение их на общей для всех «временной шкале» позволяет активировать определенный навык в нужное время, выстраивая нужные комбинации из способностей всех членов отряда. Подбросить противника в воздух одним героем, чтобы сопартиец нанес там пару ударов. Легко! Дождаться падения на землю и совершить спецприём, лучше всего работающий именно на лежащих оппонентах. Без проблем! Игра позволит это сделать. Усиления отряда и ослабления врагов. Множество уникальных навыков, поделенных между разномастными персонажами, и возможность введения противника в состояние замешательства, которое на время снижает его показатели брони. Хи, способная своим пением нарушить некоторые законы этого мира, и Стигматы, местные артефакты, что после определенного количества проведенных боев дают игроку пассивные навыки, увеличивающие его характеристики. Возможностей игра предоставляет много.
Но со временем очарование отступает и приходит вопрос: зачем это нужно? Зачем растягивать и без того медлительную боевую систему, если уже спустя десяток часов ваши герои будут на полтора десятка уровней выше врагов? Зачем использовать какие-то иные способы прохождения, когда абсолютно все битвы проходятся с помощью стандартной атаки? Вся концепция боевой системы раскрывается лишь на самом высоком уровне сложности, где с большей силой ощущается и возрастающая длительность каждого боя. Исключения из данного правила составляют лишь особо мощные «марионетки», уровень которых значительно превышает других противников, и особо «жирные» в плане здоровья боссы. Да и то, усложняются они только номинально, а вся тактика сводится к снижению брони у противника и последующей одновременной активации у всех героев ультимативных приёмов.
Потерянные души
Охота на платиновый приз в The Caligula Effect 2 станет не самым сложным, но довольно утомительным делом, которое отнимет у вас примерно 25-30 часов реального времени. Вам предстоит полностью пройти игру на любом из уровней сложности, обыскав при этом каждый ее угол, после чего скупить все способности Хи и прокачать взаимоотношения абсолютно со всеми персонажами в игре до максимума. Помимо этого, в игре присутствует несколько накопительных боевых трофеев, условия получения которых завязаны на выполнении нужного количества контратак, блоков или сбиваний вражеской брони.
Основной игровой процесс в The Caligula Effect остался верным оригиналу, основу которого представляет данжен-кроулер от третьего лица. Школа, планетарий, ботанический сад — любая из представленных в игре локаций наполнена спешащими по своим делам людьми. Все они так и не признали иллюзорности мира, а значит, любой стресс и сомнение в реальности их мира вызывает у них агрессию и превращение во враждебную игроку «марионетку». Лекарство от этой болезни одно — хорошая взбучка, после которой персонаж приходит в себя и вновь готов к общению, построенному не самым лучшим образом.
Все эти виртуальные болванчики имеют три уровня развития отношений, которые повышаются при разговоре с героем. У каждого из них есть небольшая история, выслушав которую мы становимся знакомыми. Выполнив дополнительно еще и небольшое задание, бывший знакомый становится нашим другом, а мы переходим к следующему. Беда в том, что подобные истории однотипны и не вызывают интереса, а побочные задания, которых в игре сотни, повторяют друг друга. Найти нужный персонажу расходник, победить 100/200/300 противников, стать другом с определенным NPC или иметь в наличии артефакт с определенной способностью. Вот и выходит, что для того чтобы поднять все отношения на максимум, вам нужно просто “пропылесосить” всю игру и собрать все нужные предметы, а после пройти в нужном порядке через всех жителей города.
Переходя к технической составляющей, хочется отметить, что в игре отсутствуют постоянные просадки, хорошо известные по оригиналу. Местные вокальные композиции звучат просто потрясающе, но с оговоркой, что рассматривать их надо отдельно от игры. Здесь присутствует та же проблема из оригинала, когда песня начинает зацикливаться во время боя, раз за разом пропуская через игрока один и тот же кусок композиции. Неоднозначно выглядит и графическая часть игры — она хоть и приятна глазу, но смотрится странно и дешево. Как иначе описать прохождение сквозь людей, полное отсутствие анимации ходьбы у главных героев и карикатурные тени, что отбрасывают даже подошвы обуви? Напоследок необходимо отметить пусть и не самый важный, но актуальный для многих факт — в игре отсутствует русская локализация и любая озвучка, кроме японской.
55 | The Caligula Effect 2 — хороший пример плохой работы над ошибками. При наличии отличного фундамента в виде зарекомендовавшего себя сценариста игр серии Persona и оригинальной боевой системы разработчики из FuRyu снова наступили на свои же грабли. Бездушный мир Повтора оказывается именно что повтором. Повтором уже пройденного и пустого материала, дешевого содержания которого хватает лишь на наполнение главных персонажей и на робкие попытки приукрасить и без того искусственный мир игры. Если же сравнивать с оригиналом, то в сиквеле определенно ощущается прогресс, но на рынке JRPG с социальными элементами можно найти куда более проработанные и интересные проекты. |
Обзор написан по цифровой версии игры для PlayStation 4, предоставленной редакции издателем. Все снимки экрана, использующиеся в материале, сделаны непосредственно автором статьи на PlayStation 5 по обратной совместимости.
Читайте также
Последние новости