Следующая новость
Предыдущая новость

Обзор Super Mario Odyssey или ода перфекционизму

27.10.2017 21:49
Обзор Super Mario Odyssey или ода перфекционизму

Чего Боузер себе точно никогда не позволял, так это тащить принцессу Пич силком под венец. Но ведь всё бывает в первый раз, не так ли? Очередная попытка выкрасть белокурую красавицу из Грибного Королевства имела за собой вполне конкретную цель – захомутать и удержать возле себя на веки вечные. Марио с таким положением дел в корне не согласен, поэтому он объединяется со шляпкой Кэппи, у которой Боузер украл сестру Тиару, и вместе они отправляются в погоню за огнедышащим Королём Куп. Такова завязка новой, без лишних слов долгожданной игры Super Mario Odyssey, вышедшей эксклюзивно на Nintendo Switch.
Игра стартует с очередной драки Марио и Боузера, причём последний по традиции выходит победителем из первой стычки и гордо удаляется на своём летающем корабле в неизвестном направлении для того чтобы связать себя и Пич узами брака. Марио же, получив себе нового союзника в лице Кэппи, начинает преследование. Благодаря говорящей шляпе он находит едва похожую на летающий корабль жестянку, которая после небольшого ремонта с помощью специальных лун силы превращается во вполне себе комфортное судно под названием «Одиссея». Именно благодаря ему мы и будем пытаться сорвать нежеланную свадьбу.
Боузер оказался очень сентиментальным злодеем, чтущим традиции. Он курсирует по мирам игры и собирает всё необходимое для свадьбы. В одном царстве цветов для бракосочетания наворует, в другом платье для Пич сопрёт, в третьем – кольцо и так далее. Захотелось ему, видите ли, пышной церемонии. При этом везде ему надо натворить дел и подготовить ловушек для Марио. Куда доблестный водопроводчик не доберётся - везде какая-нибудь подстава. Например, в Песчаном царстве подручные Боузера, зайцы по фамилии Брудли сделали так, что среди песков появились льды. А в Городском царстве Король Куп высадил жуткого электронного монстра, которого прозвали «Нью-донкский вредитель». Из-за него над городом появились тучи, начали лить проливные дожди и бить молнии.


Марио, попадая в каждое из царств, несет с собой мир и добро. После победы над боссами или при выполнении определённых условий миры чаще всего меняются, открывая усатому герою доступ к новому кусочку территории. Каждое царство – это отдельный полигон, наполненный каким-то запредельным количеством загадок, секретов и событий. Практически под каждым кустом Марио ожидает какая-нибудь монетка или луна силы. Уникальность королевств очень хорошо подчёркивает их дизайн и обитатели. Nintendo очень детально проработали каждый уголок Super Mario Odyssey.
Вы никогда не перепутаете Каскадное и Лесное царство несмотря на то, что они полны зелени. Разработчики постарались внести изюминку в каждый мирок, из-за чего приземление «Одиссеи» на новой территории начинает ощущаться как отдельное маленькое приключение, а прибытие в Нью-Донк – это как переход в другую игру. Реальные люди, автомобили, небоскрёбы, мотороллеры (на которых можно покататься). В Озерном царстве почти всё время приходится плавать, в то время как в городке Озябске мы будем продираться сквозь снег, боясь заморозить нашего героя. А всё ради чего? Ради лун силы, служащих для «Одиссеи» топливом. Без них она не может взмыть над облаками.
В королевствах может быть всего парочка лун, а может быть и больше сотни. Процесс их поиска – это безумно увлекательное занятие, погружающее игрока в чан дизайнерского креатива Nintendo, из которого буквально ключом бьют гениальные идеи. Ничего подобного в жанре ещё никто не делал. Азарт, граничащий с интересом, подпитываемый великолепными решениями по части левел-дизайна. Мы привыкли, что Марио просто умеет прыгать и использовать небольшой набор бонусов, таких как огненный цветок или гриб бессмертия. Благодаря Кэппи спектр его возможностей стал запредельным, ведь новый друг способен захватывать разум некоторых существ, отдавая их под контроль Марио.

Только представьте, что вы можете побывать в шкуре обычных врагов водопроводчика! Плавать, как Чип-Чипы, строить живые столбы, как Гумбы, летать, как Билл-пули и так далее. Уже на основе этого Nintendo смогла бы сделать нечто необычное, но она пошла дальше и суммарно сделала 52 существа, в которых можно вселиться. Не все оказались полезными и функциональными для геймплея (канализационный люк, дерево, валун или кактус – так себе герои), однако львиная доля существ, которых можно «зашляпить», в корне меняют происходящее.
Тропическая егоза способна вытягивать своё тело и добираться до труднодоступных мест, как Blend-a-med. Маленький струевик умеет буквально парить при помощи воды, а симпатяжка тыклик взбираться по стенам, втыкая нос и отпружинивая в любом направлении с его помощью. Благодаря собственной фантазии дизайнеры Nintendo получили прекрасный инструменатрий для игроков, под который нужно было подстроить уровни. Все эти переселения разума Марио нашли отклик в игре. Задачек на основе способностей захватываемых персонажей вагон и маленькая тележка. Давайте парочку примеров? В некоторых локациях на высоких уступах стоит дамочка-гумба в шляпке, если собрать достаточно гумб в один столб для того чтобы она их увидела, можно получить в подарок луну силы. Существо-глыба, именуемое Глазолит, с помощью очков может показывать невидимые блоки и тропы, Марио может вселиться в него, посмотреть путь, а затем отправиться уже без него. Можно вселиться в подобие танка и устроить миниатюрную WoT на экране.

Super Mario Odyssey очень хорошо продумана и выверена до миллиметра, как конструкция адронного коллайдера. Вы помните, что Nintendo очень хорошо научилась делать в The Legend of Zelda: BotW? Она будто бы вывела геймплейную формулу любопытства. Хайрул манил своими загадками, ведь на горизонте всегда виднелась некая цель, которая манила и призывала к исследованию. В Super Mario Odyssey есть нечто подобное, но с одной поправкой – это не Хайрул, а набор не очень больших, но открытых для исследования игровых комнат, способных хранить в себе разом сотни разных секретов, спрятанных в самых неожиданных местах. Игра благодаря им затягивает настолько, что в следующее королевство лететь не хочется даже когда для этого хватает лун, ведь столько осталось неисследованного!
Марио почти всегда собирал монетки и в этой части он вновь этим займётся, причём они станут для него не только валютой, но и своеобразным эквивалентом здоровья. Водопроводчик может выдержать 3 удара, при наличии особого сердца – 6, если враги умудряются сразить его, он теряет небольшое количество монеток в качестве штрафа за смерть. Но золотишка в карманах всегда будет много, так что бояться нечего. В игре есть особая категория монеток, которые у каждого королевства свои. На эти фиолетовые копеечки можно покупать в магазинах специальные одеяния для нашего героя и сувениры для украшения «Одиссеи». Обычное золото тоже можно тратить в магазинах, причём не только на наряды, но и на луны силы. Все эти плюшки несут исключительно декоративный характер, однако благодаря таким мелочам и деталям игра складывается в нечто невероятное.

Даже к картам Nintendo подошла с любовью и трепетом: они оформлены в виде буклетов, по краям которых описываются королевства с их достопримечательностями и особенностями. Всё на прекрасно адаптированном русском. Диалоги, сюжетные сценки, описания и подсказки – здесь переведено всё. Разработчики очень трепетно относятся к своему детищу – и это чувствуется. Они подготовили для игроков несколько схем управления. Во-первых, здесь можно играть с помощью отсоединённых отдельно контроллеров Joy-Con, используя моушн-управление, а во-вторых, никто не мешает использовать обычные кнопки. Обе схемы работают прекрасно и позволяют очень чётко применять весь арсенал приёмов Марио и Кэппи.
Если вы играли в предыдущие игры серии Super Mario, то наверняка знаете, что усатый водопроводчик уже давно научился паре-тройке акробатических трюков. Его знаменитая распрыжка – яркое тому подтверждение. Здесь же он словно вернулся после переобучения от акробатов цирка дю Солей. Он может совершать прыжки в длину, катиться, как шарик, выполнять сальто назад, всячески отпрыгивать от Кеппи, крутиться, как юла и делать прочие приёмы, которыми адепты гаечного ключа и водосточных труб по факту обладать не должны. В меню для приёмов даже подготовлено особое руководство. Технически мы управляем двумя персонажами, ведь Кэппи может выполнять кое-какие вещи отдельно от Марио. Это особенно чувствуется при игре вдвоём, когда один игрок берёт под свой контроль шляпку, а второй – усача в синем комбинезоне. В таком варианте шляпка живёт своей жизнью, почти как звёздочка из Super Mario Galaxy, только здесь влияние на игровой процесс у Кэппи несравненно больше, чем у пятиконечного курсора. Конечно, интересней было бы увидеть с ним в паре Луиджи, но здесь заложена своя концепция, от которой Nintendo отходить не решилась.

Кроме постоянных сражений и исследований, в игре нас ждут соревновательные мини-игры, результаты прохождения которых фиксируются в онлайновой таблице рекордов. Помимо простых прыжков на скакалке и радиоуправляемых гонок Nintendo предлагает нам попробовать свои силы в таких развлечениях, как купа-кросс и озябские скачки. В последних мы берём на себя роль одного из круглых жителей Озябска и скачем наперегонки с другими по специальной трассе. А в купа-кроссе мы просто бежим до нужной точки любым удобным для нас способом. За всё это можно заработать луны силы в разных королевствах.
По сути Super Mario Odyssey вся состоит из простых решений, скомпонованных таким образом, чтобы у игрока не было и секунды на то, чтобы заскучать. Лаконичная гениальность. Глаза постоянно цепляются за какую-то деталь или элемент, вызывающий интерес. В голове то и дело мелькает мысль «там что-то спрятано». Из-за этого постоянно хочется бежать во всех направлениях и находить то, что удивляет или заставляет участвовать в каком-нибудь небольшим событии или соревновании на скорость.
Мы непрерывно зарабатываем луны, даже после завершения игры – это становится нашей целью, так как Nintendo умудрилась невероятным образом раздуть пост-гейм до масштабов ещё одного приключения. После того как я, постоянно подгоняя себя пинками вперёд, за 15 часов закрыл основную историю, я просто загрузил сохранение и получил ещё целую кучу стимулов для того чтобы продолжать исследовать уже открытые мири и пытаться разблокировать новые. Это не надоедает ни на грамм, скорее наоборот. Игра дарит новую абстрактную цель, к которой хочется стремиться, ведь по дороге она гарантировано удивит своими превосходными игровыми находками.


Я честно пытался найти в ней дыры и огрехи. Придираться к практически не меняющемуся от раза к разу сюжету было бы странно, не за ним мы сюда пришли. Другое дело небольшие помарки по части картинки, но их, простите, перекрывает с лихвой общий визуальный ряд, который на протяжении всей игры держится на очень высоком уровне. Оформить столь разнообразный дизайн для абсолютно не похожих друг на друга локаций и не оставить помарок – такого не бывает. Скидку хочется сделать ещё и за то, что здесь постоянно хочется снимать скриншоты, жаль только они не передают всей красоты, особенно во время съёмки в портативном режиме. Планы порой выходят потрясающие, недаром Nintendo добавила сюда фоторежим с фильтрами и прочими полезными настройками.
Магия Super Mario Odyssey заключается в том, что каждый игровой элемент приносит удовольствие с первой же минуты игры. Они все скалываются воедино таким образом, что каждая деталь от роскошно работающей вибрации у Joy-Con до анимации боссов держит в игре, приглашает двигаться дальше и упиваться всем тем, что есть в этом невероятном приключении. Это не новая Super Mario Galaxy, это кардинально отличающееся по концепции приключение, но при этом не менее шедевральное.

Если вы не питаете личной неприязни к итальянскому водопроводчику и жанру трёхмерных платформеров в целом, значит вам без сомнений стоит поиграть в Super Mario Odyssey. Это учебник геймдизайна, рог изобилия гениальных решений, по-настоящему увлекательная игра и ещё один повод приобрести Switch. Такие проекты – настоящие подарки, которые достаются игровой индустрии далеко не каждый год. Браво, Nintendo!

Обзор написан по цифровой версии игры для Switch, предоставленной редакции издателем.

Источник

Последние новости