Генрих I в семье был младшим ребенком. Устоями общества ему было предначертано служение церкви, а потому в основном детство его, согласно легендам, было отведено учёбе, за что впоследствии он получил прозвище Боклерк, означавшее «хорошо образованный». При распределении наследства вместо земель Генриху досталось 5000 фунтов серебром. Однако в итоге именно он занимает престол в обход права наследования: воспользовавшись смертью старшего брата — короля Вильгельма II Рыжего, и отсутствием в Первом крестовом походе среднего ребенка Роберта, Боклерк захватил королевскую казну и получил поддержку феодалов.
От брака с Матильдой Шотландской Генрих I имел двух детей. Король был твёрд в намерении сделать следующим правителем Англии сына Вильгельма Аделина. Но в 1120 году терпит крушение судно «Белый корабль», в результате чего погибают все пассажиры, в том числе и законный наследник. В итоге Генрихом I было принято решение передать престол дочери Матильде, которая должна править до взросления своего дитя. Пэры были вынуждены присягнуть ей на верность.
Среди аристократии царило недовольство не только предстоящей перспективой служить женщине (к тому же высокомерной), но и её браком с представителем Анжуйской империи. Воспользовавшись настроением среди знати и заручившись помощью брата, который был влиятельным представителем церкви, к власти приходит Стефан Блуаский, племянник Матильды (да-да, тоже присягнувший ей ранее). Это положило начало длительной междоусобной борьбе за английский трон и периоду, вошедшему в историю как «Анархия».
Жаворонок, пойманный в сети охотника,
Песнь свою сладкую петь продолжает,
Словно той песни мелодия звонкая
Дорогу к свободе ему открывает.
Кен Фоллет. «Столпы земли».
Именно об альтернативных событиях периода «Анархии» и повествует исторический роман Кена Фоллета «Столпы земли», охватывая временной промежуток между крушением «Белого корабля» и убийством Томаса Бекета. На фоне гражданской войны, голода и религиозных страстей автор описывает воздвижение великолепного кафедрального собора в маленьком городе Кингсбридж, строительство которого надолго объединит судьбы нескольких персонажей. Daedalic Entertainment же, взяв за основу одну из самых известных работ Фоллета, создала одноименную игру в атипичном для себя жанре — интерактивная новелла.
Проект структурно разделен на три части, именуемые «книгами». В первых семи главах повествование идёт от лица трёх персонажей, каждый из которых отличается положением в обществе, мировоззрением, да и банально возрастом. Приор Филип до основных событий игры заведовал небольшим монастырём имени св. Иоганна и славился умением установить дисциплину и организовать деятельность, в том числе хозяйственную. Однако неволей он оказывается в центре политических интриг, грозящих перерасти в гражданскую войну. Том Строитель с недавних пор мечтал лично возглавить строительство собора от начала до конца — это грандиозный и кропотливый процесс, требующий тщательно выверенных пропорций здания и усердия со стороны каменщиков, и предъявляющий высокие требования к качеству стен и конструкций — необходимость внимательно относиться к каждой детали открыло для мужчины волшебство его ремесла. Однако лишившись работы, двух дорогих ему людей и всех запасов еды из-за долгой зимы, Том вынужден пересмотреть свои ближайшие планы на жизнь. Мальчик Джек же всю свою сознательную жизнь провёл с матерью в лесу. Он никогда не видел ни замков, ни дворцов; не понимает, как люди могут существовать без охоты. Но ребёнок умён не по годам, и в отличие от большинства сверстников умеет читать, писать, считать и даже говорить по-французски и по-латыни.
Хоть перед нами и новелла, не следует забывать, что она в первую очередь интерактивная. Студия разработчиков использовала множество приёмов, чтобы установить обратную связь с игроком и привнести элемент его воздействия на представленный в игре мир. Один из них — это колесо инвентаря. В сумках и карманах героев можно найти как принадлежащие им изначально предметы, так и найденные в ходе исследования. Комбинировать вещицы друг с другом непосредственно в инвентаре нельзя, можно только поместить их в руку действующего лица и использовать на окружающих объектах. Интересной деталью являются ключевые предметы — ведь это не столько материальное нечто, сколько некая информация или текущая цель. Принцип их применения подобен использованию обычных предметов. При их взаимодействии с другими персонажами вы получите новые данные по интересующей теме, с неоживленными элементами окружения — узнаете мысли управляемого героя о взаимосвязи между штукенцией из инвентаря и выбранным элементом. Наличие некоторых предметов при вступлении в разговор открывает доступ к новым ветвям диалога.
Например, имея ключевой предмет, содержащий цель разузнать о рыцаре, что исчез с важной вестью, приор Филип сможет расспрашивать о пропавшей особе других людей.
Игровой процесс на первый взгляд схож с point and click приключениями: предоставлены несколько локаций для изучения, есть инвентарь для хранения материальных благ, возможность взаимодействия с другими персонажами. Однако отсутствуют головоломки, которые необходимо решать для достижения цели. Есть только основные задачи, которые можно просмотреть в журнале целей, и дополнительные заботы, способ разрешения которых не только логичен, но и необязателен для завершения главы. Главный акцент в проекте сделан на процессе повествования, непосредственном участии игрока и его возможности повлиять на историю, изложенную в книге Кеном Фоллетом, чтобы увидеть альтернативные события. Характерные для Daedalic Entertainment мини-игры также отсутствуют. Разве что для успешного осуществления некоторых действий игроку потребуется на специальной шкале попасть в зеленую область, когда в ней находится белая точка. Иногда активация всех окрашенных отрезков ограничена по времени.
Есть возможность собирать различные документы и сведения, которые раскрывают подробности жизни персонажей книги и отдельные события описываемой эпохи. Изложены они кратко и ёмко, помогая лучше понять ситуацию, в условиях которой действуют главные герои.
В крупных локациях для удобства их изучения игроку предоставляются географические карты и общие планы зданий, которые можно просмотреть в любой момент в специальном меню. Также в игре представлена общая карта местности с близлежащими городами, которая активируется, когда персонажи преодолевают большие расстояния. В такие моменты игрок волен выбирать, на какую развилку им стоит свернуть, а также принимает решения о действиях героя в новых обстоятельствах. Следует отметить, что выбранные варианты поступков откликнутся персонажу в последующем, не только в границах одной главы.
В целом, игрок во многих моментах влияет на развитие сюжета и игрового мира, и здесь присутствуют несколько интересных нюансов. Если обратиться к уголовному праву, то в нём есть понятие преступного бездействия, которое характеризуется волевым пассивным поведением человека. Это я веду к тому, что на отношение к управляемому герою других персонажей истории будут отражаться как его поступки и выбранные ответы при ведении разговора, так и бездействие или молчание.
В данной ситуации Джек может помочь незнакомому мальчику подняться на ноги или продолжить свой путь к берегу.
Инертность игрока также выражается в игнорировании потребностей окружающих его спутников и друзей. Например, они могут между делом посетовать на холод или голод, что царит в округе из-за долгой зимы. Есть возможность как попробовать найти способ облегчить их страдания, так и не проявить интереса к проблемам второстепенных персонажей.
Иногда выбор варианта ответа из диалогового окна ограничен по времени. Это не только повышает кризисность принятия решения, но и дает доступ к ещё одному альтернативному варианту — молчанию, в которое погрузится управляемый герой по истечению отведённого срока. И необходимо чувствовать, когда лучше действительно дать возможность говорить другим, чем высказать свое веское слово.
В конце каждой главы подводятся итоги, и игроку предоставляется краткий перечень всех совершенных им выборов, принятых решений и найденных документов, которые отразятся на дальнейшем развитии сюжета и доступных ветках диалога. В иной раз бездействие и отказ от помощи лишает возможности увидеть достаточно объёмный отрезок истории.
Так выглядят два возможных варианта завершения второй главы в зависимости от принятых решений.
В графической части прослеживается фирменный стиль студии Daedalic Entertainment: нарисованные вручную задние фоны и персонажи, использование современной версии «целлулоидной анимации». В то же время для игры был разработан индивидуальный стиль — изображение стало визуально выглядеть более реалистичным, чем в других проектах студии, но осталось дружелюбным к дальнейшему анимированию. В цветовой палитре преобладают спокойные холодные тона, которые замечательно передают дух Высокого Средневековья и серьёзный тон повествования.
На географической карте Великобритании действительно можно найти несколько поселений под названием «Кингсбридж». Однако в романе «Столпы земли» Кингсбридж — вымышленный город. Тем не менее, автор утверждает, что по его замыслу он находится на территории современного небольшого населенного пункта Мальборо, который территориально находится в достаточной близости от таких важных средневековых центров, как Уинчестер, Солсбери и Глостер.
Музыкальная составляющая представлена симфоническими оркестровыми композициями. В некоторых случаях, в том числе при нахождении персонажа на территории собора, присутствуют церковный хор и соответствующие мотивы. Этот приём чудесно передает одну главных тем произведения — значение и положение религии во всех сферах общества того времени и, естественно, само строительство кафедрального собора. Передано и настроение происходящего: тревога в партиях скрипки, расцветающая надежда в звуках флейты, состояние упадка в отголосках ветра. Для создания мелодий также использовались народные английские инструменты — так в Эрлскасле слышна шотландская волынка, часто можно расслышать вистл — ирландскую флейту.
Управление удобно реализовано для контроля с помощью геймпада. При приближении главного героя к предметам и персонажам, с которыми можно взаимодействовать, появляется специальное меню, рассчитанное на четыре действия: узнать мысли персонажа об объекте интереса, положить вещицу в инвентарь, начать диалог и применить содержимое сумки.
Сюжет будет интересен даже в том случае, если вы не знакомы с книгой «Столпы земли» — по мере знакомства с представленным в интерактивной новелле миром, игроку будут постепенно излагаться все изменения в обществе, в том числе причины, приведшие к началу гражданской войны, мотивы персонажей и взаимоотношения между ними. Кто же ознакомился с историческим романом Кена Фоллета, сможет принять непосредственное участие в уже знакомых сценах, некоторые из которых были воссозданы почти слово в слово согласно первоисточнику: например, роды Агнес или собрание монахов в Кингсбридже. Многие события в книге (как и некоторые черты характера действующих лиц) все же претерпели те или иные изменения, так как этого требовала необходимость создать внутриигровую ситуацию, интересную именно с точки зрения процесса: это и первая встреча с Алиеной, и поиск работы у графа Ширинга, и некрепкое здоровье брата Пола. Часть страниц книги так и не увидела воплощения в игре, однако все же упоминаются персонажами: так при первой встрече Джека с чужой семьей Альфред упоминает убийство свиного вора (на него ранее сетует и Агнес). Также есть возможность повлиять на некоторые ключевые сцены в игре, к которым студия разработала альтернативные пути развития.
Распространяется игра по модели сезонного абонемента, который дает доступ ко всем трем книгам. Их можно будет загрузить по мере их выхода. Перевод у игры на русский язык присутствует (только текстовый). Все диалоги полностью профессионально озвучены. Прохождение первых семи глав займет от 4 часов.
80 | Так что же собой представляют не раз упомянутые столпы земли? Монастыри и соборы, как утверждает Филип? Или это всё же люди, способные стать надёжной опорой? Как бы то ни было, игра по мотивам одного из самых известных произведений Кена Фоллета «Столпы земли» — это прекрасно стилизованная во всех отношениях интерактивная новелла, которая уважительно относится к первоисточнику, но и не забывает о необходимости наличия интересного игрового процесса. Несмотря на то, что в проекте отсутствуют головоломки или мини-игры в духе point and click приключений, он предложит вам стать непосредственным участником истории строительства кафедрального собора, что развернулась в эпоху междоусобных войн, пренебрежения клятвами и предания всего анархии. |
Обзор написан по цифровой версии игры для PS4, предоставленной редакции издателем. Все скриншоты, использующиеся в материале, сделаны непосредственно автором статьи на указанной платформе.
Читайте также
Последние новости