Следующая новость
Предыдущая новость

Обзор Spelunky 2 — Страх и ненависть в лунных катакомбах

03.10.2020 18:11
Обзор Spelunky 2 — Страх и ненависть в лунных катакомбах

У сложнейших игр, как бы просто они ни были выполнены в плане игрового процесса, часто есть некий уникальный шарм. Ты понимаешь, что тратишь впустую часы реального времени, которые можно провести в более осмысленной игре, с сюжетом и прощающим ошибки геймплеем, но всё равно упорно кушаешь хардкорный кактус, скрипя зубами по пикселям или трёхмерным объектам, так или иначе «виновным» в вашей гибели. Но реальность такова: если разработчики грамотно проработали игровой процесс, то зачастую виноваты в смерти игрока не противники, препятствия и ловушки, а невнимательный мешок с костями по нашу сторону экрана.
Игра Spelunky 2 — наследница одноимённой первой части, вобравшая в себя многолетний опыт разработчиков и отзывы сообщества поклонников хардкорной спелеологии. Это классический «рогалик», не способный прощать игроков и оценивающий навыки всех своих гостей совершенно непредвзято: «Вы все отстой с кривыми руками. Попробуйте опровергнуть!» — как бы говорит игра с первого же уровня. И самое забавное, что доказывать обратное очень хочется, несмотря на достижение счётчиком смертей отметки 100 быстрее, чем проведено равное число минут в игре.

Смысл игры прост: наша героиня отправилась на Луну, чтобы отыскать своих пропавших родственников. Для этого ей нужно пройти огромное запутанное подземелье, состоящее из десятков уровней, создаваемых случайным образом после каждой смерти персонажа. А это наиболее привычное состояние выбранного игроком героя в этой игре, уж поверьте. Погибнуть в Spelunky 2 можно от всего, чего угодно, но чаще всего это случается по собственной глупости игрока — неверно брошенный камень может прилететь обратно и треснуть по чердаку, некоторые ловушки могут поджидать в самых неожиданных местах, и лишнее движение легко приводит к потере очков здоровья. Или жизни.

Система случайной генерации карт беспощадно издевается над игроком. Она то и дело располагает самые пренеприятные ловушки там, где они нежелательны. Например, дверь выхода может быть окружена столбами, из которых выскакивают ударные механизмы. Не успел быстро подскочить и нажать «R1», чтобы войти в двери до удара — пиши «пропало». Ловушки со стрелами, реагирующие на движение, могут оказаться на пути прыжка игрока и выстрелить до того, как появятся в зоне видимости. А подлые кроты — это и вовсе бич всей Луны, даже в более поздних уровнях враги так не раздражают, как эти зубастые скоростные комки меха.
Чем дальше продвигается игрок, открывая новые уровни и локации — пещеры, вулкан, горы, вампирскую башню и так далее, — тем более разнообразным становится окружение, тая в себе новые опасности, хитрости и врагов. Но Spelunky 2 — это не только про опасность, хоть и всегда про сложность. Высочайшую, бескомпромиссную и жестокую. На игровых локациях всегда есть чем поживиться, и зачастую эти ценности конвертируются в денежный эквивалент, который любо-дорого потратить у старика с дробовиком или у скрытного торговца. Купить можно самые полезные вещи, а реже — найти на уровне. Здесь есть шипастые ботинки, позволяющие прыжком убивать врагов с первого раза, цепкие перчатки для лазанья по стенам, кирка для копания без бомб, и многое другое. Число полезных предметов достигает семидесяти с хвостиком, и я ещё не все нашёл.


Чем лучше экипирован персонаж, тем проще в той или иной степени становится пребывание в подземельях. Если взять металлический щит, им можно буквально давить всех врагов, кроме боссов. Толкать и размазывать по стене, как бетонным блоком. Очки позволят видеть все скрытые ценности, телепорт — быстро перемещаться по уровню. Впрочем, в случае последнего следует проявлять осторожность: он перебрасывает на некоторое число условных клеток, размером с героя, и всегда рад перенести вас прямиком в стену, если неправильно рассчитать расстояние. Некоторых животных можно приручать и использовать в своих целях: индейки прыгают высоко, и герой может оттолкнуться от них в прыжке, чтобы добраться до высоко расположенного предмета. А собака Монти — великая ценность! Если её донести до выхода живой, что не всегда просто, между уровнями она лизнёт персонажа и восстановит одно очко здоровья. Или добавит, если хелс полный.
Очень важно в Spelunky 2 не жадничать и расходовать ресурс по необходимости, а не «придерживать ценные бомбы или верёвки на завтра». Потому что завтра может и вовсе не наступить. Привыкнув играть в десятки RPG и вести себя как виртуальный Плюшкин, набирая полные карманы и экономя ресурс, первые часы в игре я натурально страдал, со скрипом закладывая каждую бомбу и нехотя используя верёвки — полезные штуки для достижения высоких мест. С таким подходом пройти игру кажется просто невозможным. Да что там игру — даже первую четвёрку уровней. Поэтому не стесняйтесь взрывать опасные препятствия, бросать бомбы для деактивации стрел, если других подручных предметов в зоне досягаемости нет, и по верёвкам забираться наверх, чтобы собрать побольше золота и прихватить Монти. Последний стоит даже нескольких бомб и верёвок, потому что это добро часто можно найти в сундуках или недорого купить.

Как и любая rouge-like игра, Spelunky 2 — это фестиваль проб и ошибок, без которых здесь не обойтись. Будьте готовы к сотне-другой смертей ещё до победы над первым боссом, и к тысячам ради достижения обычного финала. Про бонусный, «истинный», даже говорить страшновато. Среднее время для прохождения одного этапа — от 30 секунд до двух-трёх минут, а вся игра при должном везении может занять около 30-40 минут. Другое дело, что везение должно быть воистину феноменальным. Сложно представить хоть один спелеологический забег, в котором жизнь игрока не оборвётся последовательностью случайных активаций ловушек или набегов врагов с самых неожиданных сторон.
Впрочем, следует отдать должное — эта игра является примером фактически идеального «рогалика». Её филигранный геймплей покоряется медленно, но верно, прямо пропорционально росту вовлечения и навыка игрока. Здесь легко ошибиться и попасть в ловушку генератора случайностей, но даже когда вас сносит чёртов крот, отбрасывая на ловушку со стрелой, а оттуда в яму с шипами, в голове есть кристально чистое понимание: «крот, конечно, подонок, но виноват в сложившейся ситуации я сам, ведь можно было быстрее среагировать и ударить кнутом, вовремя отпрыгнуть, а ещё лучше — своевременно заметить шевеление в земле, которое всегда идентифицирует кротяру». И так после каждой смерти.

В мире Spelunky 2 я провёл около пятнадцати часов реального времени, но пройти её до конца так и не смог — здесь масса секретов и есть сложнейший путь к «истинному завершению» с секретными локациями и настоящим финальным боссом. Подарок для поклонников и хардкорщиков, но семь кругов ада для случайного игрока.
Техническая реализация Spelunky 2 превосходна, и имеет всего один заметный недостаток — рассинхронизацию и проседания кадровой частоты при кооперативном прохождении. Даже при отличном соединении это случается, пусть и нечасто. В одиночном прохождении таких и любых других технических проблем я не встретил. Ещё первое время удручает слишком резкое движение героя, но к нему привыкаешь. Платиновый кубок в игре под стать её сложности, его получили всего 0,1% играющих, если верить статистике PSN, а большинство трофеев получено менее чем 1% игроков.

90 Spelunky 2 — это умело балансирующая на грани восторга и ненависти игра, с безупречно отточенным игровым процессом, качественным пиксель-артом, здоровой долей чёрного юмора и зубодробительной сложностью. Если вы любите хардкорные игры, каждым своим пикселем испытывающие ваши нервы, навыки, реакцию и смекалку — это спелеологическое лунное приключение создано именно для вас. Остальным рекомендую подходить с осторожностью, в Spelunky 2 чертовски опасно.
Обзор написан по цифровой версии игры для PlayStation 4, предоставленной редакции издателем.

Источник

Последние новости