Следующая новость
Предыдущая новость

Обзор Song of Horror

11.07.2021 23:51
Обзор Song of Horror

Когда геймплей скучен, дизайн уныл, а баг сидит на баге и багом погоняет – написать разгромный обзор проще некуда. Гораздо труднее, когда игра зацепила, а её главная проблема – спешка создателей, выдавших не отлаженный продукт. Именно это случилось с Song of Horror от испанской студии Protocol Games. По-хорошему олдскульный сурвайвал-хоррор не зря тепло встретили игроки на PC, но до недавнего времени прохождение консольной версии осложняли один-два критичных бага. Однако спасительный патч всё-таки вышел, и, если вас привлекают хорроры в духе эпохи PS2, сейчас неплохое время познакомиться с игрой.
Вовсе не хотелось начинать этот текст с упоминания багов, так что теперь поговорим о чём-нибудь более жизнеутверждающем. Речь, конечно, не о восприятии сеттинга и сюжета – там-то всё весьма мрачно и безнадёжно –, а о том, насколько интересно «Песнь ужаса» играется. Итак, известный писатель Себастьян Хашер (явная отсылка к «Падению дома Ашеров» Эдгара По) пропал, и книжное издательство направляет сотрудника к нему домой. Выяснить, почему Хашер не выходит на связь, поручено Дэниэлу Нойеру – младшему клерку, который совсем недавно разрушил прежде успешную карьеру, семейную жизнь, а теперь топит горе в стакане.
Особняк писателя встречает Дэниэла тишиной: недоеденный ужин, наполовину собранные чемоданы – кажется, будто жильцы в одночасье «испарились». И с этим как-то связана музыкальная шкатулка, похоже, вызывавшая беспокойство всех её предыдущих владельцев. А дальше герой находит странную дверь, которой там быть не должно, и… тоже пропадает. Как? Минус персонаж? Нет, это всего лишь окончание пролога, и на этом история Дэниэла не заканчивается – он один из 13 играбельных героев, но всё повествование ведётся от его лица. Роль страшилки-пугалки досталась в игре Присутствию (Presence) – зловещей сущности, угрожающей обладателям шкатулки и всем, кому не посчастливилось оказаться рядом. Причём речь идёт не об одном потустороннем преследователе, а совокупности воплощений Присутствия и её жертв, после смерти исполняющих её волю.

Всего в Song of Horror пять достаточно продолжительных эпизодов, объединённых общим сюжетом. Перед началом каждого надо выбрать героя, который будет пытаться разгадать тайну шкатулки и связанных с ней исчезновений. В первой главе это: бывшая жена Дэниэла, его начальник Этьен, электрик Алина Рамос и домработник Хашеров – Александр Ласкин (русский с обязательной флягой чего-то горячительного). В последующих эпизодах появятся и новые действующие лица, но уже знакомые персонажи будут иногда доступны, если им ранее удалось выжить.
Разработчики не поленились написать для каждого героя индивидуальные реплики и даже предусмотрели уникальные сцены. Вдобавок каждый участник событий отличается численными показателями атрибутов – скорости, скрытности, силы и умиротворенности (serenity). Скорость позволяет быстрее убегать от опасности. Скрытность влияет на частоту случайных встреч с проявлениями Присутствия – когда персонаж бегает и, соответственно, из-за шума привлекает больше внимания, чем при ходьбе. Сила даёт возможность… легче удерживать и захлопывать двери, когда с другой стороны в комнату ломится Присутствие. Наконец, умиротворённость позволяет быстрее успокоиться при контактах с потусторонним и легче проходить мини-игры с прятками, когда следует затаиться, а силы зла провоцируют вас выдать себя.

Вдобавок у каждого героя есть по уникальному предмету, облегчающему жизнь в конкретных случаях – очки профессора помогают подмечать активные объекты, слуховой аппарат бывшего археолога упрощает прослушивание дверей на предмет затаившихся опасностей. Встречаются и менее универсальные, но тем не менее полезные вещи – например, пистолет полицейского позволяет спастись в одной сцене, где смерть неизбежна. Кроме того, в каждом эпизоде можно выполнить дополнительную задачу, как правило связанную с поиском хорошо запрятанных коллекционных предметов, но порой требующую и менее очевидных действий. Наградой станет один из уникальных «артефактов», занимающих отдельную ячейку в инвентаре – причём перед началом следующего эпизода с собой можно взять любую вещь из уже найденных. Эти предметы дают неплохие преимущества – подсказки о поджидающих опасностях и даже позволяют полностью избежать некоторых угроз, которые могут закончиться гибелью.
А возможностей умереть у героев предостаточно – среди них как случайные и сюжетные встречи с Присутствием, так и эпизоды с возможностью выбора. Стоит ли проверять, что находится на дне ванны, заполненной водой? Безопасно ли лезть через окно на строительные леса? И надо ли рисковать, пытаясь открыть заклинившую дверь? Забегая вперёд, скажу, что часть подобных действий приведёт к тому, что в визуальных новеллах называют Wrong End или Band End – то есть фатальной концовке для персонажа. И такое сочетание более-менее ожидаемого и прогнозируемого риска с непредвиденными ситуациями наделяет Song of Horror неожиданно качественной атмосферой – волнительной и напряжённой. Особенно, если вы играете за Дэниэла – умри он, и главу придётся начинать заново. Если же погибнет кто-то другой, мы снова вернёмся к окну выбора персонажа. Однако, к счастью, следующему в очереди не придётся тратить время на уже решённые загадки и заново открывать запертые двери. Что касается важных предметов – их можно подобрать там, где сгинул коллега по несчастью. А иногда даже получится встретить дух умершего товарища и получить в пользование его уникальный предмет.

В Song of Horror много милых отсылок к другим играм – видно, что разработчики хорошо знакомы с «золотой классикой» сурвайвал-хорроров
Геймплейно Song of Horror – сурвайвал-хоррор от третьего лица с упором на изучение локаций, поиск предметов в стиле классических адвенчур и решение головоломок. Стоит добавить, что, хотя у героев нет возможности достать оружие и устроить монстрам бойню, догонялки и прятки с Присутствием не так раздражают, как, скажем, в большинстве штампованных клонов Outlast и P.T.. Всё дело в каком-никаком разнообразии – в каждой главе появляются новые порождения Присутствия, либо вводится свежая мини-игра (чаще всего наподобие ритм-игры), а затем они все чередуются, что не даёт геймплею скатиться в «прятки по шкафам» со всего одним преследователем.
Игрокам приходится внимательно слушать, что находится по ту сторону дверей, запоминать места, где можно спрятаться, задерживать дыхание, замирать в укрытиях или бороться за жизнь, если героя схватили. К слову, реализация отдельных механик вызывает ассоциации с серией Clock Tower, что видится достойным образцом для подражания. Среди уникальных событий наверняка запомнится посещение библиотеки, где, глядя на экраны камер наблюдения, надо сперва запомнить местонахождение тварей, а затем по памяти преодолеть лабиринты книжных полок. Откладывается в памяти и исследование архивов, где мы ищем путь, опрыскивая всё люминолом и подсвечивая кровавые следы ультрафиолетовой лампой – пока нас выслеживает монстр.

Над некоторыми загадками приходится подумать, что для жанра и всей современной индустрии скорее редкость. Правда, иные головоломки не лишены уж слишком притянутых за уши условностей
Не в последнюю очередь, на руку Song of Horror играет камера от третьего лица. Это, конечно, дело вкуса, но именно попытка большинства инди-хорроров подражать тем же Outlast и P.T. отнюдь не идёт им на пользу. Здесь же мы имеем весьма умело воссозданный дух эпохи PS2, но разработчики не заслуживают, чтобы в них полетели камни. Хотя бы потому, что подражание этому периоду истории индустрии встречается не так часто – почти всё наводнено пикселястым псевдо-ретро. Я же, играя в Song of Horror, чувствовал приятное родство хоррора с классическими Resident Evil и Silent Hill – пусть, здесь и нельзя вооружиться, оприходовав монстров из дробовика или стальной трубой.
При этом у Song of Horror явно небольшой бюджет, и делала её небольшая команда. Подтверждением служат комичные, слегка «топорно» сделанные лица персонажей, и озвучка с сильным испанским акцентом, далёкая от номинации «лучшие актёры озвучания» на каком-нибудь The Game Awards. Зато Protocol Games не сделали очередную поделку от первого лица из-за того, что совсем не умеют рисовать игровых персонажей, как авторы многих инди-страшилок. Более того, они очень тщательно наполнили каждую локацию большим количеством мелких деталей, записок, изучаемых предметов с интересными описаниями и даже необязательными пугалками с «пасхалками».
А вот русскую локализацию игра не получила, что может огорчить, учитывая большое количество реплик персонажей и описаний предметов.

75 Небольшая испанская студия Protocol Games смогла наделить Song of Horror приятной ностальгической атмосферой сурвайвал-хорроров эпохи PS2. Несмотря на наличие «пряток по шкафам», игра предлагает любопытную историю и, самое главное, держащий в напряжении геймплей, что, собственно, и является показателем крепкого представителя жанра. Простоватые лица персонажей и сделанная чуть ли не своими силами озвучка персонажей – не такие уж серьёзные минусы, если вас привлекает подобное подражание ретро. Не исключено, что какие-то баги всё же могли ускользнуть из-под прицела последнего патча, но они больше не ломают прохождение.

Обзор написан по цифровой версии игры для PlayStation 4, предоставленной редакции издателем. Все снимки экрана, использующиеся в материале, сделаны непосредственно автором статьи на PlayStation 5 по обратной совместимости.

Источник

Последние новости