Следующая новость
Предыдущая новость

Обзор Shin Megami Tensei V

25.11.2021 11:41
Обзор Shin Megami Tensei V

Миру нужны мрачные JRPG со свободной моралью и непрощающими ошибок сражениями. С проработанной системой развития и вознаграждающим процессом исследования мира. С оригинальным, детализированным и наполненным символизмом дизайном монстров. С пронизывающим до кончиков пальцев роком и атмосферой надвигающейся ночи. Потому что это освежающее комбо способно увлечь на десятки часов, насыщенных чистым удовольствием. А в Shin Megami Tensei V разработчики ещё и смогли сделать запоминающихся героев. Поэтому пятый выпуск знаменитой серии стоил долгого ожидания. Однако среди горсти этих сладких конфет, нашлось место парочке с горьким сюрпризом.
После халтурного ремастера в лице Shin Megami Tensei III: Nocturne HD Remaster поклонники обязаны были получить компенсацию. И SMT V берёт на себя эту благородную миссию. А заодно пятая часть делает уверенный шаг навстречу прогрессу: многие проблемы предшественниц здесь получили гармоничное разрешение. Например, скучные подземелья с бесящими невидимыми порталами уступили место интересному и динамичному исследованию многоуровневых локаций. А одна из главных фишек серии, алхимия создания демонов, обрела максимально гибкие настройки и удобные опции для контроля всего процесса. Вместе с тем, пятая часть делает упор на эмоциональных и ярких героев, продолжая доброе дело Snin Megami Tensei IV и Megami Tensei IV: Apocalypse. Однако неподготовленного пользователя SMT V может озадачить не столько хвалёной сложностью боёв, сколько перерывами между сюжетом и свободными путешествиями по огромным просторам.

Если в других играх апокалипсис происходит в конце, то во вселенной Shin Megami Tensei с этого всё начинается. Конец всего сущего подкрадывается незаметно, однако по разговорам одноклассников главного героя уже можно догадаться кое о чём. В Токио стали пропадать люди, а кровавые места убийств и найденные жертвы породили слухи о монстрах. Отвергнув все увещевания учителей о том, что домой школьникам следует ходить парами, герой забредает не в то место и не в то время. Так, после землетрясения в тоннеле токийского муравейника, он приходит в себя посреди бескрайних песков и руин бывшего города.

Единственными обитателями этого дивного мира являются демоны, но герою улыбается удача и он умудряется слиться с некой волшебной сущностью — Аогами. Вместе они способны не только постоять за себя, но и приручать местную фауну. И после этого не слишком обременительного вступления, игрока бросают на исследование внушительного биома. В нём вы освоите основы игры, выполните ряд забавных дополнительных квестов с симпатягами-демонами и познаете дзен от местных исследований. Однако надо быть готовым к тому, что основной сценарий продолжится только через часов 12-15.
И всё же когда игрок станет полноправным участником войны ангелов и демонов, увидит размах и эпичность противостояния, то его вряд ли можно будет оттащить от этой истории даже за уши. Пусть в SMT V не самый оригинальный сюжет, но он логичный и местами делает неожиданные повороты. А главная приправа в том, что здесь нет однозначно хороших или плохих ребят. Создатели реализовали тут умный подход к персонажам, где даже чернейшие негодяи имеют обоснованные мотивы и, возможно, конструктивные цели. В то время как поборники света и непогрешимые ангелы имеют скелеты в шкафу.
Лучше всего неоднозначность характеров раскрывается в одной из главных механик игры — в переговорах с демонами. Чтобы получить себе в команду союзника нужно успешно провести с ним переговоры и предложить ему достаточно материальных бонусов (деньги, ценные предметы, жизнь или выносливость протагониста). Так вот демоны тоже не делятся на однозначно плохих или хороших, агрессивных или трусливых. Например, можно попасть на какого-нибудь демона-моралиста, который презирает своих кровавых сородичей и вроде бы против насилия. Однако, если ему невыгодно отпускать вас с миром или если указать на его двойные стандарты, то он с радостью выпотрошит героя.
Всего в SMT V 214 демонов и, конечно, среди них встречаются более традиционные добряки или злодеи. Но к последним найти подход также будет непросто, ведь эти маньяки любят свежевать человечину каждый в своём стиле. А относительно безобидные чертята любят шалить, но, опять же, по-своему. Однако не стоит беспокоится насчёт провала в этих переговорах. Повсеместно в игре расставлены магические фонтаны, служащие для сохранения. А упражняться в дипломатии можно хоть несколько раз за бой. К тому же здесь нет случайных стычек: ты заранее видишь какой монстр перед тобой. И даже если это будет босс, у игрока почти всегда есть возможность подготовиться. Наш дух-хранитель постоянно предупреждает о сильном противнике впереди и о необходимости прокачки. Исключением являются некоторые дополнительные квесты, где болтология резко переходит в поножовщину с боссом.
Сражения Shin Megami Tensei по традиции строятся на эксплуатировании слабостей противника. Критические удары и атаки подходящей магией приносят дополнительные ходы в местной пошаговой боёвке. Поэтому тот, кто бьёт первым имеет большое преимущество. Однако это не сильно спасёт героя, если он попадёт под пару-тройку метких оплеух. Так как даже на нормальной сложности здесь можно спокойно отлететь от рядового противника. А уж когда дело касается боссов, то без тактики и сильных союзников не обойтись. Особенно в первой половине игры, когда протагонист ещё не обзавёлся ультимативно-смертоносными демонами. Такая жёсткость сражений может отбить охоту продолжать приключение у некоторых игроков. Но SMT V вознаграждает за любые усилия и предлагает несколько путей усиления команды. Поэтому ключ к любому противнику в конце концов будет найден.

Пошаговые сражения здесь одни из лучших, что можно встретить в JRPG. Они быстрые, интуитивные и требуют взвешенного использования бафов/дебафов. Таких ситуаций, как была с Матадором в третьей части мы здесь не встретили, но всё же многие боссы лучше проходятся с усилениями. Из новых приёмов добавилась супер-атака — «Magatsuhi». У каждого демона она может быть своя, но по-умолчанию нам доступна одна вариация этой техники от протагониста («Nahobino»). Она делает каждую следующую атаку членов команды критической. Однако провернуть такое можно не часто, ибо полоска спецприёма накапливается медленно. Её наполняет убийство врагов, удары по слабостям, а также другие манёвры, которые можно прокачать.
Сам герой усиливается чудесами. Это постоянные улучшения характеристик, открываемые за очки славы. Последние копятся долго и разбросаны в самых разных уголках огромного мира. В какой-то момент герой встречает эксцентричного зеленокожего торговца по имени Густав. Он предлагает нам отыскать его помощников (Миманов) в обмен на разные вкусности. Так вот эти существа, коих в игре 200, делятся крупицами славы. Также иногда на карте можно наткнуться на большие серебряные сферы, наполненные указанной ценной субстанцией доверху. Обычно всё это неплохо запрятано, что дополнительно мотивирует исследовать окружение. Благо платформинг здесь несложный, а герой умеет быстро бегать в стиле Наруто.

Ещё одной полезной добавкой геймплея стали эссенции. Это слепки душ демонов, позволяющие переносить вам и другим монстрам способности, а также устойчивость к разным стихиям. Работает это максимально удобно: выбираете бойца, подключаете эссенцию донора и распределяете их совместные скилы как вам угодно. Здесь тоже есть исключения. Например, какие-то техники могут освоить только демоны, тогда как часть приёмов из эссенции души Аогами предстоит торжественно вручить протагонисту.
SMT V — JRPG о собирательстве и выведении демонов. В покемонах ты ловишь карманного монстра и дружишь с ним ванильную дружбу. А здесь мы берём на себя роль кровавого алхимика, безжалостно расщепляющего своих слуг на атомы с целью создания более сильного существа. Кстати, все демоны это порицают и некоторые из них не раз будут укорять героя за его преступления. Как бы то ни было, механика создания демонов увлекает не на шутку и является десертом в местном геймплее.

Заниматься слиянием демонов в Shin Megami Tensei ещё никогда не было так удобно, как это реализовано в пятой части. Здесь игрок переносит только те скилы, которые хочет видеть у нового монстра. Вы не только можете заранее посмотреть доступные вам комбинации синтеза имеющихся демонов, но и прикинуть слияние на несколько шагов вперёд благодаря базе Компендиума. Последняя хранит всех зарегистрированных вами демонов, как пойманных, так и созданных «из пробирки». Селекция через Компендиум позволяет вернуть за плату нужных демонов и тут же создать новых. Стоит ли напоминать, что эта система в целом была грамотно проработана в прошлых частях, где одно и то же существо можно создать зачастую множеством комбинаций.
Прогрессия в игре своеобразная и главной вашей боевой силой станут новые сильные демоны. Прокачка старых знакомых чаще всего малоэффективна, поэтому от них придётся избавляться. Даже если они ваши любимчики. А в этой игре просто невозможно остаться без любимчика: дизайн монстров великолепный! Причём здорово сделаны не только широко известные мифические создания, но и редкие существа из необычных культур. За ними ведь стоит ещё и лор, и символичность облика. Это добавляет глубины бестиарию и позволяет узнать интересные детали.

Вообще внимание к мелочам и проработка существ в SMT V лучшие, какие видывала эта серия. Именно такого апгрейда ожидаешь от долгоиграющей линейки JRPG. А вот что было неожиданно, но приятно, так это внедрение многоступенчатого исследования мира игры и отличный левел-дизайн. В Shin Megami Tensei III: Nocturne можно было с лёгкостью заблудиться. В пятой части ты всегда знаешь куда тебе идти, где и каких монстров искать. И это при том, что уровни здесь огромные, а их внешний облик не блещет запредельной вариативностью. Отчасти разработчики устроили удачную навигацию за счёт так называемых «хлебных крошек». Здесь этими путеводными геймдизайнерскими вещами стали разбросанные по локациям сферы восполнения жизни, маны и ультимативной способности. Свой вклад в свободу перемещения также внесли переплетённость дорог и вертикальные срезы. Мини-карту совсем удобной, пожалуй, не назвать, но путаницы с ней не возникает.
Shin Megami Tensei по традиции удивляет отличной музыкой. Сначала столкновения звуковое сопровождение здесь приглушённое, но стоит завязаться драке, как в дело идут приятные роковые мелодии. Композиции в целом разнообразные и меняются при путешествии от одной крупной локации к другой. Ещё в плане услады для слуха можно отметить работу сейю: это действительно стопроцентное попадание в образ.
Все музыкальные темы сражений. Наслаждайтесь!
В начале материала мы отмечали, что в проекте есть и минусы. Связаны они отчасти и с геймплеем. Когда ты узнаешь всю информацию о врагах в районе и подбираешь нужный состав команды, то сражения проходят по одному сценарию. Ты просто повторяешь одну и ту же победную комбинацию атак, что может быть несколько монотонно. Но этот недостаток не слишком велик, так как здесь большой выбор демонов; буквально за каждым поворотом героя поджидают новые враги.
Другие шероховатости относятся к техническим возможностям целевой платформы — Switch. Игра выжимает из гибрида Nintendo максимум, но замыленность картинки проступает отчётливо. Видимо, на компромиссы с графикой пришлось пойти и с модельками персонажей: многие второстепенные действующие лица низкополигональны. Видно, где растянута одна большая текстура. При этом всём ещё и кадровая частота заметно проседает ниже 30 FPS.

Следует отметить, что здесь, как и в недавнем ремастере Shin Megami Tensei III: Nocturne HD Remaster, отдельно продаются ускорители прокачки. Конечно, тут у пользователей тоже есть выбор между самой низкой сложностью с послаблениями (скачивается отдельно) и бустом параметров платными бусинами, однако факт остаётся фактом. Плюс ко всему на старте к игре продают ряд сюжетных дополнительных миссий с бонусными демонами, которые вербуются на поздних стадиях игры. В них можно встретить совершенно новые дизайны монстров и старых знакомых (героя третьей части).

90 Shin Megami Tensei V добавила серии то, чего ей не хватало. Это и гибкая система слияний демонов, и похорошевшая графика, и бодрое исследование огромных биомов, а также максимально отзывчивые сражения. Эссенции и чудеса, регулирующие билд героя, разнообразили прокачку. Также приятно видеть, что создатели решили и дальше делать акцент на темпераментных персонажах и на логичной, пусть и не оригинальной, сюжетной линии.
Технические ограничения Switch не дают проекту развернуться во всей красе, однако он всё равно эффектно выглядит и хорошо играется. Пятая часть SMT стоила долгих лет ожидания и может по праву считаться лучшей во всей серии.

Обзор написан по цифровой версии игры, предоставленной редакции издателем. Все скриншоты сделаны автором статьи на Nintendo Switch Lite.

Источник

Последние новости