В последние годы у меня появилась традиция: каждую осень находить занимательную детективную игру. Например, в 2020-м мне попалась Paradise Killer, сюрреалистичная зарисовка про перерождающиеся острова и богов из космоса. В этом году осенним детективом я бы назвал The Forgotten City, но не был до конца уверен. Вдруг грядущая Sherlock Holmes: Chapter One окажется лучше? Сейчас могу сказать уверенно: история про проклятый римский город оказалась куда интересней приключений известного литературного сыщика. Но обо всем по порядку.
Действие разворачивается на вымышленном средиземноморском острове Кордона. Шерлок Холмс некогда здесь проводил свое детство, а теперь в компании Джона (не Ватсона) вернулся в знакомые края. Детектив собирался просто посетить могилу матери, однако внезапно напал на след семейной тайны. Загадку, разумеется, он так просто не оставит и потому приступает к делу. И вопросы к сюжету не заставили себя долго ждать. Возьмем для начала построение игры. Основная загадка, связанная с матерью Шерлока, проста, и ее пересказ укладывается в три предложения. Что делают разработчики в подобных случаях? Растягивают дело, как только могут. Стоит найти пару крупиц истины, как расследование останавливается, а нам нужно отвлечься на другую задачку. И это выливается в типичную проблему «многослойных» сюжетов. Основная загадка висит на паузе, а промежуточные истории с ней связаны, в лучшем случае, парой деталей. В итоге о целостности сюжета речи не идет.
Переходим к следующему вопросу. И подзаголовок Chapter One, и описание игры жирно намекали, что это будет история становления Шерлока Холмса. Не самая плохая идея, интересно же посмотреть на молодого детектива, который по неопытности творит ошибки. Однако вынужден разочаровать: тема не раскрыта. Уже с первых минут мистер Холмс – тот герой, к которому мы давно привыкли. Фанат логики и доказательств, который и метко стреляет, и лихо дерется, и полицейских выставляет кретинами. Семейная загадка вроде и пытается придать ему пару новых деталей, но выглядит это натужно и не предлагает иного взгляда на известного персонажа. И концовка окончательно портит впечатление: авторы решили удариться в дешевый психологизм с подавленными воспоминаниями. Вроде и попытались придать эмоций Шерлоку, но выглядит это весьма странно.
Не отходим далеко от персонажей, нужно еще поговорить про напарника. Игра в первые часы говорит о том, кто такой Джон, но, пожалуй, спойлерить не буду. Итак, напарник с Шерлоком знаком давно, и у него есть несколько интересных реплик, однако я не понимаю идеи этого персонажа. Считаю, что куда интересней ввести помощника, который был бы связан с островом и периодически рассказывал местные байки. А так получаются «чужаки в стране чужой». Кроме того, система отношения Джона осталась загадкой. Дело в том, что он записывает в дневник мысли и комментарии, а кроме того, оценивает действия Шерлока. Если мы с первого раза находим нужные сведения в архиве – он доволен. Если без особых результатов расспрашиваем прохожих – он начинает ныть. Впрочем, пусть жалуется, сколько влезет, это на нас никак не влияет. Разве что диалоги поменяются в финале, и то, не факт. В общем, напарник – занудное и бесполезное создание.
Закончили с персонажами и драмами, пора уже к расследованиям перейти. Обошлось без сюрпризов: изучаем улики на местах преступлений, общаемся с подозреваемыми и находим виновных. Однако Chapter One – еще и игра с открытым миром, где много и основных, и побочных заданий.
И качество дел заметно различается от случая к случаю. Есть расследования в рамках основного сюжета, и они получились самыми проработанными. Так, первая зарисовка вертится вокруг спиритического сеанса, где якобы призрак похитил бриллиант. А другая начинается со сбежавшего слона. И только в этих расследованиях работает система «чертог разума». То есть составляем список улик, а затем их соединяем и получаем заключения. Однако не все детали однозначны, и нужно подобрать им объяснение. Например, под ногтями подозреваемого видно мыло. Что это может быть? Он в спешке смывал кровь после убийства или же готовился к другим делам? И в зависимости от сочетания таких выводов вину можно повесить на любого из участников истории. Звучит любопытно, однако у меня осталось впечатление, что ответ на загадку не важен. Как бы ни разыгралось дело, Шерлок получит новую подсказку к основной истории, а любые последствия всплывут лишь в виде газетных выпусков.
У авторов во многих играх видна тяга к странным мини играм. Вот здесь мы собираем химическую формулу с помощью простейших математических операций
Но есть задания помельче. Одни любопытны: расследование идет линейно, но следить за деталями надо, а кроме того, в финале будет выбор, как поступить с виновником. Иные зарисовки сводятся к тому, чтобы потыкаться носом в активные точки, получить ответ и похлопать себя по плечу.
Авторы Chapter One, как многие модные разработчики, решили сделать игру с открытым миром. И это тот случай, когда галочку поставили, а с реализацией решили разобраться по ходу дела. В итоге мы получаем красивый остров с унылой набивкой. Про побочные задания я уже рассказал, осталось упомянуть сражения. По основному сюжету стычек будет всего пара штук, но на острове в поисках острых ощущений можно залезать в логова бандитов. Что они из себя представляют? Нас запускают на арену, куда мелкими порциями заходят противники. По идее их можно просто перестрелять, но награда будет выше, если брать живьем. Поэтому жмем прицеливание, где сразу врубаются замедление и подсветка уязвимых точек. Сшибаем шляпу с бандита, подбегаем и исполняем QTE-добивание. И в этом ВСЯ боевая система. Строго говоря, есть отдельные умники с броней, и с них сначала надо сбить пластины. И иногда врага можно вырубить, выстрелив в лампу рядом с ним. Но да, сражения сводятся к одной схеме: оглушил, подбежал, добил. Ни вызова, ни разнообразия, ни чего-либо еще. Вердикт «сражения для галочки» ясен как никогда.
Переходим к заключению. Случай Sherlock Holmes: Chapter One удивителен и малопонятен. Есть заявка на историю становления Шерлока Холмса, но в итоге дают привычного и знакомого персонажа. Есть красивый колоритный остров, где намешаны культуры Британии, Османской империи и множества других народов, а по факту дело сводится к дежурному открытому миру и привычным детективным историям. Есть интересные расследования с любопытными вопросами и дилеммами, но игра не особо интересуется вашими решениями и мнениями. Кто виноват в таком состоянии? Я бы указал на двух подозреваемых: открытый мир и отсутствие фокуса. Chapter One можно было исполнить в стиле прошлых проектов студии, вроде Sherlock Holmes: Crimes & Punishments. То есть набор детективных историй, связанных единой темой. Не надо больших декораций и десятка «побочек». И без боевой системы можно обойтись. Зато стоило проработать расследования, добавить комплексные загадки и сложные выборы. Sherlock Holmes: Chapter One - игра не безнадежная, но многие решения в ее исполнении остаются загадкой.
P.S.: Если хотите качественно написанное расследование, то обратите внимание на Forgotten City. Авторы этой истории куда лучше знали, что они творят. А для любителей поскрипеть мозгами могу предложить Return of the Obra Dinn. И еще… так, пора уже остановиться с советами.
70 | Изучение Sherlock Holmes: Chapter One скатывается в бесконечное «да, но…». Красочное место действия, но исполненное в виде скучнейшего открытого мира. Занятные детективные дела, но ваши выводы никому не интересны. И даже идея уйти от Лондона и Бейкер-стрит в юность Шерлока на колоритном острове не привносит ничего нового в устоявшийся образ сыщика. Sherlock Holmes: Chapter One – сносная детективная игра, но альтернативу ей можно найти с легкостью. |
Обзор написан по копии игры для PlayStation 5, предоставленной редакции издателем.
Читайте также
Последние новости