Перед поездкой на Gamescom 2018 я поделился впечатлениями от переиздания Shenmue I & II для PlayStation 4, Xbox One и PC, отталкиваясь от первой версии, к тому моменту почти пройденной. Вернувшись домой и разобравшись с частью материалов (новые будут совсем скоро!), я завершил первую игру и прошёл вторую, оставив совсем немного «побочного контента», необходимого для получения платин, на будущее. Теперь пришло время не просто поделиться впечатлениями от переизданий, но и вынести вердикт.
Особенность переиздания Shenmue I & II в том, что, несмотря на присутствие технических проблем и слабые улучшения, по сравнению с оригиналом, оно всё равно затягивает с головой. Как бы затягивали оригинальные игры, запущенные сегодня на SEGA Dreamcast или других системах, эмулирующих данную консоль. Это незаконно, но who cares, на самом-то деле?
Вселенная Shenmue даже в 2018 году способна по-настоящему поразить игроков, в том числе обладающих огромным игровым опытом и съевших не одну стаю собак в играх с открытым миром. Первая часть серии делает это аккуратно, лишь немного исследуя жанр, который начал формироваться под влиянием мощного джиу-джитсу Рё Хадзуки, главного героя игры. Речь, разумеется, о жанре приключений в трёхмерном и открытом мире, NPC и сторонние активности которого формируют настоящий виртуальный аттракцион для игрока. И чем любопытнее игрок, тем любопытнее сам аттракцион!
История Рё Хадзуки кажется банальной в своей завязке, но очень нетривиальна в развитии событий, сопряжённых с основным приключением — поиском убийцы отца главного героя, таинственного китайского мафиози. На своём пути герой побывает не только в окрестностях своего дома, но и отправиться в достаточно далёкий Гонконг, в котором продолжаются события, начиная со второй части. В обеих играх он встречает необычных, хорошо проработанных персонажей, каждый из которых способен запомниться вам надолго. Будь то забавный негр, торгующий хот-догами, или горячая рыжеволосая красотка Джой, гоняющая на своём спортивном мотоцикле по узким улочкам Гонконга.
Если игроку не хочется бежать от одного сюжетного маркера к другому… хотя о чём это я, нет в этих играх маркеров! Вообще. Только те, которые вы сами можете поставить на карте, и то они появляются лишь в Shenmue II. В первой части нет даже мини-карты в привычном, для современного игрока, смысле. Лишь в сиквеле появляется возможность купить карты каждого района города, которые потом становятся мини-картами, немного облегчающими ориентирование. Вместо маркеров в Shenmue есть NPC, всегда готовые подсказать вам дорогу, а иногда даже провести прямиком до нужного места. «Что? Ты не местный? Какой красивый японский мальчик. Ну ладно, проведу тебя до храма, следуй за мной», — скажет милая девушка, встреченная на улице. И, что немаловажно, действительно проведёт по адресу, а не в подворотню, где ждут большие дяди с дубинками.
В обеих играх мы свободны проводить время как угодно, гуляя по локациям, ища чем заняться, тренируясь и работая. Последняя активность особенно развита в Shenmue II, где подработка является одной из ключевых активностей, необходимых для заработка денег. Ведь вам хочется провести время за игровыми автоматами, собрать коллекцию «гасяпонов», купить что-то в ближайшем магазине… и заплатить за ценную информацию, подчас необходимую для продвижения по сценарию. Подработка у Рё самая разная, от вождения погрузчика в Shenmue, до управления игровыми стендами и погрузки ящиков вручную в Shenmue II.
Если вы не играли в оригинальные версии, и пришли к Shenmue, например, из эволюционировавшей Yakuza или GTA, то рискуете испытать дискомфорт из-за большого количества внезапных QTE. Данные события могут появиться в самый неожиданный момент, и чем вы дальше прошли, тем сложнее они становятся. Собственно, именно Shenmue стала одно из игр-родоначальниц этой настырной механики. Провалив сюжетный сегмент QTE в любой из частей, у игрока зачастую есть шанс либо переиграть сегмент, либо пойти по иному пути. А вот если QTE была в побочной активности, тут спасает только перезагрузка с последнего сохранения. Благо, сохраняться в игре можно хоть на каждом шагу!
Обе части серии играются сейчас отлично, особенно радует вторая часть, причём со всех сторон. Она хорошо обыгрывает приключение чужака в чужом краю, заставляя происходящие события выглядеть очень живыми. К слову о жизни внутри приключения — запала ему добавляют полноценные системы течения времени и смены погоды. Если день дождливый, то NPC стараются прятаться в домах и не гуляют по улицам в привычной манере, а некоторые побочные активности просто недоступны. То же касается времени: определённые события случаются лишь в конкретные промежутки времени, и, если вам назначили встречу на 3 часа дня, значит прибыть нужно в это время. Опоздали? Ждите следующего дня.
В Shenmue II столько точек с арм-реслингом, что кажутся, будто это основной силовой спорт в Гонконге...
Джой прекрасна!
Важно отметить ещё один момент, связанный с переизданием: что бы не говорили в SEGA, Shenmue I & II появились на современных игровых системах исключительно благодаря успеху Shenmue III на площадке Kickstarter, и связанному с игрой ажиотажу. В противном случае, не начни Ю Судзуки выбивать права на создание сиквела и бороться за франшизу, в создании которой он сыграл одну из ключевых ролей, в SEGA бы даже не пошевелились. Поэтому получившиеся в результате «ремастеры», в лучшем случае, можно назвать ленивыми и приемлемыми. Это далеко не эталон переиздания, к тому же в сети игроки жалуются на ряд багов, чаще всего связанных со звуком и проигрыванием сюжетных сцен. К счастью, меня обошла чаша сия.
Особенно ценны обе части Shenmue — и хочется верить, что третья продолжит традицию — для любителей восточных культур и единоборств. Будучи адептом джиу-джитсу, Рё Хазуки частенько встречает мастеров других боевых искусств, попутно участвуя в спаррингах с ними, изучая новые движения и познавая философию того или иного стиля. Здесь не будет никаких откровений, о которых вы не могли бы узнать из тематической литературы и даже аниме-сериалов или фильмов о восточных единоборствах, но местная подача воистину уникальна, она подчёркивает важность и таинственность сопровождающих обучение единоборствам ритуалов, этических и моральных аспектов.
Несмотря на отвратительную камеру и неуклюжесть игрового процесса, Shenmue I & II для PlayStation 4, Xbox One и PC — это отличный сборник с двумя играми, заложившими основы для множества современных приключений в открытом мире. Местный уровень детализации и проработки поражает даже в 2018 году, заставляя задаваться вопросом, почему многие современные разработчики не стремятся к такому же высокому уровню вовлечения игрока за счёт детальной проработки житейских мелочей, вместо раздувания игры большим количеством не всегда впечатляющего контента.
80 Shenmue I & II — сборник с открытыми мирами, в которых ещё не было места однообразным башням и блокпостам, стремления к гигантизму и количеству побочных активностей вместо качества. Зато была жажда разработчиков сделать небольшие районы живыми и естественными, а путешествие по ним увлекательным, наполненным неожиданностями и житейскими мелочами, вдыхающими жизнь в виртуальный мир. Это неповторимый игровой опыт, даже несмотря на отвратительную камеру и неуклюжую боевую систему. Доказано прошедшими 18-ю годами.
Читайте также
Последние новости