Sakuna: Of Rice and Ruin от небольшой японской студии Edelweiss совсем скоро выйдет в нашем регионе, а на PC в неё можно поиграть уже сейчас. Это причудливое сочетание сайд-скроллингового слэшера и симулятора выращивания риса, щедро приправленное японской культурой и мифологией. В материале с первыми впечатлениями я в общих чертах обозначил, чем предстоит заниматься игроку, а теперь самое время углубиться в детали.
Сюжет игры не просто любопытен, но и не лишён такого частенько забываемого понятия, как развитие персонажа. Богиня плодородия Сакуна по характеру колкая и капризная цундере, привыкшая к роскоши и достатку жизни в небесной столице. Однако из-за глупого инцидента с участием смертных её отправляют в изгнание на Остров демонов – перевоспитываться и наводить порядок на диком клочке земли. Сопровождают её упомянутые смертные: неуклюжий недосамурай/недоразбойник, миссионерка из далёкой страны, грубоватый паренёк с талантами кузнеца, добрая девчушка и ребёнок, разучившийся говорить из-за психологической травмы. Сакуне до простых людей опускаться не пристало, но теперь придётся разделить с ними пищу и крышу над головой, чтобы выполнить задание столицы. При этом наблюдать за взаимоотношениями настолько разных спутников интересно, а их развитию уделяется достаточно внимания.
Любопытно, что, хотя события происходят в Японии, место действия звучит как Янато (а не Ямато – древнее название Японии), а, к примеру, родина миссионерки Мирте именуется Вентанией, хотя из её рассказов догадываешься, что речь вероятно о Германии. Так ловко разработчики обошли перспективу кого-нибудь обидеть – ведь Мирте прибыла в Янато проповедовать учение Формоса, а это явный намёк на Христианство, гонения за которое в истории Японии были очень жёсткими.
Игра наполнена целым ворохом отсылок к традиционной японской культуре и мифологии – с богами, ёкаями и демонами Они. Правда, с одной оговоркой – многие противники Сакуны представляют собой подвергшиеся порче силы природы. Так что основной бестиарий составляют демонические зайцы, кабаны, медведи, рыбы и прочая живность, что поначалу может и расстроить. Уж больно мало видов врагов встречается на первых порах, да и сами начальные локации не блещут разнообразием. К счастью, далее вариативность наращивает обороты.
Покорение острова начинается с общей карты, где можно выбрать локацию для исследования. При этом новые точки открываются при соблюдении определённых условий. Иногда достаточно пройти предыдущую зону или победить босса, но чаще надо выполнить определённое число целей в конкретных локациях. Это, по сути, местные испытания: найти спрятанное сокровище, добежать до выхода меньше чем за две минуты, победить босса ночью и так далее. При выполнении таких челленджей будут расти уровень исследования острова и открываться новые зоны – в том числе двигающие историю дальше. Данный подход способен запутать, когда точно не знаешь, что делать дальше, но с другой стороны неплохо разнообразит геймплей. А ещё в Sakuna: Of Rice and Ruin реализована динамическая смена дня и ночи и времён года, причём и то, и другое влияет как на фермерство, так и на процесс исследования и битвы.
Сражения – одна из двух важнейших частей геймплея (вторая – выращивание риса). По духу они напоминают Muramasa: The Demon Blade. Если вы играли, наверняка помните, как бешено вращающимся колесом смерти шинковали врагов в творении Vanillaware. В Sakuna: Of Rice and Ruin наблюдаешь похожий ураган ударов – сильные и мощные атаки, совмещаемые в комбо, использование умений. Вместо блоков – уклонения посредством божественного шлейфа, используемого Сакуной вместо крюка ниндзя. Парирование тоже присутствует, но требует своевременного и весьма непростого нажатия соответствующей кнопки, так что им почти не пользуешься – шлейфа хватает с лихвой.
Раз Сакуна богиня плодородия, то и оружие ей в осносном достаётся фермерское – серпы, мотыги, да прочие колотушки для риса
Умения можно разделить на две категории – непосредственно боевые и связанные со шлейфом. Каждый приём можно «повесить» на сочетание «кнопка + направление движения». Тем самым одновременно доступны не более пяти боевых умений и пяти трюков со шлейфом. Примеры боевых умений: атака в воздухе, пробивающая блок волна и так далее. Со шлейфом всё сложнее – эти способности позволяют хватать врагов и швырять друг в друга, отбрасывать назад, временно ослаблять. А ещё шлейф позволяет преодолевать препятствия и проходить платформенные этапы локаций. Правда, научиться пользоваться божественным даром на продвинутом уровне не так-то просто. Советы в туториале слишком пространные, и всё придёт лишь с продолжительными тренировками…или не придёт вовсе. Признаюсь, я хорошо научился кое-каким понравившимся мне финтам, но некоторые показались слишком замороченными для освоения. Снова почувствовал себя сопляком, который впервые играет в Mortal Kombat и пытается выучить самые мощные приёмы и «фаталити». Видимо, разработчикам следовало лучше отладить эту часть геймплея.
Косвенный минус боевой системы состоит в том, что непрокаченная Сакуна, пожалуй, даже чересчур слаба и неповоротлива. Урона наносит мало, шлейфом для уклонений вы пока пользуетесь плохо, а враги унижают только так. Этот период надо превозмочь, и дальше будет проще и лучше. Ну и, пожалуй, упомяну особо раздражающую мелочь: лежачих врагов можно ударить лишь при помощи всего пары умений за всю игру – для остальных атак они временно неуязвимы. На поздних этапах, когда пользуешься только любимыми приёмами и уже делаешь длиннющие комбо, этого не замечаешь, но вначале это расстраивает.
В игре хватает интересных боссов с неплохими мувсетами
Несмотря на имеющиеся «шероховатости», боевая система разнообразна. Регулярно используемые боевые умения со временем получают апгрейды с увеличенным уроном и дополнительными видами воздействия, а героине можно выдать оружие, броню и головные уборы с масками. Оружие разрешается брать в обе руки – для обычных и сильных ударов соответственно. При этом есть разделение на виды урона: колющий, режущий, дробящий или магический. Разумеется, типы повреждений соотносятся с уязвимостями и, наоборот, сопротивляемостями конкретных противников.
Вдобавок почти у всех предметов есть слоты под волшебные…нет, не камни, а сучья (spirit boughs). Они добавляют разнообразные эффекты и бонусы: увеличивают количество собираемых ресурсов, урон определённым противникам, меняют тип повреждений на нужный. При этом большинство сучков можно апгрейдить, «пробуждая» их способности. На это обычно идёт небесный янтарь, подбираемый с противников. Хотел бы сказать, что его получаешь непростительно мало, но так только вначале – дальше его сбор легко увеличить за счёт активируемых бонусов. Так что подбор обмундирования – в том числе под конкретных врагов и ситуации – тоже получился глубоким и интересным.
Так выглядит глобальная карта острова
Крафтингом оружия занимается паренёк-кузнец Кинта, а созданием новой одежды и головных уборов – девчушка Юи. Порой в качестве основы предметов используются созданные ранее, а некоторые чертежи открываются после перехода в следующую главу или встречи с новым противником. Наконец, ингредиенты для крафтинга особо редких вещей придётся поискать. При этом секретов в локациях сокрыто немало – разрушаемые стены и скрытые проходы, труднодостижимые места, требующие отчаянных прыжков и даже импровизаций с использованием врагов в качестве трамплина. Любознательный игрок обязательно найдёт новые предметы, предметы для крафтинга и готовки, а также свитки с рецептами и советами по геймплею.
Однако в определённый момент можно заявиться к боссу и понять, что, похоже, вы пока к встрече не готовы. А всё потому, что Сакуна ела слишком мало каши, а вернее – риса. Всё дело в том, что у главной героини есть набор RPG-атрибутов (сила, здоровье, магия и так далее), и растут они только после сбора урожая, да ещё и зависят от качества выращенного риса. К тому же в игре нет лечебных предметов, а несколько запускающих регенерацию предметов получится получить не раньше второй половины прохождения. Зато здоровье постепенно восстанавливается само, если богиня обильно поужинала накануне перед приключениями. И хочу сказать, меню в Sakuna: Of Rice and Ruin невероятно обширное, а рис лишь его основа. Разные виды блюд из мяса и рыбы, супы и бульоны, лапша, десерты, чаи и алкогольные напитки – всё это не только делает героиню сытой, но и дарит различные временные бонусы.
Результаты сбора урожая: справа прирост атрибутов Сакуны и чуть ниже количество выращенного риса, слева – изменение качеств риса
Основа же всего, как сказано выше, рис, и его надо сперва вырастить. В «Первых впечатлениях» я уже вскользь упомянул, что игроку предлагается полностью повторить весь процесс возделывания и выращивания этой важнейшей для Азии сельскохозяйственной культуры. Начиная от прополки земли после зимы, сева, использования удобрений и заканчивая регулированием уровня воды на полях и сбором урожая.
Мне понравилось, как реализовано сельское хозяйство в игре, но кое-что способно смазать впечатления. Дело в том, что Сакуне доступны фермерские умения, открывающиеся после получения достаточного опыта в том или ином процессе. Например, изначально вы будете сажать рисовые ростки по одному, но впоследствии научитесь размещать их по три штуки за раз. Шлифовать рис также сперва придётся простейшей колотушкой, однако позднее кузнец придумает упрощающий дело станок, а соответствующие навыки дополнительно ускорят работу. Вывод такой – вначале всё будет долго, но потом пойдёт быстрее. А ещё всегда можно делегировать работу своим помощникам, но тогда и качество урожая будет хуже.
По крайней мере, премудрости рисоводства не вываливают все сразу. Нас вводят в курс дела постепенно, а со временем можно найти свитки, описывающие дополнительные хитрости фермерства. Не пройдёт 3-4 сезона сбора урожая, как вы научитесь лечить рис от болезней и вредителей, влиять на вкус, аромат и клейкость, от которых зависит прирост атрибутов Сакуны, и так далее.
Важно учитывать, что игра не терпит спешки, что наверняка не всем придётся по вкусу. Весной, летом и в начале осени придётся выделять время под фермерство, отдыхая от него зимой. И совершенно не получится пробежать локации от босса к боссу, пренебрегая выращиванием риса – банально не хватит прокачки. Да и новые боевые умения полагаются лишь после достижения рисом определённого уровня качества. Зато выполнение полных наборов целей локаций позволит увеличить урожай на освобождённых от монстров полей – тем самым все части геймплея так или иначе взаимосвязаны.
Дополнительные события, активности и механики станут доступны параллельно с сельскохозяйственными успехами и развитием истории. Например, в определённый момент Сакуна сможет торговать со Столицей и покупать редкие ингредиенты и вещи, расплачиваясь рисом. Также получится завести собак, что позволит посылать людей с четвероногими друзьями для сбора ресурсов. Наконец, побочных заданий в игре хоть и немного, зато нет места штамповке, и все они предлагают интересные сюжетные сценки и полезные награды.
Визуальная сторона Sakuna: Of Rice and Ruin вышла исключительно приятной – модельки персонажей и анимации выполнены очень хорошо для студии, состоящей всего из двух основных сотрудников. Озвучка и звуковое сопровождение также не подкачали.
80 Sakuna: Of Rice and Ruin – необычная и неожиданно уютная игра, ловко сочетающая в себе 2D-слэшер и симулятор фермера риса. При этом обе части игрового процесса взаимосвязаны и существуют в гармонии, что вовсе не является данностью при такого рода экспериментах. Более внимательное знакомство с геймплеем всё-таки обнаруживает «шероховатости», которые хоть и не являются критичными, способны немного смазать впечатление. Однако даже их легко исправить будущими патчами. В остальном это – приятный подарок любителям традиционной японской культуры и мифологии, и, глядя на результат, трудно поверить, что большую часть работы выполнили всего два человека.
Обзор написан по цифровой версии игры для PlayStation 4, предоставленной редакции издателем. Все снимки экрана, использующиеся в материале, сделаны непосредственно автором статьи на указанной платформе.
Читайте также
Последние новости