В сегменте процессорных систем охлаждения никаких прорывов не было уже много-много лет. Это, пожалуй, один из самых медленно развивающихся компонентов для ПК. Конечно понятно, что тут мало что можно нового придумать: вентилятор крутится, ветерок дует, радиатор охлаждается – вот и всего делов. Чисто базовая физика, против которой не попрешь. Последний значимый прорыв в системах охлаждения был лет 10 назад, когда впервые появились тепловые трубки и конструкции башенного типа. Кто первым додумался применить подобный подход, увы, уже затеряно в истории. Еще прорывом можно назвать применение контуров водяного охлаждения, но это скорее не новая разработка, а пришедшая из рынка автомобилестроения. И с тех пор ничего особенного и не происходило.
Не сказать, что это прямо особо острая проблема. Уменьшается техпроцесс, в целом падает энергопотребление, падает тепловыделение, и в данный момент высококлассная система охлаждения нужна не так сильно, как лет 5 назад. По большей части и высокопроизводительные СВО купают потому, что это что-то иное, что-то более интересное, чем просто радиатор да пропеллер, да и просто «шоб сосед заценил».
Когда почти 8 месяцев назад я писал новость про процессорный кулер Thermaltake Engine 27 своим глазам я не верил. Неужели это довели до серийного продукта? – были мои мысли. Вроде как я когда-то где-то видел прототипы подобного, но те модели были еще явно далеки до такого состояния, чтобы их можно было продавать. Просто принцип работы охладителя, когда фактически вращается сам радиатор (прочитайте предыдущую фразу дважды), кажется чем-то... в общем тяжело объяснить, но по логике вещей это должно работать в обратную сторону.
Радиатор, который сам вращается, и таким образом охлаждается? А как же трение, теоретически только создающее тепло, и куча других проблем при таком подходе? Но этого для вступления итак уже предостаточно, и интрига создана=), так что переходим непосредственно к обзору Thermaltake Engine 27 (CL-P032-CA06SL-A).
Упаковка и комплектация
Коробка Thermaltake Engine 27 удивляет своими габаритами. К примеру, она легко и просто поместится в карман куртки, а ее ширина и длина даже меньше, чем у самого обычного 120 мм вентилятора. Бокс от последних процессоров Intel, у которых в комплекте нет системы охлаждения, примерно такого же размера.
Весьма скромные габариты существенно ограничили маркетологов в дизайне. Коробка абсолютно неинтересная, да и в целом самая-самая обычная. На оборотной стороне, благо, хотя бы технические характеристики привели.
Максимально минимальный (да, я большой мастер слова) комплект поставки. Пара бумажек, усилительная пластина, термопаста и кулер – вот и все содержимое бокса. Кстати тут стоит сказать спасибо Thermaltake за термопасту в тюбике, а не в одноразовом кульке. Так хотя бы на раза два-три хватит намазать.
На самом же деле комплект вполне норм, сюда и добавить то больше нечего. Выглядит скромно потому, что нет наборов монтажных пластин под различные сокеты, и нет для них различных винтов. К этой теме мы еще кстати вернемся.
Внешний вид и особенности конструкции
Thermaltake Engine 27 – однозначно самая компактная система охлаждения из тех, что я держал в руках. Общие габариты устройства всего 92х92 мм, что конечно знатная такая целиком металлическая «бляха», но как-то держа в руках эти 310 грамм металла верится слабо, что они способны охладить горячий нрав современного мощного процессора Intel.
Да-да, процессора Intel. Рассматриваемый охладитель совместим исключительно с платформой Intel LGA 115x. Фактически, он совместим со всеми процессорами «синего» лагеря, выпущенными за последние лет 7. Повторюсь, платформа Intel LGA 2011 и любые сокеты AMD не поддерживаются.
Впечатляет больше всего высота – всего 27 мм. В большинстве случаев кулер даже не возвысится над радиаторами VRM материнской платы, а еще малая высота предполагает использование в самых различных местах.
Грубо говоря, состоит кулер из всего двух частей: радиатора и вентилятора. В этой схеме, казалось бы, все вполне обыденно, и без преувеличения 100% систем охлаждения состоят из вентиляторов да радиаторов. Однако отличительная особенность и уникальность Thermaltake Engine 27 состоит в том, что вентилятор также из алюминия, и он же является одновременно и радиатором тоже.
По задумке разработчиков, вращающийся вентилятор турбинного типа не только прогоняет воздух сквозь массив алюминиевых пластин, но и охлаждается сам. Если бежать со скоростью 20 км/ч, то значит и скорость воздуха (скажем ветра) относительно тебя будет 20 км/ч, верно? Таким образом вентилятор (который здесь алюминиевый) охлаждается весьма прилично.
Это звучит весьма впечатляюще в теории, и здорово представляется в фантазии, но есть физическая сила, которая по идее должна была поставить крест на всей этой затее – трение. Чтобы был теплообмен между этим алюминиевым вентилятором и основанием просто необходимо, чтобы они соприкасались. Но если они соприкасаются, то тогда будет только лишний нагрев от трения, и еще это очевидно мешает вращению. И как оно тогда работает?
В месте соприкосновения верхней части «карлсона» (то есть крыльчатки) и нижней его части (приделанной к основанию) все не так просто. Как видно на фото, площадь их соприкосновения еще и намеренно существенно увеличена.
Для меня, прямо сказать, принцип работы все еще остается загадкой. В месте соприкосновения, похоже, происходит просто магия. По моему предположению, между основанием вентилятора и крыльчаткой находится что-то вроде масла, при чем очень необычного. Оно должно и хорошо скользить, и хорошо передавать тепло. Конструкция неразборная, а какой-либо дополнительной информацией Thermaltake по этому поводу не хочет делится.
Ну а теперь к более приземленным и очевидным темам. Общее качество исполнения Engine 27 на высочайшем уровне. Кольцевой радиатор, окружающий пропеллер, состоит аж из 129 алюминиевых пластин. Вдумайтесь, каков уровень технологии производства за изготовлением радиатора круглой формы, с настолько плотным радиаторным стеком. И все это выполнено идеально.
Вентилятор по техническим характеристикам вполне обычный. 60 мм диаметр, 1500-2500 об/мин, 13-25 дБА шума, и производительность до 15,6 м3 воздуха в час. Казалось бы, для вращения вентилятора из железа потребуется немалое усилие, и будет немалое потребление, но потребляет кулер всего 1 Вт.
Основание Thermaltake Engine 27 выполнено из никелированной меди. Отполировано довольно хорошо, можно даже сказать до состояния зеркала. Правда, видны некоторые как бы полоски на основании, но это больше похоже не на следы полировки, а на структуру самого металла. В целом, основание я бы оценил на 4+. На 5 все-таки не дотягивает.
Ну и самый важный вопрос: что будет, если подставить палец под железную турбину? Ну я подставил сначала карандашик. Ударило, но не сказать, что прямо сильно. Потом и палец поставил=) По ощущениям чуть больнее, чем удар от обычного вентилятора. Крыльчатка хоть и железная, и скорость вращения до 2500 об/мин, но всего 60 мм диаметр, и на вскидку вес крыльчатки грамм ну от силы 30-40. Выглядит страшно, но из-за малой массы энергия вращения не так велика. Чтоб раздробило палец нужно или массу крыльчатки больше, или намного больше обороты.
Тестовый стенд и тестирование
Система крепления проста и абсолютно очевидна. Сзади платы пластина, спереди платы кулер. Винты закручиваются сразу прямо в пластину. Сделать еще проще, я думаю, уже невозможно. Так что на процессе монтажа отдельно останавливаться не стоит.
По спецификациям Thermaltake Engine 27 (CL-P032-CA06SL-A) способен рассеять аж 70 Вт тепла. В данном случае “аж” – не сарказм, а действительно впечатление. Для столь малой конструкции это достижение. В связи с таким ограничением на этот раз в стенде будет использоваться не i7-7700K, уровень тепловыделения которого 91 Вт, а Intel Core i3-7350K с TDP 60 Вт (чуть-чуть разогнанный).
Тестовая конфигурация была следующая:
С выбором соперников на сей раз также непросто. Кулер позиционируется как суперкомпактное решение, а значит, и соперники должны быть соответствующие. Но компактных систем охлаждения на рынке вообще немного, а с хотя бы приблизительно схожими размерами еще меньше. В общем, для сравнения было взято то, что было:
Все технологии энергосбережения были отключены в BIOS материнской платы, и процессор работал при постоянной частоте 4,8 ГГц. Мониторинг осуществлялся через MSI Afterburner, а нагрузку обеспечил LinX 0.6.5 (количество используемой памяти – вся что есть). Отмечу, что LinX создает колоссальные нагрузки на процессор. В играх и реальных приложениях таких температур никогда не будет. Тестирование проводилось с температурой в помещении 25° C.
Сам LinX знаменит тем, что именно с помощью этого алгоритма составляют рейтинги мощнейших суперкомпьютеров мира. По сути, это графическая интерпретация теста Intel Linpack, а в этот момент процессор одновременно считает много (10 000+) сложных алгебраических уравнений.
В плане уровня шума: шумит Thermaltake Engine 27 не сильно. Вентилятор с диаметром 60 мм просто физически сильно шуметь не может. Можно даже сказать не шумит, а гудит. Солидный такой тяжелый звук. По ощущениям чуть пошумнее Cryorig H5 (на пару децибел).
Выводы
Знаете, сейчас очень тяжело писать вывод к Thermaltake Engine 27 (CL-P032-CA06SL-A). Он построен по уникальной технологии, и первый в своем роде (во всяком случае доведенный до серийного производства, и его можно беспроблемно купить). Однако, он стоит целых 50$, и за 50$ можно найти систему охлаждения намного более производительную. Соотношения цена/эффективность «ниже плинтуса».
С другой стороны, в соотношение габариты/эффективность «выше гор». В таком плане он беспрекословный лидер. Удивляет, когда цельнометаллическая шайба, с высотой в всего 27 мм и малюсеньким радиаторчиком, способна отвести тепло от современного мощного процессора. Еще удивляет, что это вообще работает, и работает реально эффективно.
Итог таков: можно брать при очень существенных ограничениях по высоте, или если вы настоящий энтузиаст. Вау-эффект обеспечен.
Плюсы:
Минусы:
Источник
30 ЛУЧШИХ ММО ИГР
Читайте также
Последние новости