Ролевые игры, предлагающие неспешно поползать по подземельям или, другими словами, старые добрые данжен-кроулеры, уже давно обособились в самостоятельный поджанр со множеством фанатов по всему миру. И несмотря на то, что самому зарождению такого явления, как «dungeon crawler» мы не в последнюю очередь обязаны знаменитому британскому писателю Дж.Р.Р. Толкину, герои которого стали одними из первых приключенцев-покорителей подземелий в истории, именно разработчики видеоигр из «Страны восходящего солнца» в конечном итоге обогнали западный мир в количестве ежегодно выходящих проектов по этой тематике. Без сомнения, японские данжен-кроулеры имеют свою ярко выраженную специфику, но это не мешает им быть популярными и на Западе, побуждая японцев радовать игроков свежими локализациями. И на этот раз до нас добралась классическая представительница жанра под названием Labyrinth of Refrain: Coven of Dusk от разработчиков из Nippon Ichi Software, которая также припасла для нас и некоторые неожиданности.
Глубоко-глубоко под улочками тихого городка под названием Рефрэйн раскинулся загадочный лабиринт, наполненный мифическими богатствами и непостижимыми знаниями. Единственный известный путь в подземные залы и коридоры пролегает через одинокий колодец, расположившийся на одной из площадей города. Однако ни одна живая душа не может ступить в древние туннели из-за смертельно опасных магических миазмов, убивающих любого, кто вдохнёт отравленный воздух. Правда, ходят слухи, что одному колдуну всё-таки удалось побывать в лабиринте и остаться в живых, после чего он написал легендарную книгу «Tractatus de Monstrum», скрывающую в себе ключ к исследованию гиблых подземелий. Где же находится эта книга сейчас? Легенда о Колодце Халаза города Рефрэйн |
Госпожа Баба Яга и игра за магическую книгу
Японцы большие любители удивлять и сочетать невероятные вещи, и, что самое главное, у них это действительно получается. Наша история начинается с прибытия в город Рефрэйн симпатичной Ведьмы Заката (Witch of Dusk) Дронии и её юной ученицы Луки, приглашённых губернатором Петроне покорить древний лабиринта, а заодно помочь ему обогатиться за счёт погребённых под городскими улицами богатств. Но Дрония — это всего лишь псевдоним, а на самом деле мы имеем дело с Великой Ведьмой...Бабой Ягой (Baba Yaga-sama)! И это не шутливая проделка локализаторов, а настоящее имя одного из главных персонажей этой истории.
А когда последний раз нам предлагали поиграть за магическую книгу? Думаю, такое случается, по меньшей мере, нечасто. И хотя в Labyrinth of Refrain: Coven of Dusk нам не придётся неспешно перемещать состоящее из пергаментных страниц и облачённое в твёрдый переплёт тельце, именно легендарный гримуар Tractatus de Monstrum (Трактат о Монстрах) станет виртуальным альтер-эго игрока на ближайшие 50 с лишним этажей подземелий, расположившихся под Рефрэйном. Но Трактат не простая книга, а волшебная, в силах которой подарить жизнь непримечательным деревянным марионеткам и превратить их в воинов, стрелков и магов, которые и станут тем самым отрядом приключенцев, который в конечном итоге победит Лабиринт и доберётся до его «сердца»…или сгинет где-то на полпути к цели. И так уж вышло, что книга оказалась в руках Ведьмы, а, значит, вынуждена подчиняться её воле, но где-то под толщей исписанных магическими знаниями страниц у Трактата имеются своя собственная личность и сознание, тайну которых, возможно, удастся раскрыть игроку.
Помимо Дронии, Луки и Петроне игроку предстоит встретиться и с другими любопытными персонажами этой истории. Да и сам сюжет подаётся весьма необычным образом. Непосредственно покорением подземелий и взаимодействием с его обитателями займётся Трактат, который Дрония будет каждый раз очень трогательно забрасывать в шахту колодца Халаза. Далее, после возвращения книги на поверхность, в игровом меню будет периодически появляться опция «Доклад Ведьме» (Witch Report), отвечающая за дальнейшее развитие истории. Ведьма будет взаимодействовать с книгой, читая появившиеся на страницах колдовского гримуара описания её последних приключений, а затем ставить цели для дальнейших экспедиций в недра земли. Данные эпизоды подаются в виде визуальной новеллы и не ограничиваются только лишь чтением Трактата, а повествуют о самых разнообразных событиях с участием главных и вспомогательных героев игры.
В среднем, на каждый час ползания по лабиринтам будет приходиться по 5-10 минут визуальной новеллы (в зависимости от скорости чтения и того, как уверенно вы себя ощущается с английским языком). Какие-то сюжетные события будут и вовсе происходить в самом Лабиринте, а в конечном итоге и «подземные будни», и «надземная история» будут всё больше и больше объединяться в одну общую картину событий.
Не обошлось в проекте и без достаточной доли юмора, скрашивающего хоть и интригующий, но всё-таки порой ощущающийся лёгким и ненавязчивым основной сюжет.
Классы, атрибуты и всё то, на чём держится любая уважающая себя RPG
Настало время поговорить о системе создания и развития персонажей в мире Labyrinth of Refrain: Coven of Dusk и, конечно же, сражениях. Итак, наша ведьма прибыла в Рефрэйн на большой, запряжённой лошадью повозке достаточно эксцентричного вида, которую Дрония и Лука называют «Караваном». Этот Караван служит нашим героям домом и штабом, позволяющим вести все доступные на поверхности дела, вроде продвижения по сюжету, создания и ремонта новых солдат-марионеток, покупки и продажи предметов на местном рынке, выполнения побочных заданий, усиления Трактата новыми способностями и, разумеется, отправления в новые экспедиции в Лабиринт.
А начинается любое приключение с изготовления кукол-марионеток, которые и составят наш будущий отряд или, будет правильнее сказать, армию, ведь под контролем игрока смогут оказаться до 40 бойцов одновременно, а это — весьма значительное число. Чтобы создать одну такую куклу нам понадобится деревянная основа, которую несложно купить на городском рынке, и особая душа, с которой всё несколько сложнее, так как раздобыть её предстоит в ходе очередных странствий.
Каждому созданному подобным образом воину можно выбрать имя, пол, внешний вид (впоследствии можно будет открыть новые варианты внешности), а также класс, характер изменения характеристик при получении нового уровня, манеру поведения в бою и одно из стартовых умений. Всех этих вариантов настройки вполне достаточно для того, чтобы сколотить действительно эффективную команду, которая со временем сможет стать настоящей грозой Лабиринта. Всего же первоначально доступно 6 классов персонажей: Aster Knight (сбалансированный воин), Shinobushi (силён в нападении, но не обладает мощной защитой), Theatrical Star (специализируется на поддержке других персонажей), Peer Fortress (герой защиты, способный прикрыть собой весь отряд), Marginal Maze (классический маг), и Mad Rapter (прекрасный стрелок и неплохой волшебник). Впоследствии же можно будет получить доступ к ещё двум разновидностям особо мощных в умелых руках воинов.
Создав достаточное количество пока ещё неодушевлённых солдат, необходимо выбрать особые Пакты (Pacts), позволяющие объединить персонажей в отряды до 8 марионеток в каждом. Каждый Пакт обладает своими особенностями, вроде бонусов к каким-либо характеристикам, размера получаемого героями опыта или доступными для использования заклинаниями (называются в игре Donum). Сами Пакты очень разнообразны, а самые ценные из них надо будет сначала найти где-то в Лабиринте. Кроме того, необходимо решить, кто будет стоять в передним рядах (Vanguard) и получать большую часть урона, а кто займётся поддержкой группы с тыла (Rearguard). Определившись, наконец, с Пактами и объединив солдат в отряды или, как они тут называются Coven (англ. «шабаш ведьм»), можно отправляться в подземелье.
И чем же встречает нас Лабиринт? Трёхмерными, достаточно низкополигональными стенами и пиксельными моделями всех остальных объектов. Первая промелькнувшая у меня в голове ассоциация от увиденного, как ни странно, не была даже связана с одним из представителей японских данжен-кроулеров. Виды угловатых коридоров, весьма атмосферно подсвеченных зеленоватыми сгустками миазмы, напомнили мне о серии ролевых игр Might and Magic, а конкретно 8-й её части, где я уже наблюдал очень похожую картину.
Битвы в Labyrinth of Refrain: Coven of Dusk происходят в пошаговом формате, и обмен атаками происходит в рамках очерёдности, зависящей от величины показателя ловкости участников сражения. Помимо атаки, применения магии и перехода в оборону чуть позднее игроку станет доступно усиление отрядов за счёт энергии «Укрепления» (Reinforcement) и использование особых боевых построений или формаций (formation), вроде взятия врага в «клещи» и других манёвров, которые позволят получить бонусы к защите, нападению или другим показателям.
Боевая система предусматривает множество привычных для любой RPG аспектов. Так вероятность попадания по противнику зависит от показателя атаки, а любого удара можно избежать при высокой величине атрибута «уклонение». При достаточном везении можно нанести критическое повреждение «critical gore» (дословно «критическое кровопролитие») и даже «уничтожить» одну из конечностей своего врага, что приведёт к постоянном снижению каких-то его характеристик. Изображение монстра не станет одноногим или одноруким, но мимолётный кровавый фонтанчик будет выглядеть достаточно эффектно! Ваши марионетки тоже способны потерять одну из своих ручек и ножек, а для последующего ремонта понадобятся соответствующие детали.
На противника возможно также наложить какие-либо негативные эффекты, вроде смятения, вони, продолжительного урона от яда и природных стихий, а также других видов воздействий, вызываемых в результате применения заклинаний, умений или особого оружия. Наконец, только вступая в бой, можно напасть на врага с фланга или тыла, что даст небольшой бонус при атаках, а монстры в свою очередь могут проделать точно такой же манёвр и с вашим зазевавшимся отрядом. Тут полное равноправие.
Но для чего мы каждый раз будем спускаться в гиблые подземелья, и какие же награды ожидают нас там? Во-первых, новые предметы и артефакты для наших персонажей, во-вторых, опыт и возможность «прокачать» наших героев, ну а в-третьих — мана…очень-очень много маны! И мана в мире Labyrinth of Refrain: Coven of Dusk нужна не только Дронии для её ведьминских нужд, но и самому Трактату, то есть игроку. Именно этой магической энергией можно расплатиться при приобретении новых умений для Книги, расположившихся в разделе «Witch Petition» (Ведьмины Петиции) главного меню нашего Каравана. Время от времени там будут появляться всё новые полезные во время приключений способности, вроде возможности спрятаться от патрулирующих подземелья врагов, дополнительных вариантов построения отрядов во время боя и права вызывать список доступных на том или ином уровне подземелья сокровищ.
Где здесь выход?
Ранее я уже успел отнести Labyrinth of Refrain: Coven of Dusk к классическим представителям данжен-кроулеров. По большей части это действительно так, особенно в том, что касается самых рутинных черт подобных игр. Лично у меня достаточно неоднозначное отношение к данжен-кроулерам, а связано это с тем, что игрока нередко помещают в декорации весьма однообразных, мало чем отличающихся друг от друга в рамках одной игры подземелий, и требуют от него при этом выполнять множество рутинных и однообразных действий, чаще всего сводящихся к бесконечным сражениям. Соглашусь, такие игры на любителя, которых, тем не менее, немало.
На первый взгляд может показаться, что и Labyrinth of Refrain: Coven of Dusk обладает лишь букетом названных выше не самых удачных особенностей, но это не совсем так. Дело в том, что проект достаточно долго «раскачивается» и поначалу очень небольшими порциями выдаёт игроку новый контент. Согласитесь, когда уже несколько часов кряду смотришь на одни и те же стены вырвиглазных кислотных оттенков, а тебе ещё не открыли и 20% элементов управления твоим отрядом, очень реально составить об игре весьма неутешительное первое мнение. К счастью, если вы действительно любите жанр и готовы немного подождать, ваше терпение окупится, геймплей наберёт обороты, и проект заиграет, наконец, совершенно другими красками, предложив достаточно интересных возможностей и идей.
В конечном итоге окажется, что начальными уровнями подземелья всё не ограничивается, а достаточно умелые и любознательные приключенцы смогут найти переходы на новые этажи, представляющие собой даже целые отдельные миры — каждый со своей стилистикой, архитектурой, предметами и, конечно же, врагами.
Да это же roguelite! Или же больше метроидвания?
Но не думайте, что новые виды подземелий будут стремиться сразу раскрывать все свои тайны. Так, впервые ступая в новую локацию, вы не будете иметь ни одного ключа, поэтому, некоторые запертые комнаты и сундуки с самыми ценными сокровищами первоначально окажутся для вас недоступны.
А ещё в мире Labyrinth of Refrain: Coven of Dusk очень полезно регулярно сверяться с картой. Даже если у вас пока нет нужного ключа, и ваше путешествие зашло в тупик, есть смысл внимательно изучить план уровня — быть может, вы обнаружите, что за очередной, на первый взгляд глухой стеной могут скрываться тайный проход или комната. Но что же делать с самой стеной? Конечно же, снести её! Именно таким бесценным талантом обзаведётся Трактат в определённый момент прохождения, но не забесплатно, конечно же, а заплатив за каждый квадратик снесённой стены немного ценной энергии «Укрепления». Точно также иногда полезно проваливаться в некоторые ямы — так можно оказаться в новом секретном помещение этажом ниже или же…пролететь этажа три и разбиться насмерть! Как бы то ни было, всегда следует быть внимательным и не наступать на подозрительные лужи или дырки в полу — Лабиринт хранит в себе много опасностей.
Разработчики Nippon Ichi Software и правда решили не ограничиваться только традиционными чертами данжен-кроулеров и, например, ввести в игру элемент расплаты за поражение. В первую очередь, гибель последнего члена вашего отряда перенесёт вас на поверхность, а наказанием станет потеря случайного предмета и почти всей накопленной за последнее приключение маны, что гораздо неприятнее материальных потерей. А может произойти и совершенно иная ситуация. Для каждого уровня Лабиринта есть ограничение в максимально возможном количестве маны (Mana Density), которую, находясь в данной локации, можно иметь «на руках». Если же доступный порог будет превышен, вы станете весьма соблазнительной добычей для монстров, а по сути, мини-боссов крайне высоких уровней, которые уже очень скоро нападут на ваш отряд. В этом случае, по крайней мере не первых этапах игры, итог будет также весьма неутешителен.
Готовьтесь к тому, что игровая сложность будет регулярно проверять вас на прочность, поэтому, к формированию отряда приключенцев и его оснащению мощным оружием и артефактами стоит подойти максимально вдумчиво, а все «Шабаши» (Covens) и объединяющие героев Пакты должны максимально эффективно дополнять друг друга. Если же вы пока не можете выйти победителем в каком-то бою, лучше попробуйте найти альтернативный проход, спуск или переход в иную локацию, а вернуться вы всегда ещё успеете, хотя бы для того, чтобы опробовать очередной найденный ключ для запертых сундуков и дверей. К тому же, Лабиринт предлагает удобную систему так называемых «Вестибюлей» (Antechamber), а проще говоря порталов для быстрого перемещения между другими подобными вратами или караваном Дронии.
Появление врага с косой означает, что моему отряду пришёл конец...я ещё не готов к сражению с этим противником
Есть у Трактата и способность создавать дополнительный выход в любом месте (Mud Exit), но тогда вы лишитесь накопленной маны. Наконец, и позорное досрочное бегство на поверхность также является одним из возможных вариантов спасения, если обстоятельства стали складываться не в вашу пользу, но и тут придётся поплатиться собранной магической энергией и здоровьем своих кукол.
Что мне понравилось, наверное, больше всего, так это возможность взаимодействия с некоторыми невраждебными обитателями подземелий. Сначала мы совсем не можем понять, что они говорят, а их реплики предстают написанными на неизвестном нам древнем языке. Затем появится возможность поведать об этом Дронии, и она прикажет разыскать несколько текстов, написанных на языке жителей Лабиринта, приступив после этого к их расшифровке. А спустя ещё какое-то время ведьма передаст полученные от расшифровки текстов знания Трактату, и теперь можно будет вступать с некоторыми существами и персонажами в простые беседы. К сожалению, книга всё-таки не способна говорить, поэтому у неё всегда будет только три варианта реакции: «утвердительная», «отрицательная» или «игнорирование», но и этого хватит, чтобы узнать что-то новое, открыть новую локацию, получить новый ценный артефакт или…окончательно поссориться с собеседником и, тем самым, нарваться на нового мощного противника!
До изучения языка жителей Лабиринта |
После изучения языка жителей Лабиринта — почувствуйте разницу |
Иногда появляются альтернативные возможности прохождения тех или иных участков пути. Например, как-то почти в самом начале путешествия я встретил фигуру в саване покойника, которая совершенно не давала пройти дальше по коридору и при этом что-то бормотала. Впоследствии, когда я уже научился понимать язык подземных жителей, оказалось, что мертвец хотел вырыть себе могилу и тщетно пытался сделать это руками. Ещё позднее другой персонаж выдал мне лопату, которую можно было передать неупокоенному духу. Получив заветный предмет, мертвец радостно освободил проход и побежал рыть себе яму, которая…впоследствии оказалась одним из переходов на следующий уровень! И всю это цепочку действий можно избежать, если в нужном месте снести стену и найти проход на следующий этаж самостоятельно. Не так изящно, но очень действенно. Иной раз, находясь в игрушечном мире забавных, но воинственных гномов, я с боями продвигался к королевском дворцу, когда мой путь преградил мэр очередного городка коротышек и попросил не уничтожать их дома по причине того, что они пацифисты и не любят войны. После чего можно было послушать его просьбу и пойти в обход, либо растоптать городок и получить склянку с кровью, которой можно будет найти применение при дальнейшем прохождении.
Как бы то ни было, но все 50 с лишним этажей подземелий покорятся только самым усидчивым и самым умелым кукловодам, способным собрать такое идеальное воинство, которому будут по плечу любые опасности Лабиринта. И их будет ждать очень долгая дорога.
Местные красоты, цензура и волшебная музыка
Графическая составляющая игры вряд ли поразит вас какими-то неимоверными красотами. А трёхмерные, обладающие неприлично малым количеством полигонов стены подземелий и вовсе способны поразить таким решением со стороны разработчиков. Но общая стилистика, дизайн монстров и персонажей, а также главных героев и других объектов будут приятны глазу. Всё-таки, садясь за японский данжен-кроулер, многие игроки уже заранее знают, что из себя будет зрительно представлять подобный проект. Что же касается элементов визуальной новеллы, то тут японцы и вовсе уже давно и очень успешно набили руку.
Одна из «тех самых сцен»
Забавно, что игра позиционируется как проект для взрослой аудитории. Очевидно, что произошло это из-за весьма легкомысленных нарядов марионеток женского пола и чуть ли не единственной сюжетной сцены, где к Дронии пристаёт «целомудренная» монашка Мариетта. Куда там, из-за одной рисованной картинки, появляющейся на экране на целую одну секунду, игра имела некоторые проблемы с цензурой в Австралии. В любом случае, чтобы увидеть этот и другие подобные эпизоды игрокам предстоит немного выстрадать в тяжёлых сражениях и наполненных ядовитыми магическими испарениями подземных коридорах. Чем не награда для самых стойких?
Вырванные страницы
Путь к платине в Labyrinth of Refrain: Coven of Dusk прямолинейней некуда, но осилит его далеко не каждый. Для получения заветного главного кубка будет необходимо заработать 53 бронзовых, 3 серебряных и 1 золотой трофей, которые выдаются за посещение каждого из этажей подземелья. Всего-то и нужно посетить 56 уровней Лабиринта, не пропустив ни одного из них!
Музыкальное сопровождение, наоборот, с первых же секунд способно захватить игрока волшебными мелодиями и эпичными композициями. Причём, у каждого мира будет свой идеально создающий нужную атмосферу звуковой ряд. А для ценителей оригинальной озвучки есть возможность оставить японский звук и включить английские субтитры.
75 Labyrinth of Refrain: Coven of Dusk не торопится сразу раскрывать всех своих секретов, а рутинные и в то же время небогатые на возможности первые часы прохождения даже способны отпугнуть некоторых неподготовленных игроков. Чего не скажешь о прожжённых ценителях данжен-кроулеров, которые обнаружат в проекте от Nippon Ichi Software многое из того, за что обычно ценят этот поджанр RPG, и даже больше. Любопытная история, приличный уровень сложности, богатая на возможности сбалансированная боевая система и многие-многие часы классического процесса «ползания по подземельям» должны прийтись по вкусу многим любителям подобных игр. Не обошлось на этот раз и без приятных сюрпризов, вроде большого числа секретов, дополнительных заданий и ситуаций, когда одно и то же место можно пройти несколькими способами. И хотя более 50 этажей древних подземелий под городом Рефрэйн покорятся далеко не каждому, это приключение способно надолго захватить тех, кто всё-таки рискнёт дойти до самого «сердца» Лабиринта!
Обзор написан по цифровой версии игры для PlayStation 4, предоставленной редакции издателем. Все снимки экрана, использующиеся в материале, сделаны непосредственно автором статьи на указанной платформе.
Читайте также
Последние новости