Когда в ходе конференции Е3 2017 объявили, что очередная игра легендарной серии автомобильных симуляторов Gran Turismo выходит в конце текущего года, я не на шутку разволновался. Причиной волнения стал тот факт, что у меня не было ни одного игрового руля, совместимого с консолью Sony PlayStation 4. Мой старенький Logitech G25 с PS4 дружить наотрез отказывался, что заставило меня отправиться в магазин на поиски недорогой, но пригодной для тестирования игр альтернативы. Практически сразу мне улыбнулась удача – я наткнулся на бюджетный руль японской компании Hori под названием Racing Wheel Apex.
Проблема выбора достойного игрового руля для владельцев консоли PlayStation 4 в последнее время очень актуальна. Регулярно выходят замечательные игры вроде DiRT Rally, Driveclub, Project CARS, F1 2016, DiRT 4, Assetto Corsa и других, а достойных рулей на рынке практически нет. Компания Logitech поступила весьма хитро, сделав вид, что реализовать поддержку популярных моделей рулей G25 и G27 в PlayStation 4 просто невозможно. Якобы в консоли Sony нет необходимого процессора, а программно всё это реализовать не получится, так как команда инженеров, разработавшая данные устройства, давно была распущена. Поэтому давайте-ка покупайте наш новый руль Logitech G29 за 25 000 рублей, а старые можете выбросить. Некрасиво всё это по отношению к потребителям. Другие рули, представленные на рынке, либо до смешного примитивны, либо заоблачно дороги. Цены на некоторые модели достигают отметки в 45-50 тысяч рублей.
С самого начала передо мной стояла практически недостижимая цель: найти бюджетный руль не дороже 10 000 рублей. Больше просто моя ручная жаба отдать ну никак не позволяла. Новая модель компании Hori подошла под это требование отлично, ведь средняя розничная стоимость Racing Wheel Apex на сегодняшний день составляет 7990, а кое в каких магазинах и того дешевле. Разумеется, низкая стоимость автоматически лишает нас некоторых приятных бонусов, например, дорогих материалов, выносной коробки передач, силовой обратной связи с игроком и так далее. Бюджетность устройства ощущается сразу, тем не менее, оно идеально подойдёт начинающим игрокам, а также любителям автосимуляторов, которые не готовы выложить за новый руль гору денег. Всё же мы имеем практически трёхкратную разницу в цене, если сравнивать данный руль с более дорогими моделями.
Коробка выполнена в фирменном стиле компании Hori, в котором преобладает синий цвет. В глаза сразу бросается правый нижний угол, где стоит очень важный логотип семейства консолей PlayStation. Он означает, что руль был изготовлен с одобрения компании Sony по официальной лицензии, а также прошёл все необходимые тесты на совместимость с консолями PlayStation 3 и PlayStation 4. Ещё один немаловажный логотип притаился в верхнем левом углу чуть ниже названия компании-производителя. При создании руля Racing Wheel Apex была использована технология TouchSense знаменитой компании Immersion. А это, на секундочку, те самые ребята, которые изобрели виброотдачу. В мире продано более 3 миллиардов устройств, использующих их разработки. В руль встроены моторчики с ассиметричными металлическими грузиками, имитирующие разнообразные типы вибрации руля автомобиля во время езды.
На задней стороне коробки (к сожалению, мне достался комплект в слегка помятой упаковке) мы видим стандартный набор информации о комплектации, гарантийных обязательствах производителя и возрастных ограничениях. Если хорошенько вчитаться в напечатанный здесь текст, можно узнать, что руль совместим с ПК под управлением операционных систем от Windows Vista и выше. Он поддерживает API XInput, но не поддерживает другое API Microsoft — DirectInput. Ну а самое настораживающе предупреждение гласит: «Продукт не обязательно будет функционировать так, как вы этого хотите, со всеми играми PS4». Как понимать эту фразу? Я расскажу вам чуть ниже.
Внешне руль выглядит впечатляюще. Приятный на ощупь матовый пластик. К счастью, это не пачкающийся от любого прикосновения Soft Touch, который меня уже порядком достал. Прорезиненное с обеих сторон рулевое колесо диаметром 280 миллиметров практически идеально ложится в ладони. Текстурированная резина исключает выскальзывание руля даже из вспотевших ладоней, что однозначно пригодится вам в пылу напряжённых гоночных заездов против виртуальных соперников или же других игроков в онлайне.
Основание руля достаточно массивное, но при этом лёгкое по сравнению с тем же Logitech G25. Впрочем, внешне разница между рулями практически не заметна. Ну да, нет здесь никакой кожаной оплётки. Да только зачем она вообще нужна в видеоиграх?
В центральной части руля расположены основные элементы управления консолью PlayStation. Как это ни грустно, но круглая центральная часть руля не нажимается. А как было бы здорово установить на неё кнопку клаксона и с важным видом сигналить остальным участникам заезда. Остальные элементы вполне стандартны: крестовина D-Pad, четыре фирменные кнопки «крест», «круг», «квадрат» и «треугольник», бамперы R1 и L1, дополнительные кнопки R3 и L3, кнопка PS для вызова системного меню и включения контроллера, ну и крайне полезные кнопки Share и Options. Нет сенсорной панели DualShock 4, но, насколько я помню, в автосимуляторах она практически не используется. Зато есть одна крайне важная кнопка ASSIGN, которая нужна в процессе тонкой настройки руля. Наверняка вы не досчитались в этом списке триггеров R2 и L2. О них мы поговорим прямо сейчас.
Эти триггеры вынесены непосредственно на само рулевое колесо и по умолчанию в большинстве игр на них назначены функции газа и тормоза. Расположены кнопки в небольших углублениях в прорезиненной части руля. И, скажу я вам, это просто отвратительное дизайнерское и инженерное решение. Я привык держать руль по стандартному правилу на 10 и 14 часов, а в этом положении ты то и дело нечаянно нажимаешь на вышеупомянутые кнопки. Иллюстрации на официальном сайте производителя демонстрируют нам, что японские пользователи держат руль несколько иначе — на 9 и 15 часов. Так, чтобы большие пальцы лежали на руле чуть ниже кнопок и не задевали их. У меня ушло несколько дней на то, чтобы перевоспитать своего внутреннего водителя и опустить руки немного ниже. Впрочем, для кого-то это не будет серьёзной проблемой. Кроме того, кнопки L2 и R2 можно в любой момент отключить в настройках игры.
Очень приятно смотрится кольцо ярко-красного цвета по центру рулевого колеса. Оно присутствует не только для красоты, но и служит ориентиром того, насколько сильно вы повернули руль в данный момент. Racing Wheel Apex имеет максимальный ход в 270 градусов, что, конечно, ощутимо меньше 900 градусов, которые нам предлагают более дорогие модели. Тем не менее этого вполне хватает, чтобы с комфортом играть в большинство автосимуляторов. Если же вы хотите получить от руля максимум чувствительности, можно быстро переключиться в 180-градусный режим Quick Handling Mode, и тогда руль будет реагировать на малейшие ваши движения. Это очень полезно в быстрых аркадных играх (например, в Wipeout Omega Collection), где высокая скорость реакции гораздо важнее мастерства и математической точности профессиональных автосимуляторов.
В верхней части кнопочного блока притаились два очень важных переключателя. Первый меняет режимы работы руля между PS4-N (режим игрового геймпада), PS4-S (режим руля) и PS3 (режим совместимости с консолью PS3). Второй же переключает режимы крестовины, расположенной на фронтальной поверхности руля, между DP (D-Pad), LS (левый аналоговый стик) и RS (правый аналоговый стик). Нужно это для того, чтобы в случае необходимости вы могли использовать оба аналоговых стика контроллера DualShock 4.
В комплекте с Racing Wheel Apex не поставляется традиционный рычаг переключения передач, поэтому приходится довольствоваться подрульными лепестковыми переключателями или, как их ещё называют, «шифтерами». Выполнены они из пластика и довольно хлипки на первый взгляд. Впрочем, я использовал руль на протяжение нескольких недель, и пока у него ничего не отвалилось. А это очень хороший знак.
В задней части основания руля мы видим выходящий USB-кабель, которым устройство подключается к игровым консолям и ПК, а также вход для подключения педального блока.
Нижняя поверхность основания покрыта резиновыми вставками в количестве шести штук. Здесь же вы можете увидеть пять отверстий, в которые вставляются специальные присоски, идущие в комплекте с рулём. Честно говоря, мне сложно представить себе человека, который доверит крепление руля к плоской поверхности каким-то там присоскам. Во время особенно напряжённых заездов я так сильно выворачиваю руль, что даже стол сдвигаю с места. Никакие присоски не спасут подобную ситуацию.
Именно поэтому я советую всем, кто решится на приобретение игрового руля, сразу же убрать присоски обратно в коробку. Для крепления к столу вместе с Racing Wheel Apex поставляется своеобразная струбцина, состоящая из опорной рамы и болта с удобной рукояткой. На раме закреплены две подвижные прорезиненные ножки, исключающие соскальзывания конструкции со стола или стойки для руля (которую можно приобрести в интернете или же сделать самостоятельно). Меня несказанно порадовал тот факт, что струбцина позволяет крепить руль даже к очень толстым столешницам. У меня именно такой случай и даже крепление легендарного Logitech G25 было перед моей мебелью беспомощно. А компания Hori просто взяла и увеличила максимально доступный зазор, приятно порадовав своих пользователей.
Педальный блок хоть и выполнен из пластика, но обе педали достаточно прочные, так что не бойтесь случайно отломать их своими ногами. Ход педали газа ощутимо больше, нежели у педали тормоза. Чувствительность их можно настраивать особыми комбинациями клавиш. Педали достаточно тугие, и к ним нужно привыкнуть, но здесь всё сделано для того, чтобы сымитировать элементы управления настоящего автомобиля. Было бы крайне странно, реагируй педали на любое дуновение ветерка.
Дно педального блока скрывает в себе четыре резиновые ножки, а также сложенную подставку под пятки. Она раскладывается и увеличивает площадь основания блока почти в два раза. Ставите пятки на подставку и тем самым автоматически прижимаете педальный блок к полу, исключая его скольжение. Всё очень просто и удобно.
Педальный блок подключается к рулю кабелем сетевого интерфейса RJ9.
Отдельно стоит упомянуть процесс настройки руля. А настраивается он так тонко, что хочется снять перед японцами шляпу. Помимо уже упомянутой мною чувствительности поворотов руля и нажатий на педали, вы вольны регулировать мёртвые зоны (углы поворота, в пределах которых руль не реагирует на ваши движения), назначать любые команды на любые кнопки и рычажки, а можете в любой момент просто сбросить все свои настройки и вернуться к заводским, начав с чистого листа. Правда и поругать японцев тоже есть за что. Процесс настройки настолько сложен с технической точки зрения, что ещё на этапе чтения инструкции мне пару раз становилось дурно. Сложные комбинации кнопок с удерживанием одних на протяжении нескольких секунд и параллельным нажатием на другие, напомнил мне процесс джейлбрейка iPhone. А тут вам ещё и ориентирование по цветовым индикаторам, загорающимся на руле. Всё это сложно назвать «дружелюбным подходом». Технари по образованию немного поворчат и во всём разберутся, а вот гуманитариям придётся несладко.
Опробовал я свой новенький руль последовательно в нескольких играх. Начал с тех, которые заявлены в списке поддерживаемых на сайте производителя. Первой из них опробовал свою прошлогоднюю любимицу DiRT Rally, где руль сразу же определился в режиме PS4-S и автоматически настроился. Изначально я проходил игру на обычном DualShock 4, поэтому мне было с чем сравнивать. Ощущения, конечно, как небо и земля. Но это было вполне ожидаемо. Автомобиль прекрасно слушался меня на узких горных, лесных и заснеженных дорогах, дорожное покрытие отдавалось в руках характерной мелкотекстурной вибрацией, а педали позволяли плавно входить даже в самые крутые повороты. Для этой игры я даже не стал менять настройки по умолчанию, просто потому, что они оказались идеально сбалансированы изначально.
Второй моей подопытной стала Driveclub VR. Мне очень не хватало руля именно в этой игре. Ведь внутри виртуальной реальности ты видишь, что держишь в руках автомобильный руль, а на самом деле чувствуешь в руках геймпад другой формы. Это сильно разрушает эффект присутствия. Что ж, Racing Wheel Apex впервые позволил мне погрузиться в Driveclub VR на все 100%. Игра автоматически распознала руль и подгрузила все необходимые настройки. Мне вновь не пришлось ничего менять или перенастраивать. Ух, скажу я вам! Ощущения просто непередаваемые! Наверное, это самое лучшее применение данного руля среди всех протестированных мною игр. Хотя, разумеется, здесь сказывается моя бесконечная любовь к технологии виртуальной реальности. Ну а почему бы и нет? Действительно же крутая штука.
Заявленная в списке поддерживаемых игр Project CARS почему-то руль в режиме PS4-S определять наотрез отказалась. Мне пришлось активировать режим PS4-N и вручную настраивать руль в опциях, экспериментируя с десятками ползунков, прежде чем я остался доволен достигнутыми результатами. Снижать «мёртвые зоны» до нуля в этой игре я бы вам не советовал. Это приводит к тому, что руль при возвращении к нулевому положению будет слегка таскать машину по трассе. Hori Racing Wheel Apex в отличие от дорогих рулей не может похвастать наличием встроенной «силовой отдачи», когда при повороте колёс вы ощущаете реальное их сопротивление вашим рукам. Вместо этого в него встроена пружина, постоянно пытающаяся выровнять руль по центру. И в моменты такого возвращения руль слегка проворачивается за нулевую отметку. Если мёртвые зоны выставлены неверно, вас запросто может мотнуть в противоположную сторону, что приведёт к вылету с трассы на огромной скорости.
В свежей игре DiRT 4 руль также пока ещё не поддерживается в режиме PS4-S, но настроить его оказалось куда проще, чем в Project CARS. Я всего лишь обнулил мёртвые зоны и получил на выходе неплохую модель управления. Очень хочется надеяться, что в будущем всё больше игр получат поддержку данного руля с выпуском соответствующих патчей. И хотя мы можем настраивать его вручную практически под любые игры, хотелось бы видеть всё это прямо «из коробки», в обход плясок с бубном. Помимо перечисленных мною выше игр, руль также должен поддерживать следующие автосимуляторы: ASSETTO CORSA, F1 2015, Motorcycle Club, Need for Speed, Need for Speed: Rivals, Sebastian Loeb Rally Evo, Trackmania Turbo и WRC5. Кроме того, вы сможете использовать руль в следующих играх: Farming Simulator 15, MotoGP 14, MotoGP 15, Race the Sun, RIDE, Rocket League, Tour de France 2015, Trials Fusion и Trials Fusion: Awesome Level Max.
Ещё одним недостатком руля оказалась его высокая требовательность к электропитанию. Пару раз он выключался прямо во время игры, и я не мог понять, что с ним не так. В какой-то момент в голову закралась мысль, что мне досталось бракованное устройство. Но, как оказалось, нужно было просто выдернуть кабель из второго USB-порта на консоли PlayStation 4 и отключения прекратились. Видимо, рулю не нравится, если параллельно с ним от встроенного в консоль USB-хаба запитано что-то ещё. Но это, конечно, всего лишь моя догадка. Мультиметром я ничего не замерял и рассказываю вам всё это исключительно на основании собственной интуиции и житейского опыта.
Комплектация:
Характеристики:
Плюсы:
Минусы:
Контроллер Hori Racing Wheel Apex обладает рядом преимуществ и недостатков, однако его смело можно советовать тем игрокам, чей бюджет на приобретение руля для PS4 (как и в моём случае) ограничен небольшой суммой. Всего за 7990 рублей в вашем распоряжении окажется бюджетное, но на совесть сделанное по официальной лицензии Sony устройство, неплохо показавшее себя в разных автомобильных симуляторах. Этот руль однозначно более интересен, нежели его ближайший конкурент в лице Thrustmaster T80, в котором даже вибрации не предусмотрено, но при этом стоит он на 2000 рублей дороже. Думаю, что теперь я полностью готов к релизу долгожданной игры Gran Turismo Sport, запланированному на четвёртый квартал 2017 года. И вам тоже рекомендую основательно подготовиться к этому знаменательному событию.
Читайте также
Последние новости