Следующая новость
Предыдущая новость

Обзор и первое знакомство с AMD Ryzen 7 1700X. Ну привет-привет Ryzen, тебя все очень ждали

Оххх, сколько же до этого момента было УЖЕ написано про процессоры Ryzen. Только на нашем ресурсе и только за последний месяц было опубликовано более 30 новостей так или иначе связанных с новыми процессорами, а еще можно вспомнить сколько про них говорила AMD за прошедшие 5 лет, когда они еще назывались просто Zen. За это время в народе даже сложилось крылатое выражение: “Зен придет порядок наведет” (в оригинале на украинском: Zen прийде, порядок наведе!).

Если подумать, то на самом деле просто удивительно получается. Вроде Ryzen’ы уже и «обсосаны» просто со всех сторон: уже и про годную работу с памятью DDR4 известно, и про хороший разгонный потенциал, и конечные цены, и есть уже рекорды, да и даже про само происхождение названия Ryzen рассказывалось, известно что под крышкой, но тем не менее каким-то невиданным образом вокруг Ryzen все еще остается интрига.

Еще более удивительно, что Ryzen’ы еще не релизнулись, но опять-таки уже смогли сделать небольшой переворот. К примеру, не так давно Intel снизила рекомендованные цены на свои процессоры, и я замечу это едва ли не первый (уж за последние 5 лет так точно) случай, когда едва-едва выпущенные процессоры Intel были уценены. Ладно там уже идущие под списание, но не новые.

Не секрет, что на AMD Ryzen также возложены очень большие надежды, и надежды не только самой AMD, но и всего мирового сообщества. Все-таки как-никак 5 лет «пилили» архитектуру, забрались в финансовую яму, в то время как конкурент постепенно захватывал рынок, устанавливая на нем свои правила, и ставя очередные рекорды выручки.

На самом деле я могу еще очень-очень долго рассказывать про Ryzen, но вступление итак уже сильно затянулось (просто уж сильно эпичное событие), так что перейдем к обзору AMD Ryzen 7 1700X.

BOX-кулеры

Снова-таки вопреки тенденции Intel, которые перестали давать в комплекте с топовыми процессорами систему охлаждения, AMD пошла коренным образом другим путем, и под новые процессоры, с новыми-же материнскими платами и т.д., кладут новые кулеры. Увы, до меня новый кулерок не добрался, но рассказать про них все-таки стоит. Вообще по ходу обзора слово “новый” будет довольно часто.

Для Ryzen AMD подготовила три системы охлаждения, рассчитанные на 140, 95 и 65 Вт тепла, и называются они Wraith Max, Spire и Stealth соответственно.

Конечно, их конструкцию нельзя назвать новаторской и выдающейся. Радиатор и общая конструкция у старшего Wraith Max крайне схожи с обычными Wraith, а Spire и Stealth походят на привычные BOX-кулеры Intel. Впрочем, здесь особо ничего не изобретешь.

В тоже время Wraith Max намного крупнее предшественника, и у него самая большая площадь рассеивания среди всех BOX-кулеров. Стало быть по внешнему виду он самый эффективный.

Ну и еще «в ногу с модой» все системы охлаждения получили красивое кольцо с RGB-подсветкой.

Архитектура Ryzen

Во главе разработки архитектуры Ryzen стоял без преувеличения легендарный инженер Джим Келлер (Jim Keller), который в прошлом был ведущим инженером процессоров Athlon и Athlon 64, а после ушел в Apple. Но в 2012 Джим снова вернулся в AMD и была поставлена цель как можно больше увеличить количество передаваемых инструкций за такт (IPC). Грубо говоря, это сколько действий выполняет процессор за 1 МГц частоты, и в некотором роде это просто КПД. Джим Келлер внес огромный вклад в Ryzen, и пусть не так давно он снова покинул AMD, не отдать ему дань уважения нельзя.

Изначально планировалось повысить показатель IPC на 40% (относительно Bulldozer), но план удалось перевыполнить, и сейчас AMD заявляет о росте на 52%.

В первую очередь требуемый показатель бы достигнут благодаря новому техпроцессу 14 нм FiFET GlobalFoundries, но и также благодаря полностью переработанной схеме ядра. Принято считать, что Bulldozer были «неоч» из-за слабых блоков целочисленных операций (ALU), и блоков операций с плавающей запятой (FPU). На один так называемой модуль (два ядра) приходилось 4 ALU и 1 FPU и этого очевидно не хватало. У Ryzen на каждое(!) ядро приходится аналогичный набор.

Для обеспечения эффективной загрузки всех ядер и всех ресурсов процессора был разработан комплекс технологий под общим названием AMD SenseMI. Одна из его ключевых особенностей - существенно доработанный блок предсказания ветвлений. Как это работает описать достаточно сложно, но Ryzen может предугадывать какие инструкции и данные могут понадобиться в ближайшее время, и загружать их в быструю кэш-память заранее.

Вся «фишка» в том, что основан новый блок на аппаратной нейронной сети, и он самообучаем. Похоже, решение о переносе данных в кэш принимается на основе поведения приложения. К сожалению, подробнее тут рассказать нечего, поскольку AMD по этому поводу информации давала не слишком много.

Далеко не один раз говорилось об универсальности процессорных ядер Ryzen, и всей архитектуры вообще. В одном из интервью было сказано, что структура Ryzen напоминает конструктор Lego, и этим достигается большая универсальность. Это позволяет создавать гибкие многоядерные конфигурации (от 2 до 128 ядер) а также процессоры с определенным набором нужных «блоков» (с разными наборами команд, декодеров и т.д.).

Большое внимание было уделено разгону и экстремальному разгону. Во-первых, абсолютно все процессоры Ryzen получили разблокированный множитель, а во-вторых, CPU c “X” в названии активна технология XFR (Extended Frequency Range), которая в зависимости от нагрузки, температуры и напряжения может увеличивать частоту работы CPU сверх положенного лимита. Увы, на инженерном образце XFR не работает.

Конечно, это далеко не все нововведения в Ryzen. Их еще очень много, и для перечисления всего не хватит никакого формата страницы.

Чипсеты AMD X370, B350, B320

5 лет назад вместе с процессорами Bulldozer AMD выпустила наборы системной логики (или проще говоря чипсеты) 990FX, 990X и 970. Уже на тот момент их можно было назвать устаревшими, поскольку по большому счету это были еще более старые 990FX, 990X т.д. Естественно, по прошествию стольких лет новые чипсеты были уже просто необходимы, и их сделали: X370, B350, A320, X300 и A300.

Все чипсеты объединяет то, что они нативно поддерживают:

  • Оперативную память DDR4;
  • SSD-накопители NVMe;
  • M.2-накопители;
  • USB 3.1 Gen 1 и Gen 2;
  • PCI-Express 3.0.

Это может выглядеть не столь внушительно, поскольку сейчас вообще каждая первая материнская плата с чипсетом Intel все это может, но в условиях платформы AMD такое впервые. Если взглянуть трезво - особо прямо вот новшества здесь нет. Просто сделали то, что было нужно.

Зато однозначно хорошая новость в поддержке разгона не только старшим чипсетом, но и младшими. Чипсеты X370 и B350 по сути меж собой отличаются лишь количеством линий PCI-Express, но они оба позволяют разгонять процессоры. Однако лишь X370 поддерживает технологию XFR. Это может показаться мелочью, но в тоже время Intel ограничивает разгон только старшими чипсетами.

Интересно то, что будет также чипсет X300, который предназначен для маленьких, но «злых» систем с возможностью разгона. Это специальный чипсет для mini-ATX и даже mini-ITX систем, и в ближайшем будущем, вероятно, появится много компактных материнских плат, «заточенных» под разгон. Ну не спроста же там значится Enthusiast? Ну а выглядит чипсет X370 вот так:

Собственно, большего здесь и не расскажешь. В чипсетах велосипеда не изобретешь.

Материнская плата Gigabyte Aorus GA-AX370-Gaming 5

Естественно, производители материнских плат к релизу самих процессоров Ryzen подготовились неплохо. В общей сложности более 80-ти различных моделей «материнок» представлены были сразу в день релиза, ну а в конкретно данном материале мы рассмотрим Gigabyte GA-AX370-Gaming 5. Это нельзя назвать полноценным обзором на плату, а скорее просто знакомство с AM4-платформой на её примере.

Вот взгляните на это фото:

Если так взглянуть, то перед нами типичная дорогая материнская плата, и если просто закрыть маркировку и сокет то и не поймешь, что это что-то на AMD.

Собственно, двумя сказанными выше строками всю плату можно и описать. Да, все круто, все сверкает и здорово сделано, однако здесь имеется вполне типичный набор слотов расширения и всего такого. Короче говоря – просто современная плата.

В тоже время про конкретно Gigabyte Aorus GA-AX370-Gaming 5 есть что сказать отдельно. Во-первых, меня удивляет плотность пайки компонентов и их количество. Текстолит очень перегружен элементами, хотя вроде ничего такого особого и нет.

Во-вторых, обратите внимание на порты/слоты для подключения накопителей. В левом-нижнем углу платы расположены слоты SATA-Express и U.2, и первый из них мало распространен, а второй крайне мало распространен. Зато вот слот M.2 всего один, и тот установлен в самом неоптимальном месте – прямо под видеокартой.

NVMe SSD-накопители имеют тенденцию перегреваться, а дополнительный обдув горячим воздухом вентиляторов видеокарты явно не сыграет в плюс.

Помнится, в обзоре ASUS ROG Maximus IX Formula я говорил, что количество подсветки там было возведено в апофеоз. Она там была практически всюду. Так вот, у Gigabyte GA-AX370-Gaming 5 похожая история. Подсветка есть возле схем питания процессора, возле слотов PCI-Express x16, на аудиотракте, меж слотов оперативной памяти и еще есть дополнительная полоска в правой части платы. Прямо вот все в подсветке, и конечно же все RGB, к слову, управляемая из BIOS.

Насущный вопрос с системой крепления процессорного кулера, поскольку ранее предполагалось, мол что-то изменится. Выходит все следующим образом: BOX-кулеры AMD с привычной системой крепления вполне подходят на новые платы. Наш кулер AMD Wraith от APU A10-7890К отлично встал, а он в свою очередь подходит для FM2+/AM3-сокета.

Все здорово до тех пор, пока не придет желание поменять кулер на что-то помощнее. Если процессорный кулер комплектуется собственным бэкплейтом, и если поддержка AM4 у него пока не заявлена – то он не подойдет. К примеру, наши Thermaltake Water 3.0 Riing 240 и Cryorig R1 Ultimate на AM4 не стали.

Стенд, разгон, тестирование

Ко мне на обзор попал инженерный сэмпл процессора AMD Ryzen 7 1700X. Он даже определяется кодовым номером. Сэмпл ранний, но производительность у него всамделишная.

Кстати, процессоры именно с такой маркировкой (AMD Ryzen: ZD3406BAM88F4_38/34_Y) мелькали в ряде предварительных утечек.

Тестовый стенд:

  • Процессор: AMD Ryzen 7 1700X (3,5 ГГц);
  • Материнская плата: Gigabyte Aorus GA-AX370-Gaming 5;
  • Процессорный кулер: AMD Wraith;
  • Видеокарта: ASUS ROG RX 480 8 ГБ;
  • Оперативная память: HyperX Predator DDR4-2133 8 ГБ (2х4 ГБ);
  • Системный накопитель: Kingstone M.2 64 ГБ;
  • Дополнительный накопитель: ADATA Ultimate SU800 256 ГБ
  • Стенд: DimasTech BenchTable Extreme;
  • Блок питания: Thermaltake DPS G RGB 850 Вт;
  • Операционная система: Windows 10 x64.

Про разгон Ryzen можно сказать одновременно много, и при этом совсем ничего.

Ну показывай Ryzen, что можешь – подумал я, ну и накинул сразу по частоте +400 МГц. Без дополнительных настроек он сразу стабильно заработал при 3,9 ГГц, и реально все работало. Без вольтмода это на самом деле впечатляющий результат.

И тут было я уже хотел пустить скупую близорукую слезу, добавил напряжения прилично, и с стоковых 3,5 ГГц попытался запустить на 4,4 ГГц. Думал, хоть скриншот с годной частотой успею сделать. И с этого момента все пошло не так.

Трудно сказать, виновата ли откровенно сырая прошивка материнской платы (а она реально сырая), или наш глубоко инженерный сэмпл CPU, но вот 3,9 ГГц – и все. Дальше ничего не помогало. Вроде 1 раз невиданным чудом запустился при 4 ГГц, но то не считается. По памяти повезло еще меньше: с 2133 МГц вообще не удалось сдвинуться.

В тестировании принимали участие процессоры:

  • Intel Core i7-6700K 4,2 ГГц – 4 ядра/8 потоков;
  • Intel Core i7-7700K 4,8 ГГц – 4 ядра/8 потоков;
  • Intel Core i7-6900K 4,8 ГГц – 8 ядер/16 потоков;
  • AMD Ryzen 7 1700X 3,5 ГГц – 8 ядер/16 потоков;
  • AMD Ryzen 7 1700X 3,9 ГГц – 8 ядер/16 потоков.

7Zip

Это тест под названием LZMA, и он показывает рейтинг в MIPS, а 1 MIPS = 1 миллион команд в секунду. Знаменит и почти уникален тем, что результат зависит от скорости ядер процессора, от скорости кэша, и очень зависим от скорости работы оперативной памяти, от её таймингов. В общем, учитывается все. Также это один из самых старых тестов.

CineBench R15

В тесте CineBench R15 процессор выполняет просчет фотореалистичных трехмерных сцен. Тестовая сцена очень сложная. В ней около 2 000 различных объектов, более 300 000 полигонов, и множество сложных алгоритмов просчета. Также CineBench R15 знаменит универсальностью. Он может работать с системами до 256-ти потоков (то есть с четырьмя 32-ядерными CPU).

WPrime

WPrime – исключительно математический тест. Процессор в этот момент работает как просто калькулятор. В нашем случае идет расчет квадратных корней из чуть более 1 млрд. чисел (то есть ВСЕХ чисел от 1 до 1024 млн.). Современные процессоры могут управиться за 3 минуты, и быстрее.

Games

Дабы не утомлять вас огромным количеством скучных графиков, результаты на которых будут очень близки, тестирования в играх сведены в одну простую таблицу, где за 100% принята производительность Intel Core i7-7700K при 4,2 ГГц. Оттестированы процессоры были в играх: The Witcher 3: Wild Hunt; GTA V; Rise of the Tomb Raider (DX12); DOOM (на OpenGL).

И напоследок оставлю скриншоты с результатами из нескольких популярных бенчмарков:

На самом деле тестирование было еще не в совсем равных условиях. Наша материнская плата Gigabyte Aorus GA-AX370-Gaming 5, как я уже говорил, не хочет работать с памятью выше DDR4-2133, в то время как результаты других процессоров были с более скоростной памятью. Разбирать результаты будем уже в выводе.

Выводы

По итогам тестирования получаются весьма интересные выводы. В среднем, Ryzen 7 1700X оказался весьма впечатляющим в синтетических тестах, но в тоже время результаты в реальных игровых приложениях куда скромнее. Как так? – На самом деле ответ очень прост.

Так уж вышло, что сейчас в мире преобладают 4-ядерные процессоры. В виду определенных сложностей с распараллеливанием, и дабы не тратить лишние ресурсы, разработчики оптимизируют свои игры под 4 ядра или 8 потоков (и это еще в лучшем случае), а оставшаяся часть простаивает. Это проблема уже давно на слуху, и ею страдают также процессоры Intel, у которых более четырех ядер. И в свое время CPU Bulldozer были весьма слабы в том числе по этой причине, а распараллеливание задач было развито еще хуже. Сейчас хотя бы Intel это продвигает, и в будущем будет лучше. Именно по этой причине в играх результаты столь близки. В полной мере работают у процессоров лишь 4 ядра.

Это хорошо видно и по графику Cinebench R15 в тесте с одним ядром. В среднем, одно ядро Ryzen 7 1700X слабее ядра Intel Core i7-6900K, и в играх пока покупка восьмиядерника не имеет смысла. Тем не менее производительность Ryzen 1700X (за $399) на фоне Core i7-6900K (за $1050) смотрится очень даже внушительно.

Но вернемся к AMD Ryzen. Как отмечалось еще во вступлении, вокруг них все еще остается интрига. Не изучено еще куча нюансов, вроде настоящего разгона с нормальным образцом и уже с нормально «допиленными» платами; с наборами драйверов; с подходящими системами охлаждения – всего этого пока нет просто физически. И пока их нельзя напрямую сравнивать с мейстрим-процессорами от Intel (в смысле с 4-ядерными), поскольку для этого нужно дождаться релиза 4- и 6-ядерных Ryzen.

Это лишь первое знакомство с Ryzen, и больше походит на бета-тест, нежели на полноценный обзор. Пока есть слишком много факторов и погрешностей, не позволяющих в полной степени оценить Ryzen’ы, но уже сейчас можно говорить о действительно небольшой революции, ну а на данный момент это в любом случае “Выбор редакции”.

Источник


30 ЛУЧШИХ ММО ИГР

Последние новости