Следующая новость
Предыдущая новость

Обзор Hello Neighbor

16.12.2017 17:50
Обзор Hello Neighbor

Большинству из нас наверняка приходилось сталкиваться со странными личностями, волею судеб оказавшимися по соседству. У каждой семьи, и человека в отдельности, свои понимания нормального быта. И то, каким образом живут и ведут себя ближние подчас может повергнуть в шок. Далеко не всегда подозрительное отношение оправдано и подкреплено неоспоримыми фактами и доказательствами, подчас оно является лишь банальной предосторожностью. Но только не в случае Hello Neighbor.
Данная тема уже не раз получала воплощение в играх, но впервые предстает в виде survival horror. Игра достаточно уникальна по своей атмосфере, ее сложно однозначно с чем-то сравнить. Во время прохождения лично у меня не раз возникали ассоциации с такими проектами как Slender, Ao Oni и Portal. «Сосед» умело использует многочисленные наработки адвечур и хорроров, при этом предлагает оригинальный геймплей, заметно контрастирующий на фоне многих других представителей упомянутых жанров.

Начало не предвещает беды. Мелкий парнишка развлекается на летних каникулах, пиная мяч рядом с домом. Смачный голевой завершается у порога соседских владений. Ничего не подозревая, малый направляется за своим трофеем, как вдруг обращает внимание на подозрительные звуки и суету в доме. Не в силах сдержать любопытство, он подбирается ближе и заглядывает в окно. Увиденное кардинально изменит устоявшуюся беззаботную жизнь, но пока он не подозревает об этом. Судя по шуму и происходящим событиям, нечистые дела творятся в подвале. Туда и решает во что бы то ни стало попасть юный сыщик.
Разработчики выкидывают нас в мир без указаний, целей и даже намеков что нужно делать. Вот вам странный дом с сумасшедшим соседом, а вы дальше сами решайте как поступить. Основной процесс сводится к поиску различных ключей и предметов, позволяющих открыть проходы, ведущие в новые части локации, или к выходу из нее. При этом, за нами по пятам следует параноидальный сосед, встреча с которым почти всегда оборачивается откатом к началу акта (но, хотя бы, с сохранением инвентаря и общего прогресса). Чаще всего от него не удается ускользнуть, поэтому вся игра превращается в череду бесконечных повторов одинаковых действий в надежде не нарваться в следующий раз на соседа. А помимо этого нам надо решать многочисленные загадки и головоломки, разбросанные по уровню. Вот и получается, что коротенькая, по сути, последовательность действий, может растянуться на долгие часы. С одной стороны, это крайне примитивный, местами дичайше занудный, подход, с другой – он, так или иначе, весьма успешно работает. То есть каждая новая попытка будет обязательно отличаться от предыдущей. То сосед появится в другом месте, то вам самим придется выбирать иной путь, то внезапно обернется удача и удастся спрятаться в подходящем шкафу. Одним словом, вариантов развития одной ситуации бесконечное множество, и вас в обязательном порядке заставят прочувствовать их на собственной шкуре. Но после n-ой попытки пробиться в условную дверь, даже разбавленная чередой случайностей, подобная репетативность задалбывает.
Если бы сосед был чуть менее вездесущим, и не столь читерил, продолжительность игры бы сократилась в разы. Но здесь его поведение является основой и главной идеей, вокруг которой все и вращается, так что, наверное, не совсем правильным будет считать это недостатком. Одно можно сказать точно – игра чрезвычайно требовательна к терпению, чувству юмора и самоиронии. Если подойдете к ней с серьезным настроем, заведомо не получите удовольствия, а лишь потратите впустую нервы и время. Стоит также определить для себя – способны ли вы выполнять одно действие (к примеру, проникать в конкретную комнату или безуспешно пытаться запрыгнуть куда-нибудь) 20, 50 или 100 раз подряд? А осторожно выстраивать лестницу из картонных коробок, чтобы в один неудачный момент все свалить и начать строить заново? Порой игра и вовсе превращается в невыносимый платформер. На каждом уровне непременно найдется множество площадок и ступенек, до которых с первого раза допрыгнуть никак не получится. А ошибка в любом месте автоматически приводит к началу. Вот такое веселье. Если вам уже по описанию это показалось раздражающе занудным и скучным, то лучше не приближаться не только к соседскому дому, но и к игре.

Местные головоломки в основе своей просты как пять пальцев, сложности вызывают скорее нюансы, и один вечно бодрствующий усатый товарищ. Каким образом добраться до той или иной части локации, в какой последовательности совершить определенные действия, где найти необходимый предмет или ключ. Добавьте сюда свободу в прохождении и решении загадок, множество способов совершить одни и те же действия, и получите ситуацию, когда глаза разбегаются в разные стороны, не зная, за что хвататься. А еще, не забывайте, что кое-кто постоянно будет дышать вам в затылок. Существуют также скрытые варианты выполнения определенных задач и преодоления ряда участков. К примеру, при должной сноровке, один из актов абсолютно легально можно завершить менее, чем за минуту.

Всего в игре 3 акта. Каждый последующий является своеобразным продолжением, но в то же время переосмыслением, предыдущего. Соседский дом с каждым разом становится все более укрепленным, обрастает новыми ловушками, замками, сигнальными устройствами, дополнительными безумными надстройками, призванными повысить безопасность и неприступность жилища. Поведение соседа также претерпевает изменения – теперь он еще подозрительнее, проворнее и быстрее. Уязвимые места, куда вы чаще всего проникаете – комнаты, окна – он будет баррикадировать и заделывать, всячески затрудняя вам доступ. Комплексность и структура загадок аналогичным образом усложняются. Соответственно, на прохождение каждой новой инкарнации дома времени уходит все больше. Если поначалу это скорее напоминает детскую забаву, то ближе к финишу – хорошо спланированную тактическую операцию.
Несмотря на схематичную подачу и такую же постановку, нам пытаются рассказать весьма любопытную, странную и, одновременно, глубоко личную историю. Сложно сказать, насколько хорошо получается, но наблюдать за интригующим и малопонятным действом интересно и увлекательно. Нам не пытаются ничего объяснить и многое оставлено на откуп фантазиям, отчего местный лор уже оброс нескончаемой массой теорий, подчас совершенно абсурдных. Не вдаваясь в подробности, скажу лишь, что было неожиданным увидеть в подобной игре настолько фундаментальный посыл, оформленный в лучших традициях самых эпатажных приключений.

Как хоррор, Hello Neighbor имеет шанс напугать разве что внезапностью. Появление соседа порой столь неожиданно, что действительно можно вздрогнуть, увидев перед собой его оттопыренную физиономию. Иногда игра преподносит сюрпризы, о которых, пожалуй, лучше умолчать, дабы не портить впечатление потенциально заинтересованным, но даже они носят скорее «вау-эффект», чем пугают по-настоящему. В остальном, жутковатые темные локации и снующий по ним сосед-психопат как минимум создают напряжение. Ощущение, что за тобой наблюдают и в любой момент могут наброситься с любой стороны, не покидает в течение всей игры. Вы будете оборачиваться от малейшего шороха, а подозрительные хрипы и стуки, даже слышные в отдалении, заставят остановиться, еще раз внимательно вслушаться, и уже с большей осторожностью, продолжить движение.
Игра находилась в статусе ранней версии с 2015 года, пережила несколько альфа и бета-ревизий, но полученный продукт, к сожалению, язык не поворачивается назвать полноценным релизом. Это все тот неоднозначный эксперимент с набором интересных механик, требующих еще долгой и кропотливой доводки. Технически релизная версия настолько сырая, что у меня она трижды зависала на вступительном ролике. Застревающие в объектах и текстурах или проваливающиеся за уровень предметы и персонажи, зависания и беспричинные вылеты также обычное дело. Ощущения игры в законченный проект не сложилось, а вот то, что нам в очередной раз подсунули бету – даже очень. Поэтому, говорить о качестве особого смысла нет. Игра радует приятной стилизацией и дизайном, а также удачно подобранным звуковым оформлением, но когда постоянно натыкаешься то на исчезнувший элемент декорации, то на поломанную физику того или иного объекта, то на зациклившийся сэмпл или еще на на какой-нибудь баг, впечатления от хорошего стремительно улетучиваются.
Вдобавок, отсутствуют какие-либо настройки изображения, управления, звука. Все имеющиеся опции сводятся к выбору языка, чувствительности камеры и инвертации вертикальной оси. Сохранения тоже работают странным образом, нас в любом случае откидывает к начальной точке локации, правда инвентарь и совершенные с объектами манипуляции остаются. Одним из самых досадных моментов является особенность игры запарывать сохранения. У меня такое случилось во второй половине третьего акта. Обидно, скажете? Не то слово! Все было практически пройдено, оставалась самая малость, но, увы, судьба распорядилась иначе. Возможность по отдельности (пере)запускать акты тоже отсутствует, нас со стартового экрана автоматически грузят в последнюю точку, и изменить в этой ситуации мы ничего не можем. Учитывая вышеперечисленное, глупо отрицать, что разработчики не дотерпели, не донесли свое детище, и вытолкнули в свет недоразвитого зародыша, пускай и с хорошим потенциалом.

Оценивать подобный продукт аналитически, с помощью общепринятых схем и методик, значит заочно заклеймить его самым беспощадным образом и хладнокровно смешать с навозом. К «Соседу» нужен особый подход, на уровне едва осязаемых подсознательных импульсов. То есть, в здравом уме и трезвом рассудке далеко не каждый поймет и, немаловажно, признает, что ему это нравится. Наоборот, некоторые сочтут симпатию к такому творению явным отклонением от психических норм. Под грузом общественного мнения, под влиянием окружения или просто «рассуждая по-взрослому», легко спустить на тормозах и прокатиться многотонным катком по неокрепшему скелету, только начавшему обрастать мясцом. К тому же поводов сам проект предлагает достаточно.

55 Hello Neighbor – оригинальная концепция, по сути не имеющая прямых аналогов. С учетом камерности представленных уровней она на удивление вариативна и реиграбельна. Особая атмосфера, масса секретов и скрытых возможностей способны привлечь и надолго затянуть в этот безумнейший аттракцион. Одна лишь оговорка – перед нами ну никак не финальная версия. Механикам требуется длительная полировка, а техническое состояние оставляет желать лучшего. Но если ради необычных впечатлений вы готовы терпеть все возможные неудобства и согласны пожертвовать указанную сумму авансом, то добро пожаловать. Остальным же неравнодушным рекомендуется подождать и насладиться полноценным, законченным произведением.

Обзор написан по цифровой версии игры для Xbox One, предоставленной редакции издателем.

Источник

Последние новости