Следующая новость
Предыдущая новость

Обзор Full Metal Panic! Fight! Who Dares Wins

09.07.2018 15:16
Обзор Full Metal Panic! Fight! Who Dares Wins

Во вселенную Full Metal Panic! меня затянуло совершенно случайно: попался на глаза яркий постер, прочитал описание первого сезона аниме, посмотрел отзывы и решил попробовать. Понравилось, хоть и не впечатлило. Далее были просмотрены ещё два сезона и OVA, после чего наступило непонимание происходящего: «Это как, оборвали повествование на самом интересном месте, и больше снимать не планируют?». Полез в интернет и узнал, что снималось аниме на основе ранобе, коротких романов с иллюстрациями. Начал читать и узнал, что истинная история, придуманная Гато Сёдзи, гораздо интереснее показанных в аниме фрагментов.
Сегодня, когда в самом разгаре трансляция четвёртого сезона аниме, всего из двенадцати серий и с ускоренным пробегом по событиям, я смело причисляю двенадцать томов раноме Full Metal Panic! к своим любимым японским романам.

Обучение механикам игры представлено как демонстрация вечным разгильдяем Курцем стратегической видео-игры. А зачем поменяли стильных террористов Гаурона в чёрных костюмах, на операторов АС в соответствующих шлемах вместо крутых тёмных очков — загадка без ответа.


В последние годы компания Bandai Namco Entertainment наладила конвейер по производству игр на основе популярных франшиз, выйдя за пределы работы с героями манги, публикуемой в Jump. Во внимание издателя попала и франшиза Full Metal Panic, совершенно неожиданно для поклонников возрождённая из пепла. Действительно, прошло уже десять лет, фаны оригинала отметили «тридцатники», и тут нам выкатывают новый сезон аниме, полноценно продолжающий события сериалов, снятых ещё в нулевых. Чтобы окончательно удивить, в сопровождение к сериалу объявляется выпуск игры для PlayStation 4 — Full Metal Panic! Fight! Who Dares Wins, о которой мы сегодня и поговорим.
Who Dares Wins — это известный всему миру девиз британского спецназа SAS, фактически прародителя всех специальных военных подразделений мира, образованного в начале Второй мировой войны. «Кто рискует — побеждает». Возможно, такой суффикс в названии был выбран не случайно: в самой игре Мишель Лемон произносит следующий девиз, прочитанный им в книге: «An AS is an extension of a warrior’s finely-honed body» («Боевой робот — лишь продолжение отлично тренированного тела бойца»), на что Соске отвечает: «Это девиз штурмового эскадрона боевых роботов SAS».


История Full Metal Panic! Fight! Who Dares Wins кратко и фрагментировано, то есть достаточно рвано, фокусируя внимание лишь на ключевых фрагментах, пересказывает нам историю оригинальных романов. Она начинается с того же места, что и четвёртый сезон аниме, сейчас идущий по японскому телевидению, но покрывает все последующие тома. То есть доходит до финала всей истории, не обрываясь на полуслове. Дополнительно, для совсем уж новичков, есть пролог из четырёх миссий, в котором игроков проведут галопом по событиям трёх первых томов «Стальной тревоги!», адаптированных в два аниме-сезона, вышедших в нулевых годах. Я подозреваю, что бюджет проекта был небольшой, поэтому склонен считать работу местного сценариста неплохой: он не упустил никаких ключевых моментов, но, конечно же, множество важных событий, так или иначе повлиявших на становление персонажей, осталось за кадром.
Поэтому я искренне советую всем, кого заинтересовала «Стальная тревога!», сперва посмотреть аниме-адаптацию, почитать мангу Full Metal Panic! Sigma, а ещё лучше — прочесть оригинальные книги с четвёртого по двенадцатый том включительно, благо все они доступны и на русском языке, в переводе Тимофея Костина. Но при таком раскладе лучше сперва посмотреть аниме, они как раз перекрывают не переведённые на русский язык три первых тома. На английском языке доступны все двенадцать томов, и найти их в сети совсем несложно. Если вы ознакомитесь с первоисточником, то игра вам скорее всего понравится, потому что все детали будут вам известны и понятны, а дополнительный альтернативный рут станет отличным подарком.

Особенность «Стальной тревоги!» таковая, что начинается она как типичный школьный сёнен-боевик с комедийными элементами и отдалённым намёком на потенциальное развитие в «гаремник». Но когда события начинают накаляться, а это именно четвёртый том и далее, история обретает способность не на шутку удивлять. Она трансформируется из «потенциального гаремника» в настоящую драму с дружбой, предательством, любовью, мировыми заговорами, альтернативной историей. Конечно, здесь осталось место наивности, детскости и хэппи-энду, но они вовсе не портят общую картину.

По пути в Ямск-11, секретный заброшенный советский город, где проводился злосчастный эксперимент, раскрывший избранным людям (родившимся в момент выброса) доступ к омнисфере — информации из будущего, проникающей в настоящее.

В плане игрового процесса разработчики сделали верный шаг, избрав в качестве основы тактическую RPG. Особенно это удачно на фоне отсутствия новых игр сериала Front Mission, откуда были позаимствованные отдельные механики. В частности, в Full Metal Panic! используется аналогичная система точечных повреждений противника — мы можем отстрелить ступоходы, руки, голову и тело врага. Предварительно прокачав навык «Aimed Attack». Но стоит помнить, что даже на максимальном уровне он даёт лишь 60%-ю гарантию попадания в выбранную часть противника. Если вывести из строя ступоходы, то роботы основательно теряют в подвижности, то есть уменьшается радиус их перемещения. Голова отвечает за параметры меткости и уклонения, руки — за наносимый урон, а тело является основным «здоровьем».
Достаточно сделать меткий выстрел в тело и сразу свалить врага, потому что там находится кабина пилота. Это можно сделать, используя снайперскую винтовку или дробовик с бронебойными патронами (АР). Дробовик с картечью (Pellet), будет наносить умеренный урон всем частям боевой машины. Равно как и всевозможные ракетницы, гранаты и даже автомат, очередь из которого идёт с определённым разбросом. В первом прохождении, однако, именно повреждение частей тела врага ведёт к тактическому превосходству. Банально, на одной из миссий я выбил всем противникам ноги, извёл их боекомплекты с помощью команд «Evade» и «Defend», а потом просто расстреливал их издалека, не опасаясь получить «ответку».

Атаки с применением лямбда-привода способны нанести врагам разрушительный урон. Они доступны только Соске, когда он управляет роботами, снаряжёнными этим преобразователем воли и эмоций бойца механизмом. Но у Мао, Курца и Бена тоже есть спец-атаки сопоставимой крутости, и доступны они лишь на их визитных АС — двух «Гернсбаках» и «Фальке». Следовательно, использование других АС из доступных теряет смысл.

Несколько огорчила меня недоработка в конструкции робота типа «Бегемот». В книгах сказано, что кабина пилота этого могучего робота находится в голове, а не в теле. Кроме того, его тело настолько много весит, что в случае отключения специального «лямбда-привода», оно просто развалится. А вот его лямбда-привод находится в теле. Разработчики могли сделать этот юнит уникальным, ведь встречаем мы его всего в нескольких миссиях, и определить две слабые точки: укреплённую голову, уничтожение которой ведёт к гибели машины (лямба-привод не может функционировать без пилота, так как является по сути преобразователем его воли и эмоций), и не менее укреплённое тело. В нём находится лямбда-привод, уничтожение которого также ведёт к гибели. Вместо этого, «Бегемот» в игре — лишь очень усиленная версия обычных противников, с большим количеством брони.
Имеются недоработки и среди навыков. В последнем прохождении к платине, имея со старта игры тысячу очков для прокачки (все они накапливаются и переносятся из прохождения в прохождение, равно как и уровни бойцов, а также половина денег), я сумел опробовать все представленные в игре скиллы. О самых полезных я скажу ниже, но не могу пройти мимо вопиющего недочёта: навык «Iron Will» попросту не работает. Он обещает уменьшать получаемый роботом урон, но не делает этого. В первом прохождении я понадеялся на него в финальной битве, и поймал «Game Over», потому что противник вломил мне по первое число, а активированный навык прикинулся тумбочкой.


А вот и все доступные в игре АС. Увы, Бонта-кун появляется только в альтернативной концовке и не является игровым персонажем. А жаль!
Не лишена игра и других недостатков. Первый из них — это количество дополнительного контента, выходящего за рамки основной сюжетной линии. Проще говоря, побочных заданий. В игре их всего пять, а сюжетных заданий — двадцать пять. Побочные задания продуманы интересно, они имеют свой мини-сюжет, как правило состоят уж двухфазовых сражений, которые можно прекратить на середине или, собравшись с силами, дать отпор более сильным противникам, прибывающим на помощь разбитым силам врага. Они являются отличным местом для прокачки и развиваются на аренах из основной кампании. Принимая это во внимание, откровенно огорчает, что разработчиков не хватило на создание ещё десятка-другого побочных миссий.

Милашка же! Всем смотреть Full Metal Panic! Fumoffu!

Да, появись в игре ещё хотя бы десять побочных заданий, и местный баланс, страдающий перекосом в пользу игрока, накренился бы окончательно и бесповоротно. Вернее, потребовал бы от разработчиков переработать весь игровой баланс, сделав противников умнее, сильнее и опаснее. Очевидно, на такие переработки уже просто не хватало бюджета, потому что «Новая игра+» также не отличается сложностью. Она требуется для получения платины, потому что игру нужно пройти несколько раз, получив: обычную концовку за первое прохождение, три альтернативные концовки, обрывающие сюжет самым занимательным образом, и истинную концовку, пройдя альтернативный рут, приняв важное решение в джунглях Намсака.
Каждое из прохождений лучше делать на одном и том же «чистом файле». То есть: вот вы прошли сюжет, затем взяли первую альтернативную концовку в пятой, что ли, миссии, проигнорировав пролог, потому что второй раз его проходить бессмысленно. Получив альтернативную концовку с неожиданным появлением непобедимого Бонта-куна, вы сохраняете новый чистый файл, и следующее прохождение начинаете уже с ним. Впрочем, я не исключаю вероятности того, что истинную концовку можно получить и без предварительного открытия шуточных альтернатив. Что ещё больше ускорит получение платины, потому что вам не нужно будет заново проходить игру с начала, получив альтернативную концовку в 15-16 миссии. Достаточно будет просто загрузить сохранение.

Второй недостаток игры кроется в невысокой сложности, которая резко повышается лишь в нескольких последних миссиях, и способна ввергнуть в настоящую фрустрацию. Боссы способны наносить огромный урон, а повреждение частей роботы отличных от основного тела начинает казаться недопустимым, а то и преступным расточительством. Скорее всего вы несколько раз увидите экран «Game Over», и сломаете получение трофея «Специалист» (за прохождение без продолжений). Но об этом не стоит беспокоиться, ведь есть «Новая игра+» с тремя быстрыми альтернативными концовками, которые тоже награждают этим трофеем. Чтобы облегчить себе игру, никогда не стоит забывать про следующее:

  • Всегда берите в бой ремонтные наборы, дополнительные боекомплекты и восстановление очков специального действия.
  • Прокачивайте только полезные и действенные навыки. Забудь о навыке «Стальная воля», потому что он бессмысленный и не работает. Сосредоточьте внимание на «Мощном ударе», «Прицельном выстреле», «Вызове поддержки», «Линковке» и повышении скиллов, отвечающих за повреждения.
  • Не забывайте транжирить заработанные деньги на усиление боевых роботов, прокачку их брони, мобильности, ловкости, грузоподъёмности и защиты. Это вам воздастся.


Навык запроса поддержки Туата Де Данан, продвинутой подводной лодки и по совместительству оперативной базы остатков «Мифрила», может неоднократно вас спасти, ускорить прокачку персонажей и прохождение заданий в «Новой игре+». Хороший навык, не игнорируйте его.
Даже в самых сложных заданиях, к настоящим сложностям ведёт не, простите за каламбур, сложность игры, а тактические просчёты игрока. Противники здесь, как и во Front Mission 3, тупые до беспамятства и будут действовать по элементарным шаблонам: раскрываться для атаки, когда могут совершить контратаку, даже если вероятность оной 0% (что в «Новой игре+» для Соске — перманентная ситуация, он просто неуязвим для большинства врагов ввиду существенного превосходства в уровне), защищаться при невозможности провести контратаку. Опасность представляют в основном АС боссов — Сабины, Каспера, Фовлера, Леонарда и Гаурона (в бонусной миссии). Но даже самые тупые ИИ могут задавить численным превосходством.

Впрочем, несмотря на невысокую сложность, небольшое количество заданий и слишком фрагментированную подачу сюжета, упускающего важные подробности в развитии отношений между персонажами и самих персонажей, Full Metal Panic! Fight! Who Dares Wins способна доставить немало удовольствия. Если вы читали книги и видели аниме, то с удовольствием погрузитесь в виртуальные приключения, которые позволят вам побывать в приключениях вместе с Соске, Куртом, Мао и Беном. Да, всего в игре доступно четыре оперативника и с десяток боевых роботов. Фрагментированное повествование может вызвать сложности в восприятии истории теми, кто с оригинальной вселенной незнаком, но ключевые события оно всё же охватывает. Это как если вы возьмёте книгу и пробежите по ней диагональным чтением.

К сожалению, игра недоступна в Европе и Северной Америке, и пока что компания Bandai Namco Entertainment не озвучивала намерений исправить ситуацию. Но на английском языке её можно приобрести в странах Азии, например — в сингапурском PlayStation Store. Собственно, именно оттуда я и загрузил свою копию.
65 Можно сказать, что Full Metal Panic! Fight! Who Dares Wins — это Front Mission курильщика в обёртке замечательной франшизы. Но стоит понимать, что данный проект рассчитан на поклонников, знакомых с оригинальной историей, будь то аниме-адаптация, манга или дюжина томов авторства Гато Сёдзи. И для них, поклонников, эта игра является увлекательным виртуальным приключением с полюбившимися героями, интересными механиками и возможностью собственноручно изменить ход оригинального сюжета. Для спонтанного игрока данный проект представляет невысокую ценность.
Обзор написан по цифровой копии игры для PlayStation 4, предоставленной редакции компанией Bandai Namco Entertainment.

Источник

Последние новости