Следующая новость
Предыдущая новость

Обзор Fell Seal: Arbiter’s Mark

22.05.2019 13:04
Обзор Fell Seal: Arbiter’s Mark

Вы любите пошаговые тактические игры? Я их очень люблю, но больше всего я ценю (не только в этом жанре) разнообразие и наличие новых идей. Бережное следование удачным формулам классики 90-х – это, конечно, похвально и обязательно найдёт аудиторию среди истосковавшихся по тому самому геймплею фанатов, но не кроется ли здесь некоторая вторичность и топтание на месте? Сегодня мы рассмотрим тактическую ролевую игру Fell Seal: Arbiter’s Mark и попробуем по достоинству оценить результаты трудов разработчиков из 6 Eyes Studio, которые как раз пообещали нам возвращение в славное прошлое тактического жанра.
Так уж повелось, что в «Зале славы» жанра тактических игр заметное место занимает Final Fantasy Tactics – знаменитая серия-ответвление франшизы Final Fantasy. Пошаговые битвы на трёхмерных полях сражений с влиянием ландшафта на тактические возможности и широкий простор для развития персонажей по праву снискали играм неугасающую и по сей день популярность. И это даже несмотря на то, что оба самых свежих полноценных продолжения вышли ещё в 2007 году для PSP и Nintendo DS! И вот команда 6 Eyes Studio решила воспользоваться ситуацией и наконец утолить голод фанатов, выпустив своё видение духовного наследника серии. Хотя, в случае с Fell Seal: Arbiter’s Mark, даже не столько наследника, сколько игру, наиболее тщательным образом основывающуюся именно на тех чертах, за которые так любим оригинал. Без интересных нововведений, правда, тоже не обошлось.


Есть однако у Fell Seal: Arbiter’s Mark одна очень броская черта, которую недолго и в недостатки записать – игра очень долго раскачивается, во всём. И это касается как подачи сюжета, так и геймплея, и даже визуального разнообразия. Лучше к этому быть готовым заранее, чтобы дать проекту шанс, которого он по праву заслуживает. Сами посудите, 5 битв подряд сражаться с однообразными бандитами в несуразных беретах немного скучновато, правда? Учитывая же, что тактические схватки достаточно неторопливы, следующая смена действующих лиц может произойти весьма нескоро. Но не будем забывать, что команда 6 Eyes Studio небольшая – всего два основных сотрудника, да и снисходительность от нас потребуется, скорее всего, только в самом начале знакомства.
Поговорим немного о сюжете. Фэнтезийный мир Теоры когда-то пережил вторжение ужасного чудовища по имени Утроба (The Maw), но семь великих героев объединили усилия и победили зверя, попутно обретя бессмертие – да не фигуральное в памяти людей, а настоящее, сделавшее их жизни невероятно долгими. Чтобы уберечь мир от повторения подобных напастей, они сформировали Совет бессмертных и Орден Вершителей – для исполнения своей воли и поддержания порядка в Теоре. Отвечая только перед Бессмертными, Вершители обладали абсолютной властью, будучи судьями, прокурорами и палачами в одном лице. Разумеется, аккумулировав такие полномочия, и бывшие герои и их агенты-вершители погрязли в коррупции и постепенно скатились до мелких подковёрных интриг – совсем типичная история для многих авторитарных систем.

На карте мира Fell Seal: Arbiter’s Mark есть, где развернуться, но все маршруты будут открываться постепенно. Зато можно будет возвращаться в уже посещённые города и локации.
Мы же начинаем игру в компании вершителей-идеалистов Кайри, Анадин и Рейнера, ставших невольными участниками выборов новых Бессмертных – да, несмотря на нечеловечески долгие жизни, лидеры местного правительства всё-таки время от времени освобождают место для «новой крови»! Звучит интригующе, и со временем история, и правда, набирает обороты, и за ней становится интересно следить, однако первоначально большая часть диалогов скорее напоминает попытку хоть чему-то заполнить паузы между битвами, ограничиваясь не несущими особой сюжетной нагрузки фразами и дежурными шутками.
Давайте же перейдём непосредственно к игровому процессу. Я уже упомянул, что в ходу здесь знакомые по Final Fantasy Tactics формулы – например, перемещение по карте мира происходит по связывающим города и точки интереса заранее предопределённым маршрутам, а сражения переносят нас на достаточно небольшие локации с изометрическим углом камеры и сложным рельефом местности. Фанаты игр от Square Enix, действительно, почувствуют себя как дома: участники битвы действуют сообразно своей скорости, а естественные препятствия, высота позиции персонажей, а также атаки с фланга и тыла могут использоваться для получения тактических преимуществ. Конечно же, есть и отличия, вроде отсутствия шкалы CT (Charge Time – время заряда) и множества других мелких нюансов, в которых интересно разбираться.


Перед началом битвы мы можем по своему вкусу разместить бойцов на доступных для этого клетках, выбрав тех героев, кто будет сражаться, а кто останется на скамье запасных. Удобно, что перед тем, как нажать кнопку «начать бой», мы заранее видим место действия и даже выставленных против нас противников, что позволяет тщательно подобрать состав нашего отряда и даже, внимание – вооружить и оснастить солдат в соответствии с ситуацией!
Вашим героям и их противникам полагаются две фазы хода – движение и одно действие, подразумевающее, в свою очередь, либо атаку, либо использование предмета или применение классовых способностей или заклинаний, но только что-то одно за ход. Причём можно сначала переместить персонаж, а потом провести действие, или же сделать наоборот, в отвечающем конкретной ситуации порядке. Наконец, каждый ход неизменно завершается выбором направления взгляда бойца – это особо важно для того, чтобы не схлопотать удар в спину или в бок, одаривающие «счастливчика» повышенным уроном.


Что касается непосредственно ролевой системы, то она предельно понятна, но интересна и напрямую сконцентрирована вокруг классов персонажей. Тут мы снова получаем привет от уже называвшейся прославленной серии от Square Enix. Так каждый герой получает в бою не только опыт, повышающий с получением новых уровней его базовые атрибуты, но и очки способностей (ОС). Именно зарабатываемые ОС открывают доступ к прокачке умений того или иного класса, а у каждого они свои и подразделяются на активные и пассивные навыки и автоматические контратаки. Более того, выполняя определённые (поначалу неизвестные) требования, вы сможете открывать для персонажей новые специализации – скажем, чтобы разблокировать Чумного доктора, надо сперва поднять Врачевателя до 4-го уровня, выучив четыре навыка из дерева умений этой профессии. Что ещё интересно, так это то, что каждый герой может одновременно пользоваться способностями двух разных классов, так что сочетания воин/маг, вампир/храмовник и наёмник/ алхимик (ставший почему-то в переводе алхимистиком) здесь в порядке вещей.
Собственно, приятная возня с классами персонажей, подбором удачных сочетаний дополняющих друг друга умений и подходящего снаряжения, а также последующее испытание подготовленных вами воинов в бою, и являются одним из самых увлекательных моментов игры. Добавьте-ка к этому секретные классы и профессии уникальных персонажей, которые могут присоединиться к вам в приключениях, и получится очень заманчивая картина местной ролевой системы.

Удачной фишкой я бы назвал и систему создания снаряжения и полезных в хозяйстве устройств. Дело в том, что из поверженных врагов будут выпадать необходимые компоненты и ингредиенты, которые также можно собирать непосредственно на поля боя, взаимодействовав с порой встречающимися интерактивными объектами. Далее, в походном лагере партии приключенцев можно заняться крафтингом нового обмундирования. И вот что мне понравилось больше всего: на каждую битву отряду полагается ограниченное число склянок с зельями и других предметов, а их ассортимент, эффективность и количество использований можно улучшить в лагере, потратив на апгрейд необходимое количество соответствующих ингредиентов. То есть заранее закупиться сотней бутылок с маной теперь не удастся, зато можно и не экономить предметы, как обычно приходя к финальному боссу с тонной вещей, которые ты так ни разу и не попробовал использовать!
Интересно, что, несмотря на первоначально видящееся отсутствие мотивации к изучению полей сражений, игроку стоит быть внимательным к своему окружению. Во-первых, почти в каждой локации находится сундук с ценным компонентом для крафта или редким элементом обмундирования. Более того, до ящика с богатством обычно ещё надо добраться, что не всегда можно сделать без специальных умений или предметов. Во-вторых, встречаются на картах ещё и интерактивные объекты вроде обелисков, надгробий и прочих древних артефактов, открывающих доступ к дополнительным событиям и секретным классам персонажей. Что-то пропустили? Не беда – каждую локацию можно переиграть в так называемом режиме «патруля», позволяющем вне основного сюжета сразиться с врагами и получить дополнительный опыт.



Хотя геймплей и не торопится с места стартовать со скоростью эльфийского скакуна, можно быть уверенным, что Fell Seal: Arbiter’s Mark доходчиво и без спешки разъяснит игроку большую часть тонкостей игрового процесса. Если же вы что-то упустили, внутриигровая справка восполнит возникшие пробелы. Кроме того, стоит отметить большие возможности по регулировке уровня сложности – отдельно можно настроить даже количество и поведение противников, их оснащённость дополнительным снаряжением и склонность оживлять павших союзников.
Посещение городов не ограничивается покупкой и продажей ненужных вещей в лавках торговцев. Например, зайдя в так называемую гильдию, вы сможете нанять в отряд дополнительных героев любых уже открытых классов. А помимо этого, можно будет полностью настроить и внешний вид новых спутников – выбирая из неплохого ассортимента портретов, отображающихся на модельках персонажей дополнительных аксессуаров и доступных цветовых решений. Отдельной приятной находкой является присутствие таких «собранных с нуля» соратников в сюжетных заставках в лагере – участвовать в диалогах наравне с протагонистами они не будут, зато докажут, что они всегда рядом и вносят свой вклад в общее дело!


Настраивая внешность дополнительного персонажа, не удержался от собственной отсылки к знаменитой серии пошаговых стратегий
Необходимо упомянуть и визуальный ряд проекта, который способен вызвать смешанные чувства. Спрайтовые анимешные модельки персонажей выглядят достойно, но им очень сильно не хватает анимаций движений. Когда во время заставок герои, едва двигая конечностями, демонстрируют «лунную походку», а затем, даже не разворачиваясь, уходят из кадра спиной вперёд – пожалуй, это даже чересчур олдскульно. И это при, в целом, отличной детализации фонов и некоторых других объектов. Небольшой диссонанс на этом фоне вызывают и более «серьёзно» нарисованные портреты героев, вызывающие ассоциации с фэнтезийными изображениями приключенцев из, скажем, ролевых игр по вселенной Forgotten Realms (Baldur’s Gate, Icewind Dale и так далее). Хотя это всё-таки относительные мелочи, и невозможно не заметить старания художников.
А вот звуковой ряд, вернее игровой саундтрек, можно похвалить. Конкретно звуковых эффектов могло быть и побольше – очень не хватает реакции персонажей на получаемые раны, хотя звуки ударов звучат весьма убедительно. Зато музыкальные темы Fell Seal: Arbiter’s Mark вышли очень качественными, а, главное, не надоедающими – их даже можно послушать просто так, отдельно от игры.

Что немаловажно, проект получил русскую текстовую локализацию, которая, правда, не лишена одной любопытной особенности. Обратите внимание на кадры геймплея: имена персонажей остались не переведёнными. С натяжкой это можно было бы понять, в случае с особо замороченными фэнтезийными прозвищами и названиями с большим количеством трудночитаемых звуков и, о ужас, апострофов, но таких примеров здесь как раз по минимуму. В итоге, создаётся ощущение, что сейчас 90-е, и тебе досталась пиратская версия игры!
75 Fell Seal: Arbiter’s Mark слегка «пробуксовывает» на старте – как в геймплейном, так и в сюжетном плане, что может отпугнуть некоторых игроков. Однако, если согласиться подождать, всё-таки пробившись через самые непоказательные первые часы игрового процесса, вас может ожидать приятный сюрприз в виде богатой на интересные возможности классической тактической RPG с хорошо продуманной системой развития персонажей. Стоит ли такая находка необходимости смириться с простенькими анимациями движений героев и повествованием, первоначально вызывающим недоумение и обманчивое ощущение сюжета для «галочки»? Тут каждый должен принять решение за себя. Если же вас расстраивает тот факт, что уже больше 10 лет не выходило ни одного полноценного проекта под названием Final Fantasy Tactics, то для вас выбор почти очевиден – обязательно попробовать Fell Seal: Arbiter’s Mark, вобравшую в себя лучшие черты знаменитого вдохновителя и добавившую к ним щепотку новых впечатлений.
Обзор написан по цифровой версии игры для PlayStation 4, предоставленной редакции издателем. Все снимки экрана, использующиеся в материале, сделаны непосредственно автором статьи на указанной платформе.

Источник

Последние новости