Визуальные новеллы, как жанр, довольно специфичны. Мы уже привыкли, что большинство из них дают возможность своему читателю окунуться в масштабную и лихо закрученную историю с множеством хорошо прописанных действующих лиц и несколькими вариациями развития событий. Но что будет, если за создание новеллы возьмётся всего лишь один разработчик, сильно увлеченный своим делом и стремящийся просто привлечь внимание игроков к не самому популярному жанру? Ответ на этот вопрос предоставил Дэн Сальвато, и вышло у него это на ура.
Оригинальная Doki Doki Literature Club вызвала тот самый резонанс в общественном сознании и смогла привлечь к себе внимание. Впрочем, не стану сейчас и лукавить — столь позитивному принятию сильно поспособствовала бесплатная модель распространения новеллы, что вкупе с небольшой продолжительностью и наличию в игре психологических и хоррор элементов и привело к бешеному росту популярности столь недорогого проекта. Анонсированное в прошлом месяце переиздание, получившее название Doki Doki Literature Club Plus! продолжило это движение и позволило ознакомится с игрой куда большему количеству людей, в том числе и мне.
История Doki Doki начинается со встречи главного героя — школьника, не имеющего какого-то определенного имени и собственной прописанной истории — с подругой детства Сайори, которая недолго думая предлагает ему вступить в школьный литературный клуб. Наш антагонист соглашается с этим навязчивым предложением и знакомится с оставшимися действующими лицами игры: девушками Юри, Моникой и Нацуки.
Дальнейшее развитие истории какое-то время (довольно продолжительное!) смахивает на банальный симулятор свиданий, где главный герой учится искусству написания стихов и понемногу вливается в коллектив обаятельных девушек, начинающих испытывать к нему взаимную симпатию. Продолжается так до начала подготовки к школьному фестивалю, когда Сайори признается главному герою, что всегда была в него влюблена. Эти события в дальнейшем приводят к переломному моменту, после которого игра автоматически перезапускается и начинается заново, но уже с серьезными изменениями в сюжете.
О Doki Doki крайне тяжело говорить без спойлеров, ведь именно концовка первого акта в корне меняет атмосферу игры, превращая её из радужного дейт-сима в своеобразный психологический хоррор. Лишать же игрока возможности испытать все самому будет в корне неверно.
Как и в любой новелле, более глубокому погружению способствуют сами персонажи, чьи архетипы поначалу специально поданы в виде клише-насмешки над стереотипными героями аниме. Сайори, как мы уже знаем — классическая подруга детства, влюбленная в главного героя. Она обаятельна и общительна, но часто не уверена в себе, а в некотором роде даже пассивна, из-за чего часто просыпает школу и несколько небрежна в отношении себя. Юри — красивая и застенчивая девушка, предпочитающая хорошее фэнтези общению с людьми. Она заботлива и мила, но при этом привыкла прятать и не показывать свои эмоции, а свободное время уделять коллекционированию ножей. Нацуки — цундере, яркая и жизнерадостная, радующаяся любым мелочам и любимой манге, но из-за своего заводного характера постоянно вступающая в споры с Юри.
Моника, являющаяся президентом клуба, — классический пример отличницы. Она хорошо учится, управляет клубом, ходит на дополнительные занятия по игре на пианино, но прямолинейна, способна достигать своих целей и активно ломать четвертую стену, обращаясь не к герою, а напрямую к игроку.
Раскрытие характеров всех участниц клуба проходит не совсем стандартным образом, ведь не имея за собой хорошо прописанных предысторий и прошлого они раскрываются лишь благодаря изменению своих стремлений и мотивации, усугублению психологических проблем и письмам, которые сочиняют накануне прихода в клуб.
Письма — довольно интересная задумка. С одной стороны, она позволяет главному герою с помощью набора из двадцати произвольных слов, ненавязчиво отсылающих к характерам девушек, создавать стихи, что при их прочтении упрочняет связь между антагонистом и определенной девушкой. С другой стороны, стихи читает и каждая представительница клуба. Они оформлены в совершенно разных стилях, имеют свой собственный символизм и значение. Взять к примеру стих об опустошении одной из девушек на примере простой бутылки, из которой понемногу уходят эмоции. Различие произведений и характеров людей, их написавших усиливается с помощью почерка, к которому мы еще вернемся.
Подача же всей информации здесь происходит через стандартный для новелл текст и визуализацию фона и спрайта персонажа. При беглом взгляде всё выглядит неплохо, но начав разбираться понимаешь, что из-за крайне маленького бюджета каждая героиня имеет всего несколько вариаций отрисовки, из-за чего временами возникает острый диссонанс между текстом и отображаемой девушкой.
Но не одним сюжетом новеллы едины и геймплей так же в них должен играть немалую роль. И как раз с ним тут проблемы — здесь нет никаких интерактивных элементов, разнообразных мини игр, а дальнейшее развития сюжета никак не зависит от выборов на экране. Игра целиком и полностью линейна, а на её некоторое разнообразие влияет лишь выбор слов (а значит и привязанных к ним рутов девушек) при создании уже упомянутых писем. Не изменилось данная структура подачи и в нынешнем переиздании, обладающим несколько иными достоинствами и недостатками. Разработчики из Team Salvato заметно улучшили качество графики, а также создали «операционную систему», открывающуюся во время прохождения игры.
Что это такое? Именно то, чем кажется! Во время работы над оригиналом, разработчиками была проведена колоссальная работа по внедрению в него секретов и пасхалок, запрятанных в системных файлах игры. Файлы появлялись, исчезали и обновлялись по ходу прогресса, а также давали доступ к дополнительным концовкам и расширяли лор при их редактировании, удалении или даже смене расширений. Подобные механики, по понятным причинам, на консолях реализовать сложно, для чего и была придумана виртуальная операционная система. Помимо доступа к части файлов игры, здесь можно посмотреть галерею артов, открытых писем и запустить плеер с внутриигровой музыкой.
Главным же нововведением этого режима стали тринадцать небольших дополнительных глав, открывающихся через взаимодействие с определенными девушками во время основного прохождения. И в отличии от него, именно здесь куда более подробно раскрывается прошлое всех членов кружка: их история знакомств, причины вступления в клуб и небольшие конфронтации, что впоследствии переросли в крепкую дружбу.
Особое внимание в переиздании стоит уделить официальной локализации, которая на деле оказалась в несколько раз хуже фанатского перевода, выпущенного для PC-версии. В ней потерялся смысл части фраз, переводы некоторых стихов выполнены неоднородно, а разница в почерках и их изменении была полностью пущена под нож. Из-за локализации появились ошибки и технического плана: при перемещении по операционной системе часть файлов банально не открывается, что приводит к критической ошибке и вылету. Исчезает данный косяк при смене языка.
75 | Doki Doki Literature Club Plus! — хороший пример спорного переиздания. В нем мы видим интригующую, но при этом далеко не самую проработанную во всех деталях новеллу, распространяемую и по сей день на бесплатной основе. С другой стороны, игра получила массивное расширение в виде новых эпизодов, раскрывающих немного блеклых ранее персонажей и «рабочего стола», позволяющего чуть больше узнать о мире Doki Doki. Учитывая невысокую стоимость переиздания, его можно и наверное даже нужно опробовать при удобном случае, но стоят ли эти нововведения своих денег, если вы уже проходили оригинал? Решение за вами. |
Обзор написан по цифровой версии игры для Nintendo Switch, предоставленной редакции издателем.
Читайте также
Последние новости