Следующая новость
Предыдущая новость

Обзор Disco Elysium

25.04.2021 22:51
Обзор Disco Elysium

Что такое Disco Elysium? Это нашумевшая RPG 2019 года, наконец прибывшая на консоли в виде дополненной версии The Final Cut. Будьте готовы найти: шикарные разветвлённые диалоги, «полотнища» высокохудожественных описаний и геймплей, отдающий point-and-click адвенчурой и текстовой ролевой игрой. Если слово «графомания» для вас не ругательство, вы любите читать и истосковались по вариативности – стоит обратить на Disco Elysium пристальное внимание. А ещё именно сейчас лучшее время для знакомства – большинство багов побеждены, квесты завершаются как надо, и игра больше не вылетает (по крайней мере, на PS5).
Допустим, определились, что графоманией нас не испугать. Но даже в таком случае первое знакомство с Disco Elysium может удивить неподготовленного игрока. Ведь пытаясь очухаться после кошмарной пьянки, протагонист общается со своей лимбической системой и, простите, древним рептильным мозгом! А уже в следующих сценах к хору голосов в голове присоединяются олицетворения тех умений, областей знаний и качеств, которыми обладает (или обделён) наш герой. И все они рады давать советы – помогая или мешая оценить ситуацию, побуждая действовать, когда нужно… или лучше не стоит! А слушаться их или нет – решать вам.
На самом деле, цель игрока и его виртуального альтер эго, детектива Гарриера Дюбуа, весьма конкретна – расследовать убийство, произошедшее в одном из районов столичного города Ревашоль. Ну и избавиться от амнезии, по возможности разобравшись в её причинах. Так что нас ждёт поиск улик, опрашивание свидетелей, подозреваемых и другие прелести полицейской работы – вплоть до осмотра тела, неделю провисевшего на дереве. В финале нам понадобится раскрыть только это дело, но путь к нему будет не близок, интересен и у каждого свой.
Бояться об отсутствии геймплея в Disco Elysium вовсе не стоит. Вместе с детективом Дюбуа и его напарником Кимом Кицураги вы исходите вдоль и поперёк несколько районов Ревашоля, познакомитесь с десятками персонажей, проведёте много времени, занимаясь прокачкой навыков и подбором экипировки для протагониста и, конечно же, прочитаете те самые «полотна» текста – со знанием дела и с душой написанные! Вдобавок попытаетесь раскрыть тайну проклятого здания, где разрабатывали одну из самых масштабных радио-RPG в мире, и найти следы редчайшего криптида (криптиды – животные, существование которых считается возможным, но не подтверждено наукой) – островалийскиго фазмида. К слову, шуток на тему RPG и игр вообще в Disco Elysium достаточно.


Выбор «коронного навыка» даёт не только преимущество одному выбранному умению, но и всей связанной с ним линейке талантов
Сперва вам, конечно, предложат создать персонаж, задав стартовые величины для четырёх атрибутов (интеллект, психика, физиология, моторика). Выбор повлияет на «потолок» развития связанных с каждым из них навыков – по 6 на каждый атрибут – и определит сильные и слабые стороны детектива Дюбуа. Будет он хилым интеллектуалом, сильным и ловким тупицей или вечно драматизирующим любителем Диско – причём сочетания возможны любые. В дальнейшем, получая опыт и новые уровни, Гарри сможет свободно прокачивать только умения. На базовые атрибуты повлиять будет сложнее.
Отдельные качества и навыки могут воздействовать на игровой процесс даже сильнее, чем кажется на первый взгляд. Например, «стойкость» улучшает здоровье, а «сила воли» предел одноимённой характеристики. Доведя одну из этих величин до 0, Гарри рискует словить сердечный приступ или свести счёты с жизнь. В свою очередь, «внимательность» позволяет подмечать больше активных объектов, а также тайников с деньгами и предметами. Встречаются и другие нюансы, открывающиеся по мере прохождения.

Это был период, когда я редко сохранялся и не перезагружался. Прыжок без штанов и в неудобных ботинках (-1 к координации) мог закончиться плачевно, но мне повезло!
Проверки умений в Disco Elysium происходят регулярно, и их можно подразделить на три вида. Во-первых, пассивные, автоматически срабатывающие в ходе каких-то событий – обычно они позволяют приметить еле заметный нюанс, обратиться к предыдущему опыту или заранее подготовится к неприятностям (например, мобилизовать силы организма и противостоять боли!). Во-вторых, есть «белые» проверки – при них результат броска виртуальных кубиков сравнивается с шансом на успех, зависящим от величины навыка, а при неудаче их можно повторять (после изменения величины навыка). Наконец с «красными проверками» можно рискнуть лишь раз, и они часто попадаются в ответственные моменты, когда решение надо принимать здесь и сейчас.
Ещё Disco Elysium крайне любопытна тем, что даже неудачи могут приводить… к новым возможностям. Да, можно эксплуатировать систему сохранений, исправляя неудачные броски, но при первом прохождении (хотя бы первой его половине) интереснее смотреть, куда могут завести Гарри поражения и невзгоды. Ну, кроме многочисленных и подчас нелепых летальных исходов, после которых всё-таки придётся загрузиться!


Мир игры достаточно компактный, но на полное его исследование и выполнение большинства квестов уйдут и 30, и 40 часов. А потом можно переиграть за персонажа с другими талантами и системой ценностей
При этом можно сколько угодно перезагружать неудачную сцену, но, если вы когда-то пропустили конкретный предмет, не произнесли подходящую реплику и не завершили соответствующей квест – какого-то события в вашей игре может попросту не произойти. И, наоборот, дополнительные знания и предыдущие действия частенько дают положительные (или отрицательные) модификаторы к будущим проверкам. Ведь, согласитесь, трудно уговорить слегка занудного коллегу-полицейского зажечь на танцполе. А если вы всю игру прикрывали друг друга и были напарниками – не разлей вода, всё становится возможным!
Нельзя не упомянуть и о последствиях следования избранному «моральному компасу». Детектива Дюбуа можно сделать образцовым копом и взяточником, алкоголиком и любителем запрещённых веществ, фанатом разговоров о политике и даже «вестником апокалипсиса», слушающим голоса…. Всё это можно сочетать, смотря на сиюминутную выгоду, или же быть более последовательным. А в финале случится один из лучших «разборов полётов» в истории игр, и весь ваш предыдущий опыт повлияет на концовку истории. В конце концов, потерявшего пистолет, удостоверение и доверие коллег полицейского вряд ли примут обратно в органы правопорядка, правда?


Вытерпеть Куно смогут стойкие. Некоторые даже бросали игру из-за персонажа... В принципе, тут как в жизни – бесит человек, не общайся. Зато можно дождаться отсылки к Cyberpunk 2077!
Есть также у игры черта, которую встретишь нечасто. Наверняка согласитесь, многие предпочитают испробовать все доступные реплики персонажа в RPG и других сюжетно-ориентированных играх. Так вот: в Disco Elysium лучше почаще думать, что говоришь! Вашего собеседника можно обидеть, нарваться на неприятности, а может некстати встрять распоясавшаяся черта характера Гарри и… взять дальнейший контроль на себя. Тогда сдать назад уже не получится, и все последующие варианты действий окажутся бредовыми и даже опасными. А если протагонист злоупотребляет алкоголем и химией, риск эскалации только возрастает.
Ещё одной важной геймплейной особенностью является «Кабинет мыслей» протагониста – туда попадают идеи, которые могут возникнуть у Гарри буквально на пустом месте! Из разговора с NPC, после завершения задания, изучения предмета в инвентаре и посещения определённой локации в определённый момент. Мыслей для усвоения многие десятки и все они имеют свои плюсы, минусы, а некоторые необходимы для получения и завершения квестов. Причём одни думы лишь влияют на размеры навыков и атрибутов, когда другие упрощают броски проверок, дают дополнительный опыт или позволяют находить больше предметов. А вот слотов под активные мысли только 12, но от неугодных можно избавляться.

Выглядеть шутом из-за бонусов надетых предметов? Пожалуйста! Но некоторые персонажи будут комментировать ваш внешний или реагировать как-то иначе
Предметов в Disco Elysium в достатке. Одни представлены инструментами, нужными для взаимодействия с окружающим миром: фонарик, чтобы видеть в темноте, ломик для открытия дверей и контейнеров, пакет для сбора стеклотары, которую можно сдать в магазинчике, и так далее. Другие – одежда и прочие аксессуары, которыми можно экипировать Гарри и дополнительно улучшить его характеристики. Есть также квестовые предметы, вещички, которые разрешается загонять в ломбарде, а также книги, изучение которых ускоряет течение времени и параллельного ведёт к новым тайнам, мыслям и опыту. Наконец герою не помешают деньги, на которые можно купить что-нибудь полезное или просто оплатить номер в гостинице.
Студия ZA/UM тщательнейшим образом подошла к созданию мира игры и проработке его лора. Поначалу голова идёт кругом из-за обилия незнакомых названий стран, народов и технологий. Но стоит прокачать навык «энциклопедия», и мозг Гарри начнёт услужливо подсовывать нужную информацию. И это чертовски логично – ждать глубоких познаний от глупого и необразованного копа было бы странно. К слову, Элизиум (название сеттинга игры) сильно вдохновлён нашей реальностью. Нетрудно догадаться, что Граад – нечто среднее между Россией и другими славянскими государствами, в Народной Республике Самары живут китайцы, а, скажем, Готтвальд – вероятнее всего, Германия. Также ясно, что лидер зачахшего в мире Элизиума коммунистического движения – Крас Мазов – неслучайно напоминает Карла Маркса. При этом уровень технического прогресса сочетает в себе черты 70-х, начала прошлого века и научно-фантастические картины будущего. Основным видом наземного транспорта тут служат мотокареты, частные военные компании используют навороченную керамическую броню, а вычислительная техника представлена радиокомпьютерами.

Одно из главных украшений Disco Elysium, помимо необычного визуального стиля – квесты. Их много, они могут быть короткими и длинными, обособленными и связанными с другими общей историей, а также побочными и, конечно, сюжетными. Причём немало заданий можно пропустить, даже не узнав об их существовании. Зато удачно прокачанное знание в той или ной области может подсказать, когда пора вляпаться в новую историю! Например, вы можете ввязаться в изыскания учёного и узнать, что существованию мира угрожает распространение загадочной малоизученной антиматерии – «Серости». В конце получится связаться с воздушным кораблём мирового правительства и, если повезёт, запросить встречу – на этом игра преждевременно закончится, но вы получите редкий трофей/достижение. А можно пропустить всю сюжетную линию «Серости» и дойти до финала, толком не узнав, что это такое.
Подбираясь к финальной оценке, нельзя не сказать пару слов о багах. И будь обзор написан дней десять назад, парой слов тут бы не обошлось. У меня на PS5 случились несколько вылетов, встречались неактивные предметы, мешавшие завершить квесты, был даже объект без текстуры. Сегодня значительная часть неприятностей (говорю за версию для PS5) исправлена патчами, и выходили они в последнее время оперативно. Наверное, можно ещё встретить пару неозвученных реплик да раздражающую задержку между действиями всего в паре мест игры. Неделю назад я бы отнял у Disco Elysium 10 баллов, но сегодня обращаешь внимание только на мастерски написанную историю, с большим количеством нюансов и возможностей.


В Disco Elysium всего одна перестрелка, да и та не выходит за рамки описаний, проверок и демонстрации последствий. Что не мешает ей быть одной из самых эпичных и напряжённых сцен игры!
Отечественная локализация Disco Elysium удалась. Это сложный для качественного переложения на русский проект, и наша команда справилась со своей задачей. Кроме того, привыкнув к огрехам большинства переводов, я больше двух третей игры искал хоть одну опечатку… и нашёл штуки 3-4 ближе к финалу. И это на все те сотни тысяч слов, составляющие игровые описания и диалоги. Понятно, я не смог изучить все квесты и варианты развития событий, но это, бесспорно, одна из лучших локализаций за последнее время.

90 Disco Elysium могла стать отличной книгой, но студия ZA/UM взялась за создание игры и весьма преуспела в этом. От игрока требуется оценить свою любовь к чтению и, при наличии таковой, смело погружаться в мир Элизиума и его необычный сеттинг. А десятки мастерски прописанных квестов-историй, необычная ролевая система, а также свежий взгляд на вариативность и последствия выбора приглянутся любителям RPG. Баги после релиза были неприятны, но в версии для PS5 их почти не осталось, а значит, повлиять на спектр ожидающих вас впечатлений они уже вряд ли в состоянии.
Обзор написан по цифровой версии игры для PlayStation 5, предоставленной редакции издателем. Все снимки экрана, использующиеся в материале, сделаны непосредственно автором статьи на указанной платформе.

Источник

Последние новости