Серия Disciples ворвалась в мою жизнь, когда мы с друзьями часами зависали в Heroes of Might & Magic, на удивление не уставая. Да что там с друзьями, даже на курсах профессиональной ориентации по направлению «информатика», мы могли задерживаться на часы и играть с учителем в культовую третью часть. Но затем появилась Disciples II и «Герои» перестали для меня существовать на довольно продолжительное время. Эта игра очень радовала своим более мрачным и монструозным, что ли, дизайном. Мне нравились менее масштабные сражения, где боевые юниты ощущались более индивидуальными и значимыми единицами на пути к победе. Сюжет тоже интриговал.
Затем я попробовал первую часть и не проникся ей, а от третьей и вовсе хотелось пойти, да отмокнуть в ванной. Поэтому от Disciples Liberation я многого не ждал. К тому же компания Kalypso Media, при искреннем уважении к её франшизам, в последние годы немного просела в качестве новых релизов. Но уже первые часы в новой части Disciples показали — к разработке игры подошли очень серьёзно и сами разработчики, и издатель.
Фанам классики в лице Disciples II, правда, следует приготовиться к сильному разочарованию: перед нами уже не стратегия с пошаговыми боями и элементами тактики, а современная ролевая игра с тактическими сражениями, близкими к Heroes of Might & Magic и King’s Bounty, включая разработки от Katauri и недавнюю King’s Bounty II. Более того, именно данный проект можно назвать «King’s Bounty здорового человека». Главным образом потому, что здесь нет погони за трёхмерными и масштабными амбициями, сбившей команду 1С с пути к полюбившейся поклонникам простоты изучения карты мира.
В Disciples Liberation игрок с первых минут попадает в Diablo-подобное окружение — подземелье и прямое управление главной героиней Авианной, наёмницей на задании по устранению некой важной шишки. Её сопровождает закадычный друг Орион, поклявшийся всегда быть рядом. Романтично? Не для этой игры. Тут цветут и пахнут букеты межвидовой полигамии, в водоворот которой можно окунуть Авианну едва ли не похлеще и поглубже, чем нырял Геральт за свои похождения по трём играм серии The Witcher. Первое подземелье игры служит обучением, но подаётся довольно интересно — здесь, вот удивительно для современной разработки, нет занудного обучения каждой доступной механике, лишь несколько информационных окон, бегло раскрывающих суть тактических битв и значения вариантов выбора в диалогах.
В отличие от ряда конкурентов, в Disciples Liberation выбор игрока имеет последствия, сиюминутные или долгосрочные. Например, можно заполучить в союзники нового NPC или уникального бойца, который внешне будет выглядеть как представитель одного из доступных видов, но по характеристикам превзойдёт его. Или её. Всего юниты в игре делятся на три типа: герои, особые и обычные. Последние, в свою очередь, представлены в четырёх ступенях развития. Но никакого подобия переходной эволюции тут нет, игроку нужно развивать свой город, а не юнит, чтобы получить доступ к бойцам более высоких ступеней. Так что не воспринимайте местных бойцов, как покемонов или воинов из упомянутой уже King’s Bounty II.
Долгосрочные последствия влияют на отношения главной героини и четырёх существующих в мире фракций — Империи, Легионов Проклятых, Эльфийского Альянса и Орд Нежити. С одной стороны, можно попытаться держать хрупкий баланс, и заслужить доверие всех фракций сразу, вот только добиться максимальной выгоды от них будет очень сложно. А можно сразу отдать предпочтение одной или даже двум, стремясь улучшить отношения. После игрового пролога открывается таинственный город Иллиан — убежище армий игрока, которое можно развивать. В нём ограниченное число мест для построек, поэтому игрокам придётся часто делать выбор в пользу того или иного строения.
Изначально в Иллиане открыты постройки первого уровня для каждой фракции, плюс есть два свободных места. Прокачивая главный замок, для чего требуется прохождение по сюжету, можно разблокировать постройки фракций более высокого уровня, с усиленными юнитами, но для них также потребуются хорошие отношения с выбранными сторонами большой войны. Поэтому рекомендую определиться с полюбившимися воинами в первые часы. Я, например, сосредоточился на Эльфийском Альянсе и Легионах Проклятых. Не люблю нежить, да и к империям отношение, мягко скажем, плохое.
Разрабатывая систему построек и прокачки юнитов, разработчики из Frima Studio явно позаботились о времени игрока. Действительно, в Иллиане не хватает места на все здания, однако всегда можно заморозить одно и на его месте возвести другое, при этом замороженное останется на своём уровне развития. Конечно, такие манипуляции будут требовать всё больше ресурсов, но с ними тут проблем вообще нет — на локациях можно завоёвывать источники всех ресурсов, которые будут приносить их ежечасно. Игроку лишь надо возвращаться в Иллиан, нажимая «L1» в любое время (кроме боёв и подземелий), да собирать накопившиеся в лабазах ништяки — железо, дерево, эссенции. Что же касается прокачки, то она всегда упирается в уровень Авианны. В Disciples Liberation страшно потерять только уникальных бойцов, заполученных по сюжету или благодаря выборам в диалогах. Герои не умирают окончательно, даже пав в бою, а обычные юниты можно купить заново и там же сразу прокачать за ресурсы.
Но если вы страдаете тактическим перфекционизмом и не желаете никого терять, то игра будет заботливо делать частые автоматические сохранения, и любой бой можно легко переиграть. Сражения в Disciples Liberation не назвать очень сложными, но искусственный интеллект проработали довольно неплохо. Он не всегда использует все доступные преимущества и уязвим перед хитростями, однако обучен не игнорировать совсем уж явные возможности и прорехи в защите игрока. Чего многим тактическим играм откровенно не хватает. Например, далеко не всегда враги будут клевать на приманку в виде полумёртвого воина, и могут скопом навалиться на более опасного для них бойца из армии игрока, даже если он стоит дальше.
В целом же тактика здесь очень стандартная. У всех юнитов есть два очка действия, представленные в нескольких возможных цветах. Голубые ромбы значат, что за этот ход боец может только переместиться, красные — атаковать. А оранжевые ромбы совмещают характеристики голубых и красных, позволяя игроку сделать ходы на своё усмотрение: дважды переместиться, дважды атаковать, или скомбинировать эти действия в желаемом порядке. Ещё у всех бойцов есть по две полевые способности и одна тыловая. Сейчас объясню. Поле боя в Liberation разделено на основную доску и три тыловые ячейки, куда можно поместить обычных или особых соратников. Тыловые способности всегда применяются согласно описанию, игрок не имеет на них влияния — это могут быть усиливающие заклинания, атакующие, и так далее. Бойцы тыла будут применять их на цели по своему усмотрению.
Кто-то поинтересуется, нельзя ли набить армию собранными в походе NPC героического типа, ведь они явно мощнее обычных и даже особых юнитов. Ответ прост — нельзя. Баланс игры предполагает лишь три свободные героические ячейки в активном отряде армии. Чтобы жизнь тактическая малиной не казалась. Впрочем, кое-что упрощающее скитания тут есть — большинство сражений с противниками, очевидно слабее отряда игрока, можно пропустить выбором опции «завоевание». Фишка не работает только в сюжетных и особых сражениях, связанных с квестами. В третьем акте вы будете особенно благодарны разработчикам за такую дальновидность, к тому же «завоевание» гарантирует сохранность всех юнитов и получение тех же наград, что и в случае ручной победы.
Играть в Disciples Liberation на удивление увлекательно. Мир исследуем в изометрической перспективе, управляя своей всадницей на основных картах и бегая ей пешочком по лабиринтам подземелий. Тем у игры отличный, она не ощущается растянутой или перенасыщенной беготнёй, если вы поставили себе за цель прохождение сюжетной кампании. Интересная фишка: вне подземелий можно переключиться на режим курсора, и управлять перемещением Авианны по принципу «наведи на цель и нажми». Удобно, когда нужно преодолеть большое расстояние с одного конца карты в другой. Технически здесь всё тоже хорошо, я прошёл игру на PlayStation 5 и поиграл на PlayStation 4, везде производительность не вызвала нареканий.
А вот для охотников за платиной произведение Frima Studio может стать путёвкой в душный ад. В конце этой недели будет готов наш платиновый путеводитель, поэтому пройдусь кратко: готовьтесь к прокачке до 80 уровня, мороке с деревьями навыков (упрощается перераспределением скиллов в замке), максимальному развитию замка и дружественных отношений со всеми фракциями. Примечательно, что максимального уважения, если я сейчас ничего не напутал, надо добиться лишь у одной стороны. И на том спасибо.
80 | Disciples Liberation — тёмная тактическая лошадка, в процессе прохождения способная расправить крылья и превратиться в пегаса. До звёзд она не взлетает, но уверенно держится на достойной уважения высоте. Если вы любите тактические RPG с элементами стратегии и развития собственного царства-государства — не проходите мимо. Однако не ждите величия и художественного триумфа уровня Disciples II и дополнений к ней, то время для серии уже давно прошло. Рассматривайте Liberation как современное наследие, и тогда удовольствие вам гарантировано. |
Обзор написан по цифровой версии игры для PlayStation 5 и PlayStation 4, предоставленной редакции издателем.
Читайте также
Последние новости