Следующая новость
Предыдущая новость

Обзор Death Mark

29.11.2018 9:53
Обзор Death Mark

Так уж сложилось, что только в Японии ещё сохраняется активная поддержка PlayStation Vita разработчиками. На Западе обладателям портативной консоли остаётся только смириться с печальным положением вещей, либо, если вы и сами любите игры из Страны восходящего солнца, перебиваться редкими проектами, которые иногда получают англоязычную локализацию. Визуальные новеллы добираются до западной аудитории ещё реже, а визуальные новеллы в жанре хоррор…ну вы уже, наверное, поняли, как «часто» можно поиграть в них, не зная японского языка? Правда, иногда и на улице любителей ужасов случается праздник, и примером такого беспрецедентного события стал релиз визуальной новеллы Death Mark на PlayStation Vita, PlayStation 4 и Nintendo Switch.

Своё вступление я начал со слов о портативной консоли, где визуальные новеллы чувствуют себя как дома, а потому, даже имея на руках именно версию для PS4, значительную часть времени я провёл, играя в режиме Дистанционного воспроизведения (PS4 Remote Play), позволяющем передавать картинку, звук и все функции управления прямиком на PS Vita. Иными словами, при наличии хорошего Wi-Fi дома – это 100%-но аутентичный опыт!

Японские городские легенды (яп. 都市伝説 Тоши дэнсэцу)
Отличающийся яркой спецификой пласт городских легенд, несмотря на привязку к современным реалиям общества и технического прогресса, основывающихся на традиционном японском фольклоре и культуре. Главными фигурантами японских городских легенд чаще всего являются паранормальные существа «Онрё», которые из мести или других злобных побуждений вредят живым людям. Сильное влияние на формирование современных городских легенд оказал традиционный японский литературный жанр «Кайдан», повествующий о встречах со сверхъестественными явлениями, привидениями и демонами, истории о которых нередко становились основой для пьес национального театра «Кабуки».
На Западе духи Онрё стали более-менее известны благодаря японским фильмам ужасов. В свою очередь в современных японских городских легендах можно заметить некоторые аналогии с европейскими или американскими аналогами: нередко потусторонние сущности задают живым людям такие вопросы, при которых неправильный ответ может привести к жутким страданиям или даже смерти.
Классическим примером служит легенда о Кучисакэ-онна (букв. «женщина с разорванным/разрезанным ртом»), согласно которой женщина в медицинской маске задаёт встреченному человеку вопрос: «Я красивая?». В случае неправильного ответа, женщина снимет маску и продемонстриует разрезанное от уха до уха лицо, а затем сделает нечто подобное или же обезглавит жертву большими ножницами, которые у неё всегда с собой.

Я очень рад, что сегодня представилась возможность коснуться жанра хоррор, в котором, как мне кажется, Япония, да и некоторые другие азиатские страны, чувствуют себя в своей стихии. Важным отличием азиатских ужасов, будь то кино, книги или игры, является упор на психологические аспекты страха, а также нередко имеющая место значительная таинственность и недосказанность. Ведь что ещё, кроме боязни неизведанного, способно вызвать такие же сильные эмоции? Конкретно жанр визуальной новеллы достаточно милостив к впечатлительному игроку, и хорроры в этом формате обычно достигают требуемого эффекта за счёт визуального ряда и атмосферного звукового сопровождения, а не скримеров и панических забегов с вашей жизнью на кону.
Официальное описание Death Mark от японской студии Experience вышло очень сумбурным, хотя в сюжетном и геймплейном плане у проекта всё в полном порядке. В самом начале игры мы узнаём, что наш протагонист потерял память и даже не помнит своего имени, и это, скорее всего, как-то связано с загадочной отметиной на его запястье. Кроме того, в окрестностях Токио ходят слухи о том, что все, у кого появился на теле подобный знак, вскоре умирают ужасной смертью. Не желая сидеть сложа руки и дожидаться незавидной участи, главный герой хватается за единственную зацепку, которая у него есть – приглашение посетить загадочное поместье, где «все, у кого есть Смертельная отметина (Death Mark), смогут найти спасение».


По прибытии по указанному адресу оказывается, что хозяйка особняка мертва, и кроме таинственной говорящей куклы по имени Мэри в зловещем доме больше никого нет. Однако вскоре раздаётся стук в дверь – в поместье начинают стекаться другие обладатели Смертельной отметины, тоже получившие приглашение. И главному герою ничего не остаётся, как возглавить пёструю группу людей самых разных профессий, возрастов и социального положения и попытаться спасти себя и всех тех, кто доверит ему свои жизни.
Сюжет Death Mark разделён на 5 глав. Кроме того, в версии для PS4, в случае получения хорошей концовки игры, можно получить доступ к 6 главе, которая была выпущена для PS Vita в виде платного загружаемого дополнения. Каждый из пяти эпизодов представляет собой расследование событий, связанных с одной из японских городских легенд. Все образы противостоящих героям Онрё разнообразные и запоминающиеся, а в присущих им чертах, деталях «биографий» и местах обитания угадываются их «реальные» прототипы из всё тех же японских городских легенд. Так одного из духов можно увидеть, если всмотреться в старое зеркало, висящее в коридоре заброшенной школы, тогда как другой призрак будет задавать вопросы, на которые надо правильно отвечать, а третьего и вовсе можно встретить в загадочном «лесу самоубийц», основывающемся на реально существующем месте недалеко от Токио.

Каждое расследование сочетает в себе элементы классической визуальной новеллы с большим количеством диалогов, а также исследование интерактивных игровых локаций с поиском предметов и улик. Кроме того, каждый раз отправляясь из ставшего вашим штабом особняка, вы должны будете взять с собой одного спутника, выбирая из тех людей, кто пришёл в дом за помощью. Так бывший детектив сможет использовать огнестрельное оружие, а ведущая новостей предложит свой редкий дар контактировать с призраками. Наконец, где-то в находимых подсказках будет содержаться информация об особенностях и слабостях противостоящего вам потустороннего врага, а возможно и какая-то информация о том, что могло бы освободить его страдающую душу.


История про жуткую невесту мне понравилась больше всего. Вот только лучше бы она не снимала фату..
Ошибка в выборе напарника может привести как к временному тупику при прохождении, когда вы просто не сможете продвинуться дальше, пока не поменяете компаньона, так и к возможной смерти одного из персонажей. Важно ещё и то, что простой победы над духом недостаточно. Вы можете просто уничтожить его, но тогда один из ваших спутников станет жертвой прощальной мести призрака, и не видать вам уже хорошей концовки, открывающейся в случае спасения абсолютно всех героев. Благоприятного же исхода можно добиться, если помочь потусторонней сущности найти долгожданный покой.

Неспешное течение геймплея визуальной новеллы будет время от времени прерываться событиями, требующими быстрых и правильных решений. В этот момент будет включаться таймер, отсчитывающий оставшееся у вас секунды. Запас доступного времени называется «Soul Power» (сила души) и является общим для всех подобных эпизодов конкретной главы, однако его можно пополнять, находя запрятанные по всем уголкам японские амулеты «Омамори».
Большое количество находимых во время игры предметов и даже оружия необходимо не только для продвижения по сюжету и получения доступа в новые локации, но и, не в последнюю очередь, для финальной конфронтации с духами. Так каждая глава будет заканчиваться пошаговым сражением с героем соответствующей городской легенды. Для каждой фазы боя необходимо выбрать, какое оружие или предмет будут использовать ваш протагонист и его спутник. Интересно и то, что в ходе расследования вы будете обнаруживать как жизненно необходимые для выживания, так и абсолютно бесполезные вещи, и, только внимательно изучая подсказки или постоянно перезагружаясь, получится выйти победителем в финальной битве.
Настало время поговорить о визуальной составляющей Death Mark. Все фоны, локации, персонажи и сами призраки являются примером отличной работы художников. Единственное, к чему можно придраться, это очень небольшое количество статичных поз героев во время сцен «визуальной новеллы». Видимо, компенсируя это, разработчики по полной оторвались, создавая потрясающие арты для самых важных, запоминающихся и кровавых эпизодов в игре. В общем-то, видеоиграм с рейтингом «18+» сейчас сложно удивить игрока наличием приемлемой в обществе долей насилия. Однако создатели Death Mark смогли придать графической жестокости некое ощущение реалистичности. Тогда как некоторые другие моменты, истошные крики действующих лиц и окрашиваемый в красный цвет экран вызывают ассоциации с серией Corpse Party, даже несмотря на её более анимешную графику.

Пример сцены, где необходимы быстрые и правильные действия, или вашего героя ждёт смерть
Звуковое сопровождение, состоящее из мастерски подобранных звуковых эффектов, фоновых звуков и саундтрека, является отличным финальным штрихом при работе над созданием запоминающейся атмосферы, часть которой на себя берёт уже отмеченный стильный визуальный ряд. Здесь, правда, нашлось место второму и последнему недостатку проекта (первый – количество статичных поз героев), заключающемуся в очень ограниченной озвучке персонажей. Наверное, у студии Experience не хватило бюджета, но за всю игру вы услышите всего несколько озвученных реплик, да и то большинство из них будет относиться либо к кукле Мэри, либо к восклицаниям и иным выражениям эмоций других действующих лиц. И всё-таки это сложно отнести к минусу Death Mark, учитывая, как целостно ощущаются абсолютно все элементы игры.


Хочется упомянуть ещё один момент, поначалу бросающийся в глаза в Death Mark – назову его ярко выраженным фансервисным изображением женских персонажей в некоторых сценах. Вип и элитные проститутки Самары обеспечивают новый уровень сексуального сервиса, подкрепленный не только обворожительной внешностью, но и способностью деликатно вникать в ваши самые глубокие желания. Данная особенность свойственна немалому числу японских визуальных новелл, и я не вижу в этом ничего плохого, когда это уместно! Даже откровенное изображение героинь в некоторых сценах хорроров можно запросто вплести в сюжет без существенных потерь для атмосферы. Однако получается так, что разработчики Death Mark сперва позабыли о странности абсолютно внезапных откровенных сцен в остальном мрачном повествовании, но чуть позже, не желая отказываться от них совсем, просто сделали больший акцент на градус жестокости и насилия. И хотя до изнасилований тентаклями не дошло (оно же «tentacle rape»), вариации этой темы можно встретить почти в самом начале прохождения. В любом случае, первое недоумение быстро проходит, и уже вскоре ты попросту не обращаешь внимание на ещё несколько подобных событий, да и накал абсурдности в них будет гораздо меньше.

Напоследок хочется сказать, что в сентябре этого года в Японии вышел ещё один хоррор в формате визуальной новеллы от студии Experience, получивший очень лаконичное название NG (New Game?). Более того, разработчики анонсировали целую серию игр на данную тематику, прозванную ими «Spiritual Horror» (спиритический ужас). Мне кажется, учитывая неплохие продажи Death Mark на Западе, можно рассчитывать на то, что и новая игра сможет через какое-то время обзавестись переводом на английский, и это было бы неплохо.

80 Выход Death Mark за пределами Страны восходящего солнца стал приятным и неожиданным событием как для любителей азиатских хорроров и городских легенд, так и для фанатов визуальных новелл с качественной работой художников и увлекательным напряжённым сюжетом. Выгодно выделяет проект среди других представителей жанра и достаточная доля интерактива в игровом процессе, где каждая глава является полноценным расследованием потусторонней активности со сбором улик и подготовкой к финальной схватке с вызвавшим проклятие духом. Говоря иными словами, Death Mark – по-настоящему необычная визуальная новелла, заслуживающая пристального внимания игроков.
Обзор написан по цифровой версии игры для PlayStation 4. Все снимки экрана, использующиеся в материале, сделаны непосредственно автором статьи на указанной платформе.

Последние новости