Следующая новость
Предыдущая новость

Обзор Cities Skylines

03.11.2017 17:10
Обзор Cities Skylines

Градостроительные симуляторы – жанр немолодой и почти не зависящий от мощности игрового железа, а потому в нём очень сложно совершить революцию. Мало того, на протяжении полутора десятилетий у жанра ещё и был явный король, что охлаждало пыл конкурентов. Лишь единицы решались бросить вызов Sim City, а большинство разработчиков избегало конкуренции, обращаясь к другим временным эпохам, ограничиваясь меньшими масштабами и совсем иначе расставляя акценты. Тем же, кто желал воссоздать в играх свой родной город, радоваться было особо нечему: ручеёк новинок постепенно иссяк, да и Sim City превратилась в жалкое подобие себя прежней. Охладели к жанру и геймеры: с каждым годом их скептицизм всё возрастал, а потому даже талантливым разработчикам становилось всё сложнее создать что-то способное удовлетворить публику, окупиться и положить начало успешной серии. Но если жанр невозможно реанимировать с наскока, это ещё не значит, что нельзя прийти в него обходными путями, заручиться поддержкой предварительно набранной лояльной аудитории, и уже затем возродить. Именно так и поступила студия Colossal Order: прежде чем взяться за градостроительную Cities Skylines, она завоевала доверие геймеров нишевыми, но добротными стратегиями про транспорт – Cities in Motion и Cities in Motion 2.

Начинать предстоит с малого: первые часы у вас будет посёлок городского типа и не более того
Корни новой игры регулярно дают о себе знать: прокладка новых и модернизация старых дорог, а также возня с общественным транспортом занимают едва ли не половину игрового времени, по крайней мере – у меня. Но это подлинное удовольствие, тем более что значение правильно спроектированной транспортно-дорожной сети в нашей стране принято недооценивать. Если к большинству известных мне микрорайонов дорогу кидают абы как – лишь бы была, – то в Cities Skylines выгодней заранее проложить сетку улиц на годы вперёд и спроектировать правильные пересечения магистралей даже там, где дома появятся лишь через несколько часов реального времени. Лучше сразу сделать хорошо, чем потом судорожно переделывать, снося уже заселённые дома и исправно работающие производства – пусть даже в Cities Skylines и можно разрушить почти всё, что угодно, мгновенно и по нажатию пары кнопок. Пробки на виртуальных дорогах не только приводят в ужас того, кто провёл в них треть юности, но мешают развитию промышленности, снижают привлекательность города и мешают деньгам попадать в ваш бюджет. Более того, порой в затор могут попасть пожарные и полицейские авто, что не позволит им предотвратить опасный для города инцидент. А уж если до своей цели не смогут доехать мусоровозы, скорая помощь и катафалки, то дело может обернуться эпидемией, коллапсом не рассчитанных на действия мэра-придурка больниц и массовым вымиранием жителей, по ходу которого некогда прекрасный город сперва понаберёт кредитов, а затем будет объявлен банкротом. И тогда уже ничто, кроме мешка с бесконечной валютой (который отключает систему «достижений») вас не спасёт.

Когда видишь свой посёлок и сравниваешь с трейлером, сразу появляется стимул что-то доказать игре
К счастью, инструментов для создания шоссе, проспектов и улиц тот очень много, пусть и не все одинаково хороши. Одних только дорог с двумя полосами здесь восемь видов: обычные, гравийные, с газоном, с деревьями, односторонние и так далее. Хватает и широких, тем более, что для них появляется ещё возможность добавить автобусную или велосипедную полосу. Недоумение вызывает лишь тот факт, что шестиполосная дорога занимает столько же места, сколько и четырёхполосная, делая последнюю бесполезной – хотя москвичи могут найти в этом забавную отсылку к реальности, ведь на некоторых улицах в столице смогли увеличить число полос для машин даже после расширения тротуара. Помимо обычных улиц есть и шоссе: на них выше скорость и без них плохо функционирует промышленное производство, без хотя бы одного сквозного город выжить не может. При этом шоссе как будто генерирует пробки, так что старайтесь избегать на нём светофоров: я делаю ставку на односторонние съезды к проспектам-дублёрам и намеренно удалённые от подобных мест эстакады. Cities Skylines быстро учит управлению дорожными потоками: пробки могут стать меньше, если вы вынуждаете машины сделать небольшой крюк, а не пускаете всех напрямик. Более того, эта игра прекрасно иллюстрирует тезис, что порой уменьшение числа дорог положительно влияет на траффик. Главное – мыслить логически, отслеживать движение машин и не бояться экспериментировать. Ситуации, когда виртуальные водители действуют на грани абсурда и создают проблему на ровном месте, очень редки.
Что же до общественного транспорта, то поначалу он вовсе не нужен, ведь вы строите аналог одноэтажной Америки, но как только вы набираете достаточно жителей для открытия доступа к высотным строениям, ситуация в корне меняется, и частный автотранспорт становится настоящим врагом. Начинается без преувеличения увлекательный процесс создания автобусных маршрутов и поиска кредитов на строительство сверхдорогих линий метро. Мало того, надо ещё же ведь найти в ранее созданных районах место под станции! Впрочем, никто не запрещает вам разделить город на несколько официальных районов и в наиболее старых из них, не приспособленных под новые условия жизни, строительство многоэтажек полностью запретить. В противном случае может возникнуть потребность в пересмотре дорожной сети: автобусы её разгружают, но только если вы правильно расставили депо и остановки.

Статистика в игре одновременно и понятная, и исчерпывающая, если залезть в дебри. Локализация есть
Я удивляю такое большое внимание транспорту, потому что от него зависит загруженность улиц, а дороги в Cities: Skylines – это жизнь. Вы не можете построить здание в голой степи на отшибе, даже в режиме «паузы», потому что подвести дорогу требуют заранее. Когда прокладываете проезжую часть, пусть даже гравийную, вокруг неё сразу формируется полоса пригодной для жизни земли: её можно отдать под жилую, коммерческую, промышленную, а после ещё и под офисную недвижимость. Вы не можете строить домики самостоятельно, а лишь выбираете, подо что она будет использоваться. Дальше люди уже сами разберутся, если на землю в вашем городе есть спрос. Кто-то построит двухэтажный коттедж, кто-то втиснет хибару между ним и дорогой, кто-то соберёт вещи и переедет из другого района – это постоянный и не требующий вашего пристального внимания процесс. Но если вдруг здание помечено, как заброшенное, его надо тут же сносить: как и в реальности, такой объект быстро становится раковой опухолью, стоимость недвижимости вокруг падает, и из окрестных построек все тоже начинают валить. Также обратите внимание, что скоростные шоссе не формируют вокруг себя пригодную для жизни зону: если вы хотите что-то строить вдоль них, то лучшим решением станет всё тот же дублёр. Вы даже можете зажать между ним и шоссе завод по сжиганию мусора, свалки и электростанции, чтобы максимально локализировать объекты, порождающие загрязнение и шум. Да и в целом от промышленных зон жильё лучше отделять полосами коммерческой недвижимости, широкими улицами парками и различными социальным объектами, вроде полицейских участков, парков и школ. Богатые не захотят жить вплотную к заводу, а бедные платят мало налогов, да ещё и начнут регулярно болеть. Чем благоприятней квартал, тем жильё в нём дороже, и особенно это касается берегов рек – такая земля стоит дорого даже вообще без инфраструктуры, так что её стоит беречь.
Однако стоит признать, что беречь реки сложно: ведь в них приходится сливать канализацию. Коричневая жижа выплёскивается из труб, растекается по поверхности и утекает вниз по течению, постепенно становясь всё более блеклой. Где-то там далеко эту воду даже снова можно будет пить, но гораздо разумней ставить водокачку выше сброса канализации или вовсе качать в чистом поле из-под земли. Но делать катастрофу из стоков не стоит, пусть их объём и начинает со временем возрастать: располагайте рядом несколько труб, ставьте вплотную к ним свалки – делайте локальный ад, и наплевать, что рядом с ним никто не живёт. Даже очень большие объёмы загрязнения в Cities: Skylines вполне можно локализовать, хотя сложно найти достаточно денег и серого вещества у себя в голове, чтобы сделать правильно, сразу и наперёд. Несложно разобраться и с электричеством, тем более что со временем появится возможность размещать технологические продвинутые ветряки прямо в реке. Здания автоматически подключаются друг к другу, и линии электропередач, кроме как для пересечения рек и совсем уж широких магистралей, почти не нужны. При наличии необходимости потребление энергии и воды можно регламентировать, но учтите, что установка счётчиков может опустошить ваш бюджет: начав экономить, жители и платить станут значительно меньше – порой городу такие прогрессивные меры даже вредны.

Вот так у меня все и умерли
Все социально-значимые объекты игроки строят сами, причём доступ к ним ещё нужно открыть. К счастью, пока ваш посёлок не дорастёт до возможности строить поликлиники, в нём никто не будет болеть – схожим образом обстоит дело со свалками, полицейскими участками и пожарными станциями. Далее вы просто размещаете эти сооружения, исходя из уровня потребности и с учётом дорог: даже если в школе полно мест, с другого конца города до неё немногие захотят добираться. Но в каждой сфере есть свой подвох. Кладбища и свалки со временем предсказуемо переполняются, причём вы далеко не сразу получите доступ к сооружениям, в которых мусор и трупы можно сжигать. Что же до поликлиник, то есть иллюзия, будто достаточно чуть ли не одной на две тысячи человек. Это заблуждение длится часами, но только до тех пор, пока разом целый квартал не подхватит какой-нибудь вирус (возможно, завезённый туристами) – при нехватке койко-мест болезнь будет крайне сложно остановить. Не всё просто и с пожарной охраной: машины высылаются, исходя из географической близости, без учёта ширины и загруженности дорог, имейте это в виду. С образованием же ситуация и вовсе немного смешная: в районах рядом с заводами слишком много школ и университетов лучше не строить, ведь гордая элита не пойдёт работать токарем, а другие потенциальные кандидаты будут жить чересчур далеко. Порой подход разработчиков кажется даже циничным, но одно могу сказать точно: он идёт на пользу игровому процессу, добавляет вариативность и интересные задачи, а потому вряд ли плох.
Помимо строительства в Cities: Skylines есть и другие способы повлиять на свой город. Вы можете регулировать налоги для разных типов недвижимости, а также экспериментировать с законопроектами. Город тонет в мусоре? Ограничьте выгул домашних животных, вложите деньги во вторсырьё и увеличьте финансирование свалок, чтобы те закупили больше машин. Вариантов не так уж и много, но в сочетании с другими элементами игры результаты могут быть интересными. Вы можете делать районы или даже целые города бесплатным общественным транспортом, запретом на сигареты и легализацией марихуаны – здесь нет никого, кто бы вам запретил. Ещё больше экспериментов можно позволить себе, если снять все ограничения по строениям – каждое будет доступно с первой минуты игры, – но в таком случае «достижений» вам не видать, как и в примере с бесконечным запасов финансов.
Любой игрок способен назвать здания, которых лично ему в Cities: Skylines не хватает, и консольная версия не поддерживает модификации, с помощью которых на PC можно было настроить игру под себя. Да и я бы не отказался от одного, который позволяет вручную размечать повороты и светофоры для различных дорожных полос. Более разнообразная внешность зданиям тоже не помешала, причём это бы никак не помешало соблюсти общий стиль. Не всё идеально в консольной версии и с управлением: некоторые функции не очевидны, да и кнопки требуют каких-то очень точных, сильных нажатий. Но с таким же успехом можно и сказать, что я сейчас попросту придираясь, не найдя, за что Cities: Skylines отругать. Эта игра ни в коем случае не идеальна, но в ней есть главное, что присуще гениальным стратегическим играм – эффект «ну ещё пять минут». Вы убираете сгоревшее здание, замечаете не улучшенную до более зелёного варианта улочку, получаете сообщение о нехватке электричества, ставите новый ветряк в реку, рядом строите мост. Ну раз уж построили дорогу на другой берег, то грех не распланировать сетку улицу, не заселить берег, и не снабдить их новой больницей. И так снова и снова. Каждую минуту игра генерирует ситуации, требующие вашего внимания, даёт порции денег для новых экспериментов или вынуждает задержать ещё на полчаса, чтобы увидеть результат былых дел. Как уйти, как выключить, если ещё столько не завершено, если хочется приблизить камеру к асфальту и почти от лица жителей на всё посмотреть? Cities: Skylines посвящена строительству ради строительства, строительству ради созерцания результатов, вы не найдёте тут никакую иную цель. Если тема вам не особо интересна, игра не сможет вас мотивировать – это значимый недостаток, который вообще не факт, что можно в случае с играми этого жанра искоренить. Поэтому даже высока оценка в финале этого обзора отнюдь не гарантирует, Cities: Skylines понравится всем. Хотя даже некоторые скептики могут однажды обнаружить, что уже который час экспериментируют с районами, превращая одни в Капотню и ориентируя на добычу полезных ископаемых, а из других делая полный зелени Беверли-Хиллс.

85 Наш обзор Cities: Skylines порядочно задержался, а потому перед его написанием я решил вернуться в игру и уточнить пару деталей. Закрыть приложение и выключить консоль мне удалось только в четыре часа утра. Спустя день история повторилась, только я играл уже до шести утра, забыв про все дела и обязанности. В результате Cities: Skylines пришлось удалить: возникла серьёзная вероятность, что эта она всего за неделю успеет сделать меня безработным. Чем не комплимент для игры?

Обзор написан по цифровой версии игры для PlayStation 4, предоставленной редакции издателем. Все скриншоты, использующиеся в материале, сделаны непосредственно автором статьи на указанной платформе.

Источник

Последние новости