Следующая новость
Предыдущая новость

Обзор Chernobylite

29.09.2021 14:11
Обзор Chernobylite

Пока многие игроки ждут S.T.A.L.K.E.R. 2, польская студия The Farm 51 предлагает отправиться в чернобыльскую зону отчуждения уже сейчас. Скажу сразу: это путешествие способно оставить яркие впечатления, но Chernobylite явно могла стать большим, и причина нераскрытого потенциала вовсе не в бюджетности проекта. Как говорится, за двумя мутировавшими зайцами погонишься…
На самом деле, найти положительные стороны проекта нетрудно – они встречают с самого начала и не отпускают нас вплоть до финальных титров. И список получился крепким: интригующий сюжет, атмосфера, живые персонажи и последствия выбора. Причём этой четвёрки может хватить, чтобы проникнуться игрой настолько, что захочется простить ей и репетитивность геймплейного ядра, с одной стороны, и не получившие должного развития идеи и механики, с другой.
Но начинается всё, конечно же, с Зоны. В 1986 году происходит авария на Чернобыльской АЭС, и в возникшем хаосе игровой протагонист, физик Игорь Химинюк, теряет свою невесту Татьяну. Последующие годы Игорь посвящает исследованию родившегося в пламени катастрофы минерала – чернобылита. Согласно его теории, каждый объект и каждое живое существо оставляют след, наподобие излучения, которое фиксирует дозиметр. И если использовать источник энергии достаточной мощности, например, чернобылит, на основе этого следа можно восстановить последовательность событий прошлого. Желая узнать, что случилось с Татьяной в 1986 году, Игорь разрабатывает работающие на чернобылите очки виртуальной реальности и в сопровождении пары наёмников проникает на АЭС. Там их встречает вооружённая охрана корпорации НАР, завязывается перестрелка, и остатки группы спасаются сквозь червоточину, созданную при помощи ещё одного работающего на чернобылите изобретения Игоря.
Как видите, игра с самого начала встречает научно-фантастическими элементами, и это надо учитывать, если вы ожидали чего-то более реалистичного. В здешней Зоне можно встретить мутантов, случаются погодные аномалии, а игрок телепортируется на базу, используя чернобылитовый портальный генератор. Более того, спустя какое-то время открывается возможность использовать всё тот же чернобылит, чтобы… отправляться в прошлое и изменять ключевые сюжетные решения.

Оказалось, что в Chernobylite весьма сложно делать скриншоты – многие локации весьма тёмные (в игре есть фонарик), а кадры жаркого боя почти всегда выходят размытыми
Главная цель игрока – обосноваться в убежище местного сталкера, собрать новую команду для штурма АЭС и, тщательно спланировав операцию, выполнить задуманное Игорем. Звучит просто и, что интересно, опция атаки на электростанцию, по сути, доступна едва ли не после окончания пролога. Вот только без прикрытия, разведданных и необходимого снаряжения такая операция наверняка обернётся провалом. И, соответственно, чем больше пунктов из списка на доске подготовки операции окажутся вычеркнуты, тем выше шанс на успех, и тем меньше окажутся потери.
Сердце сталкерской базы – персонажи, которые смогут влиться в наши ряды во время исследования Зоны. Всего их пятеро, но почти все требуют соблюсти определённые условия, перед тем, как захотят присоединиться к Игорю. И выполнение их требований спокойно можно запороть – подыграть предыдущими действиями их оппонентам, случайно убить кого-то из их родни и так далее. При этом напарники не только участвуют в финальном штурме, но и охотно выдают протагонисту задания, участвуют в диалогах, реагируют на решения игрока и вполне могут разочароваться в его действиях настолько, что покинут группу. Кроме того, их можно ежедневно отправлять за ресурсами и обучаться у них новым умениям. Все герои получились действительно характерными и «живыми», а их личные истории таят в себе любопытные сюрпризы.

Собственная база выдана нам неспроста, и игроку приходится заниматься её менеджментом. Во-первых, в убежище можно устанавливать верстаки и научное оборудование для создания и улучшения оружия, а также производства расходных материалов (патронов, аптечек, отмычек, пластин для брони и так далее). Во-вторых, каждый член команды нуждается в месте для сна, чистом воздухе, электричестве (также требуется для крафта) и хотя бы базовом комфорте. Для этого логово приходится обставлять койками, энергогенераторами, очистителями воздуха и объектами, влияющими на шкалу комфорта – вроде телевизора, радио, источников света и комнатных растений. Причём тот же дизельный генератор даёт электричество, но загрязняет воздух, а очиститель, наоборот, облегчает дыхание, но жрёт энергию – так что не стоит забывать о балансе.
В целом набор доступных объектов достаточно неплох, хоть и лишён сюрпризов – весь список станков и койко-мест можно увидеть с самого начала, и никаких чертежей искать не придётся. К сожалению, тоже самое касается крафта оружия и его апгрейдов, а также размещения походных костров и мини-верстаков для создания самого необходимого в Зоне – снова всё доступно на старте. При этом, чтобы смастерить любую вещь, понадобятся ресурсы: металл, электроника, горючие материалы и топливо, а также такая экзотика, как местные грибы и растения. Наконец игроку понадобится кормить подопечных пайками (выполнены в виде батонов белого хлеба, что является прямой отсылкой к понятно какой игре). Раздача провианта происходит в конце каждого дня, и лучше? чтобы люди не голодали – это скажется на боевом духе и верности, а особо расстроенные откажутся ходить на задания. И ясное дело, вечно ресурсы в достатке не будут – за ними придётся отправляться в Зону, а что-то всё равно окажется в дефиците.

Поэтому по утрам мы всегда выбираем задания и людей, которых на них отправим – с поправкой, что сюжетные миссии доступны лишь Игорю. Хочется сказать, что The Farm 51 не зря ездили в реальную Зону отчуждения и производили 3D-сканирование местности. Припять и прилегающие территории получились в Chernobylite очень убедительными – пускай и с допущениями в масштабе и расположении объектов относительно друг друга. Здесь можно прогуляться между жилыми высотками или постоять под колесом обозрения, зайти в дворец культуры «Энергетик», отправиться в речной порт или к радиолокационной станции «Дуга». Наконец, сама АЭС в игре тоже, разумеется, есть. Единственное, с чем пожадничали разработчики, так это с количеством мест действия – не считая припасённой на финал станции, в игре всего пять локаций среднего размера. Да, во время сюжетных и побочных миссий на них происходят фиксированные или случайные события, открывается доступ в какие-то строения или появляются новые персонажи, но частое повторение одних и тех же фонов быстро наскучивает. Ситуацию выравнивает только желание игрока узнать, что же будет с персонажами дальше и какие ещё встречи ждутна просторах Зоны. Не меньше утомляет и ежедневная нужда «пылесосить» ресурсы на локациях, хотя и здесь нашлась механика, вносящая хоть какую-то «перчинку» в выживание – посещение одного и того же места несколько дней подряд истощает число находимых вещей.
К собирательству и поиску улик, приближающих Игоря к штурму АЭС, также стоит добавить и такие обязательные для сеттинга вещи, как трещащий дозиметр и риск облучиться, а также противогаз со сменными фильтрами – для защиты в особо загрязнённых точках Зоны. Есть ещё шкала рассудка, который могут повредить чернобылитная психоделика и галлюцинации (двигающиеся куклы, «призраки» жертв Зоны), а также полученные раны. В полевых условиях психика лечится просто – горячительными напитками.

Но мы не будем забывать, что Chernobylite не только сурвайвал, но и экшен-RPG, да ещё и с примесью хоррора, как говорится в описании. Однако если к выживанию меньше всего вопросов, экшен-составляющая вышла менее уверенной. И дело даже не в том, что доступного оружия не так много – револьвер, дробовик, штурмовая винтовка да экспериментальные рейлган с плазмомётом. Пушки хотя бы можно модифицировать различными прицелами, прикладами и прочими увеличенными магазинами. Всё дело в интеллекте противников, в очень условной системе укрытий, отсутствии гранат, общей сырости управления персонажем во время перестрелок и, наконец, скудном разнообразии оппонентов. Причём поначалу может показаться, что врагов вообще 2-3 вида, но гораздо позднее на смену обычным солдатам приходят офицеры, а затем тяжёлые бойцы в броне. Даже монструозные порождения Зоны и чернобылита, про которых вечно все говорят, большую часть игры редки и распределены по локациям крайне неравномерно. И ведь вроде есть человекоподобные тени, умеющие телепортироваться, а вдруг ты уже наталкиваешься на странный кокон, напоминающий о ксеноморфах, и тебе в лицо прыгает местный аналог «лицехвата». А стоит задержаться где-то слишком долго, начнётся чернобылитовая буря с громом и молниями, и из портала выскочит Чёрный сталкер – местный преследователь аля Мистер Икс из Resident Evil. Звучит даже интригующе, но, повторюсь, такие встречи случаются редко, а бестиарий не перестаёт быть бедным.
RPG-элементы, выраженные набором опыта и очков навыков персонажем, так же максимально просты, но хотя бы завязаны на любопытном взаимодействии со спутниками. У каждого завербованного напарника есть пять умений, которым он готов научить протагониста за соответствующие очки – от расширенного инвентаря и нелетального устранения противников (необученный Игорь настолько судорожно колет врагов ножом, что страдает его психика), до увеличенного урона конкретным оружием. Причём учёба проходит в формате коротких сценок, обычно требующих сдать небольшой экзамен у своего учителя.

При этом Зона медленно, но почти ежедневно меняется: залежи чернобылита разрастаются, погодные аномалии становятся чаще, а с чернобыльской АЭС что-то происходит, и её всё больше накрывает отвратительным кристаллическим куполом. Да и враги увеличивают число патрулей, о чём сигнализируют появляющиеся на окне планирования операций вертолёты и прожектора. К слову, если полностью игнорировать укрепление позиций противником, в один прекрасный день НАР добиваются своих гнусных целей, случается новая катастрофа и все… умирают. Тут, конечно, приходит на помощь возможность вернуться в прошлое и переписать ключевые решения, сыгравшие на руку антагонистам – только извольте расплатиться чернобылитом. Да и в целом система выбора и переписывания последствий не только интригует при взаимодействии с напарниками и NPC, но способна и на маленькие сюрпризы. Например, однажды Игорь пал, сражённый вражеской пулей, и уже должен был отмотать для себя время вспять, но за 5-6 миссий до этого я вызволил НАР’овского бойца, «вросшего» в чернобылит. В итоге, протагониста оттащили на базу для казни, но спасённый солдат открыл дверь камеры и помог протагонисту бежать.
Визуальная сторона Chernobylite выглядит отлично в том, что касается видов, но страдает от бюджетности анимаций и некоторых объектов. Однако это не мешает погружению. К тому же для игры написана пара действительно прекрасных музыкальных композиций, идеально дополняющих общее меланхоличное настроение истории и всего геймплея. Атмосфера Chernobylite, сочетающая ощущение упадка и безнадёги, лёгкую грусть и проглядывающую через всё это надежду, бесподобна, даже несмотря на бросающиеся в глаза огрехи.

Хоррора в игре не особо много, но психоделики хватает
Подходя к финалу обзора, не могу не упомянуть неприятного случая с сохранениями. В один момент стали упорно вылезать сообщения об ошибках, но при этом всё работало, и меня даже не выкидывало в меню консоли. И вдруг в очередной раз Chernobylite всё-таки вылетела, а при перезапуске игры меня ждала лишь одна опция – «Новая игра». К счастью, была ещё резервная копия прогресса в облаке… двухдневной давности. В релизный день проект получил новый патч, и хочется верить, что подобное больше не повторится, но тут уж время покажет.
Что касается локализации в игре, действие которой происходит на пространстве бывшего СССР, она кажется обязательной, правда? И перевод доступен в виде субтитров с озвучкой – некоторые актёры переигрывают, голосу Татьяны, наоборот, по моему мнению, не хватает уверенности, но в целом всё работает на своей, вполне имеющей право на жизнь волне. И включать английский звук рука не тянется – ей в этом сеттинге не место.

75 Chernobylite явно могла получиться лучше, если бы разработчики больше сконцентрировались на одной-двух сильных сторонах проекта. Сочетание выживания, менеджмента базы и научно-фантастической экшен-RPG получилось удачным, но не во всём доведённым до ума. К счастью, поверхностная проработка отдельных механик не способна отнять у детища The Farm 51 бесподобную атмосферу, интригующую историю, характерных персонажей и в кои-то веки работающую систему выбора. В ожидании продолжения главной игры про зону отчуждения Chernobylite на какое-то время вполне насытит изголодавшихся сталкеров.

Обзор написан по цифровой версии игры для PlayStation 4, предоставленной редакции издателем. Все снимки экрана, использующиеся в материале, сделаны непосредственно автором статьи на PlayStation 5 по обратной совместимости.

Источник

Последние новости